Главная страница 1страница 2страница 3



Словарь терминов и понятийI

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ I


АВТОНОМНОСТЬ СОЗВУЧИЙ — способность созвучий к от­дельному независимому существованию в качестве конструктивно-обособленных элементов.

АВТОНОМНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ — интервалы, воспринимающие­ся "сами по себе, в своем специфическом качестве ... в зависимости от своих собственных свойств; для их выявления не требуется настройка или соответствующее окружение [93.139] (ср. с КОНТЕКСТУАЛЬ­НЫМИ ИНТЕРВАЛАМИ).

АККОРД — II

АККОРДЫ-ИНТЕРВАЛЫ — двузвучия, взятые на любой ступе­ни и применяющиеся как самостоятельные созвучия наравне с собст­венно аккордами. Особую индивидуализацию им придают расположе­ние и удвоение тонов [59.159; 85.43-46 ].

АККОРДЫ С ВАРИАНТАМИ СТУПЕНЕЙ — см. Вариантно-ступенные аккорды.

АККОРДЫ-ФАЗЫ —

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — см. Стохастическая музыка.

АЛЕАТОРИКА — Техника построения композиции, при которой процесс сочинения структуры, включая и ее исполнение, связанные с организацией различных элементов музыкальной ткани, работой с различными ее параметрами, подчинены более или менее управляемой случайности. Исторические предпосылки этой техники в "цифрован­ном басе", импровизационных сольных каденциях, музыкальных шут­ках Маурициуса Фогта, Моцарта, мелизмах. технике полиостинато и джазовой импровизационности. Пятидесятые годы нашего столетия — период становления алеаторики в качестве развитой и самостоятель­ной техники письма (Джон Кейдж, К.Штокхаузен, П.Булез). Активное применение алеаторики в связи с различными техниками письма, в том числе с тональной и особенно сонористической. Ее возникновение — реакция на тотальную организацию ткани, пришедшую вместе с сериализмом. Подразделение алеаторики на, свободную (абсолютную, ор­тодоксальную, неуправляемую) и ограниченную (относительную, уп­равляемую) . Отнесение этих понятий как к работе с материалом, так и к процессу его исполнения. Основной конструктивный принцип алеа­торики — дать возможность исполнителю (исполнителям) из заданно­го композитором набора музыкальных фрагментов сочинить свой особый вариант законченной композиции, применяя разнообразные формы взаимодействия таких фрагментов, повторения, контрастных сопоставлений, наложений и т.д. В условиях управляемой алеаторики эти формы могут быть ограничены предварительными указаниями компози­тора (например, повторять не более трех раз или только после проведения двух других фрагментов и т.п.).

АЛЕАТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — см. Алеаторика.

АЛЛЮЗИЯ — различный иностилистический нецитатный мате­риал, вводимый композитором в собственное сочинение и представ­ляющий собой стереотипные мелодические и гармонические элементы, ритмоформулы и тому подобные микроструктурные образования.

АЛЬТЕРАЦИОННАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника альтера­ционная.

АЛЬТЕРАЦИЯ —

АМБИТУС — объем звукоряда.

АНГЕМИТОНИКА — бесполутоновый тип ладовых систем.

АТОНАЛЬНО-СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА —

АТОНАЛЬНОСТЬ —

БЕЛЫЙ ШУМ — тон, включающий в себя все частоты.

БЛОКАККОРДЫ — аккорды на каждый звук мелодии с ее дубли­ровкой в нижнюю октаву [92.105].

ВАРИАНТНО-ИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — созвучия, со­держащие варианты одних и тех же интервалов, построенные от одного и того же аккордового тона.

ВАРИАНТНО-СТУПЕННЫЕ АККОРДЫ — созвучия, содержа­щие в своем звуковом составе диатонический и хроматический вариан­ты ступеней.

ВВОДНАЯ ДОМИНАНТА — см. Вводнотоновая доминанта.

ВВОДНАЯ СУБДОМИНАНТА — функция неустойчивого ладо­тонального элемента по отношению к устойчивому, лежащему от него на тон или полутон ниже [25.219 ].

ВВОДНОТОНОВАЯ ДОМИНАНТА — функция неустойчивого ладотонального элемента по отношению к устойчивому, лежащему от него на тон или полутон выше [25.219; 53.31; 63.141; 59.168; 69.133; 56.43].

