Главная страница 1

Е. УСТИНОВА,

старший преподаватель кафедры английского языка № 6. Международный институт управления. Московский государственный институт международных отношений (университет)


СОСТОЯНИЕ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ И ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1866 – 1867 ГГ.
По ведомостям о состоянии уездных училищ и частных учебных заведений Нижегородской губернии за 1866-1867 гг. можно отметить, что к этому времени к двум частным учебным заведениям 1862 года в Нижнем Новгороде добавилось еще шесть. В 1864 году открыла здесь частный женский пансион домашняя учительница Сегедий, набрав 12 воспитанниц. И еще два женских пансиона открыли: Елизавета Соколовская, в ее пансионе обучалось 16 учениц, и коллежская секретарша Л. Фирскк (11 учащихся). Кроме пансионов существовали и 4 частные школы: г-жи Алексеевой, г-жи Борисовой, г-жи Лукинской, продолжала свою деятельность Муза Менделеева.

И впервые в ведомостях за эти годы (1866-1867) фигурируют частные школы, открытые в уезде (а именно – в Васильском). Такие школы отличались количественным и качественным составом учащихся, а также социальным статусом учредителей. Частные школы были открыты: 1) в сельце Высокой слободе мещанкой Дмитриевой (65 учащихся!), 2) в селе Высоком крестьянской девицей Царевой. К сожалению, об их деятельности нет никаких подробных данных, только упоминание в статистическом отчете. Но известно, что существовали они недолго, к началу 1870-х годов о них уже не встречается упоминаний в ведомостях и отчетах частных учебных заведений.

В течение 10 лет (с 1864 по 1874 гг.) количество частных учебных заведений в Нижнем Новгороде значительно возросло. В основном, это были заведения третьего и, более высокого – второго разряда. О том, что данное занятие стало востребованным говорит тот факт, что одни и те же лица открывали несколько учебных заведений. Например, Анной Домбровской были открыты как мужское частное учебное заведение 2-го разряда (принимавшее в 1874 году 18 учеников), так и женское того же разряда (22 ученика).

При этом второй разряд учебного заведения не являлся гарантией получения более высокого по качеству образования. В пансионе Анны Александровны Щепотьевой, причисленном к данному разряду, 16 человек учащихся обучало всего два человека: сама Щепотьева и законоучитель. В первое полугодие учебное заведение делилось на 2 отделения: старшее и младшее. В старшем отделении учащихся было 2, в младшем 11. Сверх того 1 воспитанница проходила окончательный курс и давала пробные уроки младшему отделению, также была 1 воспитанница, начинавшая читать и писать по-русски. В данном пансионе обучали многим наукам, здесь преподавали: немецкий и французский языки, чистописание, Закон Божий, русский язык, арифметику, всеобщую географию, естественную историю, славянский язык, музыку, танцы. И, кроме закона божьего, преподавание всех предметов брала на себя учредительница. В результате, два ученика, единственные состоявшие в старшем отделении, не явились на итоговое испытание, которое должно было проводиться при директоре училищ Нижегородской губернии. Оба ученика вдруг прислали свидетельства врачей о болезни и затем совершенно прекратили занятия в пансионе. Не случайно, оценено состояние заведения директором училищ было как «посредственное». В таком же состоянии находилось еще 6 частных учебных заведений, но уже третьего разряда: заведения Комисарова (обучалось 17 человек), Марковой (15 человек), Осокиной (19 человек), Соколовской (19 человек), Сыкиной (3 человека), Каменско-Пашковской (14 человек). В еще более плачевном состоянии, отмеченном как «неудовлетворительное» находилось в это время одно частное учебное заведение Смирнова (10 человек) третьего разряда. Три заведения были признаны «удовлетворительными»: заведения Анны Домбровской, Коротина, Чернышевского. И только одно заведение было представлено как находящееся в «весьма удовлетворительном состоянии»: заведение Чегодаевой. Стоит отметить, что из 12 частных учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородского уезда в 1870-х годах 9 предназначались для детей обоего пола, и только три продолжали сохранять характер элитных пансионов для детей одного пола. Данный факт говорит о начавшейся демократизации частного школьного образования в России в целом, поскольку те же процессы происходили и в прочих губерниях. Это привело и к росту числа учеников в подобных заведениях. Всего в 1874 году в частных учебных заведениях Нижнего Новгорода и Нижегородского уезда было 190 учащихся.

