Главная страница 1

Программа по эстетике

«Искусство России и Франции 18 века»
Для учащихся 9- х классов.

Автор: Миронова З.В.,

Учитель эстетики МОУ СШ №13

с углубленным изучением

литературы и информатики.

Г. Великий Новгород

2005 г.


Пояснительная записка.
Данная программа составлена в целях комплексного изучения эстетического курса учащихся 9-х классов и имеет право быть самостоятельной, так как целостность характеризует искусство отдельно взятого исторического периода, отдельно взятых стран, однако основополагающей чертой представленной программы является её тесная и живая связь с программами «Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной Европы 17 века» (8 Кл.), подразумевающая преемственность эстетических знаний в историческом развитии культуры всего человечества в целом.

Благодаря специфической особенности курса эстетики, который отличает видовое разнообразие изучаемых произведений искусства, заключающих в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляются отношения личности и к действительности и к самой себе, программа ориентирует учащихся на ценностное отношение между человеком и миром посредством личного восприятия произведений общечеловеческой культуры, что является эстетической основой нравственного воспитания школьника.


Программа состоит из нескольких блоков:
1. «Искусство Франции конца 17-18 веков»

2. «Искусство Англии 18 века»

3. «Искусство Италии 18 века»

4. «Искусство России первой половины 18 века»

5. «Искусство России второй половины 18 века»
Каждый блок включает в себя 2 раздела:
Раздел 1. «Искусство и эпоха». Содержание раздела направлено на изучение тесной взаимосвязи между исторической эпохой и специфическими способностями, философской концепцией, которая превалировала в данные историческое время и направлениями в искусстве, сформировавшимися в определённой стране.
Раздел 2. «Личность и время». Содержание данного раздела призвано раскрыть взаимосвязь между мировоззрением творческой личности, историческим временем, в котором конкретная личность существовала и созданным ею шедевром.

Материалом программы систематизирован так, чтобы в процессе его изучения осуществлялось органическое взаимодействие между его тематическими разделами, что позволяет сопоставить, соединить в одно целое общечеловеческие идеи культуры разных народов в 18 веке, времени проникновения духовных идей в искусство определённых стран.


Цели образования, которые призвана реализовать программа:
Воспитательные: формирование и развитие эстетического вкуса учащихся как условия постижения художественной культуры, формирование умения воспринимать произведения искусства, как общечеловеческую ценность.

Образовательные: формирование и развитие умений творческого анализа рассматриваемых произведений искусства, приводящего к самостоятельности мышления учащихся.

Развивающие: развитие у детей способности к самостоятельному принятию нестандартных по своему содержанию, эмоционально окрашенных и мотивационно оправданных действий и решений, развитие собственной активной познавательной деятельности учащихся, развитие активизации мышления школьников, формирование длительной и устойчивой активной деятельности учащихся.
Задачи интегрированного курса:
1. Сформировать у школьников представление об эстетике как философской науки, призванной изучать сферу эстетического, область художественной деятельности людей.

(Научить понимать законы различных видов искусства, сформировать умения, позволяющие отличать художественные произведения от явлений «массовой культуры»).

2. Научить детей художественному анализу произведений на основе понимания различных видов искусства.

3. Воспитать у школьников понимание национального своеобразия и мирового значения русского искусства.

4. Сформировать у учащихся представление о мировом художественном искусстве.

5. Формировать и развивать способности учащихся в творческом преобразовании окружающего мира и самих себя по законам красоты (по мере своего стремления к красоте).

Содержанием программы являются произведения мировой классики, понятные, вызывающие интерес у детей определённой возрастной группы, чем обеспечивается принцип доступности обучения. Выбор произведений для исследования с учащимися на уроках предусматривает повышение уровня проблемности, степени самостоятельности школьников от урока к уроку.
В определение содержания программы легли три основных критерия:
1. Художественная ценность произведения.

2. Наличие в художественном произведении общечеловеческого содержания.

3. Место его в историко-культурном процессе.
В основу содержания курса положен исторический принцип, который предполагает изучение национальной культуры разных народов.

В изложении материала данной программы следует обращать внимание не только на характерные особенности эпохи, специфику творчества, изучаемого художника, но и историю возникновения наиболее значительных произведений искусства, на процесс создания художественного образа автором.

Главная специфическая особенность данной программы – интегрированное изучение истории, философии, литературы, архитектуры, изобразительного искусства, что позволяет школьникам создать всестороннее представление о развитии искусства во взаимодействии его видов. В основу программы положен метод философского исследования произведений искусства в тесной взаимосвязи его с историческими процессами, происходящих в конкретном обществе, что способствует погружению школьников в историю, быт, культуру, науку, традиции, образ жизни народа определённой страны. Это создаёт у детей наиболее полное восприятие и понимание жизни нации в конкретный исторический момент её развития.

Другая важная особенность программы состоит в комплексном преподавании практических основ (научный анализ и творческая интерпретация литературных текстов, произведений зодчества, изобразительного искусства и т.д.) с теоретическими основами курса (изучение искусствознания), что позволяет школьникам наиболее глубоко и осознанно понимать изучаемые шедевры культуры мирового значения.

Отличительным качеством программы является её концептуальность, которая обеспечивается тем, что в ней обозначены блоки, разделы, темы, количество часов. А так же конкретные произведения искусства, Англии, Италии, России и Франции XVIII века, определены цели и задачи каждого цикла, чётко обоснованы основополагающие идеи и понятия, которые дают учащимся возможность погрузиться в культурную среду рассматриваемой эпохи, в специфику развития любой нации, уяснить поступательное движение в формировании философский идей различных народов.

Претворение в жизнь данной программы предусматривает различные формы работы с учащимися, которые призваны помочь им в усвоении новых знаний, в творческом процессе духовной переработки этих знаний, в достижении чувственного, эмоционального восприятия произведений искусства – на основе изученного материала, анализа и трактовки произведений архитектуры, философии, художественной и исторической литературы, изобразительного искусства, посещение музеев, выставок, экскурсии в памятные, исторические места, написание сочинений, рефератов, устных отчётов и рассказов по изученным темам и т.д.

Излагая материал программы, преподаватель помимо обычных иллюстрированных примеров, непременно должен использовать подлинники местных и иногородних художественных музеев. Это приблизит учащихся к предмету, сделать преподавания наиболее конкретным и будет способствовать лучшему, творческому усвоению материала.

Количество часов предусмотренных на изложение конкретных тем данной программы можно варьировать в зависимости от степени углубления в изучении эстетического курса в целом.



«Искусство Западной Европы»

Блок 1. «Искусство Франции конца 1 7-18 веков»

Раздел 1. «Искусство и эпоха».
Эпоха Философия

Искусство


Тема 1 . «Взаимосвязь эпохи, философии и искусства во Франции второй половины 17 века».

Историческая характеристика эпохи (17 век- время формирования единого французского государства, французской нации. Франция второй половины 17 столетия - самая могущественная держава в Европе. Её государственная система - абсолютизм (придворное - синоним национального, личность короля - воплощение государства), выступающий в качестве разумного начала в культуре и искусстве, и, как результат - широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма.

Возникновение на гребне общественного подъёма французской нации классицизма. Философская основа стиля (представление о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе). Опора эстетической концепции классицизма - философия Декарта (соблюдение идеала ясности и порядка, культ разума, представление о мире как многоплановой, но сложной системе). Характерные черты классицизма (предмет искусства - прекрасное и возвышенное; этический и эстетический идеал - античность; в произведениях - выражение большого общественного содержания, героических, нравственных идеалов; главная тема искусства - торжество общественных начал над личными, долга над чувством; строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов). Отрицательные черты стиля (механическое следование традиционным художественным приёмам, ходовые образы, мотивы, приёмы используются как носители « уже готовой» системы; имеют место элементы схематизации, отвлеченная идеализация, потеря художником личной индивидуальности, подчёркнутый аристократизм, приверженность придворным нравам.

Основные особенности живописи классицизма (логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, чёткая моделировка объёма, плавная обобщённая контурная линия, подчинённая роль цвета, использование локальных цветов, чёткая разграниченность планов в пейзажах с помощью цвета: передний план - коричневый, средний - зелёный, дальний - голубой).

Основные особенности скульптуры классицизма (сглаженность форм, спокойность поз, замкнутость форм).

Основные особенности архитектуры классицизма (навеянная античными образцами ордерная система, чёткость и геометрическая правильность объёмов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы).



Тема 2. «Взаимосвязь эпохи и искусства во Франции

первой половины 18 века».

Историческая характеристика Франции 18 века (Постепенный упадок монархического государства. Невозможность и неспособность старой власти к развитию нового, капиталистического уклада. Роскошь и богатство королевского двора и придворной аристократии и обнищание народа. Противоречия между интересами королевской власти, аристократического дворянства и широкими слоями буржуазии, ремесленников, наёмных рабочих, крестьян. Формальное сохранение могущества короля. Смена придворного этикета атмосферой легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений. Как следствие - изменения в искусстве - появление частных коллекций, салонов; вытеснение религиозной культуры светской. Превращение Франции в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений.