ВВОДНОТОННАЯ ХРОМАТИКА (или вводная) — хроматика, "использующая диатонический полутон (хотя и расположенный на недиатонической ступени)" 93.143. В своем развитии "вводнотонность обре­ла способность внедряться в любую внутриладовую структуру в каче­стве вводновспомогательного звука .... "Вводный тон" стал обязательным элементом лада, отстоящим на полутон от основного тона лада 7 ступенью, даже несмотря на то, что в половине ладов, в миноре, этот звук нарушает диатонизм системы" 93.143.

ВВОДЯЩИЕ АККОРДЫ — аккорды, находящиеся по отношению к опорному созвучию в секундовом отношении [68 ].

ВЕРТИКАЛЬ — любой "срез" одновременного звучания много­голосной ткани; Примерно то же, что и СОЗВУЧИЕ с той разницей, что понятие "вертикаль" может быть связано с отсутствием указания на логическую дифференцированность фиксированного звучания (либо даже с отсутствием самой дифференцированности) .

ВНЕТОНАЛЬНОСТЬ — "зона, в которой не выступают достаточ­но (или совсем не выступают) тональные центры при общей направ­ленности к определенной тональности" 75.166. "Предлагая параллельный термин "относительная ладотональная неопределенность", — я, меж­ду прочим, имею в виду известное неудобство от фонетического сход­ства слов внетональность и атональность" 7.319-320. "Кажущаяся" атональ­ность — явление связанное с внетональностью. В ней ладовая организа­ция наличествует в усложненном более или менее скрытом виде" 8.168.

ВСЕИНТЕРВАЛЬНЫЕ СЕРИИ —

ВСЕЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ —

ВСЕОБЕРТОНОВЫЕ ТОНА — тона со всеми обертонами [33.185-231].

ВСЕЧАСТОТНЫЕ СООТНОШЕНИЯ — звуковысотные соотно­шения, возникающие в условиях непрерывной звуковысотной шкалы электроники [33.185-231].

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ —

ВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. На уровне выше звуковой конкрет­ности материала высотная организация предстает как частный случай музыкальной организации вообще, то есть как "система общей музыкаль­но-логической связи, взятая в отношении высотного аспекта" 89.235.

ВЫСОТНАЯ СИСТЕМА — "система звуковысотных отношений, образованная на основе внутренней взаимосвязанности ее составных частей 87.35-36.

ВЫСОТНОЕ РОДСТВО —

ВЫСОТНЫЕ СВЯЗИ —

ГАММА — "мелодически оформленный звукоряд, секундно-мелодическое движение, звуковая конкретность, несущие в себе в полном объеме энергетику этого движения" 70.60.

ГАРМОНИЕ-МЕЛОДИЯ —

ГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — см. Модальность гармо­ническая.

ГАРМОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА — "совокупность и организа­ция всех гармонических связей в их развитии, охватывающих все со­чинение в целом и отдельные его части.... Сущность всякой целостной гармонической структуры состоит в том, что она воплощает в конкрет­ных звуковых формах логику гармонического мышления, представля­ют собой отражение более общих законов мышления вообще. Важней­ший из них охватывает основные этапы становления мысли как целого: экспозиция, развитие, заключение.... Гармоническая структура — со­ставной элемент (но исключительной важности!) по отношению к фор­ме в целом, который лишь условно, в плане теоретической абстракции может быть отдален от нее" 84.91. "Оголенная гармоническая структура приобретает значение схе­мы гармонического движения, которая в более или менее скрытом виде таится во всяком художественном произведении .... Мелодика, ритм, красочность даже в наиболее оголенной гармонической структуре всег­да присутствуют в качестве действующих сил, и закономерности их входят в круг связанных с гармонией проблем" 70.132-133.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ НОТЫ — ноты, "образующиеся на слабой доле посредством скачка от аккордового тона на другой тон того же (или функционально родственного) аккорда. Этот прием занимает особое место в системе мелодической фигурации; гармонические ноты не об­разуют неаккордовых звуков, так как совпадают с тонами аккорда. Такое движение по аккордовым тонам имеет сходство с гармонической фигурацией. Однако специфическое значение гармонических нот именно как приема мелодической фигурации сохраняется в тех случа­ях, когда они наравне с другими приемами этой фигурации эпизодиче­ски вовлекаются в общий мелодико-фигурационный рисунок, прини­мают участие в образовании мелодической сети голосов, наложенной на гармоническую основу, а не образуют гармонического орнамента. Гармонические ноты имеют одновременно и аккордовое значение (в некоторых случаях оно минимально), но это не уничтожает их специ­фической роли в мелодико-фугурационном движении" 72.259; 29.4.2.16-17.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ФАЗЫ —

