Главная страница 1

Практическая работа №9

Ионные реакции

Цель работы: закрепить понятие « качественная реакция»; экспериментальным путем обнаружить катионы и анионы; закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Оборудование: штатив с пробирками; мрамор, растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, сульфата меди (II), хлорида натрия, нитрата серебра.

Определение ионов



Определяемый ион

Реактив, содержащий качественный ион

Результаты качественной реакции

H+

индикаторы

Изменение окраски

Ag+

Cl-

Белый осадок

Cu2+

OH-

Голубой осадок

NH4+

OH-

Запах аммиака

Ba2+

SO42-

Белый осадок

Ca2+

CO32-

Белый осадок

CO32-

H+

Выделение газа, вызывающего помутнение известковой воды

PO43-

Ag+

Желтый осадок

OH-

Индикаторы

Изменение окраски

Экспериментальная задача I. Уровень I

Обнаружение сульфат-ионов SO42-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор серной кислоты H2SO4.

  3. ТБ: с кислотой обращаться аккуратно.

  4. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  5. Наливаем в нее раствор сульфата натрия Na2SO4.

  6. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария BaCl2.

  7. В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария BaCl2.

  8. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.

  9. Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.

  10. Приводим рабочее место в порядок.

Тема: Ионные реакции

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в неё раствор серной кислоты H2SO4.







  1. ТБ: с кислотой обращаться аккуратно.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее раствор сульфата натрия Na2SO4.







  1. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария BaCl2







  1. В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария BaCl2.







  1. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.







  1. Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.







  1. Приводим рабочее место в порядок.













Экспериментальная задача I. Уровень II

Обнаружение сульфат-ионов SO42-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор серной кислоты.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор сульфата натрия.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – хлорид бария.

  6. В обе пробирки по каплям добавляем раствор хлорида бария.

  7. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.

  8. Делаем вывод: в данных пробирках имеется сульфат-ион SO42-.

  9. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача I. Уровень III



Обнаружение сульфат-ионов SO42-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор серной кислоты.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор сульфата натрия.

  5. В обе пробирки по каплям добавляем необходимый реактив.

  6. Делаем выводы из наблюдений.

  7. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача I. Уровень IV



Определите с помощью качественной реакции наличие сульфат-ионов SO42- в выданных образцах растворов.
Экспериментальная задача II. Уровень I

Обнаружение хлорид-ионов Cl-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор хлорида натрия NaCl.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор хлорида бария BaCl2.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра AgNO3.

  6. В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра AgNO3.

  7. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.

  8. Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.

  9. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Ионные реакции

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в неё раствор хлорида натрия NaCl.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее раствор хлорида бария BaCl2.







  1. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра AgNO3.







  1. В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра AgNO3.







  1. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.







  1. Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача II. Уровень II



Обнаружение хлорид-ионов Cl-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор хлорида натрия.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор хлорида бария.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион - нитрат серебра.

  6. В обе пробирки по каплям добавляем раствор нитрата серебра.

  7. Наблюдаем в обеих пробирках образование белого осадка.

  8. Делаем вывод: в данных пробирках имеется хлорид-ион Cl-.

  9. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача II Уровень III



Обнаружение хлорид-ионов Cl-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в неё раствор хлорида натрия.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор бария.

  5. В обе пробирки по каплям добавляем реактив на определение качественной реакции.

  6. Делаем выводы из наблюдений.

  7. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача II. Уровень IV



Определите с помощью качественной реакции наличие хлорид-ионов Cl- в выданных образцах растворов.
Экспериментальная задача III. Уровень I

Обнаружение карбонат-ионов CO32-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее кусочек мрамора или мела CaCO3.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор карбоната натрия Na2CO3.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту HCl.

  6. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!

  7. В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты HCl.

  8. Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.

  9. Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион CO32-.

  10. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Ионные реакции

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Помещаем в нее кусочек мрамора или мела CaCO3.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее раствор карбоната натрия Na2CO3.







  1. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту HCl.







  1. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!







  1. В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты HCl.







  1. Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.







  1. Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион CO32-.







  1. Приводим рабочее место в порядок.













Экспериментальная задача III. Уровень II



Обнаружение карбонат-ионов CO32-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее кусочек мрамора или мела.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор карбоната натрия.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион – соляную кислоту.

  6. В обе пробирки по каплям добавляем раствор соляной кислоты.

  7. Наблюдаем в обеих пробирках образование пузырьков газа.

  8. Делаем вывод: в данных пробирках имеется карбонат-ион.

  9. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача III. Уровень III



Обнаружение карбонат-ионов CO32-.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее кусочек мрамора или мела.

  3. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  4. Наливаем в нее раствор карбоната натрия.

  5. По таблице определяем реактив, содержащий качественный ион.

  6. В обе пробирки по каплям добавляем его.

  7. Делаем вывод из наблюдений.

  8. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача III. Уровень IV



Определите с помощью качественной реакции наличие карбонат-ионов CO32- в выданных образцах растворов.
Отчетные задания

Наблюдения, уравнения и выводы записываем в таблицу:




Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

1










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


2










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


3










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Вариант 1



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

Вариант 2



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

Вариант 3



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.



Смотрите также:
Цель работы: закрепить понятие «качественная реакция»; экспериментальным путем обнаружить катионы и анионы; закрепить навыки проведения химического эксперимента
101.86kb.
Практическая работа №13 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»
164.09kb.
Знакомство со словарями и энциклопедиями (3–4 классы)
88.36kb.
Семинар-дискуссия по теме «политические идеологии»
349.32kb.
Рекомендации к уроку 9 Растворимость (§7)
24.96kb.
Сценарий развлечений по творчеству с. Я
120.42kb.
Тема: Повторение изученного материала по теме «Множество» Цель
47.2kb.
Урок по геометрии в 10-м классе "Сечение параллелепипеда"
55.19kb.
Программа 2-го коллоквиума по Органической химии
33.11kb.
Определение постоянной Планка Цель эксперимента
40.27kb.
Урок по теме: «Отношения и пропорция»
33.96kb.
Закон Ома для участка цепи
63.85kb.