Главная страница 1

Приложение № 1

Задания предметно-ориентированного тренинга


5 класс История Древнего мира ( УМК: История Древнего мира А.А,Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., Просвещение 2007 )





Надпредметные умения и навыка

тема

Результат обучения (стандарт, ЗУНы)

задания

1

Учебно-организационные

  • ставить учебную задачу;

  • понимать последовательность действий;

  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

  • оценивать свою деятельность и деятельность других;

  • правильно оформлять и вести тетрадь.




«Древний Египет»

-показывать на исторической карте местонахождение Древнего Египта

-характеризовать природные условия

-объяснять причины возникновения древнеегипетского государства


Учащиеся различают учебную задачу - составляют характеристику природных условий Древнего Египта и показывают на карте местонахождение страны Сохраняя логику заданного плана, учащиеся составляют полное и целостное описание природных условий Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат)

После выполнения задания учащиеся в соответствии с требованиями проверяют свою работу, при необходимости вносят коррективы

алгоритм дифференцированного чтения, работа проходит в 3 этапа:


  1. Выделение ключевого слова.

  2. Построение смыслового ряда.

  3. Составление предложения.




2

Учебно-интеллектуальные


  • выделять главное;

  • составлять простой план;

  • сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

  • давать определение по существенным признакам;

  • высказывать суждения, подтверждать их фактами;

  • обобщать, подытоживать информацию.


«Древний Египет»

показывать на исторической карте местонахождение Древнего Египта

-характеризовать природные условия

-объяснять причины возникновения древнеегипетского государства-


Где возникло первое государство? Почему именно там? Восстановить цепочку событий, которые привели к возникновению государств: появление излишков, появление неравенства, земледелие образование государства (земледелие — основное занятие людей — появление излишков - переход к соседской общи­не -» появление неравенства —» образование государства.) Назовите какие из указанных признаков характеризуют государства, а какие страну? (территория, столица, река ,правитель, войско, дельта, казна, местностью, письменность). На этапе закрепления:

Определите, что из перечисленного ниже принято счи­тать признаками государства:

а) появление «человека разумного»;

б) выборы старейшины;

в) возникновение городов;

г) переход на христианское летосчисление;

д) создание законов;

е) начало обработки металлов;

ж) появление земледелия и скотоводства;

з) возникновение религиозных верований; и) переход к родовой общине;

к) появление правителя, получившего власть по наслед-ству

(Ответы: в, д, к)



3

Учебно-информационные


  • работать с учебником и дополнительной литературой;

  • различать повествование, описание, рассуждение;

  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

  • осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;

  • владеть различными видами пересказа.




«Военные походы фараонов»

«Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»


« Афинская демократия при Перикле»



- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов

-показывать на исторической карте пути и направления военных походов

-участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.

- объяснять значение по­нятий: народное собрание, демократия;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

Из речи Перикла

- составлять характери­стику Перикла


  • Составить на основании текста учебника (п.3п.9) схему походов египетских фараонов, определив географические направления (северо-восток, юг, запад). Описать ,опираясь на иллюстрации учебника вооружение египетского война

-Прочитать текст

Памятка для работы с текстом учебника

1. прочитайте параграф и выделите основную идею текста;

2. подберите примеры, подтверждающие главный вывод;

3. выпишите в тетрадь определение понятий, данных в учеб­нике

4. регулярно составляйте хронологическую таблицу (то есть ведите календарь дат);

5. определите, какую оценку дают авторы учебника событи­ям и процессам, описываемым в тексте.

Проблемные задачи на картографическом материале

Определите и покажите на карте из каких стран в Египте могли появиться деревянная мебель, пурпурные ткани, скакуны, золото, медь, серебро?

Задание по контурной карте – проведите путь ахейцев к Трое из всех городов- полисов ,принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера.

Составить характеристику Перикла с опорой на текст учебника и доп. литература по вопросам памятки

Памятка для составления сообщения об историческом деятеле

1. укажите, где и когда родился исторический деятель;

2. расскажите о его семье, воспитании и образовании;

3. раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставлен­ных целей;

4.определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;

5.ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые;

1.На основании документа (Из речи Перикла) составить характеристику политического устройства Афинского полиса, используя соответствующие исторические термины;

2.подобрать к опорным словам: демократия, народное собрание, оратор характеристики из документа

Выписать из текста учебника п.40 опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.


4

Учебно-коммуникативные


  • высказывать суждения;

  • задавать уточняющие вопросы;

  • слушать друг друга;

  • распределять работу при совместной деятельности;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • организовывать работу в группе.




«Военные походы фараонов»

« Древнейшая Греция»



- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов

-показывать на исторической карте пути и направления военных походов

-участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.

- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

- характеризовать основные события и участников Тро­янской войны




Участие в учебном диалоге по вопросу последствиях военных походов путем обсуждения созданной при помощи учащихся драматической ситуации (роли: крестьянин, второй крестьянин, вельможа-военноначальник
Проблемные задачи на картографическом материале

1.Определите и покажите на карте из каких стран в Египте могли появиться деревянная мебель, пурпурные ткани, скакуны, золото, медь, серебро?

Участие в совместной деятельности: театрализованное представление по древнегреческим мифам («Миф о Тесее и Минотавре» – одна группа учащихся «Миф о Дедале и Икаре»-вторая группа учащихся, «Миф о начале Троянской войны»-третья группа).


6класс История России ( УМК: История России А.А.Данилов Л.Г. М., Просвещение 2007 )




Надпредметные умения и навыка

тема

Результат обучения (стандарт, ЗУНы)

задания

1

Учебно-организационные

  • определять учебную задачу;

  • выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

  • сотрудничать при решении учебных задач;

  • планировать собственную деятельность.




Восточные славяне. §1

показывать на исторической кар­те расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

анализировать фрагмент истори­ческого документа; сравнивать разные точки зрения о происхож­дении славян



Учащиеся определяют учебную задачу. Составляется план изучения темы

Определяется необходимость работы с исторической картой по алгоритму



Памятка для работы с картой

1. покажите на карте необходимую территорию и опишите ее словами;

2.воспользуйтесь легендой карты (то есть условными обо­значениями) и расскажите, о чем «говорит» карта;



3. продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.

Задания для работы с исторической картой



2

Учебно-интеллектуальные


  • определять понятия по существенным признакам;

  • выявлять свойства объекта;

  • выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

  • систематизировать информацию;

  • доказывать утверждение, тезис;

  • формулировать вывод.




Восточные славяне. §1

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент истори­ческого документа; сравнивать разные точки зрения о происхож­дении славян



Перевертыши.

РОЯЛИ - бог солнца (Ярило)

РЕНУП - бог грома и молнии (Перун) ИРТБГСО - бог ветра (Стрибог)

ЕВСЕЛ - покровитель скотоводства (Велес) КОШОЬМ - богиня плодородия

(Мокошь)

Лишнее в ряду:

1) Щек, Лыбедь, Кий, Рюрик, Хорив.

Ответ: Рюрик, так как все остальные - это персонал

возникновении города Киева.

2) Тиверцы, дулебы, печенеги, полочане. Ответ: печенеги - это не славянские племена.

Шарады

1. Первая часть слова - приставка; вторая часть - русское блюдо; третья - предлог.



Целое слово - объединение древних славян до появления государства. (Об –щи - на)

2. Первая часть слова - часть света; вторая - личное местоимение; третья часть - отрицание.

Целое слово - племя восточных славян. (Север-я - не)

3. Первая (часть слова - группа поющих людей; вторая - союз; третья - предлог.

Целое слово - персонаж славянской легенды о возникновении города Киева. (Хор-и-в)

Работа над понятиями

I .Задания на обобщение Исключи лишнее слово

1.Рюрик, Игорь, Аскольд, Святослав.

2.Новгород, Киев,Смоленск.

3.Поляне, северяне, печенеги, вятичи.

4.Весь, ильменские словени , родимичи, кривичи.

