Главная |
страница 1
ДА БУДЕТ БЛАГО НАТЬЯ ШАСТРА /НАУКА О ТЕАТРЕ/ применённая просветлённым Бхаратой Итак, глава шестая в Натьяшастра Бхараты: 1/ Услышав описание пролога, снова заговорили величайшие духом. Все мудрецы попросили Бхарату: «Дай нам ответ относительно пяти вещей: 2/ Какие раса изучаются в Натья? В чём, поистине, состоит их сущность? 3/ Что такое упомянутые бхава? Как именно они осуществляются? А также, что такое в действительности санграха, карика и нирукта?» 4/ Те слова мудрецов выслушав, святой Бхарата заговорил в ответ о раз- личиях между бхава и раса. 5/ «Вначале я расскажу вам со всей полнотой, о, богатые подвигами аскезы, последовательно о санграха, карика и нирукта. 6/ Нет возможности когда-нибудь дойти до конца по пути этой Натья. Бес- конечна она, потому что слишком велико количество знаний и умений, содержащихся в ней. 7/ Поистине, невозможно достичь предела даже в одном из этих знаний, оно само уже - океан, какова же тогда дорога, объединяющая все знания, дорога, ведущая к истине? 8/ Тем не менее, я буду говорить о том, что относится к этой Натья. Начну с описания бхава и раса в форме санграха, что вмещают тайный смысл в сжатой формуле и содержат только выводы. 9/ Мудрым следует знать - санграха кратко излагает то, что требует подробных комментариев и разъяснений. 10/ Натьясанграха включает тезисы о раса, бхава и абхиная, о законах классической и народной Натья, о разных стилях Натья и ее видоизмене- ниях в различных странах, об успехе Натья, о музыкальных тонах и оркестре, а также о пении и форме сцены. 11/ Карика - это то, что немногословно описывает какой-либо подчинен- ный вопрос. 12/ Нирукта же исследует различные имена собственные, опираясь на сло- варь ведийских слов и научные книги, вскрывая смыслы корней слов и их изменяемых частей. 13/ Нирукта представляет собой синтез многих знаний, в том числе и нуме- рологию корней. 14/ О лучшие из дваждырожденных, то, что мной высказывается сначала ко- ротко, потом будет рассказано с нирукта и карика. 15/ Любовь, Смех, Страдание, Гнев, Героизм, Страх, Отвращение и Удив- ление - вот восемь видов традиционных раса в Натья. 16/ Именно эти восемь возвещены Усмирителем бунтовщиков Великим Духом (Брахмой). Теперь же, я буду говорить о бхава – стхаибхава, санча- 17/ Наслаждение, шутка и мука, ярость, могущество, а также боязнь, омер- зение и изумление - вот известные стхаибхава. 18/ Отчаяние, опустошённость, подозрительность, также зависть, опьяне- ние и усталость, леность и подавленность, озабоченность и обморок, вспоминание и удовлетворённость, 19/ стыд, вспыльчивость, радость и смятение, а также глупость, гордость, разочарованность, томление, сонливость и одержимость, 20/ сон, пробуждение и раздражение, а также обман и наказание, рассуди- тельность, болезнь, безумие и умирание, 21/ и еще испуг и предположение должны быть известны как санчари или вьябхичарибхава. Этих состояний названо по имени 33. 22/ Оцепенение, испарина, озноб, изменение голоса, дрожь, бледность, слёзы и бесчувствие - вот по традиции восемь саттвабхава. 23/ Ангика (тело), Вачика (голос), Ахарья (костюм) и Саттвика (истин- ность существования) – вот четыре известных абхиная, связанных с 24/ Локадхарми (народный театр) и Натьядхарми (классический театр) - вот две традиции. 25/ Бхарати, сатвати, кайшики и арабхати - вот 4 врити (стиля), составляющие существо Натья. два фактора сиддхи (удачи). 26/ 7 звуков, поющихся и играющихся – шадджа (рождающий шесть), ниша- 27/ 4 известных вида инструментов, составляющих оркестр. Струнные, как известно, обнаруживают себя звучанием струны, а перкуссии от- носятся к воздушному пространству, 28/ ударные держат ритм, а духовые, как известно, из бамбука. венной милости) и антарам (для выражения внутреннего состояния) - 29/ таковы пять известных видов пения, используемых для сочинения Три вида сцены известно - квадратная, прямоугольная и тре- угольная. 