Главная   страница 1страница 2страница 3 ... страница 10страница 11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Темы курса

Лекционные занятия

Практические занятия

Всего



Цели, задачи и основные понятия курса «Общие основы противодействия терроризму». Обзор информационных ресурсов по проблематике курса

2




2



Терроризм как глобальная проблема современности

2




2



Зарубежный опыт противодействия терроризму

2

2

4



Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России

2

4

6



Основы антитеррористической политики российского государства

2

2

4



Роль информационной среды в противодействии терроризму

2

2

4



Безопасность личности в условиях террористической угрозы

2

4

6



Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму

2

4

6




Итого

16

18

34

Тема урока «Зарубежный опыт противодействия терроризму»

(2 часа)
Компетенции, формируемые на уроке:

методологическая компетенция – составить общие представления о деятельности международных организаций в сфере борьбы с терроризмом;

информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму.


Вопросы для обсуждения

  1. Роль и участие международных организаций в сфере борьбы с терроризмом.

  2. Международные правовые акты и их значение в противодействии терроризму.

  3. Опыт антитеррористической деятельности в США, Израиле.


Форма урока: разработка и презентация творческих проектов.
Методические рекомендации:

На основе рекомендуемой литературы ученикам необходимо разработать творческие проекты, разделившись на группы по заинтересовавшей их проблематике. Свои творческие проекты ученики должны представить на практическом занятии. Оцениваться творческие проекты должны преподавателем и другими учениками, которые не принимали участие в их подготовке.

Приветствуется включение в творческие проекты мнений авторитетных экспертов, проявление творческой инициативы учеников. Желательно, чтобы авторы по тем или иным вопросам не стеснялись излагать свою точку зрения, не боясь того, что она кому-то покажется неверной или не будет совпадать с мнением экспертов или слушателей. Это будет способствовать выработке культуры общественно-политической дискуссии.

При составлении проектов возможно использование официальной статистики, схем, таблиц, диаграмм, фотоматериалов. Каждый проект должен сопровождаться обоснованным выводом о вкладе тех или иных международных организаций в процесс противодействия терроризму.



Примерные темы творческих проектов:

  • Организация Объединенных Наций и политика обеспечения глобальной безопасности и противодействия терроризму.

  • Борьба с терроризмом: деятельность Совета Европы.

  • Роль ОБСЕ в системе коллективной безопасности.

  • Борьба с терроризмом в зоне безопасности ЕС.

  • Антитеррористическая деятельность ШОС в современных условиях.

  • Антитеррористический Центр СНГ: цели и задачи.

Структура творческого проекта о роли международных организаций в противодействии терроризму:

  1. Название международной организации (сокращенное и полное название).

  2. Год создания.

  3. Страна-учредитель.

  4. Эмблема (если есть).

  5. Страны-участники.

  6. Цели и задачи организации.

  7. Роль организации в противодействии терроризму.

  8. Роль России в данной международной организации.

  9. Примеры инициатив организации по борьбе с терроризмом.

  10. Основные выводы.

  11. Сведения об авторах.


Литература:

Основная:

  1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишняко­ва. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.


Дополнительная:

  1. Аннан К. Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии // Безопасность Евразии. – 2007. – № 1. – С. 101-152.

  2. Горбунов Ю. Тенденции и проблемы международно-правового регулирования противодействия терроризму // Государственная служба. – 2007. – № 2. – С. 39-45.

  3. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

  4. Змеевский А.В. Важный вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом // Московский журнал международного права. – 2007. – № 1. – С. 46-64.

  5. Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.

  6. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

  7. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // http://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008

  8. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // http://www.russian.kiev.ua/ от 31.01.2011

  9. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm


Законодательные акты и нормативные документы:

    1. Конституция РФ. – М., 1993.

    2. «О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

    3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.

    4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

    5. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10.01.2000г).

    6. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS № 196

    7. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята резолюцией № 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.)

    8. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)

    9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.)

    10. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.)