II.Задания на выделение существенных признаков 1.Поляне, северяне, вятичи, радимичи -…

2.Рюрик, Олег , Игорь, Святослав-…

3. Ярило, Перун, Велес, Мокошь-…



Задание на определение последовательности или ранжирование фактов

Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путе­шественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Вол­хов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;





3

Учебно-информационные


  • различать научный, художественный и публицистический тексты;

  • создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

  • осуществлять цитирование;

  • задавать вопросы разного вида;

  • определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

  • наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.




«Предпосылки образования Древнерусского государства»

«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.»



показывать на исторической кар­те процесс объединения восточ­ных славян; путь «из варяг в гре­ки»; называть предпосылки обра­зования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения го­сударства восточных славян.

сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточ­ных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе


Составить рассказ-описание по картине К.В.Лебедева «Полюдье» Вопросы и задания для работы с картиной:

1) Кто собирает дань?

2) Какое время года изображено на картине? Когда князь начинал сбор дани?

3) Чем занимался князь во время по­людья? 4) Кто и почему платил дань князю?

5) Какие продукты и ценности со­ставляли дань?

6) Кто принимал дань?

7) Как велся учет собираемой дани?

8) Кто сопровождал князя во время полюдья? Зачем?

9) Чем вооружена дружина князя?

10) Как разделялись обязанности старших и младших дружинников во время полюдья?

11) Как проходил княжеский суд?

12) Какие детали на картине указы­вают на то, что в IX в. на Руси уже суще­ствовало государство?

Задания на знание картографического материала

Задание к картине И.Я. Билибина «Суд во вре­мена «Русской правды». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, гото­вясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре. Составьте подробный рассказ с репликами участников со­бытия, изображенного на картине, о суде на Руси, опреде­лите, за что судят Луку и каков будет приговор? По каким признакам будут судить о его невиновности?



4

Учебно-коммуникативные


  • продолжить и развить мысль собеседника;

  • использовать структурирующие фразы;

  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

  • вести диалог;

  • кратко формулировать свои мысли.




«Предпосылки образования Древнерусского государства»

показывать на исторической кар­те процесс объединения восточ­ных славян; путь «из варяг в гре­ки»; называть предпосылки обра­зования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения го­сударства восточных славян.

сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточ­ных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе


На основании фрагмента из документа «Повесть вре­менных лет»: Определить

роль дружины в уп­равлении государством и сделать вывод

1. «В год 6479 [971]. ...И отправил [Святослав] послов к царю в Доростол... говоря так: «Хочу иметь с тобою проч­ный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с ца­рем, и узнает царь, что нас мало, то при­дут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали луч­ших мужей [воинов] к царю...»

Вопросы к документу:

1. О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир?

2. Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной, чтобы принять решение, заключать договор с Ви­зантией или нет?

3. Мог ли он самостоятель­но принять такое решение?

2. «В год 6463 [955]. ...Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но ес­ли кто собирался креститься, то не за­прещал, а только насмехался над тем ...он же... говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вопросы к документу:

1. Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение? 2. Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?

Учащиеся формулируют вывод: одна из важнейших особенностей за­рождавшегося Древнерусского государ­ства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.

Мини-дискуссия по вопросу: «Почему первые русские князья были иностранцами?»

Работа над понятиями Исключи лишнее слово

1.Рюрик, Игорь, Аскольд, Святослав.

2.Новгород, Киев, Смоленск.

3.Поляне, северяне, печенеги, вятичи.

4.Весь, ильменские словени, родимичи, кривичи.


10- 11класс История России

(УМК: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.10 кл –М.: Просвещение.

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX в. 10 кл. –М.: Просвещение. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России. XX – начало XXI в. 11 кл. –М.: Просвещение





Надпредметные умения и навыка

тема

Результат обучения (стандарт, ЗУНы)

задания

1

Учебно-организационные



  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);

  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.




«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия). 10 класс

- излагать содержание либеральных ре­форм Александра II.

-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права)плюсах и минусах проектов,

- выявить факторы, определившие рефор­маторский курс Александра II;

- определить причины, ход реформ;

- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.

-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России

-участвовать в разработке группового проект


Опережающее задание: Класс разбивается на группы -трем группам предлагается сформировать варианты проек­тов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая груп­па - правительство - должна выбрать приемлемый проект и обо­сновать свои решения. Группа экспертов дает анализ усло­вий, при котором возможно принятие каждого из трех проек­тов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.

