Главная |
страница 1
Пояснительная записка Урок по рассказу А. В.Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе ( I семестре в ПУ) в качестве урока внеклассного чтения. В программе по дисциплине «Литература» есть список произведений, рекомендованных для проведения уроков самостоятельного чтения и педагог имеет возможность выбрать произведение того или иного автора самостоятельно. Я решила построить урок внеклассного чтения, опираясь на содержание рассказа А. В.Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха). Данное произведение А. Костюнина небольшое, несмотря на это на его изучение целесообразно отвести 4 часа. Урок можно провести в форме театрализованного представления, семинарского занятия с элементами исследовательской работы. Практика показывает, что обучающиеся предпочтение отдают более современной форме проведения урока педагогом и поэтому я решила провести урок в форме телевизионной передачи «Пусть говорят» «Шамиль Каримулаев – тамада всех времен и народов». Цели урока: дидактическая:
воспитательная:
развивающая: развитие способности к сравнению, анализу, воображения, логического мышления; способствовать развитию инициативы обучающихся. Методическая цель:
Тип урока:
Вид урока:
Метод проведения:
Формы деятельности обучающихся:
Межпредметная связь:
Комплексное методическое обеспечение:
«Язык, сей чудесный дар Неба, соединяясь и никогда не разлучаясь с другим божественным даром разума, созвал людей в общества, основал грады, составил науки и служит орудием чистейших, благороднейших, высших наслаждений ума и сердца. "Словесность есть главный орган гения и чувствительности» (Карамзин). «В наше время, язык и литература, заключают два разных понятия. Язык — значит ныне изустное употребление дара слова или хотя и письменное, но писанное для удовлетворения первой нужды человека, сообщать мысли и чувствования другому» Н.Ф.Кошанский),
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (сценарий) Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и зрители нашей передачи «Пусть говорят». Тема программы «Шамиль Каримулаев – тамада всех времен и народов». Познакомьтесь с нашими гостями:
Голос за сценой (читают трое обучающиеся).
Ведущий: Сегодня мы пригласили виновника нашей передачи повествователя-собирателя хабар по Сериру, чтобы узнать мотивы побудившего его к написанию или правильнее сказать к собиранию хабар. Встречайте первого героя нашей программы – собирателя хабар гор Среднего Дагестана между Аварским и Андийским Койсц, по Хунзахскому плато – одному древнейшему политическому центру, страны «золотого трона» - Сериру, резиденции аварских ханов. Здравствуйте. Расскажите, что вас сподвигло на столь несовременное деяние, как собирание, казалось бы, обычных для многих людей историй – хабар. Выступление гостя. (Обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением под презентацию, на слайдах которой изображены красота Дагестанских гор, рек.) Рассуждения обучающихся. Учащиеся отмечают красоту пейзажа, что способствовало заинтересованности автора к описанию обычных людей, обычных профессий и далеко необычных человеческих качеств личности, которые по ряду причин утрачиваются в современном хаосе бытия. Обобщающее значение пейзажных зарисовок получает дальнейшее развитие. Интересны с точки зрения изображение Хунзахского водопада – красивейшего мета на краю села. «Река с гулом падает на дно бездны широкой дугой, дробится в кристальные капли и прохладным облаком поднимается до края пропасти» (зачитывают цитаты из произведения). Ведущий: Все эти и другие отрывки из рассказа оставляют одинаковое впечатление привлекательности здешних мест, передают это состояние как нечто общее в описании хабар. Попробуем, прежде всего, понять, какую роль пейзаж играет в произведении (горы – твердь; водопад, который создает впечатление движения и непринужденности (речь Шамиля хлынула, словно Хунзахский водопад). Все способствует к речению Шамиля Каримулаева). Пейзаж в романе прочно связан с образом Шамиля Каримулаева и рассказчика, пропущен через их восприятие. Ведущий: Как мы видим, описание пейзажа и его отношение к природе – это его отношение к миру. Вопрос психологу: Могут ли красоты природы сподвигнуть автора к описанию и повествованию будничных зарисовок? Ведущий: Встречайте следующего героя нашей программы Шамиля Каримулаева (обучающийся переодетый в национальный костюм дагестанцев выступает с заранее подготовленным сообщением) Шамиль Каримулаев мы пригласили вас, чтобы понять ваш образ, который, как нам кажется, олицетворяет душевную и бескорыстную чистоту ваших помыслов в повествовании хабар. Для начала расскажите историю жизни своей семьи и попытайтесь высказать свою правду на происходящее. (… - В нашем селении Обода имелось два телевизора: "Рекорд -64" и "Рекорд - 67". Показывали они редко. Всю культурную программу односельчане готовили сами. Люди передавали забавные истории, былины,притчи,легенды, преданья из уст в уста. Яркий букет красноречия, собранный из ясных фраз и разумности сердца, имеет на арабском языке особое название"аль-баян".