Главная страница 1

«Хлеб - всему голова»

Цель: Воспитание у учеников любви к отечеству, закрепление общечеловеческих, нравственных и моральных ценностей – милосердие, любовь к Родине, уважение к людям труда.



Оформление зала. На доске в центре написаны слова: «Хлеб – всему голова», «Слава миру на Земле, слава хлебу на столе», «Не трудиться, так хлеба не добиться», «Всякое семя знает своё время», «Посеешь в пору – соберёшь зерна гору», «Хлеб – батюшка, водица – матушка», «Зерно в колоске – не валяйся в холодке», «Некогда лежать, когда пора жать», «Работа и мучит, и кормит, и учит».

В центре зала на столе, на подносе с рушником, лежит каравай с солью.

Звучит музыка, песни о хлебе, о поле, о Родине.

Классный руководитель. У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это- отчий дом, отец, мать и ещё хлеб. О нём мы сегодня говорим: «Хлеб – всему голова!» Сегодня мы будем говорить о хлебе. Сегодня мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.

Ученик . Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем,

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Каравай мы, хлеб подносим

Поклонясь , отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!»

(Девочки в народных костюмах подают на подносе хлеб одному из гостей).

Классный руководитель. Каким только не бывает хлеб: белым и чёрным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным. Он редко бывает лёгким, а чаще тяжёлым. Человек любит отца и мать, любит жизнь и хлеб. По отношению к земле и хлебу можно определить порядочность человека.

Ученик. Не боюсь я в стихах повториться

Хлеб не знает предела похвал,

Если рожь на Руси колоситься,

Значит кто-то всерьёз недоспал.

Зори росные, свет полудённый,

Хлеборобской заботы тропа,

Перебродят , и пламенем зёрна

Запылают в колосьях снопа.

Ничего нет на свете вкуснее

Благородней работы жнеца.

Если рожь где-то жемчугом зреет,

Кто-то трудиться в поте лица.



Ученица. Необъятна родная страна,

Много есть у неё сыновей.

Но у каждого мать лишь одна,

И её нет на свете родней.

Это слово священное –МАТЬ!

МАТЬ! Я с детства запомнил слова

Не устану я их повторять

ХЛЕБ и МАТЬ – есть всему голова!

Обижаться на мать – это грех,

От которого страшно сгореть.

Обижаться на мать – что на хлеб,

Он и чёрствый не даст умереть.



Ученик. Хлеб – всему голова! Мы едим его каждый день, много раз в день. Может надоесть любая еда, если она повторяется каждый день, но не хлеб. Хлеб не надоедает! Хлеб вкусен всегда!

Ученица. С глубокой древности живут,

Как с братом брат родной,

Солёный пот и жаркий труд,

Под крышею одной.

Вложил в зерно любовь и боль

Упрямый человек.

На знойной ниве хлеб и соль

Он породнил навек.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне


Хлеб насущный зовёт

Самой главной святыней!

Золотые слова забывать мы не вправе,

«Хлеб всему голова,

В поле, в доме, в державе!»

Классный руководитель. Как-то школьникам младших классов задали сочинение о хлебе. Вот что они написали: «Хлеб нужен, чтобы сохранять людей», «Хлеб нужен, чтобы объединять людей, ведь все едят хлеб», «Хлеб нужен, чтобы его есть. Он очень вкусный». «Хлеб- главный продукт в питании и нужен для жизни на Земле», «Хлеб в нашей стране стоит очень дёшево, дешевле всех продуктов».

А дёшево ли он достаётся людям?



Ученица. Взяв в руки пшеничного хлеба буханку,

Поймёшь, почему он так вкусен, душист.

Чтоб вырастить колос, вставал спозаранку

Усталый, пропахший землёй, тракторист.

Минуты для отдыха не было лишней,

На поле, на тракте, в далёком селе.

Чтоб радостью стал каравай этот пышный,

У каждой семьи на широком столе!



Ученик. Славится он первым на Земле,

Славится он первым на столе:

Ветер его гладит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, чёрный и ржаной.

Круто жизнь замешана на хлебе,

Круглый-круглый, как Земля сама,

Сыплется он в зёрнах в закрома,

Сыплется, амбары заполняя.

С детских лет запомним навсегда:



Хлеб-Земля, Хлеб-воздух, Хлеб-вода!

Классный руководитель. Время от времени люди умирают. Это нормально. Ненормально, когда люди умирают насильственной смертью и когда умирают молодыми, когда их убивают на войне пулями, минами, снарядами. И ещё, когда люди убивают голодом, медленно, в надежде, что цепляясь за уходящую жизнь, они потеряют все человеческие черты. Фашизм воевал против Ленинграда металлом, огнём и голодом, но он не победил Ленинграда, потому что в этом городе даже слабые, даже мёртвые были сильнее блокады.

Ученик. Строки из письма Львовцевой Веры Алексеевны: « С ноября 41 года по февраль 42 года я жила в Ленинграде. Нас было 5 человек: мама и нас четверо детей. У двух сестёр были рабочие карточки, у меня - служащая; одна -детская, одна –иждивенческая. Это было время, когда хлебная дневная норма снизилась до 125 граммов хлеба. В мои обязанности входило выкупить хлеб, делить его и обеспечить семью водой. Других продуктов в эти месяцы почти не давали. Каждому хотелось съесть свой хлеб и за завтра, но этого не делали и хлеб делили на всех поровну, независимо от получаемой карточки. Наша семья выжила вся.

Классный руководитель. Голод в Ленинград пришёл не сразу. Только 2 сентября впервые было произведено сокращение продажи хлеба гражданскому населению. 8 сентября город был блокирован полностью. 12 сентября – второе сокращение хлебной нормы.

Ученик. С 15 сентября хлеб стали выпекать из смеси ржаной, овсяной, ячменной и соевой муки. С 20 октября к ржаной муке стали добавлять льняной жмых, отруби. В конце ноября хлеб выпекали из кукурузной и ржаной муки, добавляя целлюлозу, хлопковый жмых, мучную смётку и вытряску из мешков.

Ученица. Тесто было слабое, хлеб горький, но это был всё-таки хлеб и он давал людям жизнь. Хлеб и топливо… Гасли котлы электростанций, останавливались заводы, станки, машины, трамваи. Люди из рабочих становились иждивенцами. А кто работал, тот на работу пешком шёл по 10 остановок.

Классный руководитель. Я расскажу Вам о человеке, который вначале ел хлеб, потом его растил, а потом пёк его. Это пекарь блокадного Ленинграда Анна Николаевна Горохова. Она тоже ходила на работу пешком 2 часа в одну сторону и 2 часа в другую. Она могла бы спать прямо на работе в цехе, как некоторые делали. Но в общежитии, где Анна Николаевна жила, была старая работница баба Катя Киршина, которая уже не могла ходить. Анна приносила ей жжёные крошки, которые осыпались из форм. И хотя этих крошек было мало, баба Катя пила их с водой и жила, а Анна снова шла на работу.

Классный руководитель. Она пекла хлеб, но ещё в её обязанности входило таскать по обледенелым лестницам кипяток на 4-ый этаж, грузить мешки с мукой и заготавливать торф. Хлеб, которым они кормили Ленинград, они получали и сами. Тот же паёк, как и у всех. Только их граммы были тёплыми.

Ученик. Но не всем хватало этих тёплых грамм, чтобы выжить. Однажды не вышла на работу сменщица Гороховой. Вернее, она вышла, но не дошла до неё. Умерла от истощения технолог хлебного цеха Ольга Киселёва, а занявшая её место Евдокия Львова весила 38 килограммов.

Так дёшево ли достаётся хлеб людям?

Ученица. Мне написал мой родственник, что он

За лето заработал хлеба тонны.

И вспомнился мне хлеб других времён,

Кровавый пот и тягостные стоны.

О, заработок наш, как был он мал!

О, хлеб, он был и горе и страданье!

Сближал он дальних, ближних отдалял,

А иногда толкал на злодеянья.

Ученик. Я о России, не о хлебе…

Война ломилась в отчий край,

Единственный, как солнце в небе

Лежал на блюде каравай.

Он выпекался из пайковой

С древесной примесью муки.

А мать неспешно и сурово

Его делила на куски.

Той справедливой мерой с нею,

Никто сравниться бы не мог.

Кто был слабей - тому сытнее

И толще резала кусок.

Как хлеба ни было бы мало,

О всех заботясь и скорбя,

Мать никого не обделяла,

За исключением себя.



Ученица. За проволокой колкой, ржавой

Лежал израненный солдат.

И чёрствый хлеб свой –«БРОТ» в забаву,

Ему бросал по крохам кат.

За то, что нивы и заводы

Отчизны грудью он прикрыл,

Ему давал гнилую воду,

Его прикладом вахтман бил.

Лишь в забытьи виденьем мглистым

Глаза синели пред бойцом,

Там, на Полтавщине, фашисты

Его детей сожгли живьём.

Седым стал за год заточенья,

Но пред врагом рабом не пал.

Прорыв подкоп под загражденьем,

Он из концлагеря бежал.



Ученик. Навстречу веял ветер. В небе

Пылал вдали зари восход,

Он брёл, мечтая лишь о хлебе,

Тюремный проклиная «брот».

Гудели в небе наши ИЛЫ,

От взрывов полыхал Берлин,

Когда отважный, полный силы,

Туда пришёл он, исполин.