Вводная часть урока. разбо­р эпиграфа

«Положение освободившихся крестьян, их будущие земе­льные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов.». Н.Я. Эйдель-ман.

Учащиеся самостоятельно определяют и формулируют учебную задачу

- выяснить, какой каза­лась реформа начальству и в целом обществу до 1861 г., и потом сравнить с тем, что получилось.



??? Работа со схемой государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, учащиеся формулируют вопросы для обсуждения:

- задачи и функции учреждения,

- кто стоял во главе учреждения,

- документы и итоги его деятельности.

Учащиеся определяют, что необходимо изучить для выполнения учебной задачи (статистику по земельным вопросам, произвести расчеты, изучить опыт решения вопроса в Пруссии, Ав­стрии и Франции.


2

Учебно-интеллектуальные

самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;



  • перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.




«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры).10 класс

- излагать содержание либеральных ре­форм Александра II.

-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права) плюсах и минусах проектов,

- выявить факторы, определившие рефор­маторский курс Александра II;

- определить причины, ход реформ;

- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.

-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России

-участвовать в разработке группового проекта.


Учащимся предлагаются пакеты документов из книги М. Винокуровой, М. Чепелкина. Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:

К.Д. Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»,

Ю.Ф. Самарин «Записка о крепостном состоянии и о пере­ходе из него к гражданской свободе»,

Речь Александра II перед московскими, губернскими и уез­дными предводителями дворянства (1856 год),

Речь Александра II в Государственном Совете (январь 1861г.),

А.М. Унковский «Проект освобождения крестьян»,

М.П. Позен «Проект освобождения крестьян»,

Н.Г. Чернышевский «Устройство быта помещичьих кре­стьян».

Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема с возможными решениями.

Схема 2. Варианты решения земельного вопроса

1.Уничтожение кр.права

2.Сохранение кр.права

3.Укрепление кр. права

4.Сохранение общины

5.Уничтожение общины

6.Укрепление общины

7.Расширение пом. зем.

8.Сохранение пом.зем.

9.Уничтожение пом. зем.

Учащимся предлагается карточка для заполнения: 1.Уничтожить

2.крепостное право

3.Сохранить крестьянская община

4.Укрепить помещичье землевладение

. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены кре­постного права в различных губерниях страны. С этой целью учащимся предлагается познавательные задания:

Задание 1. Перед вами - письма двух помещиков, напи­санных накануне отмены крепостного права. Они датируют­ся 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобожде­нии крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречи­вое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян?

Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более полу­чим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей прав­де, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при по­явлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».

2. «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения кре­постного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно

разрушится... Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам поме­щиков смертный приговор».

Задание 2. Используя таблицу «Барщина и оброк в поме­щичьих имениях в 1858 году», объясните,

в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение.



Губернии

% оброч. кр-н

Костромская

87,5

12,5

Тверская

41

59

Ярославская

87,4

12,6

Рязанская

38

62

Вологодская

84

16

Орловская

28

72

Олонецкая

72

28

Смоленская

27

73

Владимирская

70

30

Тульская

25

75

Московская

68

32

Пензенская

25

75

Нижегородская

68

32

Курская

24,5

74,5

Калужская

55

45

Псковская

23

77

Новгородская

45,6

54,4

Тамбовская

22

78

Воронежская

45

55




В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.

1-Помещики нечерноземных губерний:

2-Помещики черноземных губерний:

Ребята зачитывают свои «проекты»:



1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение поме­щиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.

Представляют основные положения «Записок» А.М. Унковского и К.Д.Кавелина:

2 группа. Консервативный проект, выражающий интере­сы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Уче­ники выступить от имени предводителя дворянства Полтавской губернии М.П. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М. Муравьева и др.)

Представляют основные положения:

3 группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Черны­шевского или Н.А. Добролюбова и др. Основные положения:

- освобождение крестьян с землей;

- построение нового общества через общину и коллектив­ные формы труда;

- за землю помещикам полагается выплата ничтожной сум­мы от государства.