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МОДУС — см. Модус гармонический.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. "Исходя из художественного един­ства произведения, можно смоделировать понятие гармонического сти­ля произведения. Системность объекта позволяет выделить, во-пер­вых, элементы гармонического языка ...; во-вторых, синтаксические связи в их художественно-направленном значении...; в-третьих, ком­позиционные функции гармонии, ее роль в осуществлении композици­онного задания, обусловленного идейно-художественными целями. Определение этих принципов гармонической структуры осуществля­ется непременно в контексте той "стилистической среды", которая существует в произведении как материально-идеальном образовании. Гармонические приемы расцениваются в тесной связи с той семанти­ческой "нагрузкой", которую они несут, и эстетическим результатом, в формировании которого они участвуют .... В современной музыке значение произведений как стилевой единицы ясно воспринимается даже на "эмпирическом" уровне: столь заметны стилистические сдви­ги, обусловленные, видимо, ускоренными темпами историко-культур­ного развития .... В музыке XX века динамика художественного про­цесса приобрела такой напряженный характер, что приходится, "вы­нося за скобки" общее, отмечать "модуляционные" переходы и откло­нения в авторских стилях .... К анализу гармонического стиля как компонента музыкально-стилевой системы применимы в определен­ных ракурсах также подходы, которые в эстетике характеризуются с помощью таких категорий, как "стиль национальной культуры", "стиль направления" (течения, школы), "эпохально-стадиальная сти­листическая общность", "эпохальная типологическая общность". Ак­туальной для настоящего времени является проблема "стиля эпохи", по которой продолжают высказываться учеными различные мнения.... При всей сложности проблемы эпохально-типологический стилевой общности ... естественным оказывается подход, аккумулирующий ин­формацию о стиле как "объединяющем эстетическом принципе", как "генетической общности", проявляющейся на разных уровнях музы­кальной культуры" 14.13-14. "Отныне стиль гармонии становится объектом сочинения, он "со­чиняется" как тема" 92.73. (См. Индивидуализация звуковысотных структур.)

ГАРМОНИЧЕСКОГО ТЕМАТИЗМА ПРИНЦИП — принципи­альное повторение закономерностей начального избранного гармони­ческого материала в материале всей структуры или ее отдельных час­тей [89.237; 90.161 ].

ГАРМОНИЧЕСКОЕ ОСТИНАТО — см. Остинато гармоническое.

ГАРМОНИЯ — "То, что сегодня подразумевается под термином "гармония", со­держание этого понятия в единстве различных его сторон, ощущение гармонии не совсем совпадает с тем, как слышали и понимали гармо­нию в хронологически, наиболее близком нам XIX веке, не говоря уже о более ранних эпохах .... Мы слышим гармонию, закономерный поря­док, разумную слаженность, логику в таких звуковых сочетаниях и последованиях, которые прежде казались нестерпимой какофонией и абсолютной бессмыслицей [90.12-14]. "Объем понятия "гармония" мо­жет быть подвергнут делению, причем основанием деления будет при­надлежность высотной организации к определенной исторической ста­дии. Дальнейшее деление на подвидовые понятия может совершаться по таким признакам, как тип высотной системы (например, тональная гармония, серийная гармония) или тип авторского стиля (например, гармония Стравинского, гармония Прокофьева). ...модальная, класси­ческая, современная гармония. Это соподчиненные понятия, то есть в равной степени подчиненные одному общему — гармонии. Они имеют ряд общих признаков, свойственных подчиняющему понятию, но и содержат те, которые образуют видовые отличия.... Было бы неверным считать классическую гармонию общим родовым понятием и ожидать, даже требовать, чтобы в современную гармонию непременно входили все ее характерные признаки" 14.18.

ГЕМИОЛИКА — общее определение ладов со звукорядом, вклю­чающим увеличенную секунду. Г. — самостоятельный род интервальных систем [93.134]. Как интервальный род она может быть представ­лена тремя разновидностями расположения полутонов и полуторатона: 1.1.3, 1.3.1, 3.1.1. "Октавные системы возникают как объединение гемиольных тетрахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объединение гемиольного тетрахорда с диатоническим.... Особен­ность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характер­ности (увеличенная секунда), стабильности многовекового существо­вания ..., сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохране­ние многих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хрома­тических интервалов, невозможность уместить гемиолику в семисту­пенность квинтовой структуры) ...". Обстоятельства, позволяющие оценивать гемиолику в качестве самостоятельного рода интервальных систем: существование ее в древних музыкальных культурах в качестве полноправного рода коррелятивного диатонике и микрохроматике; явление в качестве основного типа ладоинтервальной структуры в от­дельных (восточных) культурах; "структура гемиолики, как интер­вального рода, не может считаться простым хроматическим усложне­нием диатоники (да и вообще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступеней), а имеет в своей основе другой, особый прин­цип.... Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древнейшей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опеванием. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интер­валов .... Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика ..." 93.134. ГЕМИТОНИКА — "система из 12 автономных полутонов" 93.141. ГЕОМЕТРИЗОВАННЫЕ РЯДЫ — то же, что и симметричные лады (см.). Искусственные ладовые системы, основанные на звукоря­дах с равномерным шагом отдельных звеньев и их строгим "геометри­ческим строением" 12. Гл. 7; 85.393.

ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — "это как бы составной, расширенный центральный элемент. Взаимоотношения главных элементов между собой либо строится по типу контрастного дополнения, либо представ­ляют собой первоначальное развитие центрального элемента и сложе­ние его, вместе с его повторением согласно избранному способу видо­изменения, в микроструктуру — модель" 89.239. (См. Производные эле­менты, Контрастные элементы, Основная модель структуры.)

ГРАДАЦИЯ СТРУКТУРЫ —

ГРАДАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ —

ГРЕГОРИАНСКИЕ ЛАДЫ — ладовая система модального типа эпохи Средневековья. Включает в себя на первых этапах становления восемь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады с двумя вариантами расположения устоя. В автентических — ус­той внизу, в плагальных — устой в середине). С XVI века к ним прибав­ляется еще две пары ладов: эолийский — гипоэолийский, ионийский — гипоионийский. (См. Старомодальная гармония, Обиходные лады.)

ГРУППА — "обобщающая категория, которая охватывает звуко­вые единства-комплексы при любой форме изложения .... Каждая из таких групп, включенная во взаимодействие с другими и составляющая вместе со всеми прочими целостную высотную структуру, становится элементом общей системы"89.237.

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЕ ПОЛУТОНОВОЕ ПОЛЕ — "сово­купность 12 высот (без повторений или с повторениями), распределен­ных по вертикали и горизонтали .... Полутоновое поле может быть неполным .... Интонационная (интервальная) и системная (ладовая) структура определяется индивидуально и может варьироваться от аб­солютно однозначной и центричной мажоро-минорной системы до пе­ременной и ацентричной. Соответственно замыслу и ритмика может быть как классически симметричной, так и атемповой. Ткань варьиру­ется от аккордовой и гомофонной до абсолютно линеарной и сонорной с соответствующим строением общего ритма, плотности и динамики 92.216 — 218.

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЙ АККОРД — "(как правило полиак­корд) есть самостоятельное созвучие, составленное из всех 12 высот, как с повторениями, так и без повторений" 92.206. (См. Двенадцатитоно­вый аггрегат.)

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВЫЕ ПОЛИЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ —

ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННАЯ СИСТЕМА. "Ему (Мусоргско­му. — Д. Ш.) присуще расширенное понимание тональности, ставив­шее его впереди своего века. Основою его гармонии была не диатони­ческая гамма Глинки и Даргомыжского, а настоящая двенадцатиполутоновая гамма, в которой все двенадцать ступеней имели свое само­стоятельное, специфическое гармоническое значение"5.118. (См. Хрома­тическая система, Полутоновая система, Полутоновой лад, Полидиа­тоника, Полилад, Многосоставный лад, Двенадцатиступенный диато­нический лад.)

ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННЫЙ ДИАТОНИЧЕСКИЙ ЛАД — лад, в котором альтерированные ступени применяются как самостоятель­ные. На всех таких ступенях "может возникать любое созвучие, они могут участвовать в различных аккордовых сочетаниях и не зависеть от тех же, но неальтерированных ступеней вплоть до совмещения их в одном аккорде" 53.35. (См. Двенадцатиступенная система, Полутоновая система, Полутоновый лад, Полидиатоника, Полилад, Многосостав­ный лад.)

