5 класс История Древнего мира (УМК:История Древнего мира А.А,Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., Просвещение 2007 )
Надпредметные умения и навыка
тема
Результат обучения (стандарт, ЗУНы)
задания
1
Учебно-организационные
ставить учебную задачу;
понимать последовательность действий;
сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
оценивать свою деятельность и деятельность других;
правильно оформлять и вести тетрадь.
«Древний Египет»
-показывать на исторической карте местонахождение Древнего Египта
-характеризовать природные условия
-объяснять причины возникновения древнеегипетского государства
Учащиеся различают учебную задачу - составляют характеристику природных условий Древнего Египта и показывают на карте местонахождение страны Сохраняя логику заданного плана, учащиеся составляют полное и целостное описание природных условий Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат)
После выполнения задания учащиеся в соответствии с требованиями проверяют свою работу, при необходимости вносят коррективы
алгоритм дифференцированного чтения, работа проходит в 3 этапа:
Выделение ключевого слова.
Построение смыслового ряда.
Составление предложения.
2
Учебно-интеллектуальные
выделять главное;
составлять простой план;
сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
давать определение по существенным признакам;
высказывать суждения, подтверждать их фактами;
обобщать, подытоживать информацию.
«Древний Египет»
показывать на исторической карте местонахождение Древнего Египта
-характеризовать природные условия
-объяснять причины возникновения древнеегипетского государства-
Где возникло первое государство? Почему именно там? Восстановить цепочку событий, которые привели к возникновению государств: появление излишков, появление неравенства, земледелие образование государства (земледелие — основное занятие людей — появление излишков - переход к соседской общине -» появление неравенства —» образование государства.) Назовите какие из указанных признаков характеризуют государства, а какие страну? (территория, столица, река ,правитель, войско, дельта, казна, местностью, письменность). На этапе закрепления:
Определите, что из перечисленного ниже принято считать признаками государства:
а) появление «человека разумного»;
б) выборы старейшины;
в) возникновение городов;
г) переход на христианское летосчисление;
д) создание законов;
е) начало обработки металлов;
ж) появление земледелия и скотоводства;
з) возникновение религиозных верований; и) переход к родовой общине;
к) появление правителя, получившего власть по наслед-ству
(Ответы: в, д, к)
3
Учебно-информационные
работать с учебником и дополнительной литературой;
различать повествование, описание, рассуждение;
составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
владеть различными видами пересказа.
«Военные походы фараонов»
«Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
« Афинская демократия при Перикле»
- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов
-показывать на исторической карте пути и направления военных походов
-участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.
- объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;
- называть характерные черты политического устройства Афин;
Из речи Перикла
- составлять характеристику Перикла
Составить на основании текста учебника (п.3п.9) схему походов египетских фараонов, определив географические направления (северо-восток, юг, запад). Описать ,опираясь на иллюстрации учебника вооружение египетского война
-Прочитать текст
Памятка для работы с текстом учебника
1. прочитайте параграф и выделите основную идею текста;
2. подберите примеры, подтверждающие главный вывод;
3. выпишите в тетрадь определение понятий, данных в учебнике
4. регулярно составляйте хронологическую таблицу (то есть ведите календарь дат);
5. определите, какую оценку дают авторы учебника событиям и процессам, описываемым в тексте.
Проблемные задачи на картографическом материале
Определите и покажите на карте из каких стран в Египте могли появиться деревянная мебель, пурпурные ткани, скакуны, золото, медь, серебро?
Задание по контурной карте – проведите путь ахейцев к Трое из всех городов- полисов ,принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера.
Составить характеристику Перикла с опорой на текст учебника и доп. литература по вопросам памятки
Памятка для составления сообщения об историческом деятеле
1. укажите, где и когда родился исторический деятель;
2. расскажите о его семье, воспитании и образовании;
3. раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей;
4.определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;
5.ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые;
1.На основании документа (Из речи Перикла) составить характеристику политического устройства Афинского полиса, используя соответствующие исторические термины;
2.подобрать к опорным словам: демократия, народное собрание, оратор характеристики из документа
Выписать из текста учебника п.40 опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.