Электронные ресурсы:

  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России

  2. http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия

  3. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

  4. http://www.atcsng.ru – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ

  5. http://www.interpol.ru – официальный сайт Интерпола

  6. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности

  7. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ

  8. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области

  9. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»

  10. http://www.cns.miis.edu - Сайт института Международных исследований

  11. http://www.eur.ru – Сайт представительства Европейской комиссии в РФ

  12. http://www.europa.eu.int – Официальный сайт ЕС

  13. http://www.nato.int - Официальный сайт НАТО

  14. http://www.osceprag.cz - Официальный сайт ОБСЕ

  15. http://www.un.org - Официальный сайт ООН

  16. http://www.unhchr.ch – Сайт Верховного комиссара ООН по правам человека


Задания для контроля владения компетенциями:

        1. Установите соответствие:




Конвенция по противодействию терроризму

Основная цель

  1. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.)

а) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.

  1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.)

б) целью Конвенции является активизация усилий государств по предотвращению терроризма посредством мер, принимаемых на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества. Для обеспечения выполнения поставленной цели в Конвенции, в частности, закреплены обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.

  1. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (16 мая 2005 г.)




в) содействие укреплению международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц




        1. Как Вы считаете, почему, несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности терроризма, выстроить достаточно эффективную систему противодействия терроризму пока не удается? С чем это связано? Аргументируйте свой ответ.




        1. Заполните таблицу:







США

Израиль

Правовая основа противодействия терроризму







Приоритетные направления деятельности







Антитеррористическая служба








Тема урока «Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России» (4 часа)
Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.


Форма урока: урок-исследование.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды экстремизма: политический, религиозный, экологический, экономический.

2. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.

3. Политические, экономические, социальные, этнокультурные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России.


Методические рекомендации

При подготовке к уроку вопросы, предложенные для обсуждения, распределяются между участниками исследования в соответствии с полученными заданиями.

Для проведения урока-исследования школьники заранее делятся на пять команд: «теоретики», «аналитики», «практики», «представители СМИ» и «граждане».

«Теоретики» изучают литературу по проблеме и готовят словарь основных понятий: «экстремизм», «терроризм», «национальная безопасность», «террористическая угроза», «международный терроризм», «политический экстремизм», «религиозный экстремизм», «экологический экстремизм», «экономический экстремизм». При подготовке словаря необходимо обратить внимание на то, что данные понятия по-разному формулируются в научной и публицистической литературе. При этом целесообразно использовать следующие источники из списка литературы:


  • Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

  • Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2004;

  • Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008;

  • Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;

  • http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.

Словарь можно оформить в виде таблицы:




Научная литература

Понятия

Публицистическая литература




экстремизм
терроризм





«Аналитики» проводят анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России. Команда «аналитиков» изучает нормативно-правовые документы по указанной проблеме: Конституция РФ (1993 г.); Закон РФ от 6 марта 2006 года, № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009 г.) // Российская газета. – 2009. – 19 мая.Интернет-ресурсы: http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России;http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма; http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности; http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ; Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

Анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России команда «аналитиков» представляет в виде таблицы:




№№

п/п

Наименование документа, статьи

Содержание документа

Меры противодействия














«Практики» анализируют основные риски и угрозы национальной безопасности России. Команда «практиков» исследует и выявляет причины возрастания террористических угроз в современной России. Исходя из этого, им рекомендуется при подготовке к уроку использовать следующую литературу:

  • Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

  • Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;

  • http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».

«Практики» предлагают рекомендации по уменьшению и снижению рисков и угроз национальной безопасности России. Свои рекомендации команда «практиков» представляет в виде 3-4 тезисов.

«Представители СМИ» готовят электронную презентацию, отражающую хронику террористических актов, совершенных на территории современной России.

«Граждане» дают аргументированную оценку рекомендациям команды «практиков» и мероприятиям государственных органов РФ по обеспечению национальной безопасности и безопасности граждан России в условиях террористических угроз, и предлагают свои рекомендации по укреплению безопасности граждан России и противодействию терроризму. Команда «граждан» готовит презентацию на тему «Безопасность граждан в условиях возрастания террористических угроз в современной России».

После представления результатов исследования каждой командой, участники урока обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, заданные учителем или представителями другой команды. В конце урока формулируются основные выводы, оценивается работа всех участников.


