Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

Глава 4. Основы понятий об инновациях
4.1. Введение в понятие инноваций и инновационной деятельности
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с техникой и технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации и классификации инноваций – отсюда и широкий спектр понятий. Сколько видов человеческой деятельности – столько же и видов инноваций!

Существующие термины и определения, относящиеся к инновациям и инновационной деятельности, многочисленны и противоречивы, в каждой публикации они свои и их тяжело обобщить, поэтому до сих пор нет теоретических основ инноваций, а для того, чтобы их создать в конце прошлого века учредили новую науку – инноватику. Об инноватике более подробное представление изложено в разделе 4.10.

На законодательном уровне также пытаются унормировать инновационную деятельность, однако даже законодатели ещё до конца не разобрались, чем принципиально отличается инновационная деятельность от научно-технической деятельности или от развития научно-технического прогресса, от изобретательской и рационализаторской деятельности, от предпринимательской деятельности, от введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот (капитализации знаний) и другой деятельностью, относящейся к развитию, в том числе социальному. Объединить всё это единым понятием инноваций вряд ли возможно, поэтому продолжаются жаркие споры о сути этого нового понятия, а что делать со старыми привычными понятиями – они не могут быть ликвидированы, т.к. стали классическими и законодательно укоренёнными во всех странах. Устоялись опорные понятия инвестиционной деятельности, творчества, изобретательства, науки и другие, но в чём различия? Общность в этих понятиях единственная – перемены (изменения) с разным уровнем кардинальности развития.

Отличие инноваций от инвестиций:

Инвестиции – это средства, вкладываемые в развитие бизнеса посредством реализации конкретных проектов. Это финансовая или банковская деятельность.

Инновации – это содержание, смысл этих конкретных проектов. Это инициативная рисковая предпринимательская деятельность.

Инновации и инвестиции неотделимы друг от друга как две стороны медали, но сначала предпринимательский бизнес-замысел (бизнес-план, бизнес-модель, проект), а потом средства для его реализации с достижением общей (единой) цели.

Инновационные решения имеют в качестве основы инновационный творческий замысел и поэтому отличаются от стандартных инвестиционных корыстных решений. Инновационный замысел формируется талантом предпринимателей под влиянием спроса и экономической конъюнктуры, под воздействием специальных компонент интуитивного прогнозирования.

Отличие инноваций от производства:

Производство – это изготовление товаров и оказание услуг с использованием имеющихся технологий и оборудования.

Инновации – это изменение производства и его инфраструктуры.

Отличие инноваций от творчества:

Творчество – это генерация новых идей.

Инновации – это претворение этих идей в жизнь.



Отличие инноваций от изобретательства:

Изобретение – это создание нового технического решения или новой технической концепции в триаде способ, устройство, вещество (процесс, продукт).

Инновация – это выделение практической, коммерческой ценности изобретения и превращение его в успешно продаваемый продукт или технологию.

Отличие инноваций от науки:

Наука – это превращение денег в знания и идеи.

Инновации – это превращение знаний и идей в деньги.

Следовательно, инновации – это возврат денег вложенных в науку (в исследования и разработки), их окупаемость путём введения в хозяйственный оборот новых знаний и их эксплуатации (использования) в виде нематериальных активов предприятий и организаций. Инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Хотя результаты научных исследований и разработок (изобретений) являются отправной точкой инноваций, без предпринимательской активности никакой дополнительной потребительской ценности создано не будет. Это значит, что в первую очередь, важны предпринимательское мастерство и бойцовский характер инноватора (бизнесмена), его умение создавать инновационные бизнес-модели, знание методов венчурного управления, командной работы, предпринимательского лидерства, а также других инструментов превращения идей в успешный бизнес.

«Американцы во много раз менее изобретательны, чем русские, но во много раз более инновационны. Почему? Потому что они более предприимчивы. Они даже простое изобретение превратят в супер-инновацию, а у нас редкие изобретения доползают до рынка, потому что катастрофически не хватает настоящих предпринимателей». Социалистическая система хозяйствования истребляла предпринимательский дух ещё в зародыше – пожинаем последствия монопольного государственного планирования и управления с отсутствием частной (предпринимательской) собственности.

Следует различать инновационную деятельность от научно-технической деятельности, последняя имеет целью получить, распространить и применить новые знания в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечивать функционирование науки, техники и производства как единой системы государственного уровня, т.е. это отрасль народного хозяйства «Наука и научное обслуживание». Вряд ли появится отрасль «Инновации».

В рыночной экономике существует закономерность – до падения спроса на продукцию никто и ничто не заставит внедрять новшества (корову доят, пока она даёт молоко, а технологии и оборудование не меняют, пока они конкурентоспособны). Чем дольше эксплуатируется объект, куда вложены инвестиции, тем большую получает прибыль инвестор, многократно окупая вложенные средства. Поэтому инвесторы являются главными замедлителями научно-технического прогресса. «Длинные волны» конъюнктуры рынка делают инвесторы, решая, куда вкладывать капитал, следовательно, главными действующими лицами в инновационной деятельности являются инвесторы.

Если предприниматель и инвестор совпадают в одном лице, то успех инновационной деятельности гарантирован. Это доказано ещё в начале прошлого века революционным предпринимательством Форда и Эдисона.

Попробуем заглянуть в интернетовскую Википедию – свободную энциклопедию по поводу терминов и определений. Разнообразие ошеломляет. Для понимания достаточно привести их малую часть.

Инновация — это коммерциализированное (внедрённое) новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека.

Инновация – это процесс преобразования знаний и идей в продукты или услуги, имеющие потребительскую ценность.

Инновации – это превращение знаний в новые товары и услуги. Это не разовое событие, а постоянное реагирование на изменяющиеся условия. Это динамика в режиме импровизации, реагирующая на бурлящий рынок.

Инновация – результат внедрения нового товара, услуги или технологии, до настоящего момента неизвестных или никем неиспользуемых, более эффективных в использовании, чем предшественники.

Более общо, понятие инновации может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. Например, проект, замысел, сценарий, дизайнерская идея, игра и др.

Процесс создания, освоения и  распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

На современном этапе технологической революции предприятия стремятся увеличить удельный вес новшеств, реализуемых в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объёмом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат.

Инновационная деятельность - деятельность по превращению результатов НИР и ОКР в инновации и по их внедрению в практику.

Инновационный процесс - регулируемая деятельность по обеспечению разработки новых продуктов (инноваций), коммерциализации инноваций и получение прибыли.

Инновационный процесс - сложная динамическая последовательность действий, связанных с обеспечением зарождения, преобразования и использования инноваций для создания новых потребительских качеств и благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности.

Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

- инициация инновации;

- маркетинг инновации;

- выпуск (производство, воплощение) инновации;

- реализация (осуществление) инновации;

- продвижение (коммерциализация) инновации;

- оценка экономической эффективности инновации;

- диффузия (распространение) инновации.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках. Однако в пределах отдельных предприятий однократные или разовые инновации занимают очень большую долю в их предпринимательской (инновационной) деятельности. Секреты производства (ноу-хау) - тайна несовместимая с диффузией.

Инновации приводят к созданию потребительской ценности и повышению производительности, а, следовательно, к росту бизнеса - это инициатива, благодаря которой люди и компании начинают движение к новым высотам. Без инноваций новые товары, новые услуги и новые бизнес-модели никогда бы не появились, и компании так и продолжали бы производить старые вещи старыми способами.

Инновации,  как эволюционные, так и радикальные (революционные), начинаются с настроя, что нет ничего совершенного, и что абсолютