Практическая работа №9
Ионные реакции
Цель работы: закрепить понятие « качественная реакция»; экспериментальным путем обнаружить катионы и анионы; закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Оборудование: штатив с пробирками; мрамор, растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, сульфата меди (II), хлорида натрия, нитрата серебра.
Определение ионов
Определяемый ион
|
Реактив, содержащий качественный ион
|
Результаты качественной реакции
|
H+
|
индикаторы
|
Изменение окраски
|
Ag+
|
Cl-
|
Белый осадок
|
Cu2+
|
OH-
|
Голубой осадок
|
NH4+
|
OH-
|
Запах аммиака
|
Ba2+
|
SO42-
|
Белый осадок
|
Ca2+
|
CO32-
|
Белый осадок
|
CO32-
|
H+
|
Выделение газа, вызывающего помутнение известковой воды
|
PO43-
|
Ag+
|
Желтый осадок
|
OH-
|
Индикаторы
|
Изменение окраски
|
Экспериментальная задача I. Уровень I
Обнаружение сульфат-ионов SO42-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор серной кислоты H2SO4.
ТБ: с кислотой обращаться аккуратно.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор сульфата натрия Na2SO4.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария BaCl2.
В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария BaCl2.
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Ионные реакции
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
|
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в неё раствор серной кислоты H2SO4.
|
|
|
ТБ: с кислотой обращаться аккуратно.
|
|
|
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее раствор сульфата натрия Na2SO4.
|
|
|
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария BaCl2
|
|
|
В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария BaCl2.
|
|
|
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
|
|
|
Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Обнаружение сульфат-ионов SO42-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор серной кислоты.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор сульфата натрия.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария.
В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария.
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Обнаружение сульфат-ионов SO42-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор серной кислоты.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор сульфата натрия.
В обе пробирки по каплям добавляем необходимый реактив.
Делаем выводы из наблюдений.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Определите с помощью качественной реакции наличие сульфат-ионов SO42- в выданных образцах растворов.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Обнаружение хлорид-ионов Cl-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор хлорида натрия NaCl.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор хлорида бария BaCl2.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра AgNO3.
В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра AgNO3.
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Ионные реакции
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
|
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в неё раствор хлорида натрия NaCl.
|
|
|
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее раствор хлорида бария BaCl2.
|
|
|
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра AgNO3.
|
|
|
В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра AgNO3.
|
|
|
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
|
|
|
Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Обнаружение хлорид-ионов Cl-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор хлорида натрия.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор хлорида бария.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра.
В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра.
Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача II Уровень III
Обнаружение хлорид-ионов Cl-.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в неё раствор хлорида натрия.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор бария.
В обе пробирки по каплям добавляем реактив на определение качественной реакции.
Делаем выводы из наблюдений.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Определите с помощью качественной реакции наличие хлорид-ионов Cl- в выданных образцах растворов.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Обнаружение карбонат-ионов CO32-.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее кусочек мрамора или мела CaCO3.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор карбоната натрия Na2CO3.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту HCl.
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты HCl.
Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион CO32-.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Ионные реакции
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
|
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
|
Помещаем в нее кусочек мрамора или мела CaCO3.
|
|
|
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее раствор карбоната натрия Na2CO3.
|
|
|
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту HCl.
|
|
|
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
|
|
|
В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты HCl.
|
|
|
Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.
|
|
|
Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион CO32-.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Обнаружение карбонат-ионов CO32-.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее кусочек мрамора или мела.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор карбоната натрия.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту.
В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты.
Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.
Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Обнаружение карбонат-ионов CO32-.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее кусочек мрамора или мела.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее раствор карбоната натрия.
По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион.
В обе пробирки по каплям добавляем его.
Делаем вывод из наблюдений.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Определите с помощью качественной реакции наличие карбонат-ионов CO32- в выданных образцах растворов.
Отчетные задания
Наблюдения, уравнения и выводы записываем в таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
1
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
2
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.