Литература:

Основная:

    1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.


Дополнительная:

1. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.



    1. Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.

    2. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

    3. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // http://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008.

    4. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // http://www.russian.kiev.ua/ от 31.01.2011.

    5. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm.


Законодательные акты и нормативные документы:

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
Электронные ресурсы:


  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России.

  2. http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.

  3. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.

  4. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности.

  5. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ.

  6. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области.

  7. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».


Задания для контроля владения компетенциями:

  1. Заполните таблицу:




№№

п/п

Виды экстремизма

Характерные черты

Формы проявления












2. Вставьте в данном отрывке недостающее понятие:

Идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий – это ______________.
3. Дайте определения следующим понятиям:
экстремизм_______________________________________________
терроризм________________________________________________
национальная безопасность___________________________________
террористическая угроза____________________________________
международный терроризм__________________________________
политический экстремизм___________________________________
религиозный экстремизм_____________________________________
экологический экстремизм____________________________________
экономический экстремизм____________________________________

Тема урока «Основы антитеррористической политики российского государства» (2часа)
Компетенции, формируемые на занятии:


  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-политическая компетенция – понимание сущности и специфики Государственной стратегии противодействия терроризму как стратегической цели государственной политики.


Вопросы для обсуждения

  1. Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии.

  2. Правовые основы предотвращения терроризма в современной России.

  3. Участие гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.


Форма урока: семинар.
Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса ученик должен уяснить ключевые принципы Государственной стратегии противодействия терроризму, изучить структуру Национального антитеррористического комитета, изучить задачи России в области профилактики терроризма и проанализировать специфику решения данных задач в современном мире. (См.: Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.)

По второму вопросу: ученику необходимо изучить Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (См.: www.vesbook.ru – Законы и кодексы Российской Федерации), изменения и дополнения к нему, а также комментарии к закону; на основе изученного материала необходимо заполнить таблицу:


Понятие

Определение




идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.




совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.




комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.




деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.


При изучении третьего вопроса необходимо ознакомиться с работами Журавеля В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму (http://www.smi-antiterror.ru); Атаваджиева С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму (Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286), уделив особое внимание задачам гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму. Также следует изучить Доклад партии «Единая Россия» «Активная роль гражданского общества в общенациональной системе противодействия терроризму» на сайте ЦСКП (http://www.cscp.ru).



Литература

Основная:

  1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишняко­ва. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.


Дополнительная:

  1. Атаваджиев С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286.

  2. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – М., 2006.

  3. Будущее – без терроризма, терроризм – без будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 71-75.

  4. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – 352 с.

  5. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. – М.: Дрофа, 2007.

  6. Григорьев А. Научное и законодательное представление о терроризме в России // Государственная служба. – 2008. – Т.4. – С. 128-130.

  7. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

  8. Иванова Э.М. Сотрудничество государства и общества – концептуальный принцип борьбы с терроризмом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 68-70.

  9. Касютин Д.Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях, по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в российской федерации // Пробелы в Российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 45-46.

  10. Кинжибаев Д. О противодействии терроризму в России // Закон и право. – 2007. – № 9. – С. 101-103.

  11. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

  12. Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мировозренческие меры противодействия терроризму // Культура: Управление, экономика, право. – 2007. – № 1. – С. 32-36.

  13. Перенджиев А.Н. Специфика и проблемы участия вооруженных сил России в антитеррористической политике государства // www.milpol.ru

  14. Полунина И.Е. Полномочия главы российского государства в сфере противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С. 388-390.

  15. Рабчук В.Н. Особенности правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2008. – № 1. – С. 273-275.

  16. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm

  17. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.

  18. Шмыгун А.Н. Некоторые вопросы совершенствования законодательства в области противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2008. – № 2. – С. 332-333.


Законодательные акты и нормативные документы:

  1. Конституция РФ. – М., 1993.

  2. «О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Незави­симая газета. – 2000. –14 января.

  4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.


