Главная |
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Ромашка» 2014 - 2015 учебный год п. Нижний ИнгашСодержание Условные обозначения, сокращения Организация жизни и воспитания детей Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Здоровье Физическая культура Социализация Труд Безопасность Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Музыка Художественное творчество Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Здоровье Физическая культура Социализация Труд Безопасность Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Музыка Художественное творчество Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1,6 - 3 года 3 - 4 года 4 - 5 лет 5 - 6 лет 6 - 7 лет Приложение №1. Возрастные особенности детей От 1,6 до 3 лет От 3 до 4 лет От 4 до 5 лет От 5 до 6 лет От 6 до 7 лет Приложение №2. Примерная циклограмма образовательной деятельности Приложение №3. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста. Приложение №4. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего возраста. Приложение №5. Работа с родителями. Приложение №6. Коррекционная работа. Приложение №7. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Приложение №8. Модели организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям: Приложение 8-а. Виды НОД по физическому развитию. Приложение 8-б. Организация образовательного процесса по социально-личностному развитию. Приложение 8-в. Организация образовательного процесса по познавательно-речевому развитию. Приложение 8-г. Организация образовательного процесса экологическому воспитанию. Приложение 8-д. Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и родителями. Приложение 8-е. Организация образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию. Приложение 8-ж. система планирования продуктивных видов деятельности. Приложение №9. Организация творческой игры. Приложение №10. Классификация игр. Приложение №11. Система воспитательно-образовательного процесса. Приложение №12. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Приложение 12-а. Профилактико-оздоровительные мероприятия в ДОУ. Приложение 12-б. Схема закаливания. Приложение 12-в. План действий по сохранению здоровья детей в ДОУ. Приложение 12-г. комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОЙ. Приложение №13. Связь с социумом. Приложение №14. Расписание НОД и прогулок с указанием времени Приложение №15. Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей Приложение №16. Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей Приложение №17. Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду Приложение №18. Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год Приложение №19. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов Приложение №20. Оценка функционального состояния ЦНС Приложение №21. Режим в холодный и теплый период времени года. Приложение №22. Гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности. Пояснительная записка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка» Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Ромашка» разработана в соответствии с - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014; - Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); - на основе методических рекомендаций «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248) - с документами регионального уровня: нормативными правовыми актами Красноярского края; Уставом п. Нижний Ингаш, решениями районного Совета, постановлениями и распоряжениями Администрации Нижнеингашского района, приказами Управления образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой2011г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2011). Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования). Программа направлена на:
Приоритетным направлением дошкольного образовательного учреждения является здоровьесберегающая деятельность детского сада. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями: - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка» – детский сад общеразвивающего вида. В дошкольном образовательномо учреждении воспитывается 119 детей. Общее количество групп – 5. Все группы общеразвивающей направленности. По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Первая младшая группа – 17 Вторая младшая группа – 23 Средняя группа – 22 Старшая группа – 27 Подготовительная группа – 29 Все группы однородны по возрастному составу детей. Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса: - ДОУ работает в условиях сокращённого дня (10,5-часового пребывания); - соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 85% и 15:%; - общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников: для групп 3 – 7 лет – 70% для групп 1,6 – 3 лет – 30% Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. научно-художественной) Организация жизни и воспитания детей Режим дня Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие — ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием. В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). Предметно-развивающая образовательная среда Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения). Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития могут быть:
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. Формы работы с детьми Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера. В практике используются разнообразные формы работы с детьми. Организованная образовательная деятельность
•физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений. Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские
• праздники; •театрализованные представления; • смотры и конкурсы; •экскурсии. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
•познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур); •художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек. Самостоятельная деятельность детей
Проектирование воспитательно-образовательного процесса Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития. Интеграция образовательных областей Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Физическое развитие «Здоровье» Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения по охране жизни и укреплению здоровья детей являются: - создание в ДОУ безопасной образовательной среды ; - осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы; - использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей. Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Основные задачи психолого-педагогической работы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о ЗОЖ.
«Физическая культура» Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Основные задачи психолого-педагогической работы: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Социально-личностное развитие «Социализация» Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Основные задачи психолого-педагогической работы: - развитие игровой деятельности; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование положительного отношения к себе; - формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); - формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях); - формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); - формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем); - формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.). Специфика реализации данной области заключается в следующем: - решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков); - выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами; - значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
«Безопасность» Обязательность включения области в состав Программы обусловлена: - с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.); - с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.). Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. Основные задачи психолого-педагогической работы: - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям). - формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.
следующая страница >> Смотрите также:
Пояснительная записка Условные обозначения, сокращения Организация жизни и воспитания детей
3321.46kb.
Основные сокращения Общие обозначения
32.07kb.
Пояснительная записка по курсу: территориальная организация населения на тему: Сравнительная характеристика территориальной организации
94.75kb.
Условные обозначения
28.64kb.
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
148.92kb.
Пояснительная записка о реализации Комплексной программы социально экономического развития Тункинского района за 1 квартал 2013 года
59.39kb.
Организация ежегодного мониторинга положения детей-инвалидов по показателям, характеризующим качество жизни. Создание федерального банка данных о детях-инвалидах и обеспечение его ежегодного обновления руководство пользователя
301.5kb.
Многоцветная информационно-познавательная и развлекательная газета для детей и подростков
155.94kb.
"kapepa" стоила карьеры
155.03kb.
Пояснительная записка Анестезиология и реаниматология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики защиты организма от хирургической агрессии с применением анестезии
581.29kb.
Король Екатерина Александровна пояснительная записка программа хоровое пение «Весёлый камертон»: модифицированная программа
1199kb.
Пояснительная записка Цель преподавания дисциплины
289.3kb.
|