Хорошие рассказчики поныне пользуются на селе великим авторитетом.* Мой отец был из таких. Эмен сказывал нам сказки. Соберёт вечером в сакле детей,племянников вокруг себя. Под потолком горит тусклая лампочка, в печке потрескивают дрова, в духовке картошка жарится, пошвыркивает, аромат источает.И в чарующей тишине - голос отца. Сказка длилась полтора-два часа. Закончит,а потом просит меня: - Шамиль, теперь ты, расскажи то же самое. Я по памяти повторял всю сказку. И так ловко научился пересказывать, сам поражался. В школе об этом тоже стало известно. Зимой в сильные морозы уроки физкультуры на улице не проводили, спортзалов тогда не знали. Учитель вызывал меня к доске и поручал занять класс: - Каримулаев, расскажи нам сказку, чтоб не скучно сидеть. Я почёсываю озадаченно затылок, сочиняю на ходу: - Жил в старые века бедный человек. У него была большая семья. Думал он, думал, как прокормить детей. Решил построить на центральной площади торговую лавку, рядом с годеканом. Всё вроде оборудовал, но товар закупить - денег нет. "А чем торговать?" И написал на дверях объявление: "Продаю слово". Визирь услышал весть, что в Дагестане, в Хунзахском районе в ауле Обода есть такой аксакал, слово продаёт. Все ребята засмеялись и, зарывшись поглубже в овчинные тулупы, приоткрыв рты, слушали меня. Все ребята засмеялись и, зарывшись поглубже в овчинные тулупы, приоткрыв рты, слушали меня. - ...Так вот, услышав эту молву, визирь решил отправиться туда с нукером. Приходит в лавку, смотрит полки пустые, за прилавком -старик в ветхой шубе. - Салам алейкум! - Ваалекум салам! - Дедушка, что продаёшь? - Сынок, я продаю слово. - Почём? - Одно слово - десять золотых. Визирь подумал: значит действительно ценное. - Согласен. - Если согласен, давай монеты! Визирь достал из вышитого бисером кошелька десять золотых, стопочкой сложил на прилавок: - Давай своё слово, аксакал. Старик, пригнувшись, исчез в чёрном проёме двери, вернулся с глиняным сосудом. Протягивает первому министру: - На дне его и лежит моё волшебное слово. Когда горцы станут читать над кувшином байки, легенды, басни, напевать песни своего народа, он начнёт наполняться, новые слова будут налипать к моему золотому слову и в один прекрасный день, поднявшись над горловиной, словно дрожжевое тесто, -превратятся в золото! А ты станешь самым богатым человеком. Отправляйся скорее с кувшином в путь! И да поможет тебе Аллах! И пустился визирь по белу свету. Путешествовал, странствовал, покуда, не заполнил сосуд до краёв и не разбогател, затем передал его сыну, тот своему сыну. Так кувшин дошёл до меня. Я черпаю оттуда истории, рассказываю людям... Забыл сказать самое главное: в кувшине много застольных здравниц, поздравлений...) (Шамиль рассказывает, заранее подготовленные обучающиеся в соответствующих костюмах разыгрывают сценку.) (- Работая в следствии, один из наших коллег по весне, когда виноград нужно подрезать, опрыскивать, подвязывать, оформлял больничный лист. Плантация у него огромная, и работа в милиции, несомненно, мешала. Он беззастенчиво врал про адские боли в спине, а сам занимался любимым сельским хозяйством. Соответственно его дела, которые в производстве, распределялись на нас. А у каждого нагрузка ого-го! Работа тормозилась, всем устраивали нахлобучку. Получалось, из-за него.