30/ Таким образом продемонстрирована эта натьясанграха, состоящая из коротких высказываний. Теперь я расскажу основные положения в форме сутра. Прежде всего, мы будем говорить о раса с самого начала. Ибо нет никакого смысла в Натья без раса. Раса же возникает через осуществление вибхава, анубхава и вьябхичари. И какой же пример этому? А вот что говорится: как из-за соединения различных приправ, трав и других веществ получается вкус кушанья, так же из-за вхождения в раз- личные бхава рождается раса. Или подобно тому, как из-за соединения патоки с другими веществами, приправами и травами появляются шесть вкусов, так же стхаибхава, проходя через разные бхава, достигают качества раса. Теперь спрашивается: почему это называется «раса» (т.е. вкус)? Говорят, из-за вкушения. Каким же образом вкушается раса? Здесь сказано: ибо так же, как многими приправами обогащенная пища обладает вкусом, и хорошо чувствующий человек, вкушая ее, наслаждается, также, вкушая стхаибхава, приправленные различными бхава и абхиная, и сопро- вождаемые одухотворённой речью и движениями тела, зритель, способный к сопереживанию, достигает восторга наслаждения. Отсюда название – натьяраса (наслаждение чувством, рождённым Натья). Об этом есть две передаваемых из поколения в поколение шлоки: 32/ Как люди, знающие толк в пище, наслаждаются вкусом пищи, обла- дающей различными элементами и приправами, 33/ так и мудрые услаждают свою душу теми стхаибхава, что возникают посредством абхиная различных вьябхичари. Поэтому, издревле это называется натьяраса (вкушение Натья). Теперь спрашивается - что, от раса ли возникают бхава или от бхава - раса? Некоторые считают, что они осуществляются от их взаимного соединения. Но почему? Ведь очевидно, что не бхава возни- кают от раса, но именно из бхава рождаются раса. Об этом есть шлоки: 34/ Знающими Натья утверждается: бхава, явленные с помощью абхиная, создают раса. 35/ Как соединением различных компонентов в соответствии со многими инструкциями создается своеобразие приправы, так же и проявленные через абхиная бхава рождают раса. 36/ Без бхава нет раса, свободной от раса нет бхава. Взаимодействие этих двух и есть успех представления. 37/ И как соединение приправ и трав сообщают вкус пище, также бхава и раса взаимно создают друг друга. 38/ Как из семени с необходимостью возникает дерево, а от дерева – цветок и плод, также и раса - это основания, а бхава зависимы от них. Теперь мы будем рассуждать о таких явлениях, связанных с раса, как их происхождение, цвет и божество. Четыре раса являются причиной происхождения остальных, и это – Любовь, Гнев, Геройство и Отвращение. Теперь - 39/ Именно от Любви происходит Смех, от Гнева – раса Страдание, источник Удивления - Геройство, а Страх – от Отвращения. 40/ Имитация Любви вызывает Смех, а результат Гнева известен как 41/ В итоге героического поступка возникает удивление, тот же, кто смотрит на отвратительное, познает страх. Теперь цвета - 42/ Смуглый – цвет Любви, белым предстает Смех, серого цвета - Страда- 43/ Геройство знают блестящим (светлым), а Страх - черным, Отвра- щение синего цвета, а Удивление традиционно - желтое. Теперь божества - 44/ Любовь почитаема Вишну, божество Смеха - Праматха, Гневу Рудра покровительствует, божество Страдания - Яма, 45/ Махакала (Шива в облике разрушителя мира) относится к Отвраще- божество Удивления - Брахма. Таким образом, сообщено о происхождении, цветах и божествах этих Теперь мы будем говорить об отличительных признаках анубхава, Вибхава и вьябхичари. Также мы объясним стхаибхава различных раса. Итак, чувство, называемое Любовь, происходит от стхаибхава нас- лаждение. Костюм, что подходит для Любви - роскошный, лучший в мире, чистый, священный, сияющий и красивый. Говорят, что тот, чей костюм роскошен - сам олицетворение Любви. Также как имена людей обусловлены образом жизни того рода-племе- ни, в котором они рождены, также и названия раса, бхава и всего свя- занного с Натья, обусловлены их назначением и соответствуют их пове- дению. Поэтому-то для раса Любовь стиль поведения диктует дорогой и очень красивый костюм. Любовь - причина связи мужчины и женщины, её характер - юность и благородство. Любовь имеет два положения - удовлетворенная и обманутая. Удовлетворенная Любовь рождается от следующих вибхава: весна, цветы, мази и украшения, прогулки в роще вместе с желанным человеком и видение и слушание всего, что пробуждает желание и доставляет удо- вольствие, а также шутливые игры и т.