Главная |
страница 1
Искусственный интеллект – IV курс – День 08, лекции № 15, № 16 23.10.2012. 1.Обучение, обучающие выборкиОбучение (в психологии) – усвоение новых знаний. Новые умения и навыки приобретаются путем тренировки и упражнения. Обучение (в работах по ИИ): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к решению другой задачи на основе тех же данных» - Н.Саймон. Принцип полноты базовых знаний. Возможность/невозможность «обучения с нуля». Проблемы полноты и репрезентативности обучающей выборки (при пополнении базы знаний). Некоторые важные терминыГенеральная совокупность – вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений, имеющих общие качественные признаки или количественные переменные Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности. Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности. Репрезентативность (представительность) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Репрезентативная выборка – выборка, имеющая такое же распределение относительных характеристик, что и генеральная совокупность. Ошибки выборки – отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Произвольная выборка – эмпирическая выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случая, причем выбор каждого случая не влияет на любой другой случай. Источник – www.glossary.ru. 2.Символьное обучение (обучение в ПРОСТРАНСТВЕ ПОНЯТИЙ)Основные операции в пространстве понятий: обобщение, специализация. Индуктивное обучение как поиск в пространстве понятийПример: Пусть в пространство понятий входит некоторое абстрактное понятие: Object (Sizes, Colors, Shapes) и известно, что его признаки принимают такие значения: Sizes = {large, small}; Colors = {red, blue, white, green}; Shapes = {round, polygon}Индуктивное обучение в этом пространстве – поиск понятия, удовлетворяющего всем примерам обучающей выборки. Пусть, далее, у нас есть единственный обучающий пример – Object1 (small, red, round). Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий таким новым частным случаем («маленький красный шар»/«маленький красный мяч» и т.п.). Это – специализация. Пусть появляется второй обучающий пример – Object2 (large, red, round). Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий этим новым частным случаем («большой красный шар»/«большой красный мяч» и т.п.). Это тоже – специализация. Можно выполнить и некоторые операции обобщения, построив и добавив в общее пространство новые понятия: Object3 (X, red, round) – («красный шар»/«красный мяч» и т.п.) Object4 (X, Y, round) – («шар»/«мяч» и т.п.) Основные операции обобщения1.Замена конкретного значения понятия на переменную: Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, Y) & Shapes (X, cube)(«красный куб») → («куб <�любого цвета>») 2.Исключение конъюнкта: Sizes (X, small) & Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & Shapes (X, cube)(«красный куб малого размера») → («красный куб») 3.Добавление дизъюнкта: Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & ((Shapes (X, cube) V Shapes (X, pyramid))(«красный куб») → («красный куб или красная пирамида») 4.Замена конкретного объекта или частного понятия общим понятием (на основе иерархии классов): Colors (X, red) → Colors (X, rainbow-color) («красный» → «цвета радуги») Shapes (X, polyhedron) → Shapes (X, solid) («многогранник» → «геометрическое тело») Роль отрицательных примеров в предотвращении излишнего обобщения. В последние годы определенную популярность в работах по ИИ получил подход к моделированию процессов обучения/развития на основе так называемых генетических алгоритмов. 3.Понятие о генетических алгоритмах(Использован материал бывшего доступным в 2002 году сайта:http://www.ai.tsi.lv/ru/index.htm, Борисов А.Н. Курс: Генетические алгоритмы, 2002)Генетические алгоритмы (ГА) - это стохастические, эвристические оптимизационные методы, впервые предложенные Джоном Генри Холландом в книге «Адаптация в естественных и искусственных системах» (1975). Они основываются на идее эволюции с помощью естественного отбора, выдвинутой Дарвином. ГА работают с совокупностью "особей" - популяцией, каждая из которых представляет возможное решение данной проблемы. Каждая особь оценивается мерой ее "приспособленности" согласно тому, насколько "хорошо" соответствующее ей решение задачи. В природе это эквивалентно оценке того, насколько эффективен организм при конкуренции за ресурсы. Наиболее приспособленные