Главная страница 1


Рассмотрено

на заседании МС МОУ ДОД ЦЭВД

Пр. №_____________________


  1. Наименование опыта: создание условий для нравственно – эстетического воспитания и образования школьников посредством музыкально-эстетической деятельности.

Автор опыта: Некрасова Марина Ростиславовна.

Основная характеристика опыта, область применения: вовлечение наибольшего числа воспитанников в посильную музыкально – эстетическую деятельность через систему «Музыкальных гостиных», проведение которых подсказало идею сохранения культурных традиций семейного воспитания как системы ценностей и норм, передающихся через творческую деятельность от старшего поколения к младшему. Это способствует творческому самоопределению детей, формированию нравственных ориентиров, расширению когнитивного компонента в области музыкальной культуры и наконец, даст мотивацию к преимущественному выбору в пользу высокохудожественных произведений музыкальной культуры.



  1. Условия возникновения и становления опыта: особенности учреждений дополнительного образования способствуют развитию разнообразного передового педагогического опыта. Программы дополнительного образования, например по музыкально – эстетической деятельности, учитывают индивидуальные особенности личности ребёнка, его художественно – творческий потенциал, музыкальную одарённость, что создаёт наибольшие возможности для творческого развития личности обучающегося и становления её нравственной культуры.

  2. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Основой социальной технологии развития современной России является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. В настоящий момент, когда общество пытается найти новые идеалы, всё больше прогрессивных педагогов и деятелей искусства обращаются к нравственным ценностям, воспитание которых средствами искусства поможет избежать ненужного морализаторства и сделает процесс воспитания более результативным.

В современном обществе стоит задача создания условий формирования у молодёжи нравственных идеалов, представляющих собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, к явлениям общественной жизни.



К сожалению, в современных условиях ребёнок с рождения оказывается окружённым далеко не лучшими образцами музыкального искусства, представленного различными масс – медиа. Поэтому роль образовательных учреждений, занимающихся музыкально – эстетическим воспитанием чрезвычайно велика. Занимаясь музыкой, ребёнок знакомится с лучшими образцами классического искусства, которые могут рассказать ему о вечных ценностях – Красоте, Добре, Истине.

  1. Теоретическая база опыта: Музыкальная культура представляет собой мощный пласт духовной культуры индивида, включающей эмоционально – нравственный и интеллектуально – эстетический компоненты. Это находит отражение в следующих концептуальных идеях и положениях, на которые я опираюсь в своей работе:

  • воспитательное влияние музыки на душу человека (Платон),

  • природосообразность методов музыкального воспитания (М.И.Глинка);

  • музыкальное образование как фактор развития человека (Ф.М.Одоевский);

  • теория сущности художественного творчества как особого способа освоения;

  • мира (Б.В.Асафьев, Л.С.Выготский, М.С.Коган);

  • концепция преподавания искусства (Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Л.А.Баренбойм);

  • идея сохранения целостности человека на основе приоритета гуманистического, созидательно – творческого начала, воспитываемого в нем в процессе художественного образования (М.М.Рубинштейн, В.В.Розанов, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.);

  • содержание и характер деятельности человека в процессе его общения с музыкой (В.В.Давыдов, Л.В.Школяр, М.С.Красильникова);

  • музыкальное образование - условие эстетической гармонизации жизни человека как основы его духовно – нравственного совершенствования (Д.Б.Кабалевский).

  1. Новизна опыта: первые «Музыкальные гостиные», были проведены в рамках воспитательной системы МЦЭВД в 2004-2005 году. Проанализировав результаты работы, выяснилось, что возникает новая модель коммуникативных связей семьи и УДО на основе музыкальной деятельности. Был разработан и реализован проект «Созвучие» по теме «Социокультурная преемственность – как фактор построения единого воспитательного пространства детского объединения». Проект стал заявкой на предоставление статуса областной экспериментальной площадки на основе работы с семьями учащихся, проводившейся в музыкально – вокальной студии МЦЭВД (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №2457 от 29.11.2006г.). В рамках этого проекта была разработана программа по нравственно – эстетическому воспитанию на основе музыкальной культуры «Прекрасное пробуждает доброе».

  2. Ведущая педагогическая идея. Музыкальное искусство всегда являлось мощным средством нравственно – эстетического воспитания. Формы и методы этого воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем, более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.

Наиболее эффективным методом музыкально – эстетического воспитания является участие школьников в музыкально – эстетической деятельности. Через музыкальную деятельность ребёнок приобретает нравственно – эстетический опыт, связанный с чувственным постижением окружающего мира, с ощущением принадлежности к великой культуре человечества и своей страны. Закладываются основы национального самоопределения.

  1. Технология опыта. Опыт неоднократно представлялся на различных мероприятиях:

  • В декабре 2005 года опыт был представлен на Международном педагогическом форуме «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России».

  • В апреле 2006 года по материалам опыта был проведён городской семинар педагогов дополнительного образования детей, методистов УДО по теме «Социокультурная преемственность, как один из факторов развития нравственной культуры личности ребёнка в условиях дополнительного образования». На этом семинаре было проведено открытое мероприятие «Музыкальная гостиная» по теме «О чём рассказала музыка…». В рамках эксперимента были разработаны сценарии и проведены четыре разноплановые «Музыкальные гостиные».