п. Её должно представлять посред- ством следующих анубхава: искусные взоры со взлетом бровей, кокетливые взгляды искоса на свою пару, приятность в жестах и речах и т.п. А вьяб- Обманутая же Любовь должна быть представлена такими анубхава, как отчаяние, изнеможение, подозрение, негодование, усталость, погло- щённость страстным желанием, сон и пробуждение от сна, болезнь безумия и упоение, томление, охлаждение, смерть и т.п. Здесь спрашивается - если наслаждение стхаибхава Любви, то поче- му же его бхава присутствуют в том, что связано со Страданием? Далее говорится: уже прежде сказано, что Любовь бывает удовлет- воренной и обманутой (хотя создателем "Науки эротики" (вайшика шастра) названо 10 её положений). Мы же расскажем о том, что объединяет абхи- ная этих двух раса. Так, бхава Страдания - это состояние безнадежности, происходя- щее от проклятия, болезни, смерти любимого человека, потери богатс- тва, разрушения или плена. Тогда как обманутая любовь - это состояние зависимости, возникающее от сосредоточенности на страстном желании. Так отличаются друг от друга Страдание и обманутая Любовь. Подобным же образом это чувство Любви связано со всеми бхава. И ещё - 46/ Вот поклонник на фоне цветущей весны, полный счастья, или некий муж, соединённый с юной красавицей - так представляется Любовь. 47/ Раса Любовь возбуждается гирляндами весенних цветов, наслажде- нием поэзией и музыкой вместе с возлюбленным, а также развлече- ниями и гуляниями в рощах. 48/ Представлять это надо следующим образом - милые взгляды и речи, полные радости от сладостных улыбок, приносящие удовлетворение слова, приятность и легкость движений. Теперь раса Смех. Его природу составляет стхаибхава веселье. Его Вибхава таковы: неподходящий, с чужого плеча костюм и украшения, лег- комысленная смелость, притворство, ложь и пустословие, непонимание происходящего или искажение его смысла при передаче на словах, ошибки в произношении и т.п. Представлять же его должно следующими анубхава: рот прикрыт ладонью, нос и щеки трясутся, глаза зажмурены, тело скрю- чено, лицо потное и красное, руки держатся за бока. А его вьябхичари - это притворные вялость, слабость, сонливость, сон, пробуждение, недо- вольство. Раса Смех также бывает двух типов: поглощенный собой и заня- тый другим. Когда смеется сам актер, тогда - поглощенный собой, когда же заставляет смеяться другого, т.е. смешит, тогда - занятый другим. Теперь две шлоки, переданные издревле в размере арья: 49/ С неправильно надетыми украшениями, не так ходит, не то говорит, не в то одет, неловок и сам смеётся - так традиционно представ- ляется раса Смех. 50/ Когда нелепыми повадками, гримасами и чудным костюмом некто сме- шит другого человека - это тоже известно как раса Смех. 51/ Это чувство больше всего показывается женскими и низкими харак- терами. Оно имеет шесть степеней, о которых я теперь расскажу. 52/ Улыбка (смита), веселый Смех (хасита), громкий Смех (вихасита), хохот (упахасита), гогот (апахасита), Смех до изнеможения (ати- хасита). Последовательно по две эти степени имеют соответственно в возвышенную, среднюю и низшую природу. Итак - 53/ Улыбка и веселый Смех - наивысшей природы, средней - громкий смех и хохот, низшей же природы - гогот и Смех до изнеможения, как известно. Теперь шлоки - 54/ Улыбка - это Смех наивысшей природы, кода лицо спокойно, зубы незаметны, лицо излучает силу, легкий намек во взгляде и немно- го растянуты щеки. 55/ Веселый Смех представляется с широко раскрытыми глазами и ртом, когда видны зубы, щеки также растягиваются. 