ДВЕНАДЦАТИТОНОВАЯ ГАРМОНИЯ — "двенадцатиступенность современной гармонической системы проявляет себя различно. Сре­ди ее реализаций — образование двенадцатизвуковых структур: 1) вер­тикальных — двенадцатизвуковых аккордов; 2) горизонтальных — двенадцатизвуковых рядов; 3) в смешанном измерении — двенадцатизвуко­вых полей; 4) в смешанном измерении — двенадцатизвуковых серий" 92.206.

ДВЕНАДЦАТИТОНОВЫЙ АГГРЕГАТ — звуковая вертикаль­ная формация, скомбинированная по принципу дополнительности из сегментов одной серии. "Фактура 12-тонового аггрегата предполагает различные виды презентации серии — линеарные и вертикальные, а также смешение их. Рассматривая аггрегат как структурную единицу, мы не уподобляем его аккорду. Аккорд может иметь от трех до двенад­цати звуков — аггрегат всегда 12; составляющими аккорда являются тоны, интервалы, а составляющими этого комплекса, кроме того, и мелодические линии. Однако, как и аккорды, 12-тоновые формации вступают в линейные отношения в процессе музыкальной речи" 14.225 — 226.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — комплексы связей, проявляющиеся в одинаковой мере и по горизонтали и по вертикали, а также и те, по отношению к которым распределение по этим параметрам не имеет определяющего значения [91.170].

ДИАТОНИКА — система из семи ступеней, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Может быть неполной (олиготонной), полной (гептатонной — семиступенной), переменной. Нашла свое воплощение в музыке разных эпох: древнегреческом ладовом му­зицировании, грегорианских средневековых монодийных рядах, в ев­ропейском многоголосии Средневековья и Возрождения. Стала осно­вой ладов мажоро-минорной тональной организации; является значи­тельным разделом современной модальной системы. "Внешний струк­турный предел — хроматический полутон .... Конструктивные прин­ципы различны; наиболее важны два: 1) квинтовая (или пифагорей­ская) диатоника (строительный материал один — чистая квинта) и 2) трезвучная (или диатоника чистого строя; строительных элементов два — натуральная чистая квинта и натуральная большая терция 5:4, поэтому основной структурный элемент — консонирующий терцовый аккорд) .... Типичные интонации — тетрахорд, пентахорд, гексахорд, мелодическое гаммообразное заполнение промежутков между тонами терцовых аккордов, соединения трезвучных аккордов ... и другие" 93.38.

ДИАТОНИКА АЛЬТЕРАЦИОННАЯ — "включает в себя, кроме натуральных (ладов. — Д. Ш.), и всевозможные альтерированные, но такие, которые в присущей нам системе ... представляются модифи­цированной диатоникой" 75.133 — 134.

ДИАТОНИКА ДИССОНАНТНАЯ — "диатоническая модаль­ность, опирающаяся на свободный диссонанс" 92.172. Может иметь разнооб­разную стилевую окраску: от народно-ладовой до сонорно-кластерной.

ДИАТОНИКА ИНОРОДНАЯ — местная диатоническая субси­стема с отличным от основного диатоническим звукорядом (термин В. А. Цуккермана, в несколько ином значении) [92.42]. (См. Полидиа­тоника.)

ДИАТОНИКА МНОГОПЛАНОВАЯ. "Звуковой состав многопла­новой диатонической системы в основном может быть уложен в изве­стные схемы типа двенадцатиступенной диатоники (см. Двенадцатиступенный диатонический лад. — Д. Ш.) или двенадцатиступенной хроматической тональности и в другие им подобные схемы .... Однако любая проекция многоплановой системы на одну "плоскость", то есть в звукоряд, даст в лучшем случае неполную картину лада, исказит внутренние функциональные отношения", "скроет диатоническую при­роду отдельных планов этой системы" 52.340 — 341.

ДИАТОНИКА РАСШИРЕННАЯ. "В его (Кара Караева. — Д. Ш.) музыку ладовая альтерация входит не как орнамент или орнаменталь­ный узор, а как функционально равноправный элемент .... В каждом отдельном случае композитор создает на общей основе свой индивиду­альный, почти всегда синтезированный вариант ладового звукоря­да" 1.164.