4
Учебно-коммуникативные
высказывать суждения;
задавать уточняющие вопросы;
слушать друг друга;
распределять работу при совместной деятельности;
участвовать в учебном диалоге;
организовывать работу в группе.
«Военные походы фараонов»
« Древнейшая Греция»
- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов
-показывать на исторической карте пути и направления военных походов
-участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.
- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;
- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;
- характеризовать основные события и участников Троянской войны
Участие в учебном диалоге по вопросу последствиях военных походов путем обсуждения созданной при помощи учащихся драматической ситуации (роли: крестьянин, второй крестьянин, вельможа-военноначальник
Проблемные задачи на картографическом материале
1.Определите и покажите на карте из каких стран в Египте могли появиться деревянная мебель, пурпурные ткани, скакуны, золото, медь, серебро?
Участие в совместной деятельности: театрализованное представление по древнегреческим мифам («Миф о Тесее и Минотавре» – одна группа учащихся «Миф о Дедале и Икаре»-вторая группа учащихся, «Миф о начале Троянской войны»-третья группа).
6класс История России ( УМК: История России А.А.Данилов Л.Г. М., Просвещение 2007 )
Надпредметные умения и навыка
тема
Результат обучения (стандарт, ЗУНы)
задания
1
Учебно-организационные
определять учебную задачу;
выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
сотрудничать при решении учебных задач;
планировать собственную деятельность.
Восточные славяне. §1
показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.
анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян
Учащиеся определяют учебную задачу. Составляется план изучения темы
Определяется необходимость работы с исторической картой по алгоритму
Памятка для работы с картой
1. покажите на карте необходимую территорию и опишите ее словами;
2.воспользуйтесь легендой карты (то есть условными обозначениями) и расскажите, о чем «говорит» карта;
3. продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Задания для работы с исторической картой
2
Учебно-интеллектуальные
определять понятия по существенным признакам;
выявлять свойства объекта;
выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;
систематизировать информацию;
доказывать утверждение, тезис;
формулировать вывод.
Восточные славяне. §1
Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.
Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян
Перевертыши.
РОЯЛИ - бог солнца (Ярило)
РЕНУП - бог грома и молнии (Перун) ИРТБГСО - бог ветра (Стрибог)
ЕВСЕЛ - покровитель скотоводства (Велес) КОШОЬМ - богиня плодородия
(Мокошь)
Лишнее в ряду:
1) Щек, Лыбедь, Кий, Рюрик, Хорив.
Ответ: Рюрик, так как все остальные - это персонал
возникновении города Киева.
2) Тиверцы, дулебы, печенеги, полочане. Ответ: печенеги - это не славянские племена.
Шарады
1. Первая часть слова - приставка; вторая часть - русское блюдо; третья - предлог.
Целое слово - объединение древних славян до появления государства. (Об –щи - на)
2. Первая часть слова - часть света; вторая - личное местоимение; третья часть - отрицание.
Целое слово - племя восточных славян. (Север-я - не)
3. Первая (часть слова - группа поющих людей; вторая - союз; третья - предлог.
Целое слово - персонаж славянской легенды о возникновении города Киева. (Хор-и-в)
Работа над понятиями
I .Задания на обобщение Исключи лишнее слово
1.Рюрик, Игорь, Аскольд, Святослав.
2.Новгород, Киев,Смоленск.
3.Поляне, северяне, печенеги, вятичи.
4.Весь, ильменские словени , родимичи, кривичи.
II.Задания на выделение существенных признаков 1.Поляне, северяне, вятичи, радимичи -…
2.Рюрик, Олег , Игорь, Святослав-…
3. Ярило, Перун, Велес, Мокошь-…
Задание на определение последовательности или ранжирование фактов
Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;
3
Учебно-информационные
различать научный, художественный и публицистический тексты;
создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;
составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;
осуществлять цитирование;
задавать вопросы разного вида;
определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.