В 1870-х годах среди частных учебных заведений появляются первые специализированные школы и пансионы, то есть ориентированные на подготовку детей к получению дальнейшего образования в четко определенной сфере и, соответственно, на подготовку к определенному роду деятельности. Первым в Нижнем Новгороде открыл подобный пансион коллежский регистратор Александр Зубов.

В 1875 году им было подано прошение об открытии пансиона для «подготовления детей в 4-й и низшие классы военных или реальных гимназий». Такая форма организации учебного заведения как пансион была обусловлена необходимостью набрать значительное количество учеников, чьи родители хотели бы дать детям в будущем военное образование, в основном, это касалось мальчиков. А. Зубов рассчитывал не только на нижегородцев, но и на иногородних, поскольку заведений подобного рода не было в прочих близких Нижнему городах. В условиях пансиона иногородние ученики могли иметь в доме Зубова как помещение, так и «полное содержание при надлежащем за ними надзоре». Пансион планировалось открыть в доме г-на Литомкина на Большой Печерской улице, где и проживал А.Зубов. Данное помещение позволяло принимать в планируемое учебное заведение 15 пансионеров и столько же приходящих только на классное время воспитанников.

Обучение мальчиков предполагалось производить, придерживаясь программ военно-учебных заведений, в пансионе должны были изучать не только Закон Божий, русский язык и арифметику, но также вводились пропедевтика алгебры и пропедевтика геометрии, история, география (кроме всего прочего, изучение и черчение карт и тщательное изучение местности), естественная история. Правила жизни и распределение уроков в пансионе строились по правилам военных казенных учебных заведений. С одной стороны, это предполагало строгую дисциплину, с другой – проживание учеников на полном довольстве пансиона (только белье и одежда у учащихся были своими).

Документы, которые А.Зубов подавал вместе с прошением Директору училищ свидетельствуют об усложнении процедуры получения разрешения на открытие частных учебных заведений. Ему пришлось представить: 1) аттестат о службе, 2) Свидетельство, выданное Императорским Московским Университетом, 3) Свидетельство директора Саратовской гимназии, где Зубов был учителем истории и географии, 4) свидетельство о поведении от Нижегородского полицмейстера, 5) план учебного заведения.

Усложнившаяся процедура получения Свидетельства на содержание пансиона привела к тому, что А.Зубов сумел открыть свой пансион только через несколько лет – в 1878 году. Известно, что сразу же им было набрано 11 человек учащихся. Набрал он также учителей, из которых, кроме законоучителя, остальные были военными: по немецкому языку учитель Аракчеевской военной гимназии Шмидт, для обучения русскому и французскому языкам приглашен отставной майор Любшинов и пр. Примечательно, что обучение в данном пансионе продолжалось всего один год, летом выпускники отправлялись А.Зубовым на приемные экзамены в Аракчеевскую военную гимназию. Из первого выпуска данного пансиона в Нижегородскую графа Аракчеева гимназию сразу же поступили 8 человек, что показывает неплохую организацию педагогической работы в учебном заведении. Но вскоре пансион Александра Петрова Зубова был закрыт, так как учредитель его отправился на Кавказ, а затем в Петербург. Его мальчики по выдержанным экзаменам помещены были большею частью в военную гимназию, а остальные были переданы в пансион г-жи Марковой.