ДИАТОНИКА СИНТЕТИЧЕСКАЯ (или "постдиатоника") — "новая двенадцатиступенная система гармонии, развивающая тради­ционную семиступенную... как цельная, вполне откристаллизованная система она предстает в сочинениях Мусоргского — в связи со свобод­ными ладовыми объединениями, полиладовостью, несмежными хро­матизмами и другими характерными чертами мелодики русского фоль­клорного склада. Позже, перенесенная в иную национальную стили­стику, эта "полидиатоника" в более колористическом плане широко развивается в творчестве Дебюсси" 59.147.

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ ИНТЕРВАЛЫ — см. Ин­тервалы диатонические по существу.

ДИАХРОМАТИКА — специфическая форма хроматики, образу­ющаяся в полидиатонических тональных структурах. Сущность гармо­нической природы диахроматики связана с образованием между диатоническими ступенями отдельных субладов непосредственных или опосредованных хроматических отношений как по вертикали, так и по горизонтали. (Термин Л. Карклиньша [27.57 ]. Применяется для определения особого типа ладовой организации, возникающего " в результате своеобразного синтеза диатонических и хроматических ла­довых форм", при котором "звуки, воспринимающие в условиях диа­тоники и в мажоро-миноре как альтерированные или хроматические, стали самостоятельными наравне с основными ступенями" 27.57. См. Полиладовость, Полидиатоника, Хроматический переменный лад.)

ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — см. Хроматические по положению аккорды.

ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ — см. Хроматические по положению интервалы.

ДИСКРЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство, все точки ко­торого изолированы (Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М., 1975).

ДИССОНАНТНАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника диссонант­ная.

ДИССОНАНТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — система с диссонантной тоникой. Генетически предшествующие явления — длительно выдер­живаемые неустойчивые гармонии в серединах, предъиктах, вступле­ниях, связующих разделах, функциональная инверсия. Многообразие конкретноструктурных воплощений диссонантной тональности в му­зыке XX столетия связано с многовариантностью диссонантных струк­тур ее тоник, а также аккордов других тональных функций. Широко распространены модификации этой тональности, построенные исклю­чительно из диссонантных компонентов [92; 14].

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРУКТУРЫ —

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ —

ДОДЕКАФОНИЯ —

ДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА —

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ —

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ —

ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ — (См. скользящие аккорды.)

ЕДИНОТОНАЛЬНОСТЬ. "Этим термином, сходным, но не одно­значным с термином "однотональный", мы в особенности хотим под­черкнуть сохранение единой тональности на всем протяжении секвен­ции с отклонениями .... В последних ведь как раз предполагается движение по тональностям, как функциям высшего порядка (тональность второй, третьей ступеней и т. п.) при сохранении господства некоторой единой тональности (т. е. тональности первой ступени)" 6.422.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ —

ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛА —

ЗАКОНЫ СТРУКТУРЫ —

ЗВУКОБЛОК — "сонорная звукомасса, объединенная общим фор­мальным принципом и смыслообразующей функцией" 14, 252. Применяют­ся в каче­стве конструктивного элемента моно- и полигармонического пространства сонорного типа. Различаются два основных типа звукоблоков: стабильные, сохраняющие внешние очертания при внутренней подвижности, и мобильные, не сохраняющие их.

ЗВУКОВОЕ РОДСТВО — см. Высотное родство, Звуковысот­ное родство.

ЗВУКОВЫСОТНАЯ СИСТЕМА —

ЗВУКОВЫСОТНАЯ СТРУКТУРА

ЗВУКОВЫСОТНОЕ РОДСТВО — (см. Звуковое родство, Вы­сотное родство).

ЗВУКОВЫСОТНЫЕ СВЯЗИ —

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ ФАКТОР — фактор, опирающийся "на объ­ективные свойства звукового родства" и имеющий наибольшее значе­ние при "разделении звуков на главные и подчиненные" 85 214.

ЗВУКОРЯД — "абстрагированная схема лада, понятие отвлечен­ное, возникающее в процессе логического отстранения качественно-функциональ­ных взаимоотношений тонов и, следовательно, их семан­тических особен­но­стей" 70.43.

ЗВУКОРЯДНОГО ЕДИНСТВА ПРИНЦИП — принцип взаимо­связи, объединения музыкальных элементов на основе их звукорядного родства.