«Предпосылки образования Древнерусского государства»
«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.»
показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.
сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.
проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе
Составить рассказ-описание по картине К.В.Лебедева «Полюдье» Вопросы и задания для работы с картиной:
1) Кто собирает дань?
2) Какое время года изображено на картине? Когда князь начинал сбор дани?
3) Чем занимался князь во время полюдья? 4) Кто и почему платил дань князю?
5) Какие продукты и ценности составляли дань?
6) Кто принимал дань?
7) Как велся учет собираемой дани?
8) Кто сопровождал князя во время полюдья? Зачем?
9) Чем вооружена дружина князя?
10) Как разделялись обязанности старших и младших дружинников во время полюдья?
11) Как проходил княжеский суд?
12) Какие детали на картине указывают на то, что в IX в. на Руси уже существовало государство?
Задания на знание картографического материала
Задание к картине И.Я. Билибина «Суд во времена «Русской правды». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, готовясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре. Составьте подробный рассказ с репликами участников события, изображенного на картине, о суде на Руси, определите, за что судят Луку и каков будет приговор? По каким признакам будут судить о его невиновности?
4
Учебно-коммуникативные
продолжить и развить мысль собеседника;
использовать структурирующие фразы;
соотносить собственную деятельность с деятельностью других;
вести диалог;
кратко формулировать свои мысли.
«Предпосылки образования Древнерусского государства»
показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.
сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.
проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе
На основании фрагмента из документа «Повесть временных лет»: Определить
роль дружины в управлении государством и сделать вывод
1. «В год 6479 [971]. ...И отправил [Святослав] послов к царю в Доростол... говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей [воинов] к царю...»
Вопросы к документу:
1. О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир?
2. Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной, чтобы принять решение, заключать договор с Византией или нет?
3. Мог ли он самостоятельно принять такое решение?
2. «В год 6463 [955]. ...Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ...он же... говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».
Вопросы к документу:
1. Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение? 2. Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?
Учащиеся формулируют вывод: одна из важнейших особенностей зарождавшегося Древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.
Мини-дискуссия по вопросу: «Почему первые русские князья были иностранцами?»
Работа над понятиями Исключи лишнее слово
1.Рюрик, Игорь, Аскольд, Святослав.
2.Новгород, Киев, Смоленск.
3.Поляне, северяне, печенеги, вятичи.
4.Весь, ильменские словени, родимичи, кривичи.
10- 11класс История России
(УМК: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до концаXVIIв.10 кл –М.: Просвещение.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. КонецXVII-XIXв. 10 кл. –М.: Просвещение. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России.XX– началоXXIв. 11 кл. –М.: Просвещение
Надпредметные умения и навыка
тема
Результат обучения (стандарт, ЗУНы)
задания
1
Учебно-организационные
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);
уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия). 10 класс
- излагать содержание либеральных реформ Александра II.
-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права)плюсах и минусах проектов,
- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;
- определить причины, ход реформ;
- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.
-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России
-участвовать в разработке группового проект
Опережающее задание: Класс разбивается на группы -трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа - правительство - должна выбрать приемлемый проект и обосновать свои решения. Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.
Вводная часть урока. разбор эпиграфа
«Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов.». Н.Я. Эйдель-ман.
Учащиеся самостоятельно определяют и формулируют учебную задачу
- выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 г., и потом сравнить с тем, что получилось.
??? Работа со схемой государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, учащиеся формулируют вопросы для обсуждения:
- задачи и функции учреждения,
- кто стоял во главе учреждения,
- документы и итоги его деятельности.
Учащиеся определяют, что необходимо изучить для выполнения учебной задачи (статистику по земельным вопросам, произвести расчеты, изучить опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции.
2
Учебно-интеллектуальные
самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.
«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры).10 класс
- излагать содержание либеральных реформ Александра II.
-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права) плюсах и минусах проектов,
- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;
- определить причины, ход реформ;
- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.
-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России
-участвовать в разработке группового проекта.
Учащимся предлагаются пакеты документов из книги М. Винокуровой, М. Чепелкина. Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:
К.Д. Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»,
Ю.Ф. Самарин «Записка о крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе»,
Речь Александра II перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства (1856 год),
Речь Александра II в Государственном Совете (январь 1861г.),
Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема с возможными решениями.
Схема 2. Варианты решения земельного вопроса
1.Уничтожение кр.права
2.Сохранение кр.права
3.Укрепление кр. права
4.Сохранение общины
5.Уничтожение общины
6.Укрепление общины
7.Расширение пом. зем.
8.Сохранение пом.зем.
9.Уничтожение пом. зем.
Учащимся предлагается карточка для заполнения: 1.Уничтожить
2.крепостное право
3.Сохранить крестьянская община
4.Укрепить помещичье землевладение
. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью учащимся предлагается познавательные задания:
Задание 1. Перед вами - письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян?
Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?
1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».
2. «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно
разрушится... Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».
Задание 2. Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году», объясните,
в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение.
Губернии
% оброч. кр-н
Костромская
87,5
12,5
Тверская
41
59
Ярославская
87,4
12,6
Рязанская
38
62
Вологодская
84
16
Орловская
28
72
Олонецкая
72
28
Смоленская
27
73
Владимирская
70
30
Тульская
25
75
Московская
68
32
Пензенская
25
75
Нижегородская
68
32
Курская
24,5
74,5
Калужская
55
45
Псковская
23
77
Новгородская
45,6
54,4
Тамбовская
22
78
Воронежская
45
55
В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
1-Помещики нечерноземных губерний:
2-Помещики черноземных губерний:
Ребята зачитывают свои «проекты»:
1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.
Представляют основные положения «Записок» А.М. Унковского и К.Д.Кавелина:
2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики выступить от имени предводителя дворянства Полтавской губернии М.П. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М. Муравьева и др.)
Представляют основные положения:
3 группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского или Н.А. Добролюбова и др. Основные положения:
- освобождение крестьян с землей;
- построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
- за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.
4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли Н.А. Милютина, или председателя редакционных комиссий Я.И Ростовцева, или в ролях В.И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского и др.
Представляют основные положения
Задание: Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?
Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии - обоснование каждого проекта.
Для большей убедительности в понимании реформы учащимся можно предложить математические расчеты.
Задание: Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:
1. Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена - 38 руб.)
2. Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством.
Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?
Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 рублей и в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 г.?»
3
Учебно-информационные
самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
«Гражданская война и иностранная интервенция.1918-1922гг.»(2ч.)
-давать определение понятиям: Гражданская война, террор, военный коммунизм, продразверстка;
-понимать сущность Гражданской войны, знать программы белого движения и интервентов;
-называть причины поражения белых и победы красных.
-характеризовать основные этапы Гражданской войны,
-на основе анализа документов определять цели белого движения;
Разъяснять причины перехода к политике военного коммунизма
Задание №1. Политика большевиков в сфере промышленности в 1917-1918 гг. Соотнесите пункты плана и отрывки из документов, расставьте пункты в правильной последовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о политике большевиков в сфере управления промышленностью.
1. Бойкот предпринимателей -
2. Национализация всей крупной промышленности -
3. Начало национализации промышленности -
4. Введение рабочего контроля на предприятиях -
5. Создание центра управления государственной промышленностью -
Правильная последовательность:
?-?-?-?-?(;4А-1Б-3Б-5В-2Г)
А. «Рабочий контроль осуществляют все учреждения... Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия. Коммерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты... Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий» (из Положения о рабочем контроле, 14 ноября 1917 г.).
Б. «Совет Народных Комиссаров, считая, что закрытие фабрики Товарищества Ликинской мануфактуры А.В. Смирнова... недопустимо, что материалы по обследованию дел на фабрике указывают на злую волю предпринимателя, явно стремившегося локаутировать [уволить] рабочих и саботировать производство... постановляет: 1. Фабрику... объявить собственностью Российской республики» (из декрета от 17 ноября 1917 г.).
В. «При Совете Народных Комиссаров учреждается Высший совет народного хозяйства. Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов» (из декрета от 2 декабря 1917 г.).
Г. «В целях решительной борьбы с хозяйственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты, - Совет Народных Комиссаров постановил: I. Объявить собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики нижеуказанные... предприятия со всеми их капиталами и имуществами, в чем бы таковые ни заключались... По металлургической и металлообрабатывающей промышленности: все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с основным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, общая стоимость имущества которых по последнему балансу составляет один миллион и более рублей... (и далее по отраслям)» (из декрета от 28 июня 1918 г.).
Задание № 2. Военный коммунизм. Определите, о каких явлениях говорят приведенные факты и отрывки из документов, заполните схему. Составьте в соответствии со схемой рассказ о военном коммунизме. 1. Национализация всей промышленности и централизация управления.
2. Продразверстка и государственное вмешательство в сельскохозяйственное производство.
3. Замена рынка государственным распределением товаров и услуг.
4. Милитаризация труда.
А. Декрет СНК от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» объявил спекуляцией всякую негосударственную торговлю и запретил ее. Декрет определял спекуляцию как сбыт, скупку или хранение с целью сбыта в виде промысла хлеба и других монополизированных продуктов питания, скупку и сбыт золота и иных валютных ценностей, а также сбыт, скупку или хранение с целью сбыта в виде промысла прочих нормированных предметов массового потребления по ценам выше твердых.
Б. На производстве «ответственность должна быть приравнена к ответственности солдата на фронте. Вопрос о принуждении принимает в настоящее время совершенно новый вид... Мы не можем в данное время жить без принуждения. Необходимо заставить лодыря и тунеядца под страхом казни работать на рабочих и крестьян...» (из речи А.И. Рыкова, весна 1920 г.).
В. Раньше «была задача не столь сложная, которая требовала от крестьян уступки известного количества продуктов, а здесь от крестьян требуется,
чтобы они в своем собственном хозяйстве вносили те изменения, которые общегосударственная власть признавала необходимыми» (из статьи В.И. Ленина, 1920 г.).
Г. «Путь к социализму лежит через высшее напряжение государства... Никакая другая организация, кроме армии, не охватывала в прошлом человека с такой суровой принудительностью, как государственная организация рабочего класса» (из статьи Л.Д. Троцкого, 1920 г.).
Д. К лету 1920 г. под контролем ВСНХ и его главков находилось около 80% предприятий; на них работало 70% всех наемных рабочих.
Е. В ноябре 1920 г. издано постановление ВСНХ о переходе в его руки мелкой промышленности: объявлялись национализированными все находившиеся во владении частных лиц или обществ промышленные предприятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих и больше при отсутствии такого двигателя.
Ж. В 1917 г. паек имел (в рублях 1913 г.) денежных выплат - 18,3; натуральных - 1,9; в 1920 г. - 0,5 и 6,1 соответственно.
3. «В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства» (из декрета от 11 января 1919 г.).
( 1 - Д, Е; 2 - В, 3; 3 - А, Ж; 4 - Б, Г.0
4
Учебно-коммуникативные
при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимать систему взглядов и интересов другого человека;
владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;
толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры).10 класс
- излагать содержание либеральных реформ Александра II.
-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права)плюсах и минусах проектов,
- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;
- определить причины, ход реформ;
- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.
-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России
-участвовать в разработке группового проекта.
Выступления выстраиваются в соответствии с
правилами ведения дискуссии
1. Критикуй не оппонентов, а их идеи.
2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организованно, корректно с разрешения ведущего.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
8. Подведение промежуточных и конечных итогов .
Делается резюме по теме из сказанного;
кратко дается обзор полученных фактов и мнений;
суммируются обсуждаемые проблемы; Анализируется сам ход обсуждения В КОТОРОМ УЧАСТВУЮТ ПЕДСТАВИТЕЛИ ГРУПП с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый вывод; выявляются наиболее активные и пассивные участники урока.