И там ,в пылу пожарищ жутких

Под залпы батарей и рот,

Он увидал дитя малютку

Услышал жалобное: «БРОТ!»

И вот в бою, среди развалин

( Ведь он – малыш!), к нему шагнул.

И добрый «брот», что хлебом звали,

Солдат малютке протянул.



Классный руководитель. Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Человек растит хлеб, а хлеб растит человека, воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это так же вечно, как мир. Вслушайтесь в слово «СТРАДА»… Оно дышит огнём, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается.

Однажды на кубанском поле загорелся комбайн. Огонь угрожал хлебному полю. Предотвратили беду три солдата автомобильного подразделения, им было по 19 лет.

Несколько лет назад страну облетело имя 18 летнего парня Анатолия Мерзлова. Загорелась степь, огонь перекинулся на поле пшеницы. Золотые колосья, выращенные с таким трудом, гибли в огне. Чтобы спасти хлеб, нужно было опахать поле, преградить дорогу огню. Трактор Мерзлова загорелся, Анатолий умер от ожогов, но хлеб был спасён.

Ученик. Как много может сделать человек,

Когда он сердцем обращён к Отчизне.

И для себя не представляет жизни,

Без русских нив и величавых рек.

Без риска, без поэзии полёта,

Без мужества, отвергнувшего страх

Без крупных зёрен трудового пота.

И песен на обветренных губах.



Ученица. На руке зерно пшеницы

Цветом солнечным лучилось.

Степь, которой нет границы

В зёрна хлебные вместилась.

Степь лежала на ладони,

Степь, бескрайняя от века

Глядя на зерно, я понял,

Всё в величье человека.



Ученик. Гордясь морей и городов рожденьем,

Любуясь бегом работящих рек.

Мы говорим с невольным изумленьем:

«Как много может сделать ЧЕЛОВЕК!»



Ученица. В пшенице задохнулся ветер,

Без чувств упал на ковыли.

Но в солнца золотые сети

Его потоки забрели.

Мой край - сиреневая дымка,

В сетях у солнца бьётся вдаль,

Идёт весёлая ,в косынке,

Золотокосая страда.

Открыты двери урожаю,

Пусть входит светлый и большой.

Чтоб люди жили хорошо,

И счастьем Землю украшали.



Классный руководитель. В нашей стране почитают хлеб и уважают людей, которые его растят. О хлебе сложены пословицы и поговорки:

«С куском хлеба можно рай найти и под сосной»

«Чёрный хлеб – так ещё не голод, грубая рубашка – так ещё не нагой»

«Кто не ценит хлеб – соль, тот хуже собаки»

«Голод не знает чёрствого хлеба»

«У кого работа, у того и хлеб»



Ученик. Выйди в поле за околицу,

Дымка сизая клубиться…

Слышит чуткая округа

Гул моторов день деньской.

И бурлит земля под плугом

Как высокий вал морской.

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подаёт.

Сколько требует ухода

Мать земля за целый год.



Классный руководитель. Замечательный французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб для нас стал средством единения людей. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас неизменным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба не сравним ни с чем».

Ученик. Зёрна наших дней, светитель

Позолотою резной

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Словно песен тихий голос

Громкой Родины своей»



(Исполняется песня «Берегите, люди, хлеб!»)

Классный руководитель. Прекрасные слова прозвучали сейчас: «Берегите хлеб!» Так давайте же будем беречь и уважать и хлеб, и людей, которые его растят. Научимся уважать любой труд людей. Иногда у людей, живущих рядом с вами, случается беда, поделитесь с ним куском хлеба, помогите им. Будьте чуткими и добрыми. Пусть хлеб объединяет людей. Пусть он помогает вам в ваших светлых помыслах, делах и поступках.

(Учащиеся и гости пробуют хлеб)



Смотрите также:
Цель: Воспитание у учеников любви к отечеству, закрепление общечеловеческих, нравственных и моральных ценностей милосердие, любовь к Родине, уважение к людям труда
84.58kb.
Ход беседы Вступительное слово ведущего. Ведущий
143.71kb.
Художественный салон
21.62kb.
«О городе с любовью »
55.24kb.
Тема. Дело мастера боится. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
38.64kb.
Проект «Память поколений» Л. С. Майорова
68.11kb.
Урок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
51.38kb.
Соединение чувства любви к ближнему с чувством любви к Родине
80.38kb.
Цель и задачи Олимпиады Целью Олимпиады является приобщение учащихся к творчеству великого композитора, воспитание любви к отечественной культуре
81.45kb.
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере славных дел Петра 1 Великого, расширение знаний учащихся о событиях Отечественной истории, привитие любви и любознательности к данному предмету
144.59kb.
Н. М. Карамзин о любви к отечеству и народной гордости
93.57kb.
Урок по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
92.66kb.