особи получают возможность "воспроизводить" потомство с помощью "перекрестного скрещивания" с другими особями популяции. Это приводит к появлению новых особей, которые сочетают в себе некоторые характеристики, наследуемые ими от родителей. Наименее приспособленные особи с меньшей вероятностью смогут воспроизвести потомков, так что те свойства, которыми они обладали, будут постепенно исчезать из популяции в процессе эволюции. Иногда происходят мутации, или спонтанные изменения в генах. Таким образом, из поколения в поколение, хорошие характеристики распространяются по всей популяции. Скрещивание наиболее приспособленных особей приводит к тому, что исследуются наиболее перспективные участки пространства поиска. В конечном итоге популяция будет сходиться к оптимальному решению задачи. Преимущество ГА состоит в том, что он находит приблизительные оптимальные решения за относительно короткое время. ГА состоит из следующих компонентов: 1) Хромосома (Решение рассматриваемой проблемы. Состоит из генов); 2) Начальная популяция хромосом; 3) Набор операторов для генерации новых решений из предыдущей популяции; 4) Целевая функция для оценки приспособленности (fitness) решений. Чтобы применять ГА к задаче, сначала выбирается метод кодирования решений в виде строки. Фиксированная длина (l-бит) двоичной кодировки означает, что любая из 2l возможных бинарных строк представляет возможное решение задачи. Стандартные операторы для всех типов генетических алгоритмов это: селекция, скрещивание и мутация. СелекцияОператор селекции (reproduction, selection) осуществляет отбор хромосом в соответствии со значениями их функции приспособленности. Существуют как минимум два популярных типа оператора селекции: рулетка и турнир.
При таком отборе члены популяции с более высокой приспособленностью с большей вероятностью будут чаще выбираться, чем особи с низкой приспособленностью.
СкрещиваниеОператор скрещивания (crossover) осуществляет обмен частями хромосом между двумя (может быть и больше) хромосомами в популяции. Может быть одноточечным или многоточечным. Одноточечный кроссовер работает следующим образом. Сначала, случайным образом выбирается одна из l-1 точек разрыва. Точка разрыва - участок между соседними битами в строке. Обе родительские структуры разрываются на два сегмента по этой точке. Затем, соответствующие сегменты различных родителей склеиваются и получаются два генотипа потомков. МутацияМутация (mutation) - стохастическое изменение части хромосом. Каждый ген строки, которая подвергается мутации, с вероятностью Pmut (обычно очень маленькой) меняется на другой ген. 0 1 0 # 1 0 1 1 # 1 Схема работы ГАРабота ГА представляет собой итерационный процесс, который продолжается до тех пор, пока не выполнятся заданное число поколений или какой-либо иной критерий останова. На каждом поколении ГА реализуется отбор пропорционально приспособленности, кроссовер и мутация. Схема работы простого ГА выглядит следующим образом: Критерии остановки алгоритма:
Генетические алгоритмы служат, главным образом, для поиска решений в очень больших, сложных пространствах поиска. Примеры реальных областей применения:
Замечание: Генетические алгоритмы и «метод проб и ошибок». Проблема знаний Смотрите также:
1. Обучение, обучающие выборки
97.33kb.
Перевод с английского создание волны обучение – путь к благополучию новая Идея
160.4kb.
Природа Антарктиды
57.5kb.
Программа Intel® Курс «Обучение для будущего»
66.22kb.
Обучающие: Организовать повторение лексического и страноведческого материала по данной теме
23.34kb.
Университетские исследования, 2012 Качественное сравнение способов устойчивого оценивания
95.64kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии
171.11kb.
Эконометрические методы управления качеством и сертификации продукции Основы статистического контроля
789.67kb.
Отчет по научно-исследовательской работе Москва 2010 ббк 74. 58 О 39 Окулич-Казарин В. П. Как сократить затраты на корпоративное обучение: Отчет по нир. М., ДиГраф, 2010. 16 с
279.2kb.
Европейский опцион, американский опцион, модель Блэка-Шоулза, метод Монте-Карло, метод наименьших квадратов, антитетические величины, контрольные величины
215.96kb.
Психотропные средства
19.94kb.
Пятое обучение официальных дилеров компании «планета лодок» по программе «Обслуживание, ремонт и тюнинг надувных лодок» Место проведения: Санкт-Петербург, В. О., Средний пр., 86, салон «планета лодок»
25kb.
|