ЗВУКОРЯДНОЕ РОДСТВО — родство элементов, связанное с их принадлежностью одному звукоряду. Фактор взаимосвязи, прояв­ляющий себя на протяжении всего построения или его части как в непосредственной форме, данное построение или его часть целиком строятся на основе одного звукоряда, так и опосредованной, когда однозвукорядные элементы чередуются с элементами другого звукорядного ряда. (См. Модальность, Полимода­ль­ность, Модальная тех­ника, Полидиатоника, Многосоставные лады, Мутиру­ю­щие лады, Пе­ременный лад.)

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА —

ИНВЕРСИЯ СЕРИИ —

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫСОТНЫХ СТРУКТУР — "Первый важнейший импульс индивидуализации <...> — стилистиче­ское ограничение, обусловливаемое всем внутренним обликом компо­зитора, его эстетическими убеждениями и темпераментом, националь­ностью, всем содержанием его творчества. Первое ограничение в боль­шей или меньшей степени исключает для композитора ряд гармониче­ских (если речь идет о гармонии) средств как принципиально несовме­стимых с его индивидуальностью .... Второе ограничение — выбор гар­моний в расчете на конкретное произведение определенного жанра, содержания, характера в рамках данного стиля .... Индивидуализация гармонии служит тем же целям, что и индивидуализация тематизма — более разнообразному и гибкому воплощению образа средствами гар­монии как таковой, более полному выражению личности композито­ра <...>. Объективная предпосылка индивидуализации гармонии <...> заключается в историческом факте превращения множества диссони­рующих созвучий из подчиненных в самостоятельные и присоединения к ним новых, ранее не употреблявшихся <...>. Возникает парадоксаль­ная ситуация. Принципиально все аккорды как средства художествен­ного творчества равноправны <...>. В контексте же положение резко меняется<...>. Говоря первое слово, мы имеем полную свободу выбора звуковых элементов, уже второе слово, координированное с первым, такой свободы не имеет, а все последующее, каким бы оно ни было разнообразным, в качестве продолжения мысли является развитием начальных звуковых элементов. Контекст исключает возможность ис­пользования любого аккорда или иного звукосочетания. Это непремен­ное условие для логического становления и развития "мысли", которое одновременно является и одним из важнейших условий индивидуали­зации звуковысотных структур [90.152-153, 155, 157-158].

ИНТЕГРАЦИЯ СТРУКТУРЫ —

ИНТЕРВАЛ — "есть соотношение тонов звукоряда и есть наи­меньший интонационный комплекс" 3.223. "Интервал — точный определи­тель эмоционально-смыслового качества интонации, а не измеритель, ...стершийся в своей выразительности (каким. — Д.Ш.) воспринимают его теперь"*, "...содержание интервала ... всегда в соотношении, в про­цессе и в конкретно-исторической обусловленности .... "Выразительность каждого интервала мыслится безграничной, неизбывной, но ис­торически-конкретно, и психологически она ограничена" 3. 355. Характер­ный интервал каждой эпохи выступает "словно интонационный центр, вокруг которого наслаиваются и простейшие, и сложные интонацион­ные связи" 3. 345. "Всякий закрепившийся интервал — уже интонируемая форма, ибо это соотношение двух элементов некой системы, пусть самой простейшей, двучленной" [3.200 ].

ИНТЕРВАЛЫ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ — все ин­тервалы "не превышающие шести квинт" [29. Ч.1. 72 ].

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ — "организация материала ладов как выразительных и логически-осмысленных звуковых объедине­ний" 93.160. (См. Роды интервальных систем.)

