Главная страница 1

МБОУ Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок в 5 классе.



Природа и люди

Древней

Индии


Учитель истории и обществознания

Переверзева Вера Петровна

С. Верхнеспасское 2010 год.



Тема: Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Компетентности:

  • Предметные: познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии;

  • развивать познавательный интерес, умение работать с исторической картой, историческими источниками;

  • общеучебные: формировать умение сравнивать природные условия разных стран и делать выводы;

  • уметь составлять небольшой рассказ, используя опорные карточки;

  • социальные: способствовать формированию коммуникативных навыков и способность применять полученные знания в повседневной жизни;

  • бережно относиться ко всему живому.

Учебное оборудование:

- историческая карта: Индия и Китай в древности;

-демонстрационные магнитные карточки с географическими названиями (Индия, п-ов Индостан, Индийский океан, Гималаи, Джомолунгма, Ганг, Инд);

- демонстрационные магнитные карточки с указанием основных занятий жителей Древней Индии (скотоводство, земледелие, охота, добыча полезных ископаемых, собирательство, ремесло, рыболовство);

- раздаточный материал: кроссворд «Древняя Индия», цветные полоски, изображение Брахмы, Карточки для дифференцированного обучения.

Ход урока.

Ребята, как вы думаете, почему во все времена люди стремились в другие страны? (ответ учащихся). А вы любите путешествовать? ….

Я тоже очень люблю путешествовать и поэтому приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Древнюю Индию, познакомиться с животным и растительным миром, узнать, чем занимались жители Древней Индии и во что верили. К тому же нам стоит поучиться у них бережному отношению ко всему живому.

Перед тем, как отправиться в путешествие, надо продумать маршрут, все спланировать и ничего не забыть. Откройте тетради (сегодня это ваши дневники путешественников) и запишите тему и план экскурсии (записи в тетрадях).



Тема: Природа и люди Древней Индии.

План экскурсии:

  1. Местоположение, растительный и животный мир Индии.

  2. Занятия жителей.

  3. Религиозные верования индийцев.

В ходе экскурсии нам необходимо решить задачу: «Почему древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

Чтобы лучше ориентироваться в чужой стране нужно взять карту. Проверьте, у всех ли она есть. (Учащиеся открывают учебник на стр. 92). Не забывайте держаться все вместе, страна незнакомая, мало ли, что может случиться!

Ну что вы готовы? Тогда располагайтесь поудобнее, крепче держитесь, мы отправляемся в Древнюю Индию на машине времени. Закройте глаза, я начинаю отсчет: «раз, два, три». Открывайте глаза. (Учитель открывает доску с исторической картой и сюжетной иллюстрацией). Мы совершили путешествие во времени приблизительно в 1500 год до н.э. на юг Азии.

Загляните в свои тетради-дневники и скажите, что нам необходимо сделать в первую очередь? (Мы должны определить, где мы находимся). Верно, но как мы это сделаем? (Нам поможет историческая карта). Тогда скорее посмотрите и скажите, где находиться Индия? (На п-ве Индостан), Какие моря омывают Индию с запада, востока, и на юге? (Индийский океан).

(На доске открываются опорные карточки). Какие горы защищают Индию с севера от ветров? (Гималаи). Слово «Гималаи» означает «жилище снегов». Гималаи величайшие в мире горы, их вершины, действительно, покрыты льдом и снегом. В этих горах находиться самая высокая на земле вершина – Джомолунгма (в наше время ее стали называть Эверестом).

Ее высота – 8848 метров! Слово « Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на этой вершине горы обитали боги.

- Как вы думаете, какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии?

(Защищали от холодных ветров и вражеских набегов).

Индия – огромная страна и ее природные условия разнообразны. В стране есть раскаленные пустыни, большую часть года на юге стоит сильная жара, есть и могучие реки.

Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг). Где берут начало эти реки?

(Они берут начало в Гималаях). Ежегодно они разливаются и несут плодородный ил.

В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?

(В Египте и Междуречье). Но природные условия этих рек различны. В долине реки Инда редко выпадают дожди, больше солнечных дней, поэтому люди раньше стали осваивать здесь земли, строили красивые города, а в домах были все условия нашей современности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. В долине Ганга со второй половины июня по сентябрь дожди льют непрерывным потоком, поэтому в древности ее покрывали болота и джунгли.

Джунгли не похожи на наши тамбовские леса. Поднимите руки, кто из вас был в лесу? Чем вы там занимались и что видели? (Собирали грибы, ягоды, видели много деревьев). А какие деревья растут в нашем лесу? (Сосна, дуб, береза, много кустарников). Скажите, пожалуйста, сквозь кроны деревьев вы видели небо? Солнце туда проникает? (Да, в лесу днем светло).

Что-то я загрустила по дому…, лучше продолжим нашу экскурсию. Давайте заглянем в джунгли.

Откройте учебник на странице 91, Саша будет нашим проводником, он поведет нас в джунгли, но для безопасности давайте произнесем заклинание, которое знают все жители джунглей и , следовательно, нас не тронут их обитатели. Во всяком случае, его произносил герой Р. Киплинга из «Книги джунглей» Маугли, когда ему угрожала опасность. Помните?

«Мы с тобой одной крови». (Ребята дважды произносят заклинание, и ученик читает текст учебника).

