Главная страница 1

Тема: «Морфемика. Морфемный разбор слова».

Цель урока: 1. Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова.

2. Развивающая: способствовать формированию развития внимания и зрительной памяти.

3. Воспитательная: формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения, воспитание гражданских чувств (через любовь к матери воспитание любви к Родине).

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Средства обучения: учебник, слайды.

Ход урока:


  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Загадка (читает учитель)

Она ничего не стоит, но многое даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё.

Её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали.

- Кто чаще всего нам дарит свою улыбку? (мама)

- послушайте стихотворение А Даржая, посвящённое маме:

15 сонет.

Ночная свежесть веет тишиной.

Дарю тебе мелодию букета.

Осталась, мама, честь моя со мной:

Вот исполненье твоего завета.

Односельчане не должны краснеть.

Хочу с душою чистой, родниковой

Достойно жить, достойно умереть,

Связав собою старый мир и новый.

Из пламени красивей выходил

И постепенно набирался сил,

Вспоен тобой, землею и вселенной.

Весь мир подарен мамой и Тувой.

Восслави мать и край родимый свой!

Споем, друзья, им йорээл священный!

- Что вы можете сказать о взаимоотношениях сына к матери?

- давайте прочитаем слова, ставшие ключевыми в этом стихотворении:

(На слайде 1 два столбика словарных слов)

Свежесть тишина

Мама Тува

Чистый родниковый

Земля вселенная

Мир край

Букет мелодия

- Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают вслух по одной паре слов)

- Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)

- Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (дети пишут)

- Кто запомнил все 6 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически. Учитель открывает слова первого столбика, ученики проверяют свои записи).



IV. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.

– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы.



Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён)

Приставка в «воплощенье» где-то,

На целое – я жду ответа. (вопрос)

- Давайте вспомним, что такое морфема? (Ученики дают определение морфемы).

- Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («свежесть» и «родниковый»).

- Дайте определение каждой морфеме. (корень, суффикс, окончание)

- Какой морфемы нет в данных словах? (приставка)

- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).

- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

V. Упражнения в морфемном разборе слова.

- Итак, главная морфема в слове – корень, так как содержит в себе смысл слова. И не поняв лексического значения слова, мы не сможем правильно выделить в слове морфемы.

Как вы думаете, одинаковы ли морфемы в словах «осталась» и «набирался»?

(Слова записаны на слайде под номером № 3).

- Запишите эти слова и разберите их по составу. С чего нужно начать разбор?

V. Работа по учебнику.

Откроем учебники на с. 156. (ученик читает вслух)

(С определения части речи и выяснения лексического значения слова).

(У доски по одному ученику разбирают слова с комментированием)

VII. Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)



Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали. (оценка)

(комментирование оценок).

(слайд с портретом А.Даржая).

VIII. Домашнее задание:

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение).



  1. Сочинение: «Весь мир подарен мамой и Тувой».

- О чём напишите в своей работе?

2. выполнить морфемный разбор по выбору 5 слов.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Как связано имя А.Даржая с нашим уроком?

Самоанализ урока
Урок обобщения и систематизации знаний

по теме «Морфемный разбор слова».

Урок дается в 5 классе, психологические особенности данного возраста: относительная тревожность при встрече с новым учителем, готовность выполнять любое задание, любознательность, предметно-образное мышление, эмоциональная возбудимость. Исходя из психологических особенностей детей, были поставлены следующие цели урока:




  1. Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова.

  2. Развивающая: способствовать формированию развития внимания и зрительной памяти.

  3. Воспитательная: формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения, воспитание гражданских чувств (через любовь к матери воспитание любви к Родине).

Тип урока - урок обобщения знаний по теме «Морфемика». Это последняя тема в разделе «Морфемика». Умения, полученные учащимися в курсе данной темы, требуются на протяжении всего периода изучения русского языка и присутствуют в КИМах на экзаменах в 11 классе.

Соблюдены все 4 этапа урока. Весь материал урока построен на стихотворении А.Даржая «Матери», таким образом, учащиеся получают высокий эмоциональный заряд, работая не только с грамматическим материалом, но и имея перед глазами пример отношения к матери и родному краю знаменитого поэта, любимого народом, что соответствует требованиям урока, на котором применяется элемент диалога культур.

Главный этап урока - работа со словом и морфемный разбор. Этому этапу предшествовала лексическая работа со словом, которая была направлена на развитие внимания и зрительной памяти, что очень важно для данного возраста.

Каждому этапу работы предшествовало разгадывание шарады. Таким образом дети формулировали сами новый этап урока.

Использовались следующие методические приемы: чтение и частичный анализ текста стихотворения, элементы аналитической беседы, включающие лексический разбор слов, работа с учебником.

Использован метод проблемного изложения материала: решение шарады.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения. Использование выбранных методов и приемов целесообразно, соответствует содержанию материала и уровню подготовки учащихся.


Контроль усвоения знаний проводился в форме теста.

На уроке реализованы все поставленные цели, учащиеся были активны, но не все.



Смотрите также:
«Морфемика. Морфемный разбор слова»
53.24kb.
Инструкция по выполнению работ 3 5
323.15kb.
1. Предмет и задачи дисциплины Место лексикологии в ряду других лингвистических дисциплин
54.32kb.
Данная курсовая работа посвящена теме: Типы грамматических форм слова
244.86kb.
Беглые гласные в корне слова
38.09kb.
Буддизм в Тыве. Ключевые слова
59.41kb.
«Парные согласные в середине слова»
78.71kb.
Валерий Бычков, директор аэропорта «Ульяновск Восточный» Тема выступления: Грузовой хаб «Ульяновск-Восточный»
47.45kb.
Иван Корсак Тайна святого Арсения \роман\ Последний любовник императрицы \русск
1899.54kb.
«Резюме» – из названия убраны слова «для руководителей»» Изменено название пункта 11 , слова «Жизненный цикл информационного ресурса» заменены на «Жизненный цикл стандартов ип/огв»
40.48kb.
1. Безударные гласные корня слова
121.27kb.
Существует целый ряд определений понятия «мотивированность», что обусловлено предметом того раздела языкознания, в рамках которого дается определение
32.26kb.