4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут высту­пить в роли Н.А. Милютина, или председа­теля редакционных комиссий Я.И Ростовцева, или в ролях В.И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского и др.

Представляют основные положения

Задание: Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?

Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными поло­жениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Экс­перты заранее знают материал и оценивают работу групп. Глав­ное в дискуссии - обоснование каждого проекта.

Для большей убедительности в понимании реформы уча­щимся можно предложить математические расчеты.

Задание: Определите размер выкупного платежа кре­стьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:

1. Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена - 38 руб.)

2. Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государст­вом.

Какую сумму должен был заплатить крестьянин и ка­кова настоящая цена этой земли?



Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, об­щая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин дол­жен был сразу заплатить 25 рублей и в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как по­шло бы развитие России, если бы победил проект моей груп­пы в 1861 г.?»




3

Учебно-информационные



  • самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

  • сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.




«Гражданская война и иностранная интервенция.1918-1922гг.»(2ч.)

-давать определение понятиям: Гражданская война, террор, военный коммунизм, продразверстка;

-понимать сущность Гражданской войны, знать программы белого движения и интервентов;

-называть причины поражения белых и победы красных.

-характеризовать основные этапы Гражданской войны,

-на основе анализа документов определять цели белого движения;

Разъяснять причины перехода к политике военного коммунизма



Задание №1. Политика большевиков в сфере промышленности в 1917-1918 гг. Со­отнесите пункты плана и отрывки из доку­ментов, расставьте пункты в правильной по­следовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о политике больше­виков в сфере управления промышленнос­тью.

1. Бойкот предпринимателей -

2. Национализация всей крупной про­мышленности -

3. Начало национализации промышлен­ности -

4. Введение рабочего контроля на пред­приятиях -

5. Создание центра управления государ­ственной промышленностью -

Правильная последовательность:

?-?-?-?-?(;4А-1Б-3Б-5В-2Г)

А. «Рабочий контроль осуществляют все учреждения... Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предпри­ятия и принимать меры к выяснению себесто­имости производимых продуктов. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия. Ком­мерческая тайна отменяется. Владельцы обя­заны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты... Решения органов рабо­чего контроля обязательны для владельцев предприятий» (из Положения о рабочем кон­троле, 14 ноября 1917 г.).

Б. «Совет Народных Комиссаров, считая, что закрытие фабрики Товарищества Ликинской мануфактуры А.В. Смирнова... недопус­тимо, что материалы по обследованию дел на фабрике указывают на злую волю предпри­нимателя, явно стремившегося локаутиро­вать [уволить] рабочих и саботировать про­изводство... постановляет: 1. Фабрику... объ­явить собственностью Российской республи­ки» (из декрета от 17 ноября 1917 г.).

В. «При Совете Народных Комиссаров уч­реждается Высший совет народного хозяйства. Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов» (из декрета от 2 декабря 1917 г.).

Г. «В целях решительной борьбы с хозяй­ственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты, - Совет Народных Комиссаров постановил: I. Объявить соб­ственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики ниже­указанные... предприятия со всеми их капи­талами и имуществами, в чем бы таковые ни заключались... По металлургической и ме­таллообрабатывающей промышленности: все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с ос­новным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, об­щая стоимость имущества которых по по­следнему балансу составляет один миллион и более рублей... (и далее по отраслям)» (из декрета от 28 июня 1918 г.).



Задание № 2. Военный коммунизм. Опре­делите, о каких явлениях говорят приведен­ные факты и отрывки из документов, запол­ните схему. Составьте в соответствии со схе­мой рассказ о военном коммунизме. 1. Национализация всей промышленнос­ти и централизация управления.

2. Продразверстка и государственное вме­шательство в сельскохозяйственное произ­водство.

3. Замена рынка государственным распре­делением товаров и услуг.

4. Милитаризация труда.

А. Декрет СНК от 22 июля 1918 г. «О спе­куляции» объявил спекуляцией всякую него­сударственную торговлю и запретил ее. Дек­рет определял спекуляцию как сбыт, скупку или хранение с целью сбыта в виде промысла хлеба и других монополизированных про­дуктов питания, скупку и сбыт золота и иных валютных ценностей, а также сбыт, скупку или хранение с целью сбыта в виде промысла прочих нормированных предметов массово­го потребления по ценам выше твердых.

