Главная страница 1

Искусство 8 класс

Открытый урок (18 урок)

Тема: Архитектурные стили
Цели и задачи: обеспечить в ходе урока усвоение понятий архитектурных стилей «классицизм», «готика», «модерн», «барокко», «хай-тек»; развивать умение взаимодействовать в малой группе; развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью ситуации удивления, занимательности, включать в содержание урока яркие примеры, факты, демонстрации, воздействующие на эмоциональную сферу личности учащихся; содействовать эстетическому воспитанию школьников и мотивации к обучению.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка темы

Здравствуйте, я хочу предложить вам вместе со мной провести этот урок. Для начала – определим тему урока.

Посмотрите внимательно на экран (на слайде фотографии зданий разных стилей)

Что вы видите? (здания)

А какие они? (разные)

По каким признакам вы определили, что они разные?

(эти здания разные, потому что построены в разных архитектурных стилях).

Сформулируйте тему урока

(Архитектурные стили).


Оценивать работу на уроке мы тоже будем с вами вместе.

(организуется работа в группах, в каждой из которых учащиеся оценивают друг друга сами)



  1. Работа по теме урока

А) Поиск новых знаний.

(группы работают по карточкам (Приложение 1) в течение 3 минут)

Задание: выделить общие черты представленных зданий

Б) Введение новых терминов

Учитель демонстрирует примеры архитектурных сооружений. Группа, работающая с этими примерами, рассказывает об общих чертах представленных зданий, учитель обобщает и наводит учащихся на название архитектурного стиля. Основная информация заносится в рабочую тетрадь.


1.Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
2. Го́тика — Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Это период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.


3. Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре.

4. Баро́кко (итал. barocco — итальянский синоним русского «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно "жемчужина с пороком") — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Характерные черты стиля барокко

"Боязнь пустоты":



    1. многочисленные скульптурные украшения;

    2. бесконечное повторение, дублирование одних и тех же элементов;

    3. "перетекания" формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора;

    4. появление спиралевидных деталей - волют.

    5. Всё должно создавать впечатление, какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм.

Принцип формообразования - монументализация декора.

Создание ансамблей.


5. Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Основные черты

- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.

- Использование прямых линий и форм.

- Широкое применение стекла, пластика, металла.

- Использование функциональных элементов:лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

- Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.

- Высокий прагматизм в планировании пространства.

- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

В) Закрепление изученного материала

(на слайдах представлены примеры архитектурных сооружений, учащимся нужно определить их стилевую принадлежность)



3. Практическая работа (5 мин)

Представитель от группы вытягивает карточку с названием того или иного архитектурного стиля

Задание: выполнить в технике аппликации плоскостной макет здания.
4. Итог урока

А) Анализ творческих работ (угадывание стиля по его отличительным особенностям)

Б) Оценка работы группы + самооценка

В) Обобщение

Мы с вами вместе смогли провести этот урок. Я научилась…….., а чему научились вы?

(ответы детей)

Я думаю, знания, полученные на уроке, помогут вам не только лучше понимать развитие культуры, но и создавать собственные творческие работы и историко-художественные проекты.


Г) Уборка рабочих мест

Приложение 1


Группа № 1. Определи архитектурный стиль, выделив типичные особенности


Вила Ротонда (Италия) Большой театр (Польша)
Общие признаки зданий



Исаакиевский собор (Россия)

Группа № 2. Определи архитектурный стиль, выделив типичные особенности




Нотр-дам де-Пари (Франция) Собор в Реймсе (Германия) Шартрский собор (Франция)
Общие признаки зданий

Группа № 3. Определи архитектурный стиль, выделив типичные особенности




Собор Святого Петра (Италия) Площадь Святого Петра (Италия)


Зимний дворец (Россия) Дворцовая площадь перед Зимним дворцом

(Россия)

Общие признаки зданий

Группа № 4. Определи архитектурный стиль, выделив типичные особенности





Дом Бальо (Испания) Дом Мила (Испания)

Общие признаки зданий


Дом компании Зингер (Россия)
Группа № 5. Определи архитектурный стиль, выделив типичные особенности


Телецентр (Япония) Баншя Хёрст (США) Небоскрёб Мери-Экс

(Англия)

Общие признаки зданий


Классицизм

Готика

Модерн

Барокко

Хай-тек



Смотрите также:
Урока усвоение понятий архитектурных стилей «классицизм»
66.55kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.
Билет №20 Вопрос Стиль классицизм
40.26kb.
Доклад посвящен анализу стилей руководства и их зависимости от ситуации. Более детально рассмотрен редко упоминающийся в научной литературе охлократический стиль управления
59.94kb.
Понятие геосистемы Глава I определение некоторых понятий и терминов
616.71kb.
Краткий словарь лингвистических терминов и понятий
741.24kb.
Основы понятий об инновациях
2230.84kb.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок Форма урока: деловая игра «Научный симпозиум»
150.71kb.
Прожектор пзм35/500 предназначен для освещения площадей, стадионов, фасадов зданий, строительных площадок, архитектурных сооружений и других открытых пространств при стационарной установке
51.26kb.
План урока: I. Организационный этап урока. II. Изучение нового материала. Политический и конституционный кризис1993 г
101.51kb.
Урока: «Водоплавающая дичь и её промысел»
84.54kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.