Главная |
страница 1
Модуль: Основы буддийской культуры Халимулина Римма Сабитовна Тема: Буддизм в России (1 ч.) План:
Ключевые слова: дацан, ламаизм, гелугпа, Цзонхава, Бандидо-Хамбо-Лама, хурул, бакша, ширетуй, хурээ 1. Буддизм в Бурятии. Наиболее многочисленным народом России, исповедующим буддизм, являются буряты. На территории Бурятии буддизм проник в начале XVII в. Тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо (Пандидо) Хамбо-Ламы. Таким образом, бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России. К концу 40-х годов XIX в. В Бурятии функционировали уже 34 дацана, а количество лам превысило 5500 человек. Значительную группу составляли «степные ламы», которые жили вне дацанов в кочевьях бурят-скотоводов и ничем не отличались от них по образу жизни. В XVIII в. Главными духовными центрами Бурятии были Цонгольский, Гусиноозерский и Тунгугалтаевский дацаны. Однако позднее духовное первенство перешло к ширетуям (настоятелям) Гусиноозерского дацана, который с 1809 г. Стал резиденцией Бандидо (Пандидо) Хамбо-Ламы. В 1816 был открыт Агинский, а в 1826 г. – Цугольский дацаны. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гелугпы, так и других направлений буддизма. В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах. В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор - Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу. Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках. 2. Буддизм в Калмыкии. Калмыцкий буддизм этого периода имел свою историю. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства «калмыцкая степь» превратилась в один из административно-территориальных районов царской России, подчиненный астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше утвержденному Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г., буддийская церковь была полностью подчинена царской администрации. К 1836 г. В Калмыцкой степи насчитывалось 105 буддийских монастырей (хурулов), а количество лам превышало 5300 человек. Но самым значительным из всех монастырей Калмыкии был Хошеутовский хурул. История его создания связана с участием калмыков в Отечественной войне 1812 г. Выдающийся калмыцкий просветитель-энциклопедист Батур-Убаши Тюмень в 1817 г. в благодарность Будде за победу над Наполеоном воздвиг каменный храмовый комплекс в ставке князей Тюменей на берегу Волги (ныне территория Астраханской области). Хошеутовский хурул имел оригинальную архитектуру и по композиции напоминал Казанский собор в Санкт-Петербурге. В нем была собрана обширная библиотека тибетских и старомонгольских книг и многочисленные буддийские реликвии, среди которых было и древнее калмыцкое знамя, прошедшее с калмыцкими полками войну с Наполеоном. Высший слой калмыцкого духовенства составляли бакши (учителя), из числа которых избирались настоятели хурулов. В каждом улусе был свой ах-бакша (старший бакша). Он избирался улусным духовенством и утверждался в своей должности Ламой калмыцкого народа. В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий, Чоре, вторая просуществовала до 1933 г. В результате «последовательной борьбы за молодое поколение» в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии. 3.Буддизм в Тыве. В 1914 г. под названием Урянхайский край в состав Российской империи вошла Тыва, и в том же году на её территории началось строительство русского города Белоцарска (современный город Кызыл). Официальное принятие тывинцами буддизма произошло в 1753 г. и начиная с этого времени на территории Тывы активно ведется строительство стационарных монастырей (хурээ). В 1901 г. в Тыве был построен самый крупный монастырь – Верхне-Чааданский хурээ, а за все годы господства маньчжурской династии в Тыве было возведено 22 хурээ. Тывинские хурээ отличает оригинальный архитектурный облик, который сочетает китайские, тибетские и монгольские элементы с традициями тывинской кочевой архитектуры. Высшую иерархию тывинского духовенства составляли камбу-ламы (настоятели хурээ) и соржу-ламы (их заместители). Настоятель Нижне-Чааданского хурээ (даа-лама) считался старшим над всеми тывинскими ламами. Однако высшим иерархом тывинских буддистов считался глава монгольских буддистов Богдо-гэгэн. При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии. В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, в 1913 г. строится первый буддийский храм в Европе на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев. В дореволюционной России государство старалось учитывать интересы буддийских народов: монахам разрешали выезжать на учёбу в Тибет и строить новые монастыри и храмы. Губернаторов Восточной Сибири и Поволжья удовлетворяла политическая лояльность буддийского духовенства по отношению к российскому правительству. Начиная с императрицы Екатерины II, российские императоры объявлялись бурятскими ламами земным воплощением богини милосердия Цаган-Дара-эхэ. К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства - бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как «враги народа». Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве. В «независимой» с 1921 г. Тыве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП «по ламскому вопросу». По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой - и так до конца. В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание - каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей, - в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен Чааданского хуре. В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой. С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-Петербургский монастырь возвращен буддийской общине и отремонтирован. В Иволгинском дацане открыт буддийский институт. Литература:
Задания для слушателей курсов.
Электронные ресурсы: http://www.buddhismofrussia.ru/ http://dazan.spb.ru/buddhism/countries/russia/ http://dazan.spb.ru/datsan/history/ http://dazan.spb.ru/datsan/3dtour/ Смотрите также:
Буддизм в Тыве. Ключевые слова
59.41kb.
Политология прав человека и политические права в России Ключевые слова
213.94kb.
Статус адвоката и прокурора в суде присяжных: общее и особенное
26.92kb.
1. Предмет и задачи дисциплины Место лексикологии в ряду других лингвистических дисциплин
54.32kb.
"На практике мы видим, что слова расходятся с делом"
18.31kb.
Ткаченко Антон Миколайович Київський національний університет імені Тараса Шевченка Реакции циклизации на основе гетарилацетонитрилов. Специализация – химия
82.08kb.
Ляпин С. Х., Куковякин А. В. 1 Аоцпк, ООО
220.99kb.
Л. Р. Шакирова Центр стратегических оценок и прогнозов К(П)фу динамика развития инноваций в республике татарстан
82.67kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Кабели связи высокочастотные для цифрового широкополосного доступа
414.13kb.
Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии в XXI веке
466.86kb.
В статье приводятся аргументы относительно того, что под влиянием современной, подверженной ускорению и усложнению социокультурной динамики, представления о столичности существенно трансформируются
178.73kb.
|