Главная |
страница 1
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский педагогический колледж» ЭТЮД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ Методические рекомендации Составитель: Москалец С.М. Курск 2011 Содержание I. Значение работы над этюдной литературой.
II. Высказывания известных педагогов и деятелей искусства.
III. Систематизация материала по видам фортепианной техники с учётом последовательности в овладении исполнительскими навыками.
Работа над этюдной литературой в первые годы обучения игре на фортепиано имеет большое значение. Это связано с появлением различных видов фортепианной фактуры художественно-педагогического репертуара, усвоение которых требует соответствующей технической подготовки. Главное внимание уделяется систематической работе над разными видами мелкой техники. В первую очередь это различные типы гаммооб-разного изложения, затем приемы репетиционной одноголосной игры и игры ломаными интервалами, обеспечивающей кольцевую независимость и гибкость кистевых движений; далее работа над разными мелизматиче-скими фигурами, особенно трелеобразными, необходимая для развития легкости и подвижности пальцев. Таким образом, гаммообразная техника вырабатывается в комплексном единстве с другими видами мелкой техники, предусматривающими узкий позиционный диапазон. Значительно меньшее место занимает работа над арпеджио. На данном этапе обучения оно усваивается преимущественно на коротких трех- или четырех звучных позиционных группах. Аккордово-интервальная игра ограничивается исполнением узко расположенных трезвучий, нешироких двузвучий. При постепенном овладении различными видами мелкой техники перед учеником ставятся ряд задач. В первую очередь следует акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмико-динамической точности исполнения. Однако пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с непосредственными пальцевыми движениями. Так, при естественном положении локтя большое влияние на развитие техники показывают своего рода комбинированные движения в кисти - сочетание плавных боковых (горизонтальных) с пружинящими эластичными (вертикальными) движениями. Упущение всех этих моментов в работе ученика приводит к явлениям мышечной зажатости, скованности. На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки? Вкратце они следующие:
принципов, следует и в дальнейшем совершенствуя все участки пианистического аппарата, работая над независимостью их, необходимо базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качеством. Следует особо подчеркнуть, что над каким бы видом фортепианной техники не работал ученик, он должен всегда помнить о ведущей роли кончиков пальцев - не ударяющих, не толкающих, а берущих, извлекающих, хватающих, - всегда живых и активных. Живое осязание клавиш пальцами является необходимым условием как для кантилены, так и для всех абсолютно видов пианистической техники, включая самые "головокружительные" пассажи, скачки, октавы и аккорды. Вместе с тем, следует всегда также помнить, что значение этюда как жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей, и что они сочетают социальнотехнические задачи с задачами музыкальными. Таким образом, чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательно музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах воспроизведение всех деталей голосоведения - все это в большей степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как в любой пьесе - не цель, но лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинения. Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них как технических трудностей, так и звуковых. Для того, чтобы работа велась более осознанно, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический - выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры. В работе над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы:
Наряду с охватом произведения в целом, продолжать работу над отдельными, более трудными деталями. 3. Ритмические варианты. Использовать для достижения нужной активности пальцев смешение сильных и слабых долей, акцентирование отдельных долей такта, игра отдельных мест вне места, в новом, отличном от подлинника ритме. 4 Транспонирование. Весь этюд, или отдельные его построения играть в других тональностях. 5. Специальные упражнения. Использование различных упражнений для повышения активности пальцев. Нет нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все, перечисленные выше способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели. Приступая к работе над этюдом, ученик должен знать, при появлении усталости в руке не следует продолжать игру, так как игра через силу бессмысленна и вредна и ведет по пути регресса, а не совершенствования исполнения. Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Высказывания известных педагогов и деятелей искусства. I Общие проблемы исполнительства II Фортепианная техника I Общие проблемы
В. Гизекинг
А Гольденвейзер
А Гольденвейзер
К.Игумно
К Игумнов
К Игумнов
Ф. Лист
Ф. Лист
Ф. Лист
Ф. Лист
Ф. Лист
Г. Нейгауз
Л. Николаев
Г. Нейгауз
Г. Нейгауз
Л. Раман
А Г. Рубинштейн
С. Савшинский
С. Фейнберг
К. Черни
Р. Шуман
Р. Шуман. II Фортепианная техника
Б Астафьев
Э. Гилельс
М Гринберг
А Гольденвейзер
А Гольденвейзер
А Гольденвейзер
И Гофман
К Игумнов
К Игумнов
И Крыжановский
Т. Лешетицкий
Ф. Лист
В. Натансон
В. Натансон
Г. Нейгауз
Г. Нейгауз
Л. Оборин
Л Оборин
Л. Оборин
Л. Оборин
С. Рихтер
С. Савшинский ... Итак, каждый из играющих [октаву] пальцев (1-5 или 1-4) должен „брать" клавиши подобно тому, как он берет их, когда играет мелодический голос. С. Савшинский Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука В. Сафонов Пальцы за головой. В. Сафонов Техника - средство, когда же она превращается в цель, она становится на степень весьма низменную, на степень фокусничества, скоморошества, плясанья на канате, хождения по проволоке, игранья ножами, глотанье шпаг и т. п. Доказательств ловкости, выучки, более или менее рискованной, удивляющей толпу. С искусством истинным тут уже нет ничего общего. А Серов Часто один вид техники помогает более совершенному владению другим видом... Это взаимопроникновение и взаимодействие различных видов техники лежит в основе совершенного мастерства многих крупных исполнителей. С. Фейнберг Это (изучение нового произведения) очень медленная работа Я заставляю себя медленно и сосредоточенно учить виртуозные куски вещи... Поиграв медленно отдельные куски, я потом обязательно должен пробовать сыграть в настоящем темпе, посмотреть, что получается с музыкой. Я. Флигер Пальцы должны быть очень активными и живыми, независимо друг от друга Я. Флигер Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой. Р. Шуман Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. бери с них примере! Р. Шуман
Р. Шуман Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные. Р. Шуман Весь хлам пассажей имеет приходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям. Р. Шуман Никогда не ищи спасения в технике, в так называемой бравурности, старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, - искажения. Р. Во избежание звуковой неточности надо играть максимально приближенно к клавиатуре и собранной компактной рукой... не следует высоко подымать пальцы, они должны максимально приближаться к клавиатуре... Я. Флииер Учить чтению нотного текста - значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта МЭ. Фейгин Работа над упражнениями никоем образом не является самоцелью - её следует рассматривать как средство воспитания не механической, а музыкально осмысленной техники. А Шмидт - Шкловская Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведением. Упражнения приносят пользу лишь при условии точного их выполнения -приблизительность здесь недопустима Работа над ними требует полной сосредоточенности. Для проверки отсутствия напряженности во всем теле полезно, не предавая игры, время от времени поворачиваться, вставать, садиться и т. п. Главным критерием правильности работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление, сразу же отражается на звуке. Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряженном состоянии рук. Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент. Последовательность изучения упражнений индивидуальна А Шмидт - Шкловская Систематизация материала по видам фортепианной техники с учетом последовательности в овладении исполнительскими навыками. Позиционные последовательности
Подкладывание и перекладывание пальца
Чередование и перекладывание рук
Двойные ноты 1)Е. ГнесинаЭтюд До-мажор
10) К. Черни Этюд соч.740 №10 Арпеджио
10) Р. Щедрин Этюд Ля-минор 11) К. Черни соч. 740 №2 12) А. Лешгорн соч. 136 №20 Аккорды
10) Г. Киркор Этюд соч. 15 №12 Репетиции
Трели
Ротационные движения
Октавы
Сочетание различных технических задач
Этюды для развития техники левой руки
10) Ж. Дювернуа Этюд соч. 176 №13 И) Т. Лак Этюд соч.172№2
Смотрите также:
Этюд как средство развития музыкально- исполнительских навыков
209.8kb.
Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада
2738.28kb.
Модуль 1 Индивидуальные задания Модуль I. Теоретические основы органической химии Часть I
111.35kb.
Урок 44. Выставка кошек и собак
51.1kb.
Гоа предоставляет широкие возможности ночных развлечений на любой вкус. Музыкально одарённые гоанцы играют как западную, так и индийскую музыку
55.39kb.
Проблемное обучение как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста
146.75kb.
Использование активных форм обучения как средство достижения правовой компетентности старшеклассников
66.17kb.
О заместителе декана по воспитательной работе санкт-петербург
43.17kb.
Мастер-класс
41.97kb.
Элективные курсы как средство формирования вариативного содержания образования
289.87kb.
Книга предназначена для учителей начальных классов г. Красноярск 2013 Составители Москалёва Н. А, Буева Е. И
109.81kb.
Создание условий для нравственно эстетического воспитания и образования школьников посредством музыкально-эстетической деятельности
70.15kb.
|