Путешественник, побывавший здесь до нас, утверждал, что в джунглях человек не умрет от голода. Как вы думаете, он прав? (Да, он прав, в джунглях много бананов, кокосов, плодов манго, сладких корешков). Кого вы встретили на своем пути? (Учащиеся перечисляют обитателей джунглей).

Чтобы дополнить картину животного мира послушайте отрывок из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»:

«…В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели

Птицы лесные, и всюду…

в дикой глуши попадались

То кабан, то шакал, то буйвол,

то рысь, то пантера…

и светлая влага кипела

Множеством рыб, крокодилов и змей…

…и ветви обвивши хвостами,

С криком качались на них обезьяны,

По сучьям деревьев

Ползали, перьями, ярко блестя, попугаи».

Итак, мы вышли из джунглей. Пока мы набираемся сил перед новой экскурсией, вы, используя карту и опорные карточки, составьте короткий рассказ о местоположении Индии и о том, каких животных мы встретили в джунглях. (Учащиеся составляют рассказ из 2-3-х предложений).

Самое время заглянуть в деревню. Поведет нас туда Яна. (Работа с учебником на стр. 93).



Вопрос: чем занимались жители Древней Индии?

(Собирательством, земледелием, скотоводством, охотой, ремеслом, добычей полезных ископаемых, рыболовством). – на доске прикрепляются карточки с названием этих занятий.



Решение задачи.

Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел».



Вопрос: Что он имел в виду? (Шерсть на кустах – это хлопчатник, мед – сахарный тростник, из которого делали неочищенный сахар).

А еще древние индийцы приручали буйволов и слонов. Они были незаменимы в хозяйстве. Обладающих силой и выносливостью буйволов применяли для вспашки топких участков земли, к тому же они ели болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Слоны переносили тяжести и принимали участие в сражениях. Индийцы поклонялись слону как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Они называли ее кормилицей и матерью. И в наше время корове разрешено все: бродить по улицам городов, есть фрукты с лотков и прилавков торговцев… Почему? (она дает молоко, из него делают кефир, масло, сметану, творог). А у нас, сейчас как относятся к этим животным? (Так же).

Только в отличии от нас индийцы не ели говядину, а человека, убившего корову, считали страшным преступником.

Индийцы верили, что звери, птицы, насекомые, думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирают, он на самом деле не перестает жить, его душа переселяется в другое существо. Кем человек станет после смерти, зависит от тог, как он жил в этой жизни.

Если человек был пьяницей, то в следующей жизни он родится червяком, вор – крокодилом, обманщик – придорожным камнем.

Вера в переселение душ обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь если ты причинишь боль какому-нибудь маленькому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой сестры, ты причинишь ему боль…



Вопрос: какие выводы мы можем сделать, если сравним религии стран Западной Азии, Африки и Индии? (Все они верили в богов и загробную жизнь, а индийцы в богов и переселение душ0.

Чтобы подвести итог нашего путешествия решим кроссворд «Древняя Индия». Самостоятельная работа (5-7 минут) – звучит песня о России.

Учащимся предлагается сравнить свои ответы с образцом на доске и тем, кто не допустил ни одной ошибки поднять красную полоску, если есть 1-2 ошибки – синюю, а если ошибок больше 3-х – желтую.

Подводим итоги. Если результат высокий благодарю учащихся за внимательность во время путешествия, если он не высокий – можно сослаться на жару и сказать, что в следующий раз получится лучше.

Ребята, вас не смутило то, что когда мы решали кроссворд, звучала музыка о нашей Родине. Чтобы это значило? … Значит – нам пора возвращаться домой… Займите свои места в машине времени, соберите все сои вещи и закройте глаза. Я начинаю обратный отсчет: «три – два один» - мы дома, в уютном кабинете. Нам осталось решить нашу основную задачу. Правы были древние греки, когда называли Индию «волшебной, сказочной страной» или нет? (Да, Индия, действительно, «волшебная, сказочная страна»: в джунглях растут экзотические плоды, круглый год цветут цветы, на юге много драгоценных камней, всегда жарко, там выращивают сахарный тростник и хлопчатник, много необычных зверей и птиц).



Я благодарю вас, ребята, за активное участие в нашем путешествии и дарю вам в качестве сувениров из Индии изображение Брахмы – главного бога древних индийцев. О нем вы узнаете много интересного на следующем уроке.

Запишите д/з – параграф 20, составить развернутый ответ об Индии.



Смотрите также:
Открытый урок в 5 классе. Природа и люди
77.8kb.
Урок по музыке во 2 классе 1-е полугодие, 7 урок по программе Сергеевой Г. П., Критской Е. Д
57.29kb.
Открытый урок английского языка в 6 классе Учитель: Луцева Светлана Владимировна
31.27kb.
Отчета : "30" июня 2011 г. Открытый пиф " Открытый
397.02kb.
Урок истории в 10 классе на тему «смутное время. Люди смутного времени»
98.73kb.
Урок по рассказу А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе
185.47kb.
Тема: С. Козлов «Если меня совсем нет»
58.7kb.
Урок биологии в 7-м классе
35.72kb.
Тема урока: «Урок 30. Пейзаж большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник»
78.62kb.
Урок чтения и развития речи в 3 классе
73.76kb.
Урок обучения грамоте в 1 классе. Цели урока: дать понятие о звуках
148.66kb.
Урок во 2-м классе (физическая культура + окружающий мир) в форме веселых стартов на тему "Джунгли зовут"
24.14kb.