Главная   страница 1страница 2


Исламизация Европы: история и современность

Теперь можно попытаться дать оценку современной ситуации в Западной Европе, связанной с ростом мусульманского населения и обострением этноконфессиональных отношений. Назвать этот процесс исламизацией пока не представляется возможным, так как:

– среди коренного европейского населения не происходит массового обращения в ислам (см. прим. 7);

– в европейском обществе не происходит (во всяком случае, пока) массового признания и принятия исламских культурных ценностей и норм поведения; скорее, наоборот.

Думается, что эти обстоятельства выглядят достаточно убедительно. От употребления термина «исламизация» применительно к современной Западной Европе необходимо отказаться также потому, что он несет негативный политический смысл («экспансия», «наступление», «давление»), от которого так и веет угрозой утратить западноевропейскую культуру. Это обстоятельство усугубляет и без того непростые этноконфессиональные отношения в западных странах.

Собственно, из всех перечисленных признаков исламизации, налицо лишь увеличение численности последователей ислама в европейских странах. Однако рост мусульманского населения Европы происходит за счет рождаемости в мусульманских семьях иммигрантов и притока гастарбайтеров, но никак не за счет новообращенных европейцев. Из-за низкой рождаемости европейские страны сегодня просто не в состоянии поддерживать свою экономическую систему самостоятельно, без притока трудовых ресурсов извне, и нехватку трудовых рук восполняют мусульмане-иммигранты. Ситуация усложняется также потому, что западные государства продолжают проводить непродуманную политику в отношении приезжих, в результате деятельность мусульманских диаспор в Европе практически не регулируется западными правительствами, напротив, их отношения порой носят конфликтный характер [25, 22].



Если первое поколение гастарбайтеров-мусульман очень неохотно воспринимало западную культуру, то их дети и последующие поколения довольно активно впитали достижения европейской цивилизации. Доказательством этому является упорное нежелание самих иммигрантов и их потомков возвращаться на свою историческую родину. Многие потомки мусульман-иммигрантов даже становятся воинствующими европейцами. Можно достаточно уверенно утверждать, что мусульмане, рожденные в Европе, готовы интегрироваться в европейское сообщество; многие из них сумели занять высокие государственные должности, либо реализовать свой потенциал в науке, искусстве, спорте, предпринимательстве и т.д. (см. прим. 8). Все разговоры о нежелании мусульман адаптироваться в западное сообщество – искусственно созданная проблема, суть которой заключается в том, что западное общество пока не готово принять мусульман в свои ряды как равноправных граждан.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

  2. Большаков О.Г. История халифата. 1. Ислам в Аравии (570–633). М., 1989.

  3. Большаков О.Г. История халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633–656). М., 1993.

  4. Большаков О.Г. История халифата. 3. Между двух гражданских войн (656–696). М. Восточная литература РАН, 1998.

  5. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. 600–1258. М., 1986.

  6. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. М., 1997.

  7. Дьяков Н.Н. Ислам и проблемы деколонизации в странах Магриба // Филология и история стран Азии и Африки. Тезисы научной конференции, посвященной 50-летию воссоздания восточного факультета СПбГУ. СПб., 1994.

  8. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004.

  9. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005.

  10. Массэ А. Ислам. Очерк истории: Пер. с франц. М., 1963.

  11. Новое в русской лексике. Словарные материалы. 1983. Институт лингвистических исследований РАН. СПб., 1995.

  12. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х гг. / Под ред. Е.А. Левашова. Институт лингвистических исследований РАН. СПб., 1997.

  13. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. СПб., 2007.

  14. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

  15. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 1998.

  16. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.

  17. Addison J. T. The Christian approach to the Moslem. A historical study. N.Y., 1942.

  18. Arnold T. W. The preaching of Islam. A History of the Propagation of the Muslim Faith. With an introduction by R.A. Nicholson. L., 1935.

  19. Blachère R. Regards sur l’acculturation des Arabo-Musulmans jusque vers 40/661. // Arabica. 1957. № 3.

  20. Conversion to Islam. N.Y.-L., 1979.

  21. Gibb H.A.R. Studies on the Civilization of Islam. L.–Boston, 1962.

  22. Grand Larousse encyclopédique. P., 1962.

  23. Hitti R.K. History of the Arabs. L., 1946.

  24. Hoffman M. W. Muslims torn between the Occident and the Orient // The West and Islam. Towards a Dialogue. Istanbul, 1999.

  25. Karlsson I. A European Islam Policy and Islam in Europe // The West and Islam. Towards a Dialogue. Istanbul, 1999.

  26. Lewis B. The Arabs in History. L., 1966.

  27. Lewis B. The Middle East and the West. Bloomington, 1964.

  28. Lewis B. The Muslim Discovery of Europe. L., 1994.

  29. Meyers enzyklopädisches Lexikon in 25 Bänden. Bibliographisches Institut. Mannheim-Wien-Zürich, 1974.

  30. The Oxford English Dictionary. Oxford, 1989.

  31. Steinbach U. Vorbemerkung. Der Islam – Religion und Politik // Informationen zur politischen Bildung. Der Islam im Nachen Osten. 1. Quartal 1993.