Несмотря на «посредственное» состояние женского частного учебного заведения Щепотьевой в 1874 году, уже в 1875 году оно числилось в документах Нижегородской дирекции училищ как заведение первого разряда, что свидетельствует о формальном характере перехода учебных заведений из одного разряда в другое в данный период времени (но уже к 1876 году ему вновь был возвращен прежний разряд!).

Безусловно, способствовал получению Щепотьевой для своего пансиона звания учебного заведения 1-го разряда социальный статус учредительницы. Щепотьева являлась дочерью потомственного дворянина, получившей при этом достойное образование (она числится в документах как Кандидатка Московского Николаевского института). При этом число преподавателей в заведении увеличилось, но не принципиально. В 1875 году преподавателей в частном пансионе Щепотьевой было трое: сама учредительница вела предметы, другая учительница – музыку, и был в заведении законоучитель. В результате, после осмотра учебного заведения в 1875 году, директором училищ было составлено и отправлено г-же Щепотьевой письмо о «неудовлетворительном состоянии ее учебной части»: «Для возвышения уровня познаний ваших учениц я полагал бы необходимым: 1) по преподаванию Закона Божия обратить особенное внимание на знакомство учениц с учением Спасителя, 2) по русскому языку, согласно современной постановке преподавания русской грамматики следует проходить главные начала синтаксиса и особенное внимание обратить на знакомство с составом предложений, объясняющее употребление знаков препинания, 3) по арифметике целые числа следует проходить». Директор (Николай Николаевич Овсянников) перечисляет в письме те современные учебники, которых следует придерживаться в обучении предметам.

В 1870-х годах появляются частные учебные заведения, в которых начинают принимать участие как государство, земства, так и частные общества. Пансион Щепотьевой не относился к данной категории, не имел «вспомоществования ни от государства, ни от частных обществ». Поэтому содержательница не могла перевести воспитанниц на полное довольство пансиона, например, учились дети «по своим книгам».

В качестве важной перемены в отчетных документах о деятельности учебных заведений можно отметить появление педагогической и методической составляющей. Учредительницей отмечаются основные выбранные для преподавания дисциплин методики (способы): «Чтению обучались по способу Шестакова, арифметике по способу Евтушевского». Также отчет содержит ее размышления о педагогическом значении наград для учеников: «Похвальные листы и другие наградные знаки не допускаются мною во вверенном мне учебном заведении, так как я считаю их вредными при воспитании детей. Хорошее учение есть долг учащегося. Хорошо учащийся сам собою награждается приобретением запаса полезных ему в жизни научных сведений. Плохо же учащихся за неисполнение своего долга следует или отстранить из учебного заведения или ставить их в возможность исполнить свой долг как следует».

В практике частных учебных заведений, которые по статусу приравнивались к уездным училищам и состояли из двух отделений, в 1870-х годах итоговые испытания проводились для каждого из них (младшего и старшего). Отчетные ведомости заведения Щепотьевой иллюстрируют достаточно узкий круг изученных предметов в обоих отделениях: закон Божий, русский язык, арифметика, география, французский и немецкий языки. «Результаты экзаменов были более, чем удовлетворительные: высших баллов стояло 5, низших всего 3». Но самое важное значение придавалось (и это отмечено особо) составлению учащимися «небольшого нравственного рассказа, данного во время экзамена по русскому языку и написанного учащимися без предварительной подготовки с соблюдением грамматических правил и знаков препинания». Воспитание в духе православной нравственности продолжало рассматриваться в качестве важнейших составляющих школьного образования. Поскольку многие из учеников не собирались продолжать свое обучение, закончив пансионы данного рода, достаточно частой являлась ситуация, когда «по желанию родителей» дети не принимали участие в итоговых испытаниях.