Электронные ресурсы:

  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России

  2. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ

  3. http://www.osfsb.ru – официальный сайт ФСБ России

  4. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

  5. http://studies.agentura.ru/tr – Агентура.ру – Исследовательский центр

  6. http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»

  7. http://shkolazhizni.ru – «Школа жизни» – Познавательный журнал

  8. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области

  9. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»

  10. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности

  11. – Хроники террора


Задания для контроля владения компетенциями:

    1. Проанализируйте представленную схему координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации, выделив преимущества создания двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной основе.





    1. 3 мая 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», которые предусматривают возможность установления в стране трех уровней террористической опасности:

«Ст. 5. Ч. 5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации».

Проанализируйте статью 5 и выделите цели данных изменений. Выскажите свое мнение о необходимости введения уровней террористической опасности в России.



    1. Целесообразно ли ужесточение уголовного законодательства, направленного на борьбу с терроризмом в РФ? Объясните подробно свою точку зрения по этому вопросу.



Тема урока «Роль информационной среды в противодействии терроризму» (2 часа)
Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-политическая компетенция – выявление роли и значения информационной среды в предупреждении терроризма и минимизации последствий террористических актов.


Вопросы для обсуждения

  1. Роль средств массовой информации в профилактике терроризма.

  2. Информационные технологии как эффективное средство противодействия террористическим воздействиям.

  3. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму.


Форма занятия: мозговой штурм.
Методические рекомендации:

  1. Сформируйте группу участников, постаравшись обеспечить разнородность ее состава. В состав группы, помимо учеников данного класса, могут входить ученики других классов, приглашенные учителя.

  2. Продумайте все аспекты проблемы, избегая шаблонных, типовых решений. Постарайтесь использовать не только критическое мышление, но и воображение, не стесняясь высказывать даже «абсурдные» идеи.

  3. В ходе «мозгового штурма» ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие задачи в рамках противодействия терроризму должны решать СМИ?

Каким образом СМИ могут сформировать негативное отношение к террористической деятельности?

Предложите схему взаимодействия: СМИ – правоохранительные органы – общество по вопросу предупреждения террористических актов.

Каким образом противостоять распространению идеологии терроризма в сети Интернет?

Предложите концепцию нового Интернет-портала по проблеме терроризма. Опишите его структуру, задачи, возможности.



  1. Заранее выбранный модератор должен зафиксировать все высказанные идеи, следя при этом за соблюдением правил проведения дискуссии. Всем участникам должна быть обеспечена равная возможность высказать свои идеи; отношения между ними должны строиться на принципах толерантности и взаимоуважения. Модератор по мере необходимости должен задавать наводящие вопросы, которые позволят дать новое направление мыслям участников и не допустить повторения схожих между собой идей. В конце дискуссии, которая в рамках урока не должна превышать 20-25 минут, модератор готовит список идей, зафиксированных в краткой форме.

  2. Процедура мозгового штурма не считается эффективной без последующей экспертизы идей. Эксперты группируют сходные идеи и формулируют общие принципы, лежащие в основе каждой группы. После классификации принципов оценивается перспективность каждого из них с точки зрения практического воплощения.


Литература

Основная:

  1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишняко­ва. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.


Дополнительная:

  1. Голубин Р.В., Грачев С.И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 3. – С. 218-223.

  2. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

  3. Коновалова Н.В. Динамика представлений о терроризме в средствах массовой коммуникации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. –2008. – № 6. – С. 112-115

  4. Рихтер А.Г. «Война с терроризмом» и свобода массовой информации // Вестник Московского университета. – Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 3. – С. 20-36.

  5. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.

  6. Улеватый О.В. Информационно-психологические и идеологческие проблемы разработки компьютеризованных систем противодействия терроризму в Российской Федерации // Информационные войны. – 2007. – № 4. – С. 88-102.


Электронные ресурсы:

  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России

  2. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ

  3. http://www.interpol.ru – официальный сайт Интерпола

  4. http://www.osfsb.ru – официальный сайт ФСБ России

  5. http://www.atcsng.ru – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ

  6. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

  7. http://studies.agentura.ru/tr – Агентура.ру – Исследовательский центр

  8. http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»

  9. http://shkolazhizni.ru – «Школа жизни» – Познавательный журнал

  10. http://kavkaz-uzel.ru – «Кавказский Узел»

  11. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области

  12. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»

  13. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности

  14. – Хроники террора

  15. http://www.smi-antiterror.ru – Журналисты против террора

  16. http://www.scienceport.ru – Портал «Наука и образование против террора»

  17. http://www.truenet.info – Молодежь за Чистый Интернет

  18. http://behonest.ru – Молодежь за Честный Интернет


Задания для контроля владения компетенциями:

  1. Определите пути взаимодействие органов власти со СМИ по вопросам противодействия экстремизму.