  • Для отслеживания результативности опыта были разработаны анкеты для родителей с целью выяснения социального заказа на музыкально – эстетическое и нравственное воспитание детей, подобраны диагностические методики по определению мотивационного компонента музыкально – эстетических вкусов обучающихся в студии детей старшего возраста и диагностики развития музыкальных способностей детей младшего возраста.

  • В 2006 – 2007 уч. году на областной научно – практической конференции «Инновации как фактор развития региональной системы дополнительного образования» был представлен доклад по теме «Развитие социокультурной преемственности – путь обеспечения развития личности ребёнка в процессе передачи социокультурного опыта человечества».

  • В рамках эксперимента было проведено пять разноплановых «Музыкальных гостиных», проанализирована социально – педагогическую модель взаимодействия участников эксперимента и разработана её схема.

  1. Результативность опыта. Основными результатами опыта можно считать:

  • открытие на базе опыта областной экспериментальной площадки «Социокультурная преемственность как фактор построения единого воспитательного пространства», что позволило добиться следующего:

  • разработать новую модели взаимодействия семьи и УДО на основе

музыкально – эстетической деятельности (Музыкальная гостиная);

  • провести 5 – 6 разноплановых «Музыкальных гостиных»

в уч. год;

  • увеличить количество семей, принявших участие в «Музыкальных гостиных» с 12 до 35, причём постоянными участниками гостиных являются 18 семей учащихся музыкально – вокальной студии;

  • возрастание эмоциональной отзывчивости на музыку у ребят начального периода обучения; (по результатам диагностик). Анисимов В.П. Методика определения музыкальных способностей детей. М., 2004 г .

  • сформировать устойчивую готовность ориентироваться на широкий спектр музыкально – эстетических предпочтений учащихся старшего возраста; (по результатам диагностик). Анисимов В.П. Методика определения музыкальных способностей детей. М., 2004 г.

  • распространение опыта работы на международном, областном и городском уровнях посредством выступлений на конференциях, форумах, семинарах;

  • распространить опыт в сборниках по результатам научно – практических конференций:

1.«Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа

социальной технологии развития современной России» Ростов н/Дону2006 г.

2.«Инновации как фактор развития региональной системы дополнительного образования» изд. Ростов н /Дону 2007г.

3.«Семья в современном социуме: актуальные проблемы социально – психологического здоровья» изд. Азов 2008г.



  • разработать и реализовать социальный проект «Союз добра и красоты…».

  • представленный опыт является комплексной работой по созданию условий, направленных на развитие эмоционально – чувственной сферы личности ребёнка, его художественно – эстетического потенциала путём освоения различных видов музыкального творчества. Включение семьи в этот процесс даёт возможность развития и укрепления нравственно – эстетического потенциала воспитанника, способствует передаче социокультурного опыта поколений в новых условиях. Развитие и укрепление семейных отношений, в нашем случае через коллективную творческую деятельность, является базовой основой духовного укрепления нашего общества, сохранения богатейшего культурного потенциала России.




  1. Адресная направленность. Данный опыт направлен на учащихся учреждений дополнительного образования детей, обучающихся в музыкально-вокальных студиях. Он также может быть использован на уроках музыки в общеобразовательной школе в качестве воспитательной работы с детьми. В рамках МОУ ДОД ЦЭВД опыт распространен на всех педагогов музыкально-вокальной студии.



  1. Трудоемкость. Освоение и внедрение опыта требует овладения методиками проведения музыкальных гостиных, дополнительной работы с семьями воспитанников, интеграцию с другими видами искусства.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей



центр эстетического воспитания детей
Информационно-методическая служба.


Информационно-педагогический модуль передового педагогического опыта
НЕКРАСОВОЙ МАРИНЫ РОСТИСЛАВОВНЫ,
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ДОД ЦЭВД.
Составила методист

Дудик И.В.



Смотрите также:
Создание условий для нравственно эстетического воспитания и образования школьников посредством музыкально-эстетической деятельности
70.15kb.
Сценарий конкурса праздника III научно-исследовательской конференции младших школьников «Кристалл Мудрости»
62.46kb.
Самоанализ деятельности гоувпо "игхту" в соответствии с критериями Конкурса на звание «вуз здорового образа жизни»
346kb.
Проектировочная, коммуникативная, познавательная, социокультурная, исследовательская, инновационная
42.48kb.
Гг. «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе среднего образования»
32.29kb.
Оснащение сенсорных (релаксационных) комнат в детских домах и социальных учреждениях. Создание условий для снятия повышенной тревожности у детей, общее улучшение морально-психологического климата в сиротских учреждениях
62.66kb.
Задача №1 «Воспитание культуры толерантности через систему образования; создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество. Содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге»
227.93kb.
Одна из функций методической службы информационная
57.89kb.
Программы основного общего образования по биологии для 6—9 классов общеобразовательных учреждений
108.63kb.
Предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся историей родного края, экскурсионной деятельностью
194.6kb.
Пояснительная записка Условные обозначения, сокращения Организация жизни и воспитания детей
3321.46kb.
«Морфемика. Морфемный разбор слова»
53.24kb.