В 1875 году в Нижнем Новгороде были открыты первые частные школы, направленные на получение в них элементарной грамотности детьми бедных сословий. Программа обучения в таких школах была самой простой: Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре первых действия арифметики. Плата при этом также была не высока. Но в таких школах впервые в это время начинают появляться ученики, обучающиеся «безвозмездно», за счет учредителей, земств, прочих организаций и частных лиц. К числу таких учебных заведений в Нижнем Новгороде можно отнести школу уволенного от службы учителя военного ведомства губернского секретаря Комисарова, в его школе бесплатно (за счет учредителя) обучались двое детей (один мальчик и одна девочка). В данной школе плату за учительский труд получал только сам Комисаров, законоучитель священник Василий Драницын преподавал безвозмездно (данная практика работы законоучителей также становится повсеместным явлением). Соответственно доход от платы за обучение распределялся только на оплату труда Комисарова и аренду помещения. Учебники дети приносили свои. Дети, обучавшиеся в данной школе, происходили из мещанского (12 человек) и крестьянского (6 человек) сословий.

Показателем качества образования, получаемого в частных учебных заведениях, становится статистика, демонстрирующая дальнейшую судьбу выпускников. Например, в 1875 году по отчетам ряда частных учебных заведений складывается следующая, весьма неплохая картина: из частной школы г-жи Марковой все выпускники, кроме одной девушки, уехавшей к родителям в Пермь, поступили в такие учебные заведения как военную гимназию, Александровский институт и Мариинский институт; также все без исключения выпускники школы 3-го разряда Веры Соколовской поступили в казенные учебные заведения и пр. При этом в школе Соколовской (выпускницы Нижегородского Мариинского училища) всего было три предмета: закон Божий, арифметика и русский язык, и два класса – приготовительный и первый. Отсутствие в программе обучения иностранных языков было обусловлено потребностями семей учащихся, в числе которых не было детей из дворян, мещан и духовенства, но только «из городских сословий». Названные три предмета в данной школе преподавали две учительницы и законоучитель, хотя детей было немного: 2 мальчика и 7 девочек. Возможно, это определило качество обучения.

В 1870-х годах все вновь открывавшиеся учебные заведения изначально получали статус учебных заведений 3-го разряда. Только по истечении времени им мог быть присвоен более высокий статус. Но, если посмотреть на содержание и способы преподавания в школах данной категории, то можно заметить, что не существовало строгих критериев того, что считать школой 3-го разряда. В одних учебных заведениях данного типа обучение могло ограничиваться тремя предметами, в других того же типа достигать 9 и более предметов. В каких-то заведениях 3-го разряда все предметы вели один преподаватель и законоучитель, в других приглашались преподаватели для каждой дисциплины. Так в частной школе Николая Чернышевского обучали только закону Божьему, чтению, арифметике и письму (обучали сам учредитель и священник), в то время как в заведение такого же типа Э. Добынинской были приглашены учителя по каждому из предметов: закону Божьему, русскому языку, немецкому языку, арифметике, французскому языку, рисованию, чистописанию, гимнастике, танцам. Это показывает отсутствие грамотных правовых норм в отношении частных учебных заведений, а также присутствие в одной категории учебных заведений школ и пансионов, ориентированных как на потребности низших, так и высших сословий.

По сравнению с 1874 годом, когда в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии существовало только 12 частных учебных заведений, а в них обучалось 190 человек, в 1876 году число первых и вторых заметно увеличилось.

По статистическим отчетам 1876 года, в Нижнем Новгороде и губернии уже было 16 частных учебных заведений с числом учащихся – 411 человек. К учебным заведениям второго разряда относились заведения Анны Домбровской и Анны Щепотьевой, к школам и пансионам третьего разряда – остальные: Эмили Добожинской, Александра Зубова, Марии Марковой, Елизаветы Осокиной, Эмили Чегодаевой, Веры Соколовской, Николая Чернышевского, Комисарова, Василия Смирнова, Александры Грузинцевой. Часть школ, существовавших в 1874 году, была закрыта, но появились новые частные учебные заведения. В уездах были открыты 4 частные школы: в Нижегородском уезде (Каменско-Пашковской), в Горбатовском (в селе Богородском), в Сергачском – Ветошкинская, Полянская. Из них только 5 учебных заведений признавались Директором училищ после осмотра как находившиеся в удовлетворительном состоянии, остальные – в «посредственном».