  2. Прокомментируйте тезис М. Тэтчер: «Террористы используют свободные СМИ для того, чтобы уничтожить свободу». Как Вы его понимаете? Каково Ваше мнение?

  3. Используя сведения из сети Интернет, заполните таблицу:

Интернет-портал

Цели создания сайта

Основные направления деятельности

«Россия Антитеррор» – Национальный портал по противодействию терроризму –http://www.antiterror.ru







Детский сайт противодействия терроризму – http://www.01-02.ru/index.php?p=9&v=f







Интернет-проект «Террору нет» –http://www.terrorunet.ru







Журналисты против террора – www.smi-antiterror.ru








Тема урока «Безопасность личности в условиях террористической угрозы» (4 часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.


Форма занятия: «круглый стол».
Вопросы для обсуждения

1. Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера.

2. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз.

3. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Принципы противостояния стрессовым факторам.


Методические рекомендации

Урок проводится в форме «круглого стола», на котором предполагается обсудить актуальные проблемы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации в условиях террористических угроз, выявить особенности личной безопасности и правила поведения в условиях террористических угроз.

Подготовка к уроку предполагает изучение основной и дополнительной литературы по каждому вопросу плана, Интернет-ресурсов.

Форма урока предполагает возможность участия специалиста в данной предметной области. Роль специалиста выполняет учитель, который предлагает вниманию участников «круглого стола» доклад на тему: «Безопасность личности в условиях террористической угрозы». Школьники готовят сообщения по заявленной теме и вопросы, связанные с тематическим выступлением приглашенного специалиста (учителя). Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются школьниками в процессе подготовки к уроку, на лекционных встречах и в процессе самостоятельной работы. Проведение урока в форме «круглого стола» способствует развитию культуры общения и взаимодействия при принятии решений. В процессе подготовки к уроку школьники готовят под руководством учителя фиксированные сообщения по следующим темам:



  • Обеспечение безопасности граждан России в современных условиях.

  • Культура безопасности жизнедеятельности как важнейшее условие формирования антитеррористического поведения в молодежной среде.

  • Действия в ситуациях, связанных с терроризмом.

  • Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.

  • Действия при обнаружении взрывоопасных предметов.

  • Правила поведения при взрыве.

  • Действия при поступлении угрозы по телефону.

  • Действия при получении писем и записок, содержащих угрозу.


Структура выступлений

Слайд 1 – название выступления;

Слайд 2 – актуальность обсуждаемой проблемы;

Слайд 3-4 – основные положения, раскрывающие содержание;

Слайд 5-7 – теоретическая и практическая значимость;

Слайд 8 – факты, примеры из жизни;

Слайд 9-10 – выводы и обобщения;

Слайд 11 – фото и фамилия, имя выступающего.


Учителем назначается группа экспертов, которая совместно с учителем в соответствии с заранее разработанными критериями выставляют оценки всем выступающим, а также задают вопросы по теме и подводят итоги обсуждения того или иного вопроса.
Карта оценки выступлений


№№

п/п

Тема выступления

Теоретический уровень

Практическая значимость

Наглядность

Оценка




















<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
2957.93kb.
Учебное пособие Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений 2-е издание, стереотипное Москва 2000
3116.42kb.
Химическая экология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
159.44kb.
Перечень высших учебных заведений Автономной Республики Крым, являющихся юридическими лицами
139.06kb.
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в гоу впо агту в 2010 год
62.57kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология
824.55kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Декан факультета математики и информатики
196.37kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
332.04kb.
Высшее профессиональное образование
3729.82kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента Минобрнауки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обуч по спец. 080502 "Экономика и управление на предприятии туризма"
76.63kb.