Главная |
страница 1
Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф) Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»Хабибуллина Фарида Салимжановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. Калининграда Цель урока: выработка навыков работы с разнообразными текстами и справочным и материалом учебника. Оборудование: иллюстрации к поэме, карта – Восточная Римская (Византийская) империя. Теория литературы: летопись (повторение), баллада. Словарная работа Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Волхвы – название языческих жрецов у славян. Чело – лоб. Сеча – схватка, рукопашный бой. Тризна – поминальная трапеза. План.
Вопрос классу: Какова главная мысль баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А.С.Пушкин интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором. ( Отрывок из летописи, приведенный в учебнике на древнерусском языке, лежит перед ребятами). (Слайд №2) Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Цареградом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине – победителе поведал нам А.С.Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь её с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем. В «Песне…» есть вступление, говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине. -Запись в ученический литературоведческий словарь: (Учитель читает, а заранее подготовленные ученики объясняют непонятные слова). Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный побег Обрек он мечам и пожарам… - Учитель. Кто такие хазары? - Ученик. Это племена, которые жили к востоку от древнего Киева и часто нападали на русских. ( слова «вещий», «сбирается», «обрек мечам и пожарам» написаны на доске и объясняются учителем). С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Идет вдохновенный кудесник… - Учитель. Кто такой кудесник? - Ученик. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Обычно они уходили из мира, жили отшельниками, молились богам, в которых верили, и становились прорицателями, могли предсказывать будущее. Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший свой век. И к мудрому старцу подъехал Олег. -Учитель. Кто такой Перун? -Ученик. Перун – это верховное языческое божество древних славян. Само слово 2перун» первоначально означало «тот, кто бьёт, разрушает», потом появилось «разящий гром». «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня». -Учитель. О чем хочет узнать князь? ( О своей судьбе, о будущем). -Учитель. Он призывает отшельника не бояться. Почему? (Потому что правду не всегда легко сказать. Особенно если эта правда горькая. Вестника, приносившего недобрую весть, в древности могли и казнить. Зато того, кто возвещал хорошее, всегда ждала награда). - Учитель. А как вы думаете, не возникло ли у некоторых прорицателей желания сказать то, что понравится князю или другим сильным правителям? (наверное, возникло). -Учитель. Поэтому-то Олег и ободряет старика: говори правду, я, мол, не буду гневаться ни на что. Но замечателен ответ кудесника: «Волхвы не бояться могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык, И с волей небесною дружен». (Вещий Олег). -Учитель. А что означает «вещий» в словосочетании «вещий язык»? Можно ли сказать «мудрый язык»? (Нет, в данном случае «вещий» означает пророческий, открывающий тайны. Пророк говорит не от своего имени, его язык – вестник высшей правды). «Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе». - Учитель. Все ли знают слово «чело»? (Оно означает лоб. Обратите внимание на слово ЧЕЛО-век. Это указывает на то, что чело, то есть лоб – очень важная часть в нас. Человек отличается от животных прежде всего разумом, способностью мыслить, о чем свидетельствует наш лоб, чело. «Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе». -Учитель. Кудесник говорит, что князь – мужественный и удачливый воин, он не знает страха и поражений. «И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан». (В древности победители прибивали щит своего военачальника на врата взятого города. Стало быть, князь Олег взял Константинополь, или Царьград. Откуда это узнал кудесник? Может быть он слышал кое–какие вести от проходящих странников, а может быть, такова была сила его проведения – в точности мы не знаем). «Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего, Но примешь ты смерть от коня своего». (Это неожиданное известие не могло не поразить князя: он-то думал, что примет смерть в ратном подвиге, погибнет от стрелы или меча. И вдруг ему говорят, что причиной смерти будет верный друг – конь, который не раз выносил его из горячих схваток, спасал ему жизнь). - А что такое «сеча»? (это и есть схватка, рукопашный бой, где противники секут друг друга мечами, шашками, саблями – отсюда и слово «сеча»). «Олег усмехнулся – однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой». (У князя созрело решение расстаться с конём). -Почему? (Он верит предсказаниям волхва, но воспринимает его не как окончательный приговор, а скорее как предупреждение – и хочет изменить свою судьбу. (Слайд №4) «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся – да помни меня. Вы, отроки – други, возьмите коня! Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте, кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». -Учитель. Как же князь Олег хочет расстаться с конем? (Он не убивает его, а отпускает на покой, приказывает содержать до старости с почестями). Что такое попона? -Ученик. Попона – специальное покрывало для лошади, его кладут ей на спину, чтобы она не мерзла. -Учитель. Кто такие отроки – други? (Отроки – други это юные слуги, молодые конюхи, которые должны ухаживать за конем). И тот час с конем отошли, А князю другого коня подвели. -Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что князь – предводитель дружины, он не может быть пешим: он расстался со своим верным конем – другом – теперь придется привыкать к новому товарищу. Дальше начинается новый эпизод: «Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана… Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они… (Прошло много лет с того момента, когда Олег расстался со своим конем. Воины стали седыми). «А где мой товарищ? – промолвил Олег,- Скажи, где конь мой ретивый? Здоров ли? Все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» («Ретивый» - сильный, быстрый, резвый). И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. (То есть княжеский конь умер). Могучий Олег головою поник И думает: «Что за гаданье? Кудесник, ты лживый безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне возил бы меня». И хочет увидеть он кости коня. (Князь опечален, он жалеет, что расстался со своим товарищем, и хочет увидеть останки коня. Слово «презреть» в данном случае означает «не послушать бы». С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. (Раньше останки животных не зарывали в землю, а просто сваливали куда-нибудь подальше от людей, в овраг, яму, а тут, так как конь был княжеский, кости, видимо, положили на высокий холм и, может быть, забросали землей. Но ветер и дождь вымыли их – и вот они перед князем. (Это тонкая шелковистая степная трава, которая колышется наподобие морских волн). (Слайд №5) Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!» -Ученик. «Тризна» - это поминальная трапеза. -Учитель. Олег сожалеет, что его конь не проводит его в последний путь и не погибнет вместе с ним. У многих народов, в том числе и у славян, был обычай убивать коня и хоронить его вместе с хозяином. Но здесь конь умер раньше, теперь князь видит перед собой лишь конский череп и опять вспоминает пророчество волхва: «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась: И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (На поминках по князю Олегу присутствует его преемник князь Игорь и его жена Ольга, которая впоследствии примет крещение в Константинополе).
(Ребята вспоминают эпизоды сами и сверяются с планом, написанным на доске).
(Устаревшие слова). (Устаревшие слова ребята должны были найти в тексте дома и записать в свои словари). - Для чего Пушкин использует устаревшие слова в балладе? (Чтобы передать колорит эпохи)
( Ребята зачитывают средства художественной выразительности, найденные ими в тексте).
(Поэтический текст, сюжет основан на историческом событии)
(Чтение летописи) -Есть ли различие между летописью и «Песнью…»? (В «Песне…» расставание с конем после предсказания, в летописи – да него.)
(Главным героем баллады является кудесник, он не побоялся князя Олега и поведал, что князь примет «смерть от коня своего»).
(«Мудрого старца», который знает не только реальную жизнь, но и является пророком). Поясните свою точку зрения.
(Язык А.С.Пушкина так же «правдив и свободен», как речь волхва). Подведем итог урока. 1822 год. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине? История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем. Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте? В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах». Смотрите также:
Урок литературы в 7-м классе. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Хабибуллина Фарида Салимжановна
121.09kb.
А. С. Пушкин «Повести Белкина»; Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
27.08kb.
Урок в 8 классе на тему «Роль времен года в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
33.89kb.
Урок литературы в 9 классе Тема: «Моя тропа к Пушкину»
61.84kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
Урок литературы в 3 классе по сказкам английского писателя Дональда Биссета
44.71kb.
Урок литературы в 7 классе
146.71kb.
Пушкин а с. Тема поэта и поэзии в лирике а с. пушкина
137.14kb.
Урок по музыке во 2 классе 1-е полугодие, 7 урок по программе Сергеевой Г. П., Критской Е. Д
57.29kb.
Урок по рассказу А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе
185.47kb.
Французский героический эпос. Песнь «Коронование Людовика» как образец средневековой литературы
67.1kb.
Урок биологии в 7-м классе
35.72kb.
|