Основным типом частных учебных заведений становятся школы для детей обоего пола. Но обучаться дети в таких школах должны были отдельно, в разных залах, возраст учеников ограничивался 11 годами, все ученики должны были приходящими. На таких условиях была открыта в Нижнем Новгороде в 1876 году школа Зинаиды Дмитриевны Грен на Рождественской улице в доме Шунаева как «учебное заведение 3-го разряда на 30 человек обоего пола, с тем, чтобы преподавать в нем Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание и черчение, рукоделие и музыку. Учебное заведение по своей программе и объему преподавания учебных предметов было отнесено к разряду начальных училищ.

Сама Грен не должна была преподавать в данном учебном заведении, так как имела звание домашней учительницы с правом преподавания географии. Известно, что она получила образование в Москве, в частном учебном заведении г-жи Мага, при испытаниях на звание домашней учительницы «в Испытательном Комитете Московского учебного округа оказала в географии хорошие сведения и, сверх всего, в присутствии испытателей с успехом дала пробный урок: «Мексика». Однако, обязанность учителей преподавать только те предметы, которые были обозначены в свидетельствах, весьма часто нарушалась (§ 23 Положения о частных учебных заведениях: учителя и учительницы, имеющие свидетельство на право преподавания, могут обучать только предметам, означенным в их свидетельствах). Так в частном учебном заведении г-жи Домбровской учитель г. Остроумов преподавал уроки латинского и русского языков, истории и географии, хотя имел звание учителя только истории и географии в уездных училищах. Но никаких мер в отношении частного учебного заведения и самого г-на Остроумова предпринято не было, директором училищ было лишь отправлено г-же Домбровской разъяснение по данному вопросу о неправомочности выполнения столь обширных обязанностей учителем ее школы.

В 1879-1880 гг. в Нижнем Новгороде появляется необычное учебное заведение К.В.Раткина, объединявшее в себе как частное учебное заведение для детей мужского пола, так и частную приготовительную школу для детей обоего пола «Детский Сад». Мужское заведение было принято Раткиным от г-жи Домбровской, «Детский Сад» был организован им самим впервые. В детский сад Раткин набирал детей 3-7 лет. Им было задумано данное подразделение как часть последовательного образования, в Детском Саду дети должны были получить уже первоначальные знания, умения и навыки, необходимые для обучения в его мужском учебном заведении. Поэтому в 1879 году Раткин обращался с прошением к директору училищ об изменении плана частной школы «Детский Сад» и ее названия (Детский Сад с Элементарной школой). Детский Сад с элементарной школой (заведение только для приходящих) должно было разместиться в верхнем этаже занимаемого Раткиным дома (из 6 комнат) и состоять из 4 отделений: двух отделений детского сада (для детей 3-7 лет) – младшего и старшего, и двух отделений элементарной школы – 1-ого и 2-ого (для детей 7-11 лет).

Представленный им план Детского Сада с Элементарной школой демонстрировал знания учредителя в области педагогики детей младшего возраста, знания их психологических особенностей, подходящих форм обучения для таких детей. Например, в качестве предметов занятий в Детском Саду он предполагал:

a) беседы и рассказы о земной жизни спасителя; беседы и рассказы об окружающем: о предметах непосредственно представляемых созерцанию детей и по картинам для наглядного обучения;

b) подвижные игры и беседы по поводу этих игр;

c) игры с пением и легкие гимнастические упражнения (комнатные игры и игры на воздухе будут чередоваться, смотря по погоде, но зимой будут проводиться исключительно в комнатах);

d) лепка из глины, легкое плетение и вышивание;

e) постройка из кубиков, кирпичиков, палочек, лучинок, брусков и другие подобные работы;

f) легкие упражнения в счете по наглядным пособиям и при играх в пределах чисел первого десятка;

g) заучивание наизусть легких песенок и стихотворений в связи с пением и подвижными играми;

