Главная страница 1



В.М. Башилов, В.Н. Гайдуков, В.Г. Осипов

(Совет территориального общественного самоуправления

на Рождественских горках в г. Твери)
Доклад на VII Общероссийский форум лидеров стратегического планирования

«Стратегическое планирование в регионах и городах России»


Проект «Исток Западной Двины в еврорегионе «Даугава–Западная Двина» (возможности партнёрства стран и регионов в территориальном сотрудничестве через границы).

В последнее время в объединенной Европе большое социальное значение и высокую экономическую эффективность приобрели проекты и программы, поддерживающие развитие всесторонних связей между приграничными регионами европейских стран. Территории, закрепившие свои исторические связи современными межправительственными, торгово-экономическими и социо-культурными договорами, получили название «еврорегионов».


Одним из таких «еврорегионов», которому в последнее время объединенная Европа уделяет всё больше внимания, является регион Балтийского моря. В течение последних десятилетий сотрудничество между местными, региональными и национальными правительствами в регионе Балтийского моря росло быстрыми темпами и получило дополнительный толчок к развитию в связи с расширением ЕС. Сотрудничество через границы уже затрагивает многие сферы деятельности и определяет высокий уровень конвергенции, включая обмен товарами и инвестициями. Однако, регион нуждается в большей степени интеграции для усиления его конкурентных позиций в Европе и превращения в глобального экономического игрока.
В рамках стратегии Европейского Союза по развитию территориального сотрудничества, интегрируя цели приграничного сотрудничества Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ЕИСП ПГС), была разработана Программа «Регион Балтийское море» (РБМ) на 2007-2013 гг.1 Данная программа основывается на опыте двух предшествовавших программ транснационального сотрудничества в регионе Балтийского моря в рамках инициатив: ИНТЕРРЕГ IIC (1997-1999) и Программы Соседства ИНТЕРРЕГ IIIB (2000-2006).
Стратегическая цель Программы региона Балтийского моря - усилить развитие устойчивого, конкурентоспособного и территориально интегрированного региона Балтийского моря путем соединения потенциалов через границы. Как часть Европы, регион Балтийского моря должен стать для его жителей лучшим местом для инвестиций, работы и жизни. Программа, таким образом, вносит свой вклад в Лиссабонскую и Гетеборгскую повестки дня и содействует повышению социально-экономической конкурентоспособности региона Балтийского моря на основе знаний и ноу-хау, а также его дальнейшей территориальной интеграции. Программа также отвечает стратегическим целям сотрудничества ЕС на внешних границах и относится к программам многостороннего трансграничного сотрудничества.
Программа сфокусирована на подготовку инвестиций и проектов, нацеленных на улучшение использования территориального потенциала региона, минимизацию различий в уровне социально-экономического развития между восточными и западными частями региона, а также на решение проблем, общих для всех стран Балтийского региона. Программа, при поддержке ряда пан-балтийских сетей, ставит своей целью гармонизацию политики в направлении интегрированного развития региона Балтийского моря и повышению его роли в Европе и во всем мире.
Приемлемая территория сотрудничества - это вся территория стран-членов ЕС: Дании, Эстонии, Финляндии, Латвии, Литвы, Польши и Швеции, а также северных земль Германии. В приемлемый ареал сотрудничества также входят Норвегия (целиком), Россия (северо-западные регионы) и Белоруссия (целиком).
Вклад Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) в программу составляет 208 млн. евро. Норвегия вкладывает 6 млн. евро по линии национального финансирования. Европейский инструмент соседства и партнерства - 23 млн. евро для участия приемлемых регионов России и Белоруссии. Партнеры, не входящие в ареал сотрудничества, могут финансироваться в ограниченных пределах из средств ЕФРР и правительства Норвегии.
Приемлемые участниками программы могут быть: национальные, региональные, местные органы власти, региональные и местные общественные организации (такие как исследовательские или образовательные институты, организации по поддержке бизнеса и другие некоммерческие организации). Частные (коммерческие) организации могут участвовать в качестве дополнительных партнеров со своим финансированием.
Программа определила четыре приоритетные тематические области:
Первый приоритет сфокусирован на организации условий для создания и распространения инноваций в РБМ. Этот приоритет нацелен на развитие ключевых инноваций в сферах естественных и технических наук, а также «не технических инноваций» - бизнес-услуги, дизайн и другие, ориентированные на рынок знания и услуги. Мероприятия будут направлены на развитие источников инноваций и предпринимательства; стимулирование транснационального трансферта знаний и технологий, а также подготовку социальных групп и граждан к восприятию и применению новых знаний и технологий. Приоритет также, особенно в области сотрудничества с Россией и Белоруссией, будет поддерживать проекты, нацеленные на более широкий контекст социально-экономического развития на региональном уровне.
Второй Приоритет направлен на повышение внутренней и внешней доступности РБМ. Приоритет содействует продвижению совместных решений в сферах транспорта, информации и ИКТ, направленных на преодоление административных барьеров на пути распространения информации и транспортных потоков. Также будет усилена существующая интеграция зон стратегического развития, расположенных вдоль транснациональных транспортных коридоров РБМ и установлены новые транснациональные связи
Третий приоритет концентрируется на экологических проблемах загрязнения Балтийского моря в более широком контексте устойчивого менеджмента морских ресурсов. Он поддерживает мероприятия, нацеленные на снижение опасных выбросов и уменьшение воздействия загрязнений на морскую среду. Особое внимание уделяется увеличению морской безопасности. Приоритет продвигает экономическое управление зонами открытого моря на основе использования лучших доступных технологий и практик. Уделяется внимание интегрированному управлению прибрежных и морских зон РБМ в контексте тенденций изменения климата.
Четвертый приоритет поддерживает проекты сотрудничества столичных регионов, городов и сельских поселений, направленные на повышение их привлекательности для жителей и инвесторов. Этот приоритет развивает планы действий и политику на уровне РБМ для того, чтобы сделать города и регионы РБМ более конкурентоспособным фактором экономического развития. В то же время получат поддержку идеи, способствующие развитию партнерств городских и сельских территорий и экономическому возрождению регионов РБМ с меньшей численностью и плотностью населения. Приоритет также открыт для подготовки пан-балтийских стратегий, планов действий, политики и дальнейших инвестиций. Специфической чертой ЕИСП в рамках данного приоритета, только для проектов с участием российских и белорусских партнеров, станут совместные мероприятия, направленные на поддержку социальной сферы городского и регионального развития, а также укрепление институционального потенциала органов власти.
Проекты должны быть направлены на решение общих проблем, демонстрировать добавочную стоимость в результате реализации совместных действий, содействовать росту профессионализма и управленческой компетенции организаций-участников, а также иметь долгосрочный эффект. При реализации проектов поощряется разработка инвестиционных проектов транснационального масштаба.
Новым элементом программы является концепция «стратегических проектов» в рамках ЕФРР. Такие проекты должны быть направлены на решение жизненно важных проблем для стабильного развития всего Балтийского региона.
Ряд областей Российской Федерации, а также стран СНГ уже активно включились в систему европейских связей приграничного сотрудничества по схеме еврорегиона, создающегося под эгидой Евросоюза.

