Главная страница 1

СЕМАНТИКА ЗАГЛАВИЯ РАССКАЗА В. П. АСТАФЬЕВА

«АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ»




А. В. Аксенова

МОУ «Центр дополнительного образования детей» г. Лесосибирск

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Т. А. Бахор

В рассказе В.П.Астафьева речь идет о трудной довоенной ситуации « В тридцать третьем году, рассказывает повествователь, наше село придавило голодом. Замолкли песни, заглохли свадьбы и гулянки, притихли собаки, не стало голубей. Сразу захмурели и вроде бы состарились дома. Углы у них были, как челюсти у голодных людей, сухи и костлявы». В рассказе повествуется о том, как члены большой семьи пытались бороться с голодом: дед нанялся пилить дрова в сельсовет и заработал «всего на булку хлеба». Тетка Августа работала на лесозаготовках, но в семью могла принести только банку «поросенка в желе: в банке были только шкурки с косточкой, поросенка там никто не нашел». Семье пришлось продать даже золотые сережки - память о утонувшей матери мальчика. В эти годы многие озлобились, потеряли совесть, например какие-то люди выбросили на мороз щенка, чтобы околел, некоторые пытались выжить, обманывая других. Именно такие люди попались бабушке в городе, у них она и купила каравай, в середине которого была мякина. С этим караваем были связаны надежды семьи, чтобы пережить хотя бы несколько тяжелых дней. Семья, таким образом, оказалась на краю гибели.

В рассказе В. П. размышляет над тем, в чем спасение человека. Историю со щенком мы рассматриваем как ответ на этот вопрос. Астафьев показывает, как ослабевшая от голода женщина не смогла пройти мимо другого несчастного существа – брошенного щенка. Она не знала, что вместо лишнего рта принесла в семью существо способное вызвать у хмурых, голодных людей улыбки и смех. Когда дед увидел лохматого щеночка с вислыми ушами, то непривлекательный вид щенка дед охарактеризовал следующим словом: « где это тебе такую чуду бог послал ». Но у этой фразы можно увидеть и другое значение. Со щенком действительно связано чудо: обессилившая семья объединилась вокруг « черненького мохнатого комочка», который своей беспомощностью и слабостью заставлял членов семьи проявлять силу и заботу о нем. Глядя на принесенного щенка, который жадно лакал молоко из кошачьей миски, бабушка вспомнила пословицу: «нечего, мужики, ничего, крута гора, да забывчива, лиха беда, но избывчева. Выкарабкаемся». Этими словами она словно напомнила людям о том, что беда должна пройти.

Так проявленная к неразумному щенку доброта принесла, в свою очередь, добро в семью Потылициных, это заметила и бабушка: «мы вот Шарика отогрели, покормили, а в дому сразу легше сделалось».

Мы знаем, что собака является олицетворением преданности и верности. Эти качества в полной мере проявил Шарик. Он, стараясь ни на шаг не отступать от бабушки, и следовал за ней повсюду. В словаре символов отмечено, что значение образа собаки определяется его функцией помощника пастухов: собаки охраняют и направляют стадо. Шарик в рассказе выполняет эту функцию: он заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными. Когда Шарика чуть не загрызли собаки, вся семья объединилась чтобы выходить любимца. И в дальнейшем бабушка не давала Шарика в обиду. Шарик не всегда поступал так как хотела бабушка: повадился пить у кошки молоко и мочиться на веник. Отучить его было невозможно. Он с бабушкой вел своеобразную игру: кто кого перехитрит, но победа была за Шариком: кошкино молоко выпито, а веник обмочен. Достигал он этого настолько хитро и уморительно, что бабушка не могла не простить своего любимца.

Действия собаки способствовали поддержанию доброго духа в семье. Так бабушка в своих молитвах иногда становилась фанатичной: «самозабвенно колотилась лбом об пол». Шарик выводил ее из этого состояния - начинал охоту на кур.

Напомним, что в рассказе ангелом - хранителем назван Шарик. Но сам Шарик не принес ничего нового в дом, он лишь способствовал тому, чтобы вновь проявились в людях хорошие качества, лишь на время спрятавшиеся в глубинах души человеческой (доброта, бескорыстное внимание к другому). Больше всего эти качества оказались присущи бабушке. Это она источник жизнеутверждающей и жизнетворческой силы семьи, и название рассказа, на наш взгляд, относится к ней.

Такой вывод мы можем подкрепить значением слова ангел. Известно, что ангелы являются символом служения, высшей духовности, чистоты, заступничества. Если принять эту точку зрения (бабушка – ангел хранитель), то в такой метафоре можно увидеть отражение авторской мысли об отношении Бога и человека. Как нам кажется, В. П. Астафьев изображает человека как земное воплощение духа. Бабушка и оказывается воплощением доброго духа, ангельского. Ее действия способствуют тому, что люди от забот о низменном переходят к мыслям о высоком.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Астафьев В. П. Ангел хранитель // Астафьев В. П. Последний поклон. М. 1982. С. 97-124.

  2. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 2002



Смотрите также:
Семантика заглавия рассказа в. П. Астафьева
33.46kb.
Мифологема воды / океана / реки в художественном мире в. П. Астафьева и и. Г. Мелвилла
23.17kb.
Астафьева Нонна Сергеевна Информационные стратегии формирования политического сознания
319.38kb.
Категория “свой/чужой”: семантика и фонетика
49.79kb.
Рассказа Артура Конан Дойла «Пестрая лента»
14.79kb.
Возможности рассказа как малой эпической формы
53.03kb.
Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Красавицы" и сделайте художественный перевод на английский
102.83kb.
Познакомить с поздним творчеством А. Алексина, выявить идейно-художественное своеобразие творчества писателя на примере анализа рассказа
289.06kb.
История одного поиска (Авиаперегоночная трасса Аляска-Красноярск. Катастрофа самолета А20 Бостон №) Андюсев Б. Е., к и. н., доцент кгпу им. В. П. Астафьева Матвеев А. В., ст
55.87kb.
«Мелодия» длиною в жизнь
67.23kb.
Урок литературного чтения во 2классе Тема: Н. Н. Носов
47.68kb.
«Составление рассказа по картине с проблемном сюжетном»
45.61kb.