Рококо - ведущее направление во Франции. Рококо - стиль, спровоцировавший будущую революцию в государстве. Характерные черты стиля (тяготение к асимметрии композиции; мелкая деталировка формы; грациозный прихотливый орнаментальный ритм; уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов; в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамленьях, зеркала причудливых очертаний; светлые тона, отказ от строгой тектоники, прямых линий; скульптура и живопись изящны, но неглубоки; архитектура отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем.

Основные особенности живописи классицизма (логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, чёткая моделировка объёма, плавная обобщённая контурная линия, подчинённая роль цвета, использование локальных цветов, чёткая разграниченность планов в пейзажах с помощью цвета: передний план - коричневый, средний - зелёный, дальний - голубой).

Основные особенности скульптуры классицизма (сглаженность форм, спокойность поз, замкнутость форм).

Основные особенности архитектуры классицизма (навеянная античными образцами ордерная система, чёткость и геометрическая правильность объёмов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы).



Тема 3. «Взаимосвязь искусства и философии во Франции

второй половины 18 века».

Мировоззрение Вольтера (критика христианства, государства богатых и бедных; наилучшая форма управления обществом -конституционная монархия, в конце жизни ратовал за республику). Главная мишень сатиры - христианство и католическая церковь.

Мировоззрение Дени Дидро (изменение взглядов от этического идеализма до атеизма). Центральное дело жизни - создание Энциклопедии (пропаганда новых идей, критика рутинных взглядов, предрассудков, верований). Социально-политические взгляды Дидро (борьба против феодального деспотизма, защита конституционной монархии)).

Мировоззрение Жан Жака Руссо (приверженец деизма, дуализма, сенсуализма). Социально-политические взгляды Руссо (резкая критика феодально-сословных отношений, деспотического режима; борьба за буржуазную демократию, тражданскую свободу, за равенство людей перед законом, против имущественного неравенства; критика феодально-сословной системы воспитания)).

Мировоззрение Шарля Луи Монтескье (деист, тяготевший к материализму, отвергал аскетизм. Социально-политические взгляды Монтескье (критика феодально-абсолютистских порядков; сторонник компромисса буржуазии и дворянства, консттпуционной монархии, принципа разделения властей (исполнительной законодательной, судебной), свободы-права делать все, что дозволено законами).

Особенности эстетики эпохи Просвещения (наступательный демократический характер; утверждение антифеодальных нравственных идеалов; категория гармонии - показатель целостности и упорядоченности природы, произведении искусства, характеристика равновесия рационального и эмоционального начал в человеке, обоснование снятия социальных антагонизмов; развитие категории эстетического вкуса.

Сентиментализм - художественное течение в искусстве периода подготовки и времени, наступившего после поражения буржуазной революции. Идейные предпосылки сентиментализма - разочарование в позитивной роли цивилизации, в возможности «царства разума», декларируемого идеологами Просвещения. Характерны черты стиля (противопоставление разума культу чувства; главенствующая роль познания в творчестве; провозглашение нравственных идеалов третьего сословия; обращение к внутреннему миру человека, его личности).

Революционный классицизм-отклик на французскую революцию.

Характерные черты стиля (обращение к республиканским идеям античности, изображение образов мужественных борцов против тирании подчинение искусства политике, искусство-средство идеологической пропаганды).
Раздел 2 "Личность и время"

Мировоззрение личности Созданный шедевр


Историческая эпоха

Живопись.

Тема 1 "Философская система идеального мира в творчестве Никола Пуссена"

Никола Пуссен - создатель классицистического направления в живописи Франции. Темы полотен художника (мифология, история, Новый и Ветхий завет)

Связь живописи художника с театральным искусством. Живопись Пуссена -гармонический мир в себе, не выходящий за пределы живописного пространства. Отличительные черты творчества мастера (величавость идей и характеров; плавный и чёткий линейный ритм; статуарная пластика; построение колорита на созвучии сильных, глубоких тонов, скульптурность форм, единый ритм композиционного построения).

Пейзажная живопись художника (персонажи картин - символ одухотворённости мира, трактовка человека как части природы, природа и человек в ней - образ идеального мира ). Проблема жизни и смерти в творчестве художника.

(бренность и тщета всего земного , размышления о неизбежных грядущих страданиях, торжество жизни над смертью).

Синтез литературы и живописи в творчестве Никола Пуссена (общность исследуемых общечеловеческих проблем, этических идеалов).Пуссен -художник своего времени, выразитель вкусов эпохи абсолютизма. Изучаемые произведения Живопись Никола Пуссен

"Царство Флоры","Пейзаж с Полифемом","Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи", "Венера и Сатир","Аллегории человеческой жизни".

Литература

Отрывки из поэмы Торквато Тассо "Освобождённый Иерусалим",отрывки из

поэмы Овидия "Метаморфозы".

Тема 2 "Фантазия и реальность в творчестве Антуан Ватто"

Ватто -создатель стиля рококо. Особенности живописи художника (противоречивые образы - игривые и легкомысленные (рокко), жизненно правдивые (реализм)). Уникальность жанра галантных празднеств (за остроумием, насмешливой ироней - раздумья о судьбе человека, в смысле существования) .Взаимопроникновение и перевоплощение театра и реальности в творчестве Ватто. Проблема детского одиночества в картине "Савояр". Идея тоски по недостижимому миру мечты в произведениях художника -"галантных празднествах".



Используемые произведения:

Живопись

Антуан Ватто

"Капризница", "Затруднительное предложение", "Лавка Жерсена", "Савояр",

"Военный роздых", "Отправление на остров Цитеры", "Праздник любви",

"Общество в парке", "Актёры французкого театра". "Жиль",

"Равнодушный".



Тема 3 "Жизнь - как театральное представление в творчестве Франсуа Буше ".
Буше - яркий выразитель художественного вкуса свой эпохи. Идея "вечного праздника жизни" в творчестве мастера ( изящная чувственность образов, композиционные и цветовые эффекты ,волшебство и лёгкость сюжета ,сочные контрасты тонов, стремление к парадной декоративности, условные композиции, идеализированность материального мира, искусственность в изображении человеческого тела ).

Используемые произведения

Живопись

Франсуа Буше

"Венера, утешающая Амура", "Геркулес и Омфала", "Юпитер и Каллисто", "Пейзаж с отшельником", "Пастушеская сцена", "Триумф Венеры" ,"Туалет Венеры", "Пигмалеон и Галатея", "Туалет", "Мельница", "Пейзаж с прудом", "Пейзаж в окрестностях Бове"

Жак Гревен "Что этот мир? Увы, пристанище шутов"; Стивен Хоуз "На румянящегося", "Жизнь при дворе", Маркиз де Сантильяна "Серранилья".



Тема 4 "Дух театра и маскарада в творчестве Никола Ланкре

Отражение нравов парижского общества эпохи Регенства в произведениях Николая Ланкре (отражение в творчестве художника манерности французских аристократов ,герои картин - театральные персонажи в реальной жизни).Особенности стиля мастера (изящные удлинённые фигурки персонажей, кукольность лиц, орнаментальность в трактовке пейзажа, пикантная аранжировка пятещуход от возвышенного, репрезентативного искусства к искусству камерному, более непосредственному и соизмеримому с человеком; колорит - тёплый с мягкими переходами, отличающийся общей золотистой тональностью; манера письма - меткая, нервная, остроумная игра кистью; пейзажная среда созвучна героям; объединение фигур в единое гармоническое целое по декоративному принципу).Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества"



Используемые произведения Живопись

Никола Ланкре

"Дама в саду", "Танцовщица Камарго",, "Концерт в парке' Литература

Воклен де ла Френе "Воспоминания" Александр Блок "Тени на стене"



Тема 5 "Импровизаторский талант Жана Оноре Фрагонара"

Оноре Фрагонар- поздний представитель рококо .Широкий диапазон деятельности мастера (новое преломление тематики французской галантной живописи в картинах художника ,исторические полотна Фрагонара, уникальность "фантастических портретов",сентиментальные сюжеты в произведениях мастера),как доказательство подчинения его творчества идеям французского искусства 18 века. Особенности живописи (изысканная декоративность, лёгкость письма; живописная свобода; подчас стремительная и бурная манера живописи; страстное ,живое восприятие



Используемые произведения

Живопись

Жан Оноре Фрагонар

"Выигранный поцелуй", "Проигрыш", "Дети Фермера" ,"Отдых на пути в

Египет", "Поклонение пастухов", "Христос,омывающий йоги апостолам",

"Качели", "Портрет живописца", "Портрет д'Аркура", "Счастливое

изобилие", "Дама с собачкой", "Поцелуй украдкой", "Посещение

кормилицы", "Колыбель", "Счастливая мать", "Урок чтения".

Тема 6 "Певцы третьего сословия - Жан Батист Шарден и Жан Батист Грёз"

Шарден и Грёз -яркие представители сентиментализма, прославившие патриархальные добродетели третьего сословия. Их творчество - вызов легкомысленному придворному искусству, породившему гедонистическое искусство рококо. Жанровые картины проникнуты лиризмом, утверждением достоинства простых людей, жизненной непосредственностью, задушевностью.