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС —

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ —

ИНТОНАЦИЯ — "осмысление звучания, а не просто конста­тирование отклонения от нормы (чистая или не чистая подача звука)<..->. Интонация речевая — осмысление звучаний музыкально не фиксированных, не стабилизировавшихся в музыкальных расстояни­ях или в постоянных отношениях звуков, ставших тонами. Интонация музыкальная — осмысление звучаний, уже сложившихся в систему точно зафиксированных памятью звукоотношений: тонов и тонально­стей <...>. Всякая самая простейшая музыкальная интонация предпо­лагает наличие двух моментов: звукопроявление и отношение этого звукопроявления к последующему. Это последующее звукопроявле­ние вступает с предыдущим в ряд отношений <...>. Всякая музыкаль­ная подача звука, чтобы стать интонацией, не может остаться обособ­ленной: она или результат уже данного соотношения, или же вызы­вает своим появлением последующий звук, ибо только тогда возни­кает музыкальное движение со всеми его свойствами" 3.198-199. "Приобре­тенные в ряду поколений интонационные навыки постепенно притуп­ляются, и связанные с ними ассоциации и семантика <...> обнажают свою условную природу <...>. Столь последовательный процесс "вы­ветривания" и "обновления" мыслим в эпоху сравнительно мало изменяющихся производственных отношений. При резком изменении последних могут выключиться из сознания даже интонации "в полном расцвете их", как несоответствующие новой структуре общества .... Впервые найденная интонация — впервые неопределенное сопротив­ление; это — открытие музыкального движения по данному направ­лению, это — движение, в котором еще не доминирует инертность и не утерян динамический момент" 3.204-206. "Срок между впервые кем-то сынтонированным (найденным и изобретенным) тем или иным звукоотношением и усвоением его окружающей средой, затем рацио­нальным объяснением его и бесконечным числом повторений данного отношения в музыкальной практике — не поддается точному опреде­лению" 3.205, Интонация — "это не отвлеченные формальные категории, это комплексы музыкальных помыслов, постоянно находящихся в сознании данной общественной среды" 3.267. Ее "надо понимать как живую связь звуков, имеющую выразительное, образно-смысловое значение .... Интонация является прежде всего мельчайшим, привыч­ным образно-смысловым элементом" 72.123. "Интонация создает потен­циальную возможность существования лада и является его призна­ком, но лад как система, как конструктивная единица формы, обла­дающая кругом выразительных возможностей, представляет очень высокий синтез, новую качественную основу существования интона­ции" 52.327. "На ладовой основе музыкальная интонация приобретает ту членораздельность, которая резко отличает ее от интонации речевой. На ладовой же основе определяется эмоциональная окраска интона­ций" (Кушнарев "Вопросы истории и теории армянской монодической музыки" -Л., 1958. с. 412).

ИНТОНИРОВАНИЕ — "осмысленное, целеустремленное и дан­ное в некоем содержательном сочетании и взаимосвязи звуковоспроиз­ведение мыслимого..." 3.264, Интонирование — это динамический про­цесс, смысл которого всегда "остается одним — через сравнение и вы­яснение тождества и контраста сознание идет ко все дальнейшему продвижению звуков" 3.199. "Стихийное интонирование — аффективно-эмоциональный тонус, — в сущности глиссандо, то есть неразли­чимость отдельных тонов и их связей и отношений" 3.344. Только через интонирование "элементы музыки становятся произведением искусст­ва, образным мышлением" 3.264.

ИНТОНИРУЕМЫЕ ФОРМЫ — "зафиксированные памятью в борьбе за существование и в утилитарных целях первичные отношения тождественных и нетождественных звучаний", являющиеся "откри­сталлизовавшимися звукосопряжениями" 3.200.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — см. Искусственные лады, Геометризованные ряды, Симметричные лады, Ограниченной транс­позиции лады.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЛАДЫ — лады, "не имеющие определенной диатонической основы, с наличием квартового или квинтового остова или даже без них" и являющиеся "плодом некоторой преднамеренной творческой изобретательности" 73.110-111. (См. Геометризованные ряды, Ог­раниченной транспозиции лады, Симметричные лады.) Искусствен­ные лады — "лады хроматической системы, не приводимые к непре­рывному квинтовому ряду, причем непрерывность этого ряда может быть периодической или непериодической" (Кон Ю. Об искусственных ладах Проблемы лада. -М., 1972).

КВАДРАТ ТРАНСПОЗИЦИЙ —



следующая страница >>
Смотрите также:
Краткий словарь лингвистических терминов и понятий
741.24kb.
Понятие геосистемы Глава I определение некоторых понятий и терминов
616.71kb.
Словарь терминов и понятий I
833.5kb.
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей
5443.14kb.
Словарь терминов и сокращений
261.37kb.
Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»
881.24kb.
Словарь терминов адсорбция
87.14kb.
Ильин илья Петрович. Постмодернизм. Словарь терминов
6156.96kb.
Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном
107.18kb.
Немецко-русский фразеологический словарь
3978.23kb.
Основы понятий об инновациях
2230.84kb.
Словари русского языка Школьный этимологический словарь русского языка
30.47kb.