Одним из принципов, по которому могут формироваться еврорегионы, является географический принцип интеграции народов и земель по бассейнам крупных рек, проходящих сквозь территорию нескольких стран Европы. Уже начали создаваться подобные еврорегионы, которые получили названия: «Буг», «Днепр», «Неман», «Даугава–Западная Двина».


Нас, конечно, в первую очередь интересует процесс формирования еврорегиона «Даугава–Западная Двина». Другими словами процесс социально-экономической интеграции территории расположенного на юго-западе Тверской области Тверского Валдая с балтийскими и околобалтийскими регионами. А они включают в себя регионы России: Калининградскую, Ленинградскую, Псковскую и Новгородские области; страны СНГ – Белоруссия; бывшие советские республики, а ныне государства Европейского Союза – Латвию и Литву.
Начнем с того, что река Западная Двина начинается в Тверской области. Её исток недалеко от районного посёлка Пено. А бассейн истока, вместе с притоками, захватывает территории Пеновского, Андреапольского, Торопецкого, Нелидовского и Западно-Двинского районов. Следовательно, без этих районов нашей области принцип формирования еврорегиона страдает неполнотой.
Мы заинтересованы в том, чтобы юго-запад Тверской области, не имеющий крупной промышленности, сохранил чистоту своей великолепной природы. Но одновременно, использовал бы в стратегии своего развития открывающиеся возможности, связанные с перспективами создания современной туристско-рекреационной инфраструктуры и еврорегиона. Дело в том, что с обретением статуса еврорегиона на этой территории планируется создание свободной экономической зоны. А она предполагает упрощение таможенных процедур, смягчение визового режима и понижение транспортных тарифов.
Помимо экономических выгод существуют и общие экологические приоритеты. Ведь исток обеспечивает чистоту всего русла. А это значит, что в экологическом сохранении Верхнедвинья, в освоении верхнего течения Западной Двины объективно заинтересованы все земли и государства, по которым речной поток несёт свои воды к Балтийскому морю. В первую очередь, – Смоленская область, Белоруссия и Латвия.
Кроме указанных направлений сотрудничества Тверскую область могут заинтересовать: 1) культурная приграничная интеграция; 2) проект создания судоходного канала Западная Двина – Днепр, одобренный Евросоюзом; 3) проект создания Западнодвинской ГЭС между Витебском и Полоцком (Белоруссия); 4) развитие лечебно-оздоровительной и туристической инфраструктуры в бассейне Западной Двины и прилегающих к ней озер.
Еврорегион «Даугава–Западная Двина» является российско-белорусско-латвийской зоной интересов и экономико-экологического сотрудничества. Для тверских региональных интересов особое значение имеет охрана биосферы истока Западно-Двинского бассейна, а также охрана питающих его водных ресурсов. В этом бассейне находится Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник.
Заповедная территория главного Балтийско-Каспийского водораздела Русской равнины – природная гордость России и нашей области. Эта территория Великого водораздела до сих пор остаётся одним из самых малонаселённых, самых чистых по экологии и наиболее лесистых анклавов Центральной Европы. Как сказано в буклете, посвященном 75-летию заповедника, в его флоре особое место занимают гипоарктические виды, такие как карликовая береза, морошка приземистая, клюква мелкоплодная – реликты позднеледниковой флоры, сохранившиеся на границе ледника со времен Валдайского оледенения.
На наш взгляд, этот биологический факт даёт еще один повод к размышлению о природно-историческом тяготении Тверского Валдая не к Центральному, а к Северо-Западному округу, к Балтии, к Студёному морю, к легендарному гиперборейскому прошлому.
Для Тверской области также представляет интерес действующая с августа 2006 г. и одобренная Евросоюзом программа приграничного сотрудничества пограничных регионов России, Белоруссии, Латвии и Эстонии под названием «Культурная интеграция на новой границе ЕС». В рамках этой программы развивается, в частности лечебно–оздоровительная и туристическая инфраструктура в бассейнах Чудского, Псковского, Браславских озер, рек Нарва и Западная Двина.
Трансграничные выгоды от вхождения Тверской области в еврорегион «Даугава–Западная Двина» могут быть весьма значительны для всех его участников. Особое значение это имеет для наращивания российско-белорусского сотрудничества, для реализации программ Союзного государства Россия-Беларусь. В Тверской области уже создается крупнейший сервисно-логистический центр минского автозавода «МАЗ».
Равноправное взаимодействие с другими регионами через еврорегион «Даугава–Западная Двина» способно породить дополнительные синергетические эффекты и новые возможности. У Тверской области возникают, в частности, возможности для вхождения в программы большого еврорегиона «Балтийское море», в формирующуюся балтийскую еврорегиональную идентичность, балтийское сообщество, с которым тверская земля была исторически тесно связана во времена Средневековья. Тогда, когда пограничное Торопецкое княжество, город международной торговли Торопец входили в европейский Ганзейский союз.
В целом все это позволяет значительно расширить территорию региона Балтийского моря, что в свою очередь благоприятно скажется на перспективах интеграции Евросоюза и России.
Необходимо провести международный научно-практический семинар по перспективам участия Тверской области в развитии еврорегиона «Даугава–Западная Двина» в г. Торопце Тверской области, стоящим рядом с автотрассой Москва-Рига. Торопец вполне может выполнить свойственную ему исторически роль города-посредника между еврорегионом «Даугава–Западная Двина» и Центральной Россией. Не случайно в Торопце проходило известное бракосочетание русского князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры. На семинаре было бы целесообразно провести презентацию инвестиционных проектов.
В 2006 г. был разработан инвестиционный проект создания туристско-рекреационного комплекса на необустроенном истоке реки Западная Двина. Его суть - организация маршрута въездного туризма к природно-историческому памятнику освоения славянскими племенами кривичей нашего лесного и озёрно-речного края – на территорию Тверского Валдая.
Этот турмаршрут по шоссе Пено-Андреаполь ведет к расположенному в 15 км от поселка Пено ручью, который вытекает из Корякинского болота и становится после проточного озера Двинец, Западной Двиной. В этих местах проходил один из древних волоков и речной путь «из варяг – в греки». На месте знака «Здесь начинается Западная Двина, связывающая земли России, Беларуссии и Латвии» проектируется установка архитектурного комплекса «Яйцо мира» с соответствующей инфраструктурой.
Это позволило разработать более крупный туристический проект («Евроматрёшка») на основе логики формирования еврорегиона «Даугава–Западная Двина» с учётом существования древнего пути викингов в глубь русских земель, так называемой «Биармии».
Мы надеемся, что в предложенном проекте еврорегион «Даугава–Западная Двина», благодаря дополнительным преимуществам географического положения Тверской области и намеченном приоритете сотрудничества в предложенном проекте, привлечёт к себе внимание стейкхолдеров, заинтересованных в расширении функциональной интеграции и территориальной конвергенции стран Балтийского моря с целью достижения более конкурентоспособного статуса Балтийского региона в общеевропейском пространстве.
Тверская область не включена в регион Балтийского моря. Но развитие еврорегиона «Даугава–Западная Двина» может стать основой механизма вхождения в программу этого региона. Это весьма важно для стратегического планирования Тверской области ввиду её исторического тяготения к Балтийскому региону. Вопросы этого тяготения отражены в публикации «Трансграничные коалиции на основе принципов СЕМАТ как новый стратегический ресурс России (на примере «Кривичевского региона»)», опубликованной в Материалах докладов участников Пятого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 19-20 октября 2006 г. / под ред. Б.С. Жихаревича. – СПб.: МЦСЭ «Леонтьевский центр», 2007.