Так было из года в год, в одни и те же даты. Очередной раз умник садится на больничный, я - начальнику следствия: - Если вы позволите... Мы съездим, навестим больного Магомеда. - Кто поедет? - Всем отделением. - Ты что-то придумал? - Радикальное средство от хвори. В обед восемь человек на двух машины подъезжаем к его воротам, бешено колотим ногами, руками. Дочка испуганная открывает, не ожидала средь бела столько милиционеров... И Магамед уверен: в рабочее время от материалов нам не оторваться. Идём прямиком, всем взводом, в огород: Мичурин на стремянке, в треуголке из газеты, играючи пощёлкивает ножницами и безмятежно насвистывает. - О, Магамед, салам! Приехали тебе помочь, брат. Увидел нас, побледнел-покраснел: - Да, вот здоровье... малость прихварнул, на секунду вышел жене помочь. - Красавчик! Если так сильно болеешь, объяви перерыв. Чайку попьём. В тенёчке, под вьющейся виноградной лозой расслабились, сняли фуражки… Мужикам наказал: "Без моей команды не подниматься!" Жена убегалась посуду менять-готовить, менять-готовить... В полночь нехотя поднимаюсь: - Магамед, красавчик! извини, нам пора. Не проси, не уговаривай, за стол больше не сядем. Мы завтра придём. - Завтра!.. выхожу на работу. Шеф, довольный, благодарил: - Ну, ты доктор! - Давай, чтобы каждый самоотверженно приходил на выручку кунаку, если с ним приключилась беда!) Расскажите, что вами двигало в раскрытии обмана коллеги. Давайте посмотрим фрагмент фильма «Кавказская пленница», где один из главных героев прибыл в горное поселение собирать тосты. Сейчас я предлагаю анонимно ответить на вопросы: «Считайте ли вы эпиграф к рассказу Александра Костюнина обоснованным?», «Считайте ли вы, что дар красноречия помогает человеку в будние дни?» Пока подсчитываются голоса, мне хотелось бы озвучить результаты Интернет - опроса. Итак, было опрошено около 100 человек, подведем процентное соотношение голосов: 1. Считайте ли вы эпиграф к рассказу Александра Костюнина обоснованным?» да – 57%, нет – 19%, затрудняюсь ответить – 24% 2. «Считайте ли вы, что дар красноречия помогает человеку в будние дни?» да – 73%, нет – 7%, затрудняюсь ответить – 20% На данный вопрос отвечали и люди младше 30 лет да – 24%, нет – 59%, затрудняюсь ответить – 17% Оглашение анонимного анкетирования среди обучающихся и сравнение с результатами Интернет - опроса. Ведущий: Сегодня мы можем себе задать вопрос, что заставляет задуматься над актуальными проблемами: что необходимо делать, чтобы изменить нашу серую будничность и при этом оставаться человеком всеми уважаемым и высоконравственным? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни – образованием или традициями, разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человечества среда, нравственная о Наш Шамиль сохраняет незапятнанной душу, путем обращения к традициям своих предков. Вопросу на рефлексию.
(Выполняют письменно самоанализ работы на уроке.) Ведущий: Незаурядные характеры, сложные философские, нравственные идеи жителей страны «золотого трона» - Серира отражены в рассказе. Легкость действия и художественное мастерство автора позволили этому произведению стать одним из интереснейших для изучения на уроках литературы. Домашнее задание. Продолжить знакомство с творчеством Александра Костюнина. Выполнить зарисовки к понравившимся эпизодам его рассказов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенного мною, теоретического занятия по теме «Шамиль Каримулаев – тамада всех времен и народов». по предмету «Литература» с использованием информационных компьютерных технологий (сети интернет), с элементами театрализованного представления, высказываниями приглашенных гостей показал, что активность обучающихся на уроке с применением нетрадиционных форм обучения выше, чем когда урок проходит в традиционной форме обучения. Элементы театрализованного представления не засоряют ход урока. Они рационально дополняют традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели урока. Форма, проведенного урока в виде телевизионной передачи «Пусть говорят», значительно повышает интерес обучающихся к предмету, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет обучающимся получать и усваивать большее количество информации. Элементы театрализованных постановок улучшают коммуникационные отношения между участниками образовательного процесса, так как нетрадиционная форма обучения предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, как обучающемуся, так и педагогу. Используемые компьютерные технологии также способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Проведенная в конце урока рефлексия показала высокий уровень эффективности и качества проведенного урока. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нетрадиционные формы обучения позволяют оценить индивидуальную и коллективную деятельность обучающихся в процессе обобщения изученного материала, а именно: повысить мотивацию к обучению и оценить как индивидуальную, так и коллективную деятельность обучающихся на уроке. Интернет – поддержка
ХОД УРОКА
|