Изображение буржуазной мелодрамы (сцены семейной жизни, становившиеся своего рода притчами, всегда включавшие элементы поучения) в произведениях Грёза. Работам, мастера присущи: идеализация натуры - вечный поиск красоты, сентиментальность, морализаторство, яркая художническая индивидуальность, самобытность живописи.

Реалистические тенденции в творчестве Шардена. Характерные черты живописи художника (сдержанная, спокойная манера повествования; ясность и простота композиции; умелая передача воздуха; гармоничность неярких красок, подчинённых общему тёплому тону; красочные тончайшие соотношения; изображение естественных людей и естественной жизненной среды; отсутствие нравоучений, чувствительности, умильности в показе "простой жизни").

Шарден - блестящий мастер натюрморта (композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью, продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, в произведениях чувствуется ощущение органической связи вещей с интимным и трудовым бытом человека). Детские образы в картинах мастера. Жан Батист Грёз проповедует буржуазную мораль в открытой и назидательной форме, Жан Батист Шарден утверждал красоту "обыденной", "прозаической" действительности.

Используемые произведения:

Жан Батист Грёз

«Балованное дитя», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», «Выбор бобового короля», «Портрет графини Е.П. Шуваловой», «Женский портрет» 4

Жан Батист Шарден

«Прачка», «Молитва перед обедом», «Чистильщица репы», «Пускание пузырей», «Натюрморт», «Натюрморт (атрибуты искусства).

Тема 7. « Жак Луи Давид - певец французской революции» Жак Луи Давид - основоположник революционного классицизма.

Произведения художника - героизированное театральное зрелище, патриотическая ода революции. Сюжет античной истории созвучные современным событиям в предреволюционной живописи Давида. Воплощение классицистического представления о волевом, деятельном человеке, стремящемся изменить существующий порядок в изображении реальных героев (период французской революции ). Реализм портретов мастера. Автопортрет Жака - Луи Давида - откровенный разговор самим с собой. Трагическое звучание, суровая жизненная правда, в картине «Смерть Марата». Поиски высокого гармонического идеала в женских образах.

Характерные черты творчества (барельефность, сценическая торжественность образного строя; преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом; публицистическая направленность; простота, лаконизм композиции; жёсткие контуры, локальные цвета.)

Используемые произведения

Живопись

Жак Луи Давид.

«Клятва Горациев», «Лекторы приносят Бруту тела его сыновей», «Смерть Марата», «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», «Врач А. Леруа», «Автопортрет», «Портрет Мадам Рекамье», «Портрет химика Лавуазье», «Портрет драматурга Седена», «Брут», «Сократ», «Гораций».

Скульптура
ТЕМА 8. «Воплощение идей абсолютизма во Французской
скульптуре второй половины 17 века »

Франсуа Жирардон - выразитель вкусов и интересов французской аристократии. Прославление Короля - Солнца в скульптурных творениях мастера. ЖирИрдон - Яркий представитель классицизма в скульптуре. Особенности творчества (сглаженность форм, спокойность поз, замкнутость форм, композиционное равновесие, воплощение в произведениях античных канонов).

Идеализация королевской власти в работах Антуана Куазевокса. Психологически тонкие характеристики героев в скульптурных портретах Куазевокса. Творческая манера (сочетание жизненной экспрессии барокко с холодной идеализацией классицизма; пластическое богатство; выявление глубокого внутреннего родства этих стилей).

Пьер Пюже - яркий представитель стиля барокко во французской скульптуре второй половины 18 века. Самобытные черты творчества Пюже (сочетание экспрессии образов с ясностью композиции, острая жизненная убедительность в передаче физического напряжения и страдания, эмоциональность образов, чёткая определённость форм). Борьба скульптора против официального искусства.



Используемые произведения скульптура.

Франсуа Жирардон

«Надгробие Ришелье в церкви Сорбонны», «Аполлон и нимфы».

Антуан Куазевокс

«Бюст Эль Конде», «Бюст Поля Миньяра», Рельеф для зала Войны в Версале «Переход Людовика XIV через «Рейн»», «Венера», «Принц Конде».

Пьер Пюже.

«Атланты на фасаде Ратуши в Тулоне», «Персей и Андромеда», «Милон Кротонский», «барельеф «Александр Македонский и Диоген»

ТЕМА 9 «ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ- МАСТЕР ЛИРИКО-

ИДИЛЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА ВО ФРАНЦИИ».
Этьен Морис Фальконе — яркий представитель стиля рококо. Развитие скульптуры в зависимости от интерьеров рококо (утрата монументальности; камерный, декоративный характер произведений;

образа; мягкая моделировка; тончайшие переходы светотени; нарастание гедонистических настроений; развлекательность).

Творческая манера скульптора (жизненная правда образов; грация и изящество форм; текучие контуры; утончённость, отвлеченность, порой сентиментальность образов; аллегоричность; воплощение идеала чувственной дворянской красоты ). Отличительная особенность зрелого творчества Фальконе (связь классицизма и рококо). Мелкая пластика мастера.

Используемые произведения

Скульптура

Этьен Морис Фальконе.

«Грозящий Амур», «Милон Кротонский», «Музыка», «Девушка с венком из цветов », « Флора », « Эригона », « Купальщица », «Распятие», «Пигмалеон».

Колло «Портрет Фальконе»



Тема 10. «Взаимодействие материального и духовного миров в скульптурных портретах Жана Антуана Гудона».

Воплощение мастером высоких духовных идеалов в образах выдающихся людей своего времени. Провозглашение Гудоном в своем творчестве идей французского Просвещения. Галерея жизненно ярких портретов видных представителей эпохи Просвещения, внимание скульптора к общественно - деятельному началу в их характерах, к незаурядности личности. Простота и естественность лирических детских и женских образов.

Характерные черты творчества - реализм в трактовке материального и духовного миров, воплощенных в человеке; острота и многогранность психологической 5 характеристики непосредственная обращённость к зрителю.

Используемые произведения Скульптура Жан Антуан Гудон

Бюсты Руссо, Бенджамина Франклина, Мирабо; «Вольтер, сидящий в кресле», «Портрет жены», «Портрет Дидро», «Портрет Александра Броньяра», «Портрет Сабины», «Портрет Луизы Броньяр», «Статуя Вашингтона», «Бюст Мольера», «Бюст Глюка».



Архитектура.
Тема 11. «Ансамбль Версаля - идеальное воплощение абсолютизма в

архитектуре».

Дворец и парк Версаля-один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества, воплотивший устремление культурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума, характерное и яркое произведение французского классицизма второй половины 17 века, призванное классической соразмерностью и торжественностью символизировать достоинство и гармонию страны.

История создания Версальского парка Новшество композиционных идей (единство пространственного замысла в строительстве дворца и парка; участие парковой скульптуры в архитектуре ансамбля; воплощение Ленотром в ландшафтной архитектуре эстетических идей классицизма -регулярность, строгая система, ясность композиции; полное выражение «схемы Ленотра»: от естественной природы к архитектуре, затем к искусству сада и, в завершении, вновь к природе; воспроизведение в живом материале чётких и ясных архитектурных объемов, трехмерность паркового искусства; в основе парка- веерная композиция, своеобразная открытость, незамкнутость; тонкое равновесие всех элементов ансамбля, пропорциональных отношений ближнего и дальних планов; фонтаны и бассейны Версальского парка - значительное техническое достижение эпохи.

История строительства Версаля (проекты Андре Ленотра, Лево, Жюля Ардуэна Мансара), Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца (разнообразие архитектуры в стилистическом отношении; большой ордер - основной мотив в Версальской архитектуре; использование « французского ордера »; представительный характер построек, отвечающий духу абсолютизма;

сочетание трезвой логики композиции с декоративной обобщенностью форм – принципы «большого стиля» искусства времени Людовика XIV, пафосность и разнообразие дворцовых интерьеров; взаимосвязь наружного и внутреннего облика сооружения). Скульптурное убранство Версаля (подчинение скульптуры основным архитектурным идеям, ее активное участие в формировании ансамбля).

уникальность архитектурного комплекса Трианона – большого и Малого дворцов. Оригинальность композиционного решения китайского «Домика удовольствий» Л.Лево. Летний дворец Трианон – миниатюрный придуманный мир (помещения рассчитаны на интимное настроение; «естественный» сад - весь мир в игрушечных масштабах; изящность и незатейливость интерьера).

Используемые произведения:

Архитектура

Фотографии Версальского парка, Ленонтр;

Версальского дворца, Ленонтр, Лево, Мансар;

Трианона, Лево.

Декоративно-прикладное искусство

Тема 12. «Гедонистическое мировоззрение рококо в декоративно-прикладном искусстве»
Интерьер как целостный ансамбль. Мебель стиля рококо – важный компонент стилевого убранства комнаты. Характерные особенности мебельного дизайна (экзотические породы дерева; обилие декора; отсутствие прямых линий; удобство; для украшения применяется сложный орнамент, включающий в себя мотив раковины, построенный на изогнутых линиях; светлая обивка; ассиметричная форма; подражание китайскому стилю).