  32. Tibi B. Human Rights in islamic civilisation and in the West: international morality as a cross-cultural foundation // The West and Islam. Towards a dialogue. Istanbul, 1999.

  33. Turan O. L’Islamisation dans la Turque de moyen âge // Studia Islamica 10 (1959).

  34. Абу Хашхаш И. Мадхал ила-л-хитаб ал-джадид хаула-л-ислам фи алмания //aт-Тасамух. № 2. 2003.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ



  1. Euroislam. http://de.wikipedia.org/wiki/Euroislam

  2. Heine, Peter. Der Islam im 21. Jahrhundert. http://www.thueringen.de/de/publikationen/pic/pubdownload98.doc

  3. Islamic revival. http://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_resurgence

  4. Islamisation. http://en.wikihedia.org/wiki/Islamization

  5. Islamisation. http://www.arikah.net/encyclopedie-francaise/Islamisation

  6. Islamisation. Islam en France. http://fr.wikipedia.org/wiki/Islamisation

  7. Islamisierung. Historische Islamisierung Europas. Die Islamisierung Europas in der Moderne. Die Islamisierung Europas im 21. Jahrhundert. http://de.wikipedia.org/wiki/Islamisierung

  8. Kepel G. How does the current phenomenon of Islamic violence in Europe differ from previous episodes? http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/front/interviews/kepel.html

  9. Kepel G. The trail of political Islam. http://www.opendemocracy.net/faith-europe_islam/article_421.jsp

  10. Roy O. Islam in Europe. Clash of religions or convergence of religiosities? http://www.eurozine.com/articles/2007-05-03-roy-en.html

  11. Roy O. Globalization and Islam. 2007. http://globetrotter.berkeley.edu/people2/Roy/roy-con0.html

  12. Steinbach U. Euro-Islam: Ein Wort, zwei Konzepte, viele Probleme. http://www.qantara.de/webcom/show_article.php/_c-469/_nr-325/i.html

ПРИМЕЧАНИЯ



  1. О суфизме см. соответствующие статьи в Энциклопедиях ислама: Enciclopédie de l'Islam, t. 2, Leyde–P., 1965; The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden, 1997; Тасаввуф // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. Ученые решили, что после второй мировой войны суфизм, бывший когда-то мощным религиозным движением, окончательно исчез; однако в 1960-е гг. он снова заставил говорить о себе.

  2. На значение вестернизации в мусульманской культуре указывал Густав фон Грюнебаум еще в 1962 г., отмечая, что ее роль будет возрастать в будущем. См. Grunebaum G.E. von. Modern Islam. The Search for Cultural Identity. Berkeley, Los Angeles, 1962. P. 24-26.

  3. Все средневековые авторы единодушно утверждали, что новообращенные становились воинствующими мусульманами в отличие от самих арабов [18, 137].

  4. О шиитах см.: Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. С. 229-350.

  5. О концепции исламского государства см. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX вв. М., 1982; Шарипова Р. М. Современные богословские концепции «исламского государства» // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983.

Шариат – комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний. Тезис о том, что «шариат – основной источник законодательства», содержится в конституциях всех арабских стран, кроме Ливана, где мусульманская община по численности уступает христианской.

  1. Подробную классификацию мусульманских стран по степени влияния религиозных институтов на государственные см.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986.

  2. Существуют отдельные случаи перехода в ислам девушек европейского происхождения, обусловленные вступлением в брак с мусульманами. Единичные случаи принятия ислама мужчинами – скорее эпатаж, чем результат глубоких душевных размышлений.

  3. Достаточно вспомнить известных ученых Бассама Тиби, Тарика Рамадана, дипломата Мурада Хоффмана и национальную гордость французского футбола алжирца Зидана.





<< предыдущая страница  
Смотрите также:
А. А. Садыхова основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отчественной и зарубежной науке данная статья
231.18kb.
А. А. Шпильман Данная статья
106.21kb.
Философа V века Васубандху. Трактат излагает основные концепции буддизма на основе элементов бытия
459.59kb.
Семинарских занятий Тема Предмет и история возникновения социологии. Основные теоретические подходы в истории социологии
108.4kb.
Вопросы по судебной медицине для зачета
46.91kb.
2011 год Итоги работы Комитета по науке и высшей школе в 2011 году и основные задачи на 2012 год
1067.59kb.
Страны Зарубежной Азии
461.38kb.
Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в доу и семье
66.59kb.
29 декабря 2004 года n 190-фз
3503.85kb.
Статья содержит краткое изложение концепции многомерного многоуровневого устройства культурного пространства. Предложен ряд общих и частных гипотез, суть которых сводится к следующим теоретическим положениям
298.42kb.
Философия это всегда не здание, но лишь стройка. Однако её незавершённость иная, чем в науке. В науке нарабатывают множество завершённых частей, и лишь в целом её остаются пустоты
239.53kb.
2. Концепции управления маркетингом
960.2kb.