56/ Громкий Смех в действительности должен быть громкий, но прият- ный, щеки поднимаются так, что глаза становятся узкими, а лицо постепенно краснеет. 57/ Если ноздри раздуты, глаза смотрят искоса, а голова и плечи сог- нуты, то это хохот. 58/ Когда же Смех в неподходящем месте, да еще до слёз в глазах и трясущихся плечей и головы, то это уже гогот. 59/ А Смех до изнеможения - это катящиеся из глаз слёзы, вырываю- щиеся неясные звуки и руки, сжимающие бока. 60/ В тех местах, где представление должно быть смешным, следует применять эти степени Смеха, как высочайшей, так средней и низ- кой природы. 61/ Таким образом, известно, что существует два типа Смеха – возни- кающий в себе самом и вызываемый в другом, три его природы и шесть стадий. Теперь о раса Страдание: его стхаибхава Печаль; его вибхава - проклятие, истязание, разлука с возлюбленным или его гибель, потеря богатства, смерть, пленение, вынужденное бегство или какой-нибудь другой ущерб или невзгода; его анубхава - падающие слезы, жалобная мольба, бледность лица, обессиленное тело, вздохи, рассеянность и другие т.п.; его вьябхичари - отчаяние, изнеможение, поглощенность страстным желанием, волнение, головокружение, обморок, усталость, страх, печаль, подавленность, болезнь, оцепенение, безумие, ночные воспоминания, томление, слабость, умирание, бесчувственность, дрожь, бледность лица, изменение голоса и т.п. Здесь есть две шлоки в размере арья: 62/ Раса Страдание возникает из таких характерных состояний, как вид умершего возлюбленного или слышание неприятных слов. 63/ Абхиная раса Страдания такова - громкие причитания и плач, полуобморочное состояние, а также ритуальное избиение тела. Дальше раса Гнев. Его сущность составляет стхаибхава ярость, что в природе заносчивых людей, а также ракшасов и данавов, и суть причи- на сражений. Гнев возбуждается такими вибхава, как дикость, оскорб- ления, унижение героя, убийственные речи, ярость, вражда, зависть и т.п. Его действия следующие - бить, разбивать, причинять боль, резать, уничтожать, хвататься за оружие, низвергать, притягивать и бороться. Его необходимо представлять с такими анубхава, как красные глаза, выгнутые брови, скрежетание зубами, сжатые губы, дрожащие щеки, руки выставлены вперед для удара. Его бхава таковы: безрассудство, рвение, волнение, негодование, порывистость, первенство, гордость, дрожь, волосы на теле встают дыбом, невнятная речь и т.п. Теперь спрашивается - сказано, что это раса Гнев прежде всего связано с ракшасами и данавами. Имеет ли оно отношение к другим? Говорится - да, имеет. Однако, в этом разделе поясняется, что именно их природа соответствует Гневу. Каким образом? Они обладают огромными руками и большими головами с рыжими волосами, враждебные и раздражён- ные, с красными, вращающимися, как бы вылезающими из орбит глазами, ужасные и страшные видом. А если кто-то проявляет такую природу, так движется и так себя ведет, то он будет относится к раса Гнев. К раса Любовь, главным образом, прибегают изысканные, а Гнев, состоящий из борьбы и столкновений, нравится людям, похожим на вышеописанных, они же ему и подражают. Теперь шлоки, переданные издревле - 64/ Раса Гнев предпочтительнее в случаях сражения, борьбы, убийства, нанесения порчи, уничтожения и опустошения, а также битв и волнений. 65/ Оно должно быть исполнено со следующими отличительными особен- ностями - много сражений и стрельбы и разного рода членовреди- тельства и пленений. 66/ Итак, раса Гнев показывается яростными телодвижениями, огромным количеством оружия и сражений и обладает природой жестокого жертвоприношения. Дальше раса Геройство. Его природа высочайшая, его сущность - устремленность. Его вибхава: самообладание, решительность, вежливость, сила, могущество, творческий дар и величие, а также великолепие и т.