Б. На производстве «ответственность должна быть приравнена к ответственности солдата на фронте. Вопрос о принуждении принимает в настоящее время совершенно новый вид... Мы не можем в данное время жить без принуждения. Необходимо заста­вить лодыря и тунеядца под страхом казни работать на рабочих и крестьян...» (из речи А.И. Рыкова, весна 1920 г.).

В. Раньше «была задача не столь сложная, которая требовала от крестьян уступки извест­ного количества продуктов, а здесь от крестьян требуется,

чтобы они в своем собственном хо­зяйстве вносили те изменения, которые обще­государственная власть признавала необходи­мыми» (из статьи В.И. Ленина, 1920 г.).

Г. «Путь к социализму лежит через выс­шее напряжение государства... Никакая дру­гая организация, кроме армии, не охватывала в прошлом человека с такой суровой прину­дительностью, как государственная организа­ция рабочего класса» (из статьи Л.Д. Троцко­го, 1920 г.).

Д. К лету 1920 г. под контролем ВСНХ и его главков находилось около 80% предпри­ятий; на них работало 70% всех наемных ра­бочих.

Е. В ноябре 1920 г. издано постановление ВСНХ о переходе в его руки мелкой промыш­ленности: объявлялись национализирован­ными все находившиеся во владении частных лиц или обществ промышленные предпри­ятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих и больше при отсутствии такого двигателя.

Ж. В 1917 г. паек имел (в рублях 1913 г.) денежных выплат - 18,3; натуральных - 1,9; в 1920 г. - 0,5 и 6,1 соответственно.

3. «В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Цент­рального Исполнительного Комитета о хлеб­ной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фу­ража в распоряжение государства» (из декрета от 11 января 1919 г.).

( 1 - Д, Е; 2 - В, 3; 3 - А, Ж; 4 - Б, Г.0


4

Учебно-коммуникативные

  • при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимать систему взглядов и интересов другого человека;

  • владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;

  • толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.




«Подготовка отмены крепостного права» (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры).10 класс

- излагать содержание либеральных ре­форм Александра II.

-использовать текст исторического источника (проекты по отмени крепостного права)плюсах и минусах проектов,

- выявить факторы, определившие рефор­маторский курс Александра II;

- определить причины, ход реформ;

- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.

-высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного пава и широкомасштабного реформирования России

-участвовать в разработке группового проекта.


Выступления выстраиваются в соответствии с

правилами ведения дискуссии

1. Критикуй не оппонентов, а их идеи.

2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консен­сусе.

3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.

4. Выступления должны проходить организованно, корректно с разре­шения ведущего.

5. Каждый участник должен иметь право и возможность вы­сказаться.

6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.

7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою пози­цию под воздействием фактов и аргументов.

8. Подведение промежуточных и конечных итогов .

Делается резюме по теме из сказанного;

кратко дается обзор полученных фактов и мнений;



суммируются обсуждаемые проб­лемы; Анализируется сам ход обсуждения В КОТОРОМ УЧАСТВУЮТ ПЕДСТАВИТЕЛИ ГРУПП с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый вывод; выяв­ляются наиболее активные и пассивные участники урока.





Смотрите также:
5 класс История Древнего мира ( умк: История Древнего мира А. А,Вигасин Г. И. Годер И. С. Свенцицкая М., Просвещение 2007 )
319.77kb.
И. С. Свенцицкая. История древнего мира 5 класс М
122.96kb.
5 класс История древнего мира
167.89kb.
История древнего мира) Специальность – 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011
1274.69kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
315.42kb.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для вечернего отделения искусствоведения I курса Исторического факультета мгу
27.33kb.
Тематическое планирование учебного материала по истории 7 класс
69.17kb.
Программа по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»
536.07kb.
Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира в 6-х классах
53.18kb.
«Русско-японская война»
48.49kb.
История ландшафтного дизайна Древнего Египта
22.79kb.
История развития органического мира на Земле и основные ароморфозы
24.07kb.