Главная |
страница 1
Кошелева Т.П., учитель русского языка и литературы – На прошлом уроке мы с вами начали изучение первого этапа развития литературного процесса в Западной Европе – литературы средневековья. Сегодня, анализируя песнь «Коронование Людовика», попробуем определить, как проявились характерные для средневековой литературы признаки в этом произведении, как они влияют на понимание идеи, рассмотрим средства создания характеров персонажей. II. Проверка домашнего задания. – Ответьте на вопрос: что послужило основой для возникновения литературы средневековья. – Перечислите основные черты, характерные для литературы этой эпохи. – С какими произведениями средневековой литературы вы уже знакомились? – Дайте определение понятия «героический эпос». Обучающийся, получивший индивидуальное домашнее задание, выступает с кратким сообщением о завершении правления Карла Великого. IV. Анализ произведения. Героический эпос удивительно точно дает нам представление о мире, в котором жили люди в эпоху Средневековья. В нем отразились быт, нравы, система этических норм общества того далекого времени. В них в тонкой поэтической форме воплотился общенародный идеал, на который ориентировались представители всех сословий. «Коронование Людовика» - песнь, входившая в «Каролингский цикл», то есть в цикл, объединенный образом императора франков Карла Великого. Во Франции произведения героического эпоса назывались «Песни о деяниях», так как в них описывалось поучительное «деяние», причем мудрая мысль, веское слово, правильно совершенный выбор значили не меньше, чем военная победа, строительство храма и т.п. – Подумайте, какое «деяние» является главным в «Короновании Людовика»? (Правильно сделанный выбор опекуна юного Людовика в пользу благородного Вильгельма). – Каким представляется идеал правителя в песни? («Сердцем весел» и «в решеньях мудр» (сильный и справедливый защитник государства, народа), «друг церкви» (достойный христианин), «кто с ним поступит дурно…будет пойман, живым иль мертвым взят» (истинный рыцарь), «язычников рассеешь…их поганую землю к рукам приберешь» (завоеватель новых земель)). – Как создается в песни образ Карла Великого? (Через высказывания о нем других персонажей, например, архиепископа: …Наш государь великий, Карл, совсем одряхлел: Бремя светской жизни ему не по душе, И тяжела корона на его голове… Через речь самого Карла: его наставления сыну представляют его как сильного, грозного правителя, почитающего законы церкви). В процессе обсуждения в тетрадях составляется схема: Образ Карла в песни: Традиционный идеал средневекового правителя: Традиционные черты Честный Справедливый Добрый христианин Настоящий рыцарь Сподвижник церкви «Благородный завоеватель» Новаторство: Карл наделен индивидуальными чертами – резким, вспыльчивым характером, как обычный человек + Вывод: образ Карла Великого в песни строится по традиционной модели идеального правителя, характерной для эпохи средневековья, когда персонажи изображались как представители определенного сословия, лишенные индивидуальности (этикетность). Но в «Короновании Людовика» Карл предстает перед нами как вспыльчивый, человек, который может выругаться, накричать и т.д. – Охарактеризуйте образ Ансеисиа из Арля. (Отрицательный персонаж, человек, нарушающий законы рыцарской и церковной морали: «упрямец и строптивец, не в меру самолюбив», «сладкоречивой хитростью голову заморочил», «похваляется», «морочит наследника»).
2. Традиционность. Художественный мир произведения отражает модель средневекового общества со всеми его законами и правилами. Идеал, к которому должны стремиться все правители, автор песни видит в образе Карла Великого, уже покидающего трон, то есть в прошлом. 3. Этикетность. Автор песни восхваляет то, что было принято восхвалять – образы Карла Великого и Лоуиса Вильгельма. Карл наставляет своего наследника Людовика, каким должен быть правитель – справедливый к подданным, опирающийся на законы божьи государь, защитник веры, благородный рыцарь: …Бегите грехов плотских и всех прочих грехов. Не утесняйте гневом и предательством людей. Что у сирот осталось, храните, как свой глаз. Так угодишь ты Богу, меня развеселишь… …Язычников рассеешь – неприятный народ! Их поганую землю к рукам приберешь… …Незаконных поборов, сын, с людей не бери; Избегай всех излишеств и дурных страстей, Грехов роскошных плоти и худых затей. Защити ребеночка от наследников злых И вдовицы бедной четыре гроша. Если хочешь в иисусовой короне ходить, Сын мой Людовик, ты должен ей служить… 4. Религиозное восприятие мира. В песни четко прослеживается влияние христианской морали на сознание автора. Жизнь воспринимается им как «пачкание в грязном аду, из которого нельзя уйти». Чтобы не попасть «в лапы дьявола» в загробном мире, нужно быть «верным другом матери церкви», соблюдать христианские заповеди.) – Как уживаются в произведении нормы христианской морали и рыцарский этикет? (Они не вступают в противоречие, а тесно переплетаются и дополняют друг друга в сознании средневекового человека. Государь и его подданные должны следовать нормам христианской морали и помнить о рыцарском этикете. – Приведите примеры художественной образности, используемой в произведении. (Эпитеты: «упрямец и строптивец», «сладкоречивый», «справедливый», «нарядный» и т.д. Метафоры: «округлю его земли», «опустил тяжесть левой руки», «позвоночник - столб жизни» и пр. Риторические вопросы: «…что такое пятнадцать лет?», «Не взяв с вас обещания, как вам ее (корону) отдать?». Риторические восклицания: «Вот была справедливость!», «Горе мне – увы!») V. Подведение итогов. – Добились ли мы поставленных в начале урока задач? (Анализируя текст песни «Коронование Людовика», мы увидели, как проявляются в нем признаки средневековой литературы (анонимность, традиционность, этикетность, религиозное восприятие мира). (В песни с исторической достоверностью отразилась модель средневекового общества и особенности сознания человека данной исторической эпохи, в котором сочетались нормы христианской морали и законы рыцарского этикета. Используются следующие средства художественно изобразительности: эпитеты, метафоры, риторические вопросы и восклицания. Для создания образов персонажей автор использует речевые характеристики.) – О каком «хорошем уроке» говорится в самом начале песни? (Правитель, чтобы приблизиться к идеалу, должен быть очень ответственным за каждый свой шаг, слово, совершаемый выбор). VI. Домашнее задание. От имени средневекового правителя составьте «поучения» своему наследнику. Смотрите также:
Французский героический эпос. Песнь «Коронование Людовика» как образец средневековой литературы
67.1kb.
Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос-олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский./ Изд. 2-е. Якутск: Кн изд-во, 1982
1123.37kb.
Урок литературы в 7-м классе. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Хабибуллина Фарида Салимжановна
121.09kb.
Одна из отличительных черт между современной Западной астрологией, средневековой Арабской, Латинской, Ведической и Греческой астрологией это способ задания аспектов
328.22kb.
К. Ф. Левассёр первый французский губернатор Тортуги (1640-1652 гг.). В статье исследуется биография
125.75kb.
9 мая 2010г года вся наша страна будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне
240.94kb.
1002 й (местное счисление)1375 й (стандартный календарь)Восьмая песнь по Полуденнице: сумерки
246.38kb.
«Второй иностранный язык (французский) ур. А1» для специальности 5В 011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» учебно-методические материалы
2108.75kb.
N 2(февраль) Образец заполнения требования на книгу
361.12kb.
Вопросы адаптации ребенка к дошкольному учреждению
17.08kb.
Французский язык как средство межэтнического общения в Центральной Африке
50.59kb.
1. Возникновение Древнерусской литературы
710.41kb.
|