п. Его анубхава - твердость, мудрость, мужество, самопожертвование, учё- ность, и подобные им. Его бхава - твердость намерения, гордость, стреми- тельность, сила негодования, памятливость, поднятие волосков на теле и другие. Здесь в размере арья есть шлоки для обдумывания этого чувства - 67/ Раса Геройство рождается от силы решимости, владения собой и н неподвластности ослеплению от удивительного. 68/ Правильно представлять раса Геройство следует так – настойчи- вость, мудрость, мужество, сила, гордость, рвение, могущество и величие, а также споры и брань. Теперь о раса Страх. Стхаибхава боязнь составляет его природу. Вид дико ревущего существа, или Шивы, или Совы, испуг и беспокойство при посещении нежилого дома или находясь в лесу, вид убийства или плена родственника, даже услышанный рассказ об этом - этими и подобными вибхава возбуждается Страх. Он должен исполняться со следующими анубхава - дрожь в руках и ногах, бегающий взгляд, во- лоски на теле встают дыбом, бледность в лице, изменение голоса и т.п. Его бхава следующие - оцепенение, капли пота, бессвязная речь, озноб, дрожание, изменение голоса, бледность, боязнь, обморок, подавлен- ность, волнение, то беспорядочное движение, то неподвижность, испуг, одержимость, смерть и др. Здесь шлоки в размере арья - 69/ Страх возникает при виде дико ревущего существа, при блужда- нии в глухом лесу или в пустом доме, а также из-за проступка перед наставником или правителем. 70/ Страх сопровождается появлением у героя изменений в глазах, ли- це, во всем теле, заметной дрожи в оцепеневших бедрах, бледностью, сухостью во рту и усиленным сердцебиением. 71/ Подобная же природа проявляется и в саттвабхава. Хотя в этом слу- чае бхава те же, но выражены они должны быть слабее. 72/ Страх всегда изображается с пересохшим горлом, небом и губами, с трепетом в сердце, оцепеневшим телом и дрожью в руках и ногах. Далее раса Отвращение, сущность которого, его стхаибхава - омерзение. Оно возбуждается следующими вибхава - упомининие, виде- ние или слышание чего-нибудь некрасивого, не нравящегося, неопрят- ного и неприятного. Оно должно быть исполнено с такими анубхава, как рвота при изображении мертвечины, разлагающегося тела или изра- неного лица. А его бхава таковы - стремление забыть, раздражение, смущение, обморок, заболевание, смерть. Здесь первоначальные строки в размере арья - 73/ Раса Отвращение возникает от раздражения и нежелания вос- принимать нечто, обладающее дурным запахом или вкусом, неприят- ным на ощупь или на слух. 74/ Правильное изображение Отвращения следующее - глаза сузившиеся, рот искривлен, нос заткнут, а на лице гримаса, походка неуверен- ная. Теперь раса Удивление, чью природу составляет стхаибхава изум- ление. Оно возбуждается следующими вибхава - вид чудесного человека, желанного или очаровательного, при достижении рощи, где отдыхает племя богов и подобные им, при входе во дворец, при виде небесной колесницы, волшебства или собрания многих царей и т.п. Оно должно по- казываться с помощью таких анубхава, как расширенные глаза, взгляд как у барана, озноб, слёзы, испарина, возбуждение, искренность в сло- вах и щедрость в дарах, крик "О!", широко открытый рот, дрожь в паль- цах, кружение из стороны в сторону и др. Его бхава - оцепенение, слё- зы, капли пота, невнятность речи, поднятие волосков на теле, волнение, смущение, потеря способности соображать, полная поглощенность объек- том и т.п. Здесь есть существующие изначально шлоки в размере арья - 75/ Все, что создано как выдающееся - замечательная ли речь, необы- чайное ли мастерство или удивительный характер какого-нибудь действия - все это формы вибхава, известные для раса Удивление. 76/ Его следует показывать с таким криком, как будто дотрагиваешься до крокодила или совы, слова должны быть непроизвольны, а речи путаны и взволнованы, появление капель пота и т.п. 77/ Следует знать, природа Любви проявляется через три составляю- щих - голос, костюм и исполнение. Смех и Гнев по традиции тоже имеют три способа проявления - телодвижения, костюм и текст. 78/ Страдание, согласно традиции имеет три вида – возникшее из-за нарушения нравственного закона, происходящее от потери славы и рождённое горем. 79/ Раса Геройство, как сообщает Брахма, тоже имеет три вида – под- виг щедрости, нравственный героизм и геройство, проявленное в битве. 80/ И именно три вида раса Страх известно – от совершенного обмана, из-за оплошности, а также от трусости. 81/ Два вида Отвращения существуют - возникшее от потрясения и от нарушения чистоты. Нарушение чистоты создают отбросы и насе- комые, а потрясение рождается видом крови и подобных вещей. 82/ Чудесное и возникшее от радости - два вида названы для раса никшее от радости традиция называет восторгом. Теперь раса, называемая Покой, чью природу составляет такая стхаибхава, как владение собой. Оно основа окончательного освобожде- ния. Оно возбуждается такими вибхава, как истинное знание, аскетизм, чистота сердца и т.п. Его следует исполнять с помощью следующих ану- ние божества, сдержанность, преданность, любовь ко всем существам, познание творящей силы бога и т.п. Его вьябхичари - безразличие ко всем воспоминаниям и поискам удовлетворенности, неутомимость, чест- ность, оцепенение, поднятие волосков и т.п. Здесь есть шлоки в размере арья - _/ Раса Покой возникает при погружении в самого себя ради конечно- го освобождения, оно связано с истинным знанием целей и причин и показывает путь к блаженству. _/ Раса, известное под названием Покой, достигается при следующих условиях - сдерживание органов чувств и органов действий, дух покоится в самом себе, желание блага и счастья всем живым сущес- твам. _/ Это чувство глубокого Покоя равно подходит всем, в ком нет ни страдания, ни счастья, ни ненависти, ни зависти. _/ Состояние, которое должно быть достигнуто от чувства Покоя, обоз- начается, как соединение с собственным "я". Все состояния, начи- ная с наслаждения, - это меняющиеся состояния, а Покой – предпо- лагаемая первопричина мира объектов. И все эти меняющиеся состо- яния, рождаясь из причины, в ней же и растворяются. Всякое "я", обладающее побуждением, достигает меняющихся состояний, выходя из Покоя. _/ И опять, при разрушении побуждений, Покой поглощает всё. Таким образом, знатоками натья показаны девять раса и дано их описание. я дам определение понятию бхава. Такова шестая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая «различение раса». Перевод с санскрита Евфросиньи Сибилёвой. Смотрите также:
Да будет благо натья шастра /наука о театре/ применённая просветлённым Бхаратой
171.77kb.
Тема урока: Музыка в театре, кино и на телевидении
94.93kb.
История создания и публикации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Дадим слово самому писателю: «В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман „Белая гвардия
224.7kb.
Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем
258.19kb.
Под самый срез не бери, бери чуть повыше. Ещё. ещё, давай! Да почему не под самый срез, наводка-то прямая же! я попытался возразить, благо,дай бог па-мяти, учебник по асп на моей, сдаётся, стороне
170.76kb.
Через некоторое время наступит момент, когда скорость станет равняться нулю. В этот момент тело достигнет своей максимальной высоты и на какой-то момент остановится
29.32kb.
Конспект лекций для переводчиков. Лекция основные особенности фонетического строя английского языка в сопоставлении с русским
117.76kb.
Базельская конвенция
79.72kb.
Пятнадцатое число месяца Шват, новый год для плодов деревьев
22kb.
Между прошлым и будущим: Россия в трансатлантическом контексте
356.68kb.
Я вижу, как идёт то время, когда все узнают имя Адриан Санчес
19.13kb.
Статья единственная. В отступление от положений ст. 90 Конституция будет пересмотрена Правительством, сформированным 1 июня 1958 г., и это будет сделано при соблюдении следующих условий
617.72kb.
|