Главная страница 1

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Учебно-методического объединения

вузов Республики Беларусь

по естественнонаучному образованию

____________________В.В. Самохвал

15 мая 2006

Регистрационный № ТД- G. 020 /тип.
И С Т О Р И Я Б И О Л О Г И И

Учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-31 01 01 Биология


СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета по специальности Биология УМО по

естественнонаучному образованию

______________В.В. Лысак

19 апреля 2006
Первый проректор Государственного учреждения образования

«Республиканский институт

высшей школы»

_____________ В.И. Дынич

30 мая 2006
Эксперт-нормоконтролер

______________ С.М. Артемьева

30 мая 2006

Минск


2006
Составители:

Глушен С.В. – доцент кафедры генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук;

Максимова Н.П. – заведующий кафедрой генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, доктор биологических наук, доцент;

Титок М.А. – профессор кафедры генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, доктор биологических наук, доцент


Рецензенты:
кафедра биологии человека Учреждения образования «Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова»;
Карако П.С. – профессор кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, доктор философских наук, профессор


Рекомендована к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой генетики биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 11 от 7 марта 2006 г.)

Ученым советом биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 18 апреля 2006 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 25 апреля 2006 г.)
Ответственный за редакцию: Глушен Сергей Витальевич
Ответственный за выпуск: Титок Марина Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом курса является обзор развития биологических знаний с древности до наших дней на основе современных науковедческих концепций. В нем, в частности, рассматриваются общие закономерности развития естественных наук, дается периодизация развития биологии, рассматриваются основные факторы, обеспечивающие прогресс как отдельных биологических наук, так и всей биологии в целом. Отдельный раздел программы посвящен развитию биологии в Беларуси. Программа завершается обзором тенденций развития биологии в XXI веке.

Курс истории биологии призван расширить кругозор студентов, дать им представления о тенденциях развития биологии в различные исторические эпохи, показать роль биологических наук в развитии современной цивилизации. Программа курса рассчитана на 20 лекционных часов.

Введение

Закономерности развития науки. Понятие о парадигме. Эволюционные и революционные периоды развития науки. Допарадигмальные, непарадигамальные и парадигмальные науки. Роль научного метода в становлении и развитии биологии. Соотношение теории и эксперимента в биологических науках. Биология и общество. История термина "биология". Периодизация развития биологии.



Биология древнего мира

Предпосылки появления рационального знания в Древней Греции. Биологические представления древнегреческих ученых - Фалеса Милетского, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита Эфесского, Пифагора, Гиппократа. Биологические труды Аристотеля и Теофраста. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в Римской империи. Л.Кар и его поэма "О природе вещей". "Естественная история" Плиния. Работы анатома Галена и ботаника Диоскорида. Зарождение научных традиций.



Биология в средние века

Символическое видение мира в средневековье. Реализм и номинализм. Вклад философов-схоластов в развитие науки. Биология в трудах Роджера Бэкона, Альберта Великого, Авиценны и Аверроэса. Проникновение биологических знаний в Киевскую Русь.



Биология в эпоху Возрождения

Изобретение И. Гутенбергом печатного станка. Великие географические открытия и создание коллекций растений и животных. История образования Лондонского Королевского Общества и Российской Академии наук. Работа Френсиса Бэкона “Новый органон”. Роль Г. Галилея, Р. Декарта и И.Ньютона в формирование научной картины мира.


Развитие биологических наук в XV - XVIII вв.
Начальный этап описания, классификации и систематизации растений (И.Бок, М.Лобелий, К.Баугин, А. Чезальпино, Д. Рэй, Ж. Турнефор). Изобретение микроскопа (Р.Гук) и возникновение анатомии растений (М.Мальпиги, Н.Грю). Системы растений К.Линнея, М. Адансона, Б. и А.-Л. Жюссье, Ж.Б. Ламарка. Опыты по "водному" питанию растений, движению воды и транспирации (ван Гельмонт, Р.Бойль,С.Гейлс), исследования роли воздуха и света в жизни растений (Д.Пристли, Я.Игенхауз и Ж. Сенебье). Развитие представлений о размножении растений (Н. Грю, Р.Камерариус, Й-Г. Кельрейтер). Первые сводки животных нового времени (К.Геснер, У. Альдрованди, Т.Моуфет, Э. Уоттон, Дж. Рэй). Система животных К. Линнея. "Естественная история" Ж. Бюффона. Исследования насекомых (Р.Реомюр), червей и тлей (Ш.Бонне), гидры (А.Трамбле), регенерации и оплодотворения низших позвоночных (Л. Спалланцани). Работа А. Везалия "Семь книг о строении человеческого тела". Открытие кровообращения У. Гарвеем, простейших и сперматозоидов А. Левенгуком, фолликулов в яичниках млекопитающих Р. де Граафом. Первая экспериментальная работа по биологии русского ученого М. Тереховского "О наливочном хаосе Линнея". Диссертация А. Шумлянского "О строении почек". А. Галлер и его работа "Элементы физиологии". Борьба преформистов (Сваммердам, Левенгук, Лейбниц, Бонне, Галлер) и эпигенетиков (Мопертюи, Дидро, Нидхэм, Бюффон). “Теория зарождения ” К. Ф. Вольфа).