Шпалеры и гобелены – непременный атрибут интерьера (пышность и мягкие тона, применение золотых и серебряных нитей).

Используемые произведения:

Декоративно-прикладное искусство.

Фотографии кресел, столов, стульев, комодов, диванов, зеркал и т.д., выполненных в стиле рококо.

Гобелены из серии «Дети садовника».

Литература

Тема «Сущность философских размышлений Вольтера в повести

Кандид»
Франсуа Мари Аруэ Вольтер – ведущий философ своего времени. Воплощение блистательного писательского таланта Вольтера в его «Кандиде». Основные идеи произведения (зло – необходимый компонент мировой гармонии; соотношение добра и зла в мире, их влияние на человеческую судьбу; суждение о человеческом бытие, исходящие не из церковных догм и предначертаний, а с точки зрения разума и здравого смысла; бесправие человека в обществе; критика сословий морали; ироническое отношение автора к идеализированному Эльдорадо).

Используемые произведения:

Литература.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер «Кандид».



Блок II. Искусство Англии 18 века

Раздел I. Искусство и его эпоха
Эпоха Философия
Искусство
Утверждение в стране капиталистического уклада. Англия – богатейшая держава мира. Экономическое и политическое развитие государства, как результат победы в конце 17 столетия буржуазной революции промышленного переворота в 18 веке. Воплощение культурного движения Просвещения в работах философа-моралиста и эстетика Антония Эшли Купера (человек постигает идеи мирового разума не только мыслью, сколько чувствующей душой (сенсуалистические идеи), учение о трех видах природы, над которыми властвует дух или мировая душа (традиции неоплатонического учения), воспроизведение красоты природы искусством – подражания Создателю художественный гений сам становиться «вторым творцом после Юпитера»).
Раздел II. Личность и время

Тема 1. Уильям Хогарт – великий художник-просветитель.
Уильям Хогарт – основатель национальной школы английской живописи. Влияние идей философов Просвещения на творчество художника, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки, призывавших активно вторгаться в жизнь, воздействовать на нее. Создание мастером социальной сатиры на современное ему общество.

Хогарт – первовестник критического реализма (обличение пороков общества, акцент на отрицательные стороны героев, жизненность образов, бытописание «низов», «верхов» английского общества, искусство – поборник справедливости, гражданственность творчества).

Создание художником нового самостоятельного жанра живописных сюит (каждая серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину; как в пьесе – есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю следить за происходящим, порицать и высмеивать поступки и нравы: - «живописный театр» с его персонажами, артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, злободневными современными морализирующими сюжетами; использование гротеска и других приемов комического).

Воплощение Хогартом положительного идеала в портретах (тонкое понимание психологии людей, необычное живописное решение). Изображение в портретах простых людей (образ человека, забывшего о своей роли в «комедии жизни»; герой прекрасен без грима и условностей). Создание группового семейного портрета (мягкая ирония, атмосфера уклада жизни).

Используемые произведения:

Живопись.

Уильям Хогарт.

Серия картин «Карьера продажной женщины», серия картин «Модный брак», серия картин «Выборы в парламент», «Автопортрет», «Слуги», «Девушка с креветками», «Портрет семьи Чаили», «Портрет лорда Грея и Мери Уэст».


Тема 2. Джошуа Рейнолдс – создатель истории «в лицах».
Рейнольдс – законодатель «высокого» стиля в английской живописи (стремление к классическим традициям; античности, высокому Возрождению, поиски естественности и жизненной правды). Мастерство художника в портретном жанре (великолепная передача сходства с оригиналом; выявление характерных, сугубо индивидуальных черт модели; аллегорический подтекст окружения; композиционная изобретательность; насыщенный теплый колорит; светотеневые контрасты; реализм и психологическая выразительность образов).

Мифологические и аллегорические произведения мастера.

Используемые произведения:

Живопись.

Джогиуа Рейнолдс

«Портрет адмирала Кеппеля», «Портрет герцогини Девонширской», «» Портрет Нелли О’Брайен», «Портрет адмирала Хизфилда», «Портрет архитектора Джона Хунтера с сыном», «Портрет Гаррика», «Мисс Бауэлс», «Младенец Самуэль», «Робинетта», «Портрет лорда Хитфилда», «Мальчик из семьи КРУ» (в костюме Генриха VIII), «Младенец Геракл, удушающий змей», «Амур, развязывающий пояс Венеры».


Тема 3. Взаимодействие природы и человека в творчестве Томаса Гейнсборо.
Гейнсборо – художник-новатор (единение портрета и пейзажа в композиционном строе картины, создание национального пейзажа).

Характеристика портретной живописи художника (идеальность в трактовке моделей, в основе которой лежат высокие этические представления эпохи Просвещения о человеке; сила создаваемых в портрете характеров, пейзаж как эмоциональный фон портрета; синтез стилей).

Живописная манера мастера (внутренняя светоносность колорита, ритмическая музыкальность композиции, сложные колористические модуляции).
Используемые произведения:

Живопись.

Томас Гейнсборо

«Портрет дамы в голубом», «Автопортрет с женой и старшей дочерью Маргарет», «Дочери художника с кошкой», «Супруги Эндрюс», «Хиниг Ллойд с сестрой», «Супруги Кирби», «Портрет Элизабет Линли-Шеридан», «Портрет Сары Сиддонс», «Повозка», «Возвращение крестьян с рынка», «Речной пейзаж с фигурами в лодке», «прогулка в Сент-Джейском парке», «Портрет бультерьера Бампена», «Мальчик в голубом».


Тема 4. Герои полотен Джорджа Ромни.
Джордж Ромни – яркий представитель классицизма в английском портрете (уравновешенная композиция картины, плавный ритм, чистота контуров, пристрастие к локальным и ясным цветовым сочетаниям, лаконизм художественного языка).

Характеристика творчества художника (изображение сиюминутного настроения человека, идеализация модели, легкость линий, ритмов, виртуозность технического исполнения).

Используемые произведения:

Живопись.

Джордж Ромни

«Портрет С.Р. Воронцова», «Портрет миссис Харриет Грир», «Портрет Эдмунда Берка», «Портрет Эразма Дарвина», «Портрет Тюрлоу», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Уильяма Блейка», «Автопортрет».


Блок III. Искусство Италии 18 века.

Тема 1. Джованни Батиста Тьеполо – хранитель традиции итальянского монументального искусства.

Тьеполо – яркий представитель барочного стиля (беспокойные формы, контрастная светотень; богатство фантазии, декоративный размах; свобода, экспрессивность стиля; колорит обогащен тонкими нюансами; праздничная пышность; сияющий колорит; неожиданные головокружительные ракурсы; пространственная динамика; живописная легкость и свобода; тонкость световоздушных эффектов; прозрачность мягких сдержанных красок).


Используемые произведения:

Живопись.

Монументальные росписи Большого зала палаццо Лабла в Венеции, резиденции архиепископа – курфюста Франкони в Вюрцбурге.
Тема 2. Гварди и Каналетто – мастера архитектурного пейзажа.
Характеристика творчества Гварди (простые мотивы, изображение повседневной жизни города, создание пейзажа нового типа, поэтичность повествования, непосредственность зрительных впечатлений). Живописная манера художника (свобода, виртуозность, трепетность цветовых пятен, как бы отражающих движение цвета и воздуха).

Характеристика творчества Каналетто (нарядная зрелищность композиций, документальная точность рисунка, живость, свежесть колорита, тонкая наблюдательность в изображении сцен городской жизни).

Используемые произведения:

Живопись.

Франческо Гварди

«Подъем воздушного шара», «Венецианский дворик», «Рио дел Мендиканди»

Джованни Антонио Каналетто

«Двор каменотеса», серия «Ведуты».


Часть II

Искусство России
Блок I. Искусство России первой половины XVIII века.

Раздел 1. Искусство и эпоха.

Тема 1. Взаимосвязь эпохи, философии и искусства в России первой половины 18 века.
18 век – время перелома в общественно-политической и культурной жизни России. Укрепление русской державы, подчинение церкви светской власти, развитие передовой культуры, и как следствие расцвет нового искусства. возникновение светского искусства, стоявшего ближе к человеку и его потребностям, к его повседневной жизни. Рост интереса к человеческой личности, способной принести пользу государству, и отсюда – ведущее положение портретного жанра. Создание портретистами типических образов людей своего времени. Утверждение в портрете высокого идеала человека вне зависимости от его сословной принадлежности.

Формирование исторической картины и скульптуры как результат общественного интереса к значительным событиям из русской и древней истории.

Развитие батальонного, бытового, пейзажного жанров в их национальном своеобразии.