Кроме этих занятий, общих для всех детей Детского Сада, у детей старшего отделения будут еще следующие:

- постепенное изучение букв русской азбуки, чтение и составление слова, кратких предложений, отрывков и небольших рассказов из передвижных букв, чтение с пересказываем прочитанного;

- письмо элементов и постепенный переход к списыванию с книги и письму по диктант;

- рисование и раскрашивание;

- упражнения в счете на разных наглядных пособиях в пределах чисел 40-50, усвоение табличек сложения и вычитания и решение легких задач в пределах тех же чисел;

- постепенное практическое употребление языков французского и немецкого.

Таким образом, постепенно, в элементарной школе должны были вводиться все предметы других отделений школы.

Но перед основателем школы вставала проблема, связанная с тем, что приготовительное отделение его школы было рассчитано на детей обоих полов, а уже непосредственно учебное заведение уровня начального училища – только на мальчиков. Естественным стремлением Раткина было получить разрешение на открытие такого же заведения для девочек. Тогда выстроенная им система могла получить логическое завершение. Подготовку девочек Раткин предполагал ограничить младшими классами женских учебных заведений (Закон Божий, русский язык, арифметика, география всеобщая и русская, история всеобщая и русская, начала естественной истории, французский язык, немецкий язык, латинский язык, чистописание, рисование, рукоделие, танцы, музыка). Заведывание заведением 2-го разряда для девочек он доверял домашней учительнице Марии Николаевне Яшиной. «Учебное заведение мое в случае утвердительного решения распадется на три отдела с особым помещением для каждого:



  1. Детский Сад с элементарной школой.

  2. Пансион для девочек с 2 классами по два года в каждом. Для помещения отдельный дом.

  3. Учебное заведение и пансион для мальчиков с помещением в нижнем ярусе того дома, в котором детский Сад (помещение отдельное – отдельный вход)».

Возраст учащихся в заведениях для мальчиков и девочек должен был ограничиваться 10-16 годами.

Но данному, новому во всех отношениях типу учебного заведения, не суждено было открыться в Нижнем Новгороде. Г-ну Раткину было отказано в открытии заведения для девочек под предлогом необходимости соблюдения нравственности в учебных заведениях (кроме того, «на основании существующих постановлений частные учебные заведения для детей обоего пола могли быть под непременными условиями, чтобы все учащиеся были приходящими, и чтобы мальчики и девочки были не старше 11 лет»). Не было замечено то, что Раткин планировал совершенно раздельное существование данных отделов учебного заведения, указав даже, что в каждое из учебных помещений будут вести отдельные входы. Таким образом, одно из наиболее интересных начинаний в области построения взаимосвязанных ступеней частного образования не было осуществлено в полной мере по формальным причинам. Хотя уже в 1895 году в Нижнем Новгороде совершенно легко будет разрешено открытие Натальей Федоровной Дмитриевой частного учебного заведения и при нем «детского сада» для обучения детей обоего пола. Связано это будет с тем, что к 1890-м годам в целом практика создания раздельных частных школ (для мальчиков и девочек отдельно) на какое-то время прекратит свое существование, выгоднее будет открывать совместные школы, что и будет считаться нормой.



Смотрите также:
Состояние уездных училищ и частных учебных заведений нижегородской губернии за 1866 – 1867 гг
148.58kb.
Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
2957.93kb.
Краеведческий музей (Губернское земство)
37.98kb.
Дипломы перечисленных учебных заведений будут признаваться на территории России автоматически
113.42kb.
Перечень высших учебных заведений Автономной Республики Крым, являющихся юридическими лицами
139.06kb.
Химическая экология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
159.44kb.
Конкурс исполнителей на народных инструментах
133.8kb.
Земские учреждения в Вологодской губернии были образованы в 1870 году по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года
86.08kb.
Декан факультета математики и информатики
196.37kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология
824.55kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.