Становление классической биологии в XIX в.
Развитие сравнительной анатомии и морфологии животных. Вклад в науку Ж. Кювье и Э. Ж. Сент-Илера. Диспут Кювье и Сент-Илера в 1830 г. Открытие зародышевых листков Х. Пандером. Теория зародышевых листков К. М. Бэра. Открытие ядра Р.Броуном. Создание клеточной теории Т.Шванном. Формирование гистологии в научных школах Я.Э. Пуркине и И.Мюллера.

Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Вклад Ламарка в ботанику, зоологию и теорию эволюции. Другие биологи-эволюционисты (Ш.Нодэн, Л.Окен, Э. Эйхвальд, К.Ф.Рулье). Предшественники Ч.Дарвина (В.Уэллс, П.Мэттью, Э.Блит, А.Уоллес). Научная биография Ч. Дарвина. Гносеологические аспекты теории Дарвина. Перестройка палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и систематики животных под влиянием дарвинизма (В.О. Ковалевский, .Долло, А.О. Ковалевский, И.И. Мечников, Ф.Мюллер, Э.Геккель и др.).

Развитие физиологии человека и животных. Работы Ф.Мажанди, К.Бернара, И.Мюллера, Э.дю Буа-Реймона, Г.Гельмгольца, К.Людвига, И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

Формирование микробиологии как самостоятельной науки. Исследоваия этиологии сибирской язвы и туберкулеза Р.Кохом. Научная деятельность Л. Пастера. Фагоцитарная теория иммунитета И.И.Мечникова и гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Открытие вирусов Д.И. Ивановским и М. Бейеринком.

Выделение цитологии в самостоятельную науку. Создание современного светового микроскопа Э.Аббе. Описание митоза В. Флеммингом. Исследования мейоза и оплодотворения (О.Гертвиг, Э.Страсбургер, Э. ван Бенеден, Т. Бовери). Открытие двойного оплодотворения у растений (С.Г.Навашин).

Развитие биологии в ХХ веке

Этапы развития биологии в ХХ веке. Влияние физики и химии на биологию. Брошюра Э. Шредингера "Что такое жизнь с точки зрения физики" и принцип редукционизма. Разработка методов ультрацентрифугирования (Сведберг), электрофореза (Тизелиус), хроматографии (Мартин, Синг) и рентгеноструктурного анализа (Лауэ, Брэгг). Создание электронного микроскопа (Кнолль и др.).


Развитие биохимии. Исследования строения углеводов и белков(Фишер), нуклеиновых кислот (Ф. Мишер, А.Коссель). Разработка теории катализа (Фишер, Анри, Михаэлис, Ментен). Открытие витаминов (Функ) и коферментов (Эйлер). Исследования гликолиза и дыхания Варбургом, Сент-Дьерди, Кребсом и др.. Открытие антибиотиков (Флеминг, Флори, Чейн, Ваксман). Рентгеноструктурные исследования нуклеиновых кислот (Астбери, Франклин, Уилкинс) и белков (Полинг, Кендрью, Перутц). Исследования окислительного фосфорилирования (Энгельгардт, Ленинджер, Митчел).

Развитие зоологии. Теоретические работы Северцова, Майра, Шмальгаузена, Догеля. Разработка проблем систематики и зоогеографии (А. Семенов Тян-Шанский, Л. Берг, Л. Зенкевич), протистологии (Догель), паразитологии (Павловский, Скрябин). Открытие и исследование погонофор (Иванов).

Развитие ботаники. Эвантовая и теломная теории в морфологии растений (Галлир, Бесси, Циммерман). Новые методы систематики (Мец, Белозерский, Поддубная-Арнольди) и системы растений (Козо-Полянский, Виноградов, Тахтаджян). Разработка теории вида (Комаров, Вавилов).

Достижения физиологии человека и животных. Изучение процессов координации (Шеррингтон, Ухтомский, Бериташвили, Реншоу, .Экклс). Теория функциональных систем (Бернштейн, Анохин). Исследования рефлекторной регуляции тонуса (Магнус), функций коры (Фогт, Бехтерев, Лешли) и органов чувств (Эдриан, Хартлайн, Гранит, Вальд, Уивер, Брей), вегетативной нервной системы (Ленгли, Орбели), кровообращения и дыхания (Крог, Баркрофт). Открытие нейромедиаторов (Леви), адреналина (Такамина, Олдрич), тироксина (Кендалл, Хенш), паратгормона (Коллип). Возникновение этологиии (Лоренц, Тинберген, Фриш).

Появление и развитие классической генетики. Работа Г.Менделя “Опыты над растительными гибридами” и переоткрытие его законов Корренсом, Чермаком и де Фризом. Разработка проблем количественной генетики Гальтоном, Пирсоном и Иоганнсеном. Создание хромосомной теории наследственности (Сэттон, Бовери, Морган, Бриджес, Стертевант и др.). Открытие искусственного мутагенеза Мелером и Стадлером. Создание теории мишени Тимофеевым-Ресовским и Дельбрюком. Открытие химического мутагенеза Рапопортом и Ауэрбах. Возникновение популяционной генетики и синтетической теории эволюции (Пирсон, Харди, Четвериков, Райт, Фишер, Добжанский). Исследования структуры гена с помощью генетического анализа (Кольцов, Серебровский, Дубинин и др.). Работы по цитогенетике С. Навашина и П. Живаго.

Развитие молекулярной биологии и генетики. Исследование генетической роли нуклеиновых кислот (Грифит, Эвери, Маклеод, Маккарти, Херши, Чейз, Френкель-Конрат). Открытие двойной спирали ДНК (Уотсон, Крик, Уилкинс), исследования тонкой структуры гена (Бензер), репликации (Мезельсон, Сталь, Корнберг) и обратной транскрипции (Темин, Балтимор, Дальбекко). Разработка проблем генетического кода и биосинтеза белка (Ниренберг, Маттеи, Спирин). Исследование дифференциальной активности генов (Жакоб, Моно). Проект "геном человека" (Уотсон, 1988).

История биологии в Республике Беларусь. Ученые-биологи Беларуси XVIII-XIX вв. (Жилибер, Снядецкий, Эйхвальд, братья Ковалевские, Семенов Тян-Шаньский и др.). Основание Белорусского государственного университета и Национальной Академии наук. Исследования белорусских ученых – биологов до и после Великой Отечественной войны (А.В. Федюшин, В.Ф. Купревич, Т.Н. Годнев, А.Р. Жебрак, Г.Г. Винберг, П.Ф. Рокицкий, Н.В.Турбин и др). Развитие биологического образования и научных исследований в современной Беларуси.

Научная революция в биологии XXI века и ее особенности: проблемный характер постановки задач, технологичность исследовательского процесса, усиление роли математического моделирования, методов генной инженерии и т.д. Системный подход в биологии.



Литература

Основная:


  1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под ред. С. Р. Микулинского. М., 1972.

  2. История биологии с начала ХХ века до наших дней / под ред. Л. Я. Бляхера. М., 1975.



Дополнительная:


  1. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики / А. Азимов. М., 2002.

  2. Академия наук Белорусской ССР. Мн.: 1979.

  3. Асветнiкi зямлi беларускай. Мн., 2001.

  4. Бабий Т. П. Биологи (биографический справочник) / Т. П. Бабий, Л. Л. Коханова, Г. Г. Костюк и др. Киев, 1984.

  5. Базилевская Н. А. Краткая история ботаники / Н. А. Базилевская, И. П. Белоконь, А. А. Щербакова. М., 1968.

  6. Вермель Е. М. История учения о клетке / Е. М. Вермель. М., 1970.

  7. Гайсинович А. Е. Зарождение и развитие генетики / А. Е. Гайсинович. М., 1988.

  8. Дарвин Ч. Автобиография / Ч. Дарвин. М., 1957.

  9. Кацнельсон З. С. Клеточная теория в ее историческом развитии / З. С. Кацнельсон. Л., 1963.

  10. Князев Г. А. Краткий очерк истории Академии наук СССР / Г. А.Князев, А. В. Кольцов. М.-Л., 1964.

  11. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977.

  12. Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина / В. В. Лункевич. М., 1960. Т. 1–2.

  13. Люди русской науки / под ред. И.В.Кузнецова. М., 1963.

  14. Музрукова Е. Б. Роль цитологии в формировании и развитии общебиологических проблем / Е. Б. Музрукова. М., 1988.

  15. Навука БССР за 50 год / гал.рэд. В.Ф.Купрэвiч. Мн.: 1968.

  16. Развитие биологии в СССР. М., 1967.

  17. Сойфер В. Н. Очерки истории молекулярной генетики / В. Н. Сойфер. М., 1970.

  18. Филипченко Ю. А. Эволюционная идея в биологии / Ю. А. Филипченко. М., 1977.

  19. Фролов И. Т. Философия и история генетики / И. Т. Фролов. М., 1988.

  20. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики / Э. Шредингер. М., 1981.



Смотрите также:
Химическая экология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
159.44kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
332.04kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение»
548.66kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология
824.55kb.
Декан факультета математики и информатики
196.37kb.
Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
2957.93kb.
Высшее профессиональное образование
3729.82kb.
Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. 2-e изд., перераб и доп. М.: Норма: инфра-м, 2015. 640 с.: ил.; 60x90 1/16
141.21kb.
Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю. Н. Голубчиков. М.: Инфра-м, 2015. 364 с.: 60x90 1/16.
58.76kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» Факультет: юридический Кафедра: теории и истории государства и права
865.91kb.