Влияние реформ Петра I на возникновение новой русской архитектуры. Петербург – памятник искусства Петровской эпохи, яркий исторический документ своего времени. « Северная Венеция» - предмет национальной гордости современников, воплотивший идею государственного величия России. Идеи петербургского барокко (пышность, помпезность великолепие зданий, утверждавших славу русского государства, величие новой знати). «Северная столица» - естественное экологическое и психологическое пространство, органично сплетающее в нерасторжимое целое различные элементы новой художественной культуры Просвещения. Влияние европейских традиций на архитектуру русских городов.


Раздел 2. Личность и время.

Тема 1. Взаимодействие личности и власти.
Анализ схемы: Личность Власть
Петр I - личность, обладавшая абсолютной властью. Исследование прямой связи в схеме Личность Власть (Петр I - царь-реформатор, преобразивший Россию; европеизации государства – первая цель власти, человек материал, необходимый для осуществления преобразований, происходящих в стране; в произведениях Растрелли, Никитина, Ломоносова, Фальконе, Пушкина, Бенуа Петр I символ власти, сильная, волевая, одухотворенная, целеустремленная личность; породившая бурные и яркие изменения в стране).

Исследование обратной связи в схеме Личность- Власть (в скульптурном портрете Растрелли, в живописном портрете Никитина царь – человек, трудная жизнь которого, усталость, накопившаяся от государственных дел отразились на его лице в напряженности взгляда, в строго сомкнутых губах; в картине Серова «Петр I на строительстве Петербурга» Петр – бездушный автомат, одержимый идеей реформации страны; в картине Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» - борьба «старой» и «новой» России, обернувшаяся драмой сыноубийства).

Влияние власти на личность «маленького человека» (в «Медном всаднике» Пушкина и в «Погоне» Бенуа Петр I - символ той власти, которая приводит в ужас и подавляет обычного человека, то есть Власть – это зло, и все преобразования и реформы теряют свое значение перед давлением Власти на Личность).

Используемые произведения:

Живопись.

И.Н. Никитин «Портрет Петра I»

Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

В.А. Серов «Петр I на строительстве Петербурга»

М.В. Ломоносов «Мозаичный портрет Петра I»

А Бенуа «Погоня», иллюстрация к «Медному всаднику» А.С. Пушкина

Скульптура

Б.К. Растрелли «Портрет Петра I»

Э.М. Фальконе «Медный всадник».

Литература.

А.С. Пушкин, отрывки из «Медного всадника» («Ужасен он в окрестной мгле…», «Кругом подножия кумира…»).
Тема 2. Образ человека «нового времени» в творчестве А.М. Матвеева
Изображение в «Автопортрете с женой» Матвеева образа человека Петровской эпохи (внесословная ценность человека, подчеркнутое достоинство личности, отсутствие холодной парадности, внутренняя свобода героев полотна, их индивидуальность, уверенность в своих силах, острота характеристики, реализм образов).

Аллегорические композиции (достоверность изображения, точность рисунка, мягкость живописной лепки).

Используемые произведения:

Живопись.

А.М. Матвеев «Автопортрет с женой», «Аллегория живописи».
Тема 3. Внутренний мир личности в портретах И.Н. Никитина.
Творческий поиск художника (интерес к внутреннему миру человека, общий реализм живописи, прямота психологической характеристики, композиционное мастерство, насыщенный колорит).

Используемые произведения:

Живопись.

И.Н. Никитин

«Портрет напольного гетмана», «Портрет Екатерины I», «Портрет великих княжон Анны и Елизаветы», «Портрет великой княжны Натальи», «Портрет барона С.Г. Строганова», «Портрет Г.И. Головкина», «Портрет Ушакова».
Тема 4. Барочные портреты А.П. Антропова.
Антропов – мастер портрета в стиле барокко. Характеристика творческой манеры художника (родство с русской и украинской парсуной, честность в отношении к модели, жизненная правда изображаемого, разнообразная и уверенная манера письма, индивидуальная интерпретация личности; звучная, декоративная цветовая гамма, орнаментальность форм, тщательное выписывание деталей).

Используемые произведения:

Живопись.

А.П. Антропов

«Портрет А.М. Измайловой», «Портрет архиепископа Сильвестра Кулебяки», «Портрет М.А. Румянцевой», «Портрет Петра III», «Портрет атамана Ф. Краснощекова», «Парные портреты Колычевых», «Портрет графа Ф.Ф.Фермора», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
Тема 1. «А.П. Лосенко – основатель русской школы

исторической живописи».
Образы выдающихся людей своего времени в портретах Лосенко (Драма творческой личности в портрете А.П. Сумарокова. Образ одаренной личности в портрете Ф.Г.Волкова. Изображение человека своего времени в портрете Я.Д. Шумского, воплощенного жажду просвещения и горечи познания, вольнодумство и глубокий скептицизм).

Синтез уходящего стиля барокко и нового веяния классицизма в картине художника «Жертвоприношение Авраама». Одухотворенность человека, воспринятого сквозь призму знания античности и чувственного восприятия природы в полотнах «Каин и Авель». Творческое осмысление античности и активное следование классицизму в произведении «Зевс и Фетида». Общественная значимость и актуальность картины «Владимир перед Рогнедой» (протест против произвола, насилия деспотизма). Воплощение идей классицизма в «Прощание Гектора с Андромахой» (призыв к служению отечеству, к готовности самопожертвования во славу отчизны – просветляющее этическое содержание сюжета, герои – носители положительных идеалов; строгость, математическая выверенность, уравновешенность композиции картины).



Используемые произведения.

Живопись:

А.П. Лосенко «Портрет И.И.Шувалова», «Портрет А.П. Сумарокова», «Портрет Я.Д. Шумского», «Портрет Ф.Г. Волкова», «Жертвоприношение Авраама», «Авель», «Каин», «Прощание Гектора с Андромахой», «Зевс и Фетида», «Владимир перед Рогнедой».



Литература:

Н.М.Карамзин «Предания веков», глава IХ «Великий князь Владимир, названный в крещении Василием».

Отрывки из «Илиады Гомера», «научился быть я бесстрашным…», «Зевс и бессмертные боги! О, сотворите, да будет…»

Ветхий завет «Бытие» гл. IV, гл. 22.

М.А. Кун «Легенды и мифы («Аполлон и музы», «Дионис и воспитание Диониса», «Геракл», «Артемида»).
Ч. Камерон «Павловский дворец», «Камеронова галерея» (царское село – г.Пушкин).
Тема 2. « Воплощение идеи эпохи просвещения в исторических полотнах Г.И. Угрюмова».
Общечеловеческие идеи в картине Угрюмова «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне», характеристика произведения (смягчение барочного стиля в композиции картины, изображение глубина пространства, гармоничная колористическая гамма, выразительная пластика фигур).

Создание образа идеального монарха (отца народа, не щадящего себя для блага подданных), близкого к просветительскому пониманию образца воспитателя, в картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Основная идея произведения: смысл воинского подвига – в его гуманистическом освободительном содержании.

Воплощение просветительской идеи: превосходство разумного, человеческого начала над животным в полотне «Испытание силы Яна Усмаря». Новаторство Угрюмова (герой исторической картины – народный богатырь, мотив единоборства решен на материале отечественной истории).

Разработка темы идеального монаха в «Призвании Михаила Федоровича Романова на царство».



Используемые произведения:

Живопись:

Г.И. Угрюмов «Изгнание Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне», «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной победы над немецкими рыцарями», «Испытание силы Яна Усмаря», «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство».



Литература:

Ветхий завет «бытие» гл. 16, А.О. Ишимова «История России», гл. 11, гл.27.


Тема 3. «Самобытность бытового жанра в советской художественной культуре».
Крестьянская война Пугачева как стимулятор общественного интереса к бытовому жанру. Создание в жанровых полотнах достоверного облика русского крестьянина (простота, искренность, человечность изображенных образов в картинках Шибанова; социальная направленность темы, идея убожества нищеты, подавляющей человеческое достоинство в произведениях Ерменева), и, таким образом, начало процесса самоанализа в российском обществе.

Используемые произведения:

Живопись:

Иван Фирсов «Юный живописец»

Михаил Шибанов «Празднество свадебного сговора», «Крестьянский обед».

И.А. Ерменев «Крестьянский обед», «Слепые певцы», «Нищие».



Литература:

С. Есенин «Шел Господь пытать людей в любви».


Тема 4. «Поиск идеального типа человеческой личности в произведениях Ф.С. Рокотова».
Ф. Рокотов – художник просвещенного дворянства (интеллектуальность и одухотворенность, глубокая человечность и душевная теплота – основные качества изображаемой личности нового времени). Уникальность камерного интимного портрета, созданного художником (интерес к внутреннему миру человека, к его тончайшим духовным переживаниям, стремление к возвышенному восприятию модели, поиск высокой нравственности в портретируемой личности).

Особенности творческого подчерка Рокотова (использование преиму-щественно овальной формы холста, подчеркивающего общий ритмический строй произведения; модели выступают из мягкого сумрака, черты лица размыты, как бы окутаны дымкой, все внимание сосредоточено на глазах человека, тайна внутренних переживаний которого усиливается освещением; изысканная колористическая гамма – зеленовато-болотный, золотисто-коричневый, блекло-розовый, жемчужно-серый – излюбленные приемы живописца; заметная роль одежды и аксессуаров в портрете; едва уловимые переходы одного полутона в другой; плавно струящийся мазок).

Используемые произведения:

Живопись:


Ф.С. Рокотов « Кабинет И. И. Шувалова», «Портрет Петра III», «Портрет Екатерины II в коронационном наряде», «Портрет И.Г. Орлова», «Портрет В. И. Майкова», «Портрет И. Н. Тючева», «Портрет С. В. Гагарина», «Портрет В. И. Вырубова», «Портрет А. П. Струйской», «Портрет В.Е. Новосильцевой», «Портрет В.Н. Суровцевой», «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет Е.Н. Орловой», «Портрет Графины Санти», «портрет Римского-Корсакова», «Портрет неизвестного в треуголке».

Литература:

Н. Заболотский «Любите живопись поэты!».
Тема 5. «Портреты Д. Г. Левицкого – лицо исторического времени».
Левицкий – яркий представитель зрелой и самобытной школы русской живописи. Эволюция живописи художника: барокко, рококо, классицизм.

Характеристика творчества мастера (подчеркнутое внимание к наиболее ярким чертам характера модели; выразительность жестов, гармонирующих с индивидуальностью портретируемого; многогранная оценка человека, его место в обществе; передача душевных движений человека; изображение материальной красоты предметов, сгармонированность цветового строя портрета).

Личность как образец для подражания ( создание Левицким образов выдающихся людей своего времени: интеллектуальность Дени Дидро, кипучая энергия и незаурядный ум Н. И. Новикова, разносторонняя одаренность натуры Н. А. Львова, человеческое достоинство и благородство характера Кокоринова, мудрость Г. Р. Державина и т.д.) .

Гармония таланта и женской красоты в портретной серии «Смолянок» (связь портретов единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажног7о фона, и одновременно – индивидуальность личностной характеристики, поиск особого цветового ключа для каждого полотна).


Используемые произведения:

Живопись.

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф. Кокфинова», «Портрет А.П. Демидова», «Портрет Екатерины II – законодательницы», «Портрет А.В. Храповицкого», «Портрет А. Воронцова», «Портрет Н.А. Львова», «Портрет М.А. Дьяквой», «Портрет Г.Р. Державина», «Портрет Д. Дидро», «Портрет Н.И. Новикова», «Портрет Урсулы Меншик», «Неизвестный со сфинксом», «Портрет А.Д. Бернуцций», портретная серия «Смолянок».

Литература.

Неизвестный автор «Борщова в опере с Нелидовой играя…».
Тема 6. «Идея «естественного человека « в творчестве

В.Л. Боровиковского».
«Сентиментальные портреты» Боровиковского (интерес к чувствительному уровню, к передаче душевных состояний человека, к его частной жизни, создание идеального и в то же время исторически верного образа русской женщины, изображение единения человека с природой).

Характеристика портретов живописца, выполненных в стиле классицизма (величавая независимость образов; укрупнение фигур, нарастание их объемности; торжественная звучность цвета, углубленная трактовка формы; социальная интерпретация модели).


Используемые произведения:

Живопись.

В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет Лизыньки и Дашеньки», «Портрет О.К. Филипповой», «Екатерина II на прогулке в Царском парке», «Портрет В.И. Араньевой», «Портрет А.Е. Лабзиной», «Торпсковская крестьянка Христинья», «Портрет А.Б. Куракина», « Портрет А.И. Безбородко с дочерьми», «Портрет систер Гагариных», «портрет Г.Г. Кушелевой с детьми», «Мадам де сталь», «Портрет М.И. Долгорукой», «Портрет Павла I», «Портрет Ф.А. Боровского», «Портрет персидского принца Муртазы – Кулихана», «Портрет Г.Р. Державина», «Портрет Д.Г. Левицкого», «Зима».

Литература

Я. Полонский «К портрету Лопухиной».
Тема 7. «Гармония человека и природы в пейзаже С.Ф. Щедрина».
Новаторство Щедрина в изображении пейзажа (вместо облагороженной идеализированной действительности классицизма, предусматривавшего искусственную компоновку пейзажа, приобретавшего декоративный характер с архитектоническим построением композиции – реальное видение натуры как частного явления; общность, цельность вида в связи составляющих его предметов между собою в их объединении единством освещения, таким образом, преодоление условной расцветки классицизма и переход к тональной живописи; письмо пейзажа на открытом воздухе – пленере; передача воздушной перспективы изменения цвета; светлая мягкая живописная гамма – средство лирического восприятия пейзажа; национальный характер творчества; правдивая передача природы, непосредственность ее восприятия и изучение ее натуры заменяется реальным изображением ее конкретного частного явления; вместо ведуты – гуща современной художнику жизни; интерес к быту простолюдинов, на смену грандиозному и таинственному приходит красота малого, простого, обычного; трактовка природы в ее близости к человеку, мир – это обжитая человеком природа, соединение пейзажного и бытового жанров).

Реалистический романтизм – индивидуальный самобытный стиль живописца (свободное проявление и выражение чувств; открытие «живой природы»; привнесение в нее лирики созерцания, поэтизация обыденного реалистического восприятия природы, живописная интерпретация ее прекрасного и гармоничного образа, гуманизма мировосприятия).


Используемые произведения

Живопись


С.Ф. Щедрин «Вид с Петровского острова», «Вид с Петровского острова на Тучков мост», «Вид на биржу с набережной Невы», «Колизей», «Старый Рим», «Санта – Лючиа», Вид Неаполя», «Малая гавань в Сорренто», «Большая гавань в Сорренто», «На Капри», «Вид озера Ниши близ Рима», «Терраса, извитая виноградом».

Литература

А.С. Пушкин «Я вижу берег отдаленный…».
Тема 8. «Лицо Новой России в городских пейзажах Ф.Я. Алексеева».
Реалистическая установка в пейзажах Алексеева (изображение конкретного вида местности; изображение городских будней; предание большого значения жанровым сценам, характеризующим жизнь города; четкость и точность выполнения отдельных деталей).

Серия полотен, посвященных Петербургу (трогательная любовь художника в передаче красоты города Петра; поэзия и лиризм петербургских пейзажей).

Серия московских видов (восприятие живописцем Москвы, как истинно русского города, сохранившего национальную духовность, богатого историческими воспоминаниями, носящего печать священной древности).
Используемые произведения

Живопись.

Ф.Я.Алексеев.

«Внутренность двора с садом», «Вид города Санкт- Петербурга по Неве- реке», «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид Мраморного дворца и Летнего Сада», «Вид города Николаева», «Вид Биржи и Адмиралтейства», «Вид на Неву и Адмиралтейство», «Вид Английской набережной», «Воскресенские ворота», «Красная площадь».

Литература.

А.С.Пушкин.

«А Петербург неугомонный…» («Евгений Онегин»).

«И перед младшею столицей» («Медный Всадник»).


Скульптура

Тема 1. Творчество Ф.И. Шубина – вершина русской реалистической скульптуры 18 века».
Широкий творческий диапазон скульптора ( монументальные произведения, декоративная пластика, рельефы, станковая скульптура). Серия скульптурных портретов Шубина – отражение жизни русского общества 18 века (реалистическая трактовка образа; сила сходства портрета с моделью; меткая характеристика портретируемого; изображение неповторимых особенностей человека, интерес к его внутренней жизни; точность и обобщенность психологического анализа личности; великолепное владение техникой обработки мрамора4 синтез индивидуальных и социальных черт портретируемого в скульптурном произведении).

Используемые произведения:

Скульптура.

Ф.И. Шубин « И.И. Шувалов», «А.А.Безбородко», «Ф.Н. Галицин, «Екатерина II», «Алексей Орлов», «Федор Орлов», «А.М. Галицин», «П.А. Румянцев – Задунайский», «В.Г. Орлов», «И.С. Барышников», П.В. Завадский», «Портрет неизвестного», «П.Б. Шереметьева», «И.И. Михельсона», «В.Я. Чичагов», «Г.А. Потемкин», «И.И. Бецкой», «Павел I», «М.В. Ломоносов», «И.Г. Шварц», «Е.М. Чулков», «Александр I»: «статуя Пандоры», «статуя Екатерины II – законодательницы», «медальон с профильным изображением Екатерины II».



Литература.

М.В. Ломоносов «Дерзайте ныне ободрены…», Уста премудрых нам гласят…».


Тема 2. «М.И. Козловский – яркий представитель классицизма в скульптуре».
Тема национального героя – победителя, борющегося за свободу и независимость России в статуе Козловского «Самсон». Выражение идей эпохи Просвещения в скульптуре «Поликрат». Тема высокого патриотизма и готовности на подвиг во славу Родине, соединение античной красоты с живим, конкретным наблюдением жизни в памятнике А.В. Суворову. Накал страстей, скрытая в покое готовность к борьбе, героизм – идеи, ярко воплотившиеся в терракотах скульптора.
Характеристика творческой манеры Козловского (внутренняя эмоциональность образов; сила гражданского пафоса; утонченность формы; античность как пример красоты и совершенства мастеров далекого прошлого; ясность и точность пространственного решения; пластическая гармония; ритмическая согласованность плавных линий; изображение совершенства образа живого человека.

Используемые произведения:

Скульптура:

М.И. Козловский «рельеф Изяслав Мстиславович», «Аполлон», «Юпитер с Ганимедом», «Бодрствование Александра Македонского», «Поликрат», «Геркулес на коне», «Аякс с телом Патрокла», «Яков долгорукий», «Самсон», «Смерть Астианакта», «Меркурий приносит нимфе Вакха на воспитание», памятник А. В. Суворову.

М.А. Кун «Легенды и мифы («Аполлон и музы», «Дионис и воспитание Диониса», «Геракл», «Артемида»).
Тема 3 «Творческие идеи И.П. Прокофьева».
Синтез классицизма и сентиментализма в творчестве Прокофьева (античные сюжеты, восприятие античных эстетических норм и мягкость, лиризм создаваемых образов). Стилевое многообразие произведений скульптора (рококо, барокко, классицизм). Вечная тема единства человека и природы – основа творчества мастера.

Характеристика творчества (оригинальная композиция, виртуозность исполнения, развитое чувство декоративности, эмоциональность образов).



Используемые произведения:

Скульптура:

И.П. Прокофьев «Екатерина в образе Минервы», «Моисей», «Триумф Нептуна», «Соединение рек Волхова и Невы», «Борцы», «Актеон, преследуемый собаками», «Морфей».



Литература:

Н.А.Кун «Легенды и мифы» («Посейдон и божества моря», «Актеон», «Ветхий завет», «Второзаконие», гл. 1-6,9, 31-35.


Тема 1. «Предпосылки появления и развития классицизма».
Экономические и социальные факторы, обусловившие возникновение стиля классицизма (рост промышленности, внутренней торговли, увеличение городов, успехи русской науки, активизация внешней торговли, повышение продуктивности помещичьих хозяйств, развитие культуры и просвещения и, как следствие – необходимость в строительстве новых типов казённых и частновладельческих сооружений).

Реалистичная архитектура классицизма – идеал, основа формирующегося во второй половине 18 века зодчества в России (геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций, широкое использование ордерной тектонической системы).




Тема 2. «Архитектура раннего классицизма (1760-1780гг)».
Особенность градостроительства (упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы, регламентация по высоте застройки улиц и площадей, простота архитектурных решений жилых домов).

Отчетливость стиля раннего классицизма в здания Академии художеств и «Воспитательного дома» архитекторов Крокоринова и Фельтена. Мраморный дворец А. Ринальди – уникальное явление в зодчестве Петербурга. Мемориальные сооружения Ринальди – символ расцвета Русского государства. Применение новых архитектурных приемов в планировании Мариинского дворца. Простота и гармония ограды Летнего сада.


Используемые произведения.

Архитектура.

А.Ф. Кокоринов «академия художеств» (СПб)

Ю.М. Фельтен « Воспитательный дом (Москва), «ограда Летнего сада (СПб)

А. Ринальди «Мраморный дворец (СПб), Чесменская колонна (г. Пушкин),

Чесменский обелиск (г. СПб).


Тема 3. «Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800гг.)».
Новые принципы градостроения в Москве (регулярность планировки в противовес древнерусской асимметричности, повсеместное утверждение каменного строительства. Творчество В. Баженова – синтез классики с древнерусскими традициями зодчества (глубинное построение зданий, многоплановость, живость композиции, усложненность и вычурность планов, преобладание круглых и овальных архитектурных форм). Пашков дом – вершина архитектурного творчества Баженова. Неосуществленный проект перестройки Московского кремля.

М. Казаков – автор крупных общественных сооружений в Москве – здания Сената, университета, Дворянского собрания, Голицинской больницы (искусное сочетание прямоугольных объемов с угловой или центральной ротондой, применение большого ордера в оформлении интерьеров, четкость и компактность планировки, впечатление спокойного величия).

Творческие идеи Старова в замысле Таврического дворца (широта, размах, торжественность и одновременно – классическая строгость композиции). Идейно – патриотическое содержание Троицкого собора.

Ч. Камерон – яркий представитель строгого классицизма в архитектуре (простота композиции, изящество внутренней отделки зданий, разнообразие композиционных решений в интерьерах).

Д. Кваренги – создатель простых, лаконичных по формам общественных сооружений.

Используемые произведения:

Архитектура

В.И. Баженов «Дом Пашкова», «Проект Кремлевского дворца» (Москва)

М.Ф. Казаков «Сенат», «Университет», «Дворянское собрание», «Галицинская больница» (Москва).

И.Е. Старов «Таврический дворец», «Троицкий собор в Александро – Невской Лавре» (СПб)

Д. Кваренги «Смольный институт», «Академия наук», «Государственный банк» (СПб) Ч. Камерон «Павловский дворец», «Камеронова галерея» (царское село – г.Пушкин).
«Прикладное искусство»

Тема 1. «Идеи классицизма в прикладном искусстве»
Разнообразие видов в светском прикладном искусстве второй половины 18 века (мебель, ткани, цветной камень, художественная обработка металлов, фарфор, стекло). Воплощение идей классицизма в утилитарных предметах (простота, ясность композиции, стремление к симметрии, интерес к античности.

Особенности народного прикладного искусства (синтез практических и художественных качеств; рациональное использование практических свойств материалов, умение выявить их художественные особенности). Виды промыслов (резьба по дереву, роспись по дереву, керамика, игрушка, резьба по кости, ткани, вышивка, кружево).

Используемые материалы:

Прикладное искусство

Образцы мебели, ткани, цветного камня, ювелирных изделий, настольных украшений, серебряной посуды, фарфора, стекла.

Образцы деревянной резьбы, Северодвинской и Мезенской росписи по дереву, Горецкой Хохломской росписи, Гжельской керамики, Дымковской, Богородской и Гжельской игрушки, Холмогорской резьбы по кости, Вологодского кружева, вышивки.


Тематический план по программе «Искусство России и Западной Европы 18 века», предназначенной для учащихся 9-х классов

(68 часов)


Тема 1. «Взаимосвязь эпохи философии и искусства во Франции второй половины 17 века» (2 часа)

Домашнее задание:

Задание 1 (См. Приложение)
Тема 2. «Взаимосвязь эпохи философии и искусства во Франции первой половины 17 века» (2 часа)

Домашнее задание:

Задание 2, 3 (См. Приложение)
Тема 3. «Взаимосвязь эпохи философии и искусства во Франции второй половины 18 века» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 4 (См. Приложение)
Тема 4. «Философская система идеального мира в творчестве Никола Пуссена» (1 час)

Домашнее задание:

Найди общие черты в картине Н.Пуссена «Пейзаж и Полифемом» и в древнегреческом мире, посвящённом великану Полифему (Н.А. Кун «Легенды и мифы» стр. 32)
Тема 5. «Фантазия и реальность в творчестве Антуана Ватто» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 5 (См. Приложение)
Тема 6. «Творческая работа учащихся по определению индивидуальных особенностей стиля классицизма» (1 час)

Задание: по открыткам, на которых изображены репродукции картин французских художников, писавших свои произведения в стиле классицизма, осуществить комплексный анализ живописных полотен.

Домашнее задание:

(См. Учебно-методическое издание «Методика комплексного анализа живописного произведения» автор: Миронова З.В., НРЦРО, 2005 г. Стр. 4-14)


Тема 7. «Творческая работа учащихся, закрепляющая знания по определению особенностей стиля классицизма» (1 час)

Задание 6 (См. Приложение)

Домашнее задание: (Работа в парах)

Доделать творческую работу.


Тема 8. «Жизнь как театральное представление в творчестве Франсуа Буше» (1 час)

Домашнее задание:

Поисковая работа учащихся по изучению биографий Ф. Ватта, Н. Ланкре.


Тема 9. «Дух театра и маскарада в творчестве Никола Ланкре» (1 час)

Домашнее задание:

Нарисовать свою интерпретацию рокайльного орнамента

(работа в группах)


Тема 10 «Импровизаторский талант Жанна Оноре Фрагонара» (1 час)

Домашнее задание:

По открыткам, изображающим репродукции произведений художников 18 века, определить признаки принадлежности картин к стилю рококо.
Тема 11 «Певцы третьего сословия – Жан Батист Шарден и Жан Батист Грёз » (1 час)

Домашнее задание:

1. Задание 7 (См. Приложение)

2. Поисковая работа учащихся «Сравнительная характеристика биографий Шардена и Грёза (происхождение, обучение, семейное положение, отношение общества к художнику, признание творчества).


Тема 12 «Жак Луи Давид – певец французской революции» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 8. (См. Приложение)
Тема 13 «Воплощение идей абсолютизма во французской скульптуре 17 в.» (1 час)

Домашнее задание:

По открыткам с фотографиями французской скульптуры второй половины 17 века определить признаки принадлежности произведения к стилю барокко или стилю классицизма.
Тема 14 «Этьен Морис Фальконе – мастер лирико-идиллистического жанра во Франции» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 9. (См. Приложение)
Тема 15 «Взаимодействие материального и духовного миров в скульптурных портретах Жанна Антуана Гудона» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 10. (См. Приложение)
Тема 16 «Ансамбль Версаля – идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре» (1 час)

Домашнее задание:

Составить план заочной экскурсии по Версалю с кратким описанием произведений.
Тема 17 «Гедонистическое мировоззрение рококо в декоративно-прикладном искусстве » (1 час)

Домашнее задание:

Задание 11. (См. Приложение)
Тема 18 «Творческая работа учащихся по закреплению знаний о стиле рококо» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 12. (См. Приложение)

Тема 19 «Сущность философских размышлений Вольтера в повести «Кандид» » (1 час)

Домашнее задание:

Задание 14. (См. Приложение)

Тема 20 «Исторические особенности развития философии и искусства в Англии 18 века» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 15. (См. Приложение)
Тема 21 «Уильям Хогарт – великий художник-просветитель» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 16. (См. Приложение)
Тема 22 «Творческая работа по сравнению творчества Ланкре и Хогарта» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 17. (См. Приложение)
Тема 23 «Джалуа Рейнолдс – создатель истории «в лицах» » (1 час)

Домашнее задание:

Задание 18. (См. Приложение)
Тема 24 «Взаимодействие природы и человека в творчестве Томаса Гейнсборо» (1 час)

Домашнее задание: «Разгадай кроссворд»

Задание 19. (См. Приложение)
Тема 25 «Герои полотен Джорджа Ромни» (1 час)

Домашнее задание:

Поисковая работа учащихся

«Сравнительная характеристика биографий Хогарта, Гейнсборо и Ромни (происхождение, обучение, семейное положение, общественное признание, жизненные и творческие проблемы)


Тема 26 «Творческая работа учащихся «Комплексный анализ живописного портрета»».

(1 час)


(См. Учебно-методическое издание «Методика комплексного анализа живописного произведения» автор: Миронова З.В., НРЦРО, 2005 г. Стр. 15-21)

Задание: по открыткам, на которых изображены портреты английских художников, провести комплексный анализ произведения.


Домашнее задание:

Дописать комплексный анализ портрета.


Тема 27 «Джованни Батиста Тьеполо – хранитель традиции итальянского монументального искусства» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 20. (См. Приложение)

Тема 28 «Гварди и Каналетто – мастера архитектурного пейзажа» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 21. (См. Приложение)
Тема 29 «Взаимосвязь эпохи философии и искусства в России первой половины 18 века» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 22. (См. Приложение)
Тема 30 «Взаимодействие личности и власти» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 23. (См. Приложение)
Тема 31 «Взаимодействие личности и власти» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 24. (См. Приложение)
Тема 32 «Взаимодействие личности и власти» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 25. (См. Приложение)
Тема 33 «Образ человека «нового времени» в творчестве А.М. Матвеева» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 26. (См. Приложение)
Тема 34 «Внутренний мир личности в портретах» (1 час)

Домашнее задание:

Сравнительная характеристика биографий Матвеева, Вишнякова; поисковая работа учащихся (происхождение, обучение, семейное положение, общественное признание, жизненные и творческие проблемы)
Тема 35 «Сплав старых русских традиций и принципов западноевропейского искусства в творчестве И.Я. Вишнякова» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 27. (См. Приложение)
Тема 36 «Духовная несвобода творчески одарённой личности» (1 час)

Домашнее задание:

Выучить определение видов портретов (См. Учебно-методическое издание «Методика комплексного анализа живописного произведения» автор: Миронова З.В., НРЦРО, 2005 г. Стр. 15)
Тема 37 «Виды портрета» (1 час)

Задание:


1. Написать определения портретов различного вида.

2. По открыткам, изображающие фотографии портретов первой половины 18 века, определить их виды.


Тема 38 «Образ личности – образ эпохи» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 28. (См. Приложение)
Тема 39 «Самобыть русского лубка» (1 час)

Домашнее задание:

Найти характерные особенности лубочной живописи в репродукции лубочной картины
Тема 40 «Советская гравюра – исторический и художественный образ эпохи» (1 час)

Домашнее задание:

Сравнить творчество Зубова, Челисова, Махаева, Скородумова (тип гравюры, тематика произведений, назначение произведений, признание общества), поисковая работа (работа в группах)
Тема 41 «Виды гравюр» (1 час)

Домашнее задание:

Привести примеры различных видов гравюр.
Тема 42 «Архитектура первой половины 18 века барокко» (1 час)

Домашнее задание:

Составь кроссворд «Архитектура первой половины 18 века» (работа в парах)
Тема 43 «Архитектурные детали»

Домашнее задание:

По фотографиям архитектурных построек определить архитектурные детали, входящие в их композицию, а так же ордены системы, использованные в их зданиях.

Тема 44 «Архитектура барокко середины 18 века» (1 час)

Домашнее задание:

Разработай заочную экскурсию с кратким описанием построек середины 18 века

Тема 45 «Отражение Петровского времени » (1 час)

Домашнее задание:

Задание 29 (См. Приложение)
Тема 46 «Мерцающая живопись» (1 час)

Домашнее задание:

Поисковая работа. Подготовь доклад о творческой жизни М.В. Ломоносова (работа в группах)
Тема 47 «Доклады о М.В. Ломоносова» (1 час)

Домашнее задание:

Приведи примеры Римских и Флоренских мозаик.
Тема 48 «Взаимосвязь эпохи, философии и искусства в России второй половины 18 века» (2 часа)

Домашнее задание:

Задание 30 (См. Приложение)
Тема 49 «А.П. Лосенко – основатель русской исторической живописи» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 31 (См. Приложение)
Тема 50 «Воплощение идей эпохи Просвещения в исторических полотнах Г.И. Угрюмова» (1 час)

Домашнее задание:

Напиши сочинение-размышление «Возможна ли идеальная монархия»
Тема 51 «Самобытность бытового жанра в светской художественной культуре» (1 час)

Домашнее задание:

Напиши творческую работу «Чем бытовой жанр отличается от исторического жанра?»
Тема 52 «Поиск идеального типа человеческой личности в произведениях Ф.С Рокотова» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 32 (См. Приложение)
Тема 53 «Портреты И.Г. Левицкого – лицо исторического времени» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 33 (См. Приложение)
Тема 54 «Идея «естественного человека» в творчестве В.Л. Боровиковского» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 34, 35 (См. Приложение)
Тема 55 «Обобщающее задание по русскому портрету» (1 час)

Задание: Написать сочинение «Страничка из дневника»

Для правильного выполнения задания каждому учащемуся необходимо выдать репродукции портретов этого художника, которого он сам выберет для своего сочинения

Домашнее задание: Дописать сочинение


Тема 56 «Гармония человека и природы в пейзаже С.Ф, Щедрина» (1 час)
Тема 57 «Лицо новой России в городских пейзажах Ф.А. Алексеева» (1 час)

Домашнее задание:

По открыткам с репродукциями Алексеева и Щедрина произвести комплексный анализ пейзажной картины. (См. Учебно-методическое издание «Методика комплексного анализа живописного произведения» автор: Миронова З.В., НРЦРО, 2005 г. Стр. 4-14)
Тема 58 «Творчество Ф.И. Шубина – вершина русской реалистичной скульптуры» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 37 (См. Приложение)
Тема 59 «М.И. Козловский – яркий представитель классицизма в скульптуре» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 38 (См. Приложение)
Тема 60 «Творческий анализ личности Павла-1» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 39 (См. Приложение)
Тема 61 «Творческий идеи И.П. Прокофьева» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 40 (См. Приложение)
Тема 62 «Предпосылки появления и развития классицизма в архитектуре второй половины 18 века» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 41 (См. Приложение)
Тема 63 «Архитектура раннего классицизма» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 42, 43 (См. Приложение)
Тема 64 «Архитектура строгого классицизма» (1 час)

Домашнее задание:

Задание 44 (См. Приложение)
Тема 65 «Прикладное искусство» (1 час)

Домашнее задание:



Задание 45 (См. Приложение)



Смотрите также:
Программа по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»
536.07kb.
Русская журналистика и искусство первой половины ХХ века Спецкурс
64.43kb.
«Искусство» 8-9 класс
443.84kb.
А долги государства зарубежным державам
19.43kb.
Реферат Роль Ришелье в истории Франции студентка 2 курса Факультета романских языков
236.45kb.
2013 г. 2013г. Рабочая программа по истории России 10 класс. Учебник: А. Н. Сахаров. «История России с древнейших времен до конца XIX века»
249.87kb.
Работа выполнена на кафедре оркестровки и общего курса композиции
275.59kb.
Дпп. Дс. 03. Режиссерское искусство России / Театр
65.32kb.
Русское искусство 19 века
104.77kb.
Русакова Александра Сергеевна роль художественной традиции в китайском плакате конца XX – начала XXI века
320.8kb.
8 класс История России 19 век
17.22kb.
Изобразительное искусство в поэзии Державина
249.37kb.