1 Conference «Baltic Sea Region Programme 2007 - 2013: new partnership opportunities for Russian and Belarusian regions», Russia, St. Petersburg, 16-17 April 2008




Смотрите также:
Доклад на VII общероссийский форум лидеров стратегического планирования «Стратегическое планирование в регионах и городах России»
106.92kb.
Тарту, Резекне, Псков: Зеленый менеджмент для городского развития и планирования в крупных пограничных городах Эстонии-Латвии-России
46.74kb.
Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию учебно-методический совет по географии секция экономической и социальной географии
153.13kb.
Двустороннего сотрудничества в духе стратегического партнерства и союзничества. Таково, в целом, настроение таджикских властей, местных сми и экспертного сообщества республики
53.44kb.
Рефератов стратегическое планирование, осуществляемое местными органами власти
527.74kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
1455.26kb.
Дата и время
25.13kb.
4 Области, в которых существенную роль играет вероятность Моделирование. Прогнозирование. Планирование Принцип неопределенного будущего и абстрактные науки
310.06kb.
Рязанская область рыбновский муниципальный район схема территориального планирования Том 2 материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования
3989.68kb.
Приложение 1
15.2kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
222.38kb.
Ротарианская академия лидеров реферат белов л. Б. (Курск) 2010 Состояние и перспективы продвижения Ротари в России
121.51kb.