Главная |
страница 1
Билет: Служебные части речи. Основные понятия и термины: предлог; союз; частица. Краткий план темы:
Развернутый ответ. Общее понятие. Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. К служебным частям речи относятся: союзы, предлоги и частицы. Предлоги. Служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Употребление предлога с учетом грамматических норм — обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог «в» соотносится только с предлогом «из», а предлог «с» — с предлогом «на». Можно сказать (пришел) в школу — из школы (но не «со школы»). Предлоги употребляются с разными падежами, кроме именительного. Все предлоги делятся на две группы: непроизводные и производные. А также существует деление предлогов по составу:
Синтаксическая функция предлогов. Предлоги обычно находятся перед словом, с которым употребляются. Предлог не является членом предложения, но входит в состав членов предложения, так как вместе с окончанием образует форму склоняемого слова. Союзы — служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения. По значению такие союзы делятся на:
Подчинительные союзы служат для связи главной и придаточной части сложноподчиненного предложения. Они делятся по значению на 2 группы:
Обстоятельственные, которые, в свою очередь, делятся еще на несколько групп: - временные: когда; едва; - причинные: потому что; так как; - целевые: для того чтобы; - условие: если; - уступка: хотя; несмотря на то; - следственные: так что; - сравнительные: как; как будто; словно. Также союзы делятся по строению: простые и сложные (что; чтобы; и; да; когда; не только… но и; в связи с тем что; потому что; так, как). В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения. Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. При помощи частиц говорящий может выделять наиболее важные моменты речи (же, даже); выражать вопрос (ли, разве, что); выражать чувство (как, что) или отрицание (не). Классификация частиц. По значению частицы делятся на: 1) отрицательные: не, ни; 2) усилительные: даже, ведь, все-таки; 3) вопросительные: разве, неужели; 4) восклицательные: ну и, что за; 5) уточняющие: именно, как раз; 8) указательные: вон, вот. Особую форму частиц составляют формообразующие частицы. Они занимают промежуточное положение между служебными словами, с одной стороны, и приставками и суффиксами, с другой. К ним относятся: - частицы бы. Пусть, пускай, да, -ка, было (служат для выражения наклонений и оттенков наклонения глаголов); - неопределенные (-то, -либо, -нибудь, кое-); - отрицание (не- служит для образования слов с противоположным оттенком). В таком случае они выступают в функции приставки (умно – неумно, веселый – невеселый). Частицы, участвующие в образовании форм глагола, называют формообразующими. Частицы, передающие различные значения, называют модальными. Переход в частицы из других частей речи. Многие частицы образовались от глаголов (бы, пусть, пускай, было, почти, ведь), наречий (уж, просто), местоимений (это, то), предлогов, союзов (и, а, как). Смотрите также:
Билет: Служебные части речи
47.04kb.
Лексика. 5 Класс. Вариант 1
48.87kb.
Экзаменационный билет по предмету история билет №1 1 Отличия и особенности цивилизационного и формационного подходов в изучении мировой истории. 2 Периодизация средневековья. 3 Эпоха Возрождения в Европе
80.14kb.
Вопрос Межъязыковые омонимы и паронимы
14.56kb.
Почему важно научить ребенка правильно дышать
53.7kb.
Сидорова Анастасия Лингвистическое путешествие в мир частей речи Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка
53.58kb.
«Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка»
49.23kb.
3 Глава первая Благая Весть — больше, чем билет в небеса
423.68kb.
Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. // В сб. Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. Изд-во мгу, 1967. C
196kb.
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста консультация для родителей разработана педагогом мбдоу детский сад №71
35.86kb.
Лабораторная работа №4 уирс. Опыт Приготовление раствора хлорида натрия заданной процентной концентрации
31.59kb.
Мариинско-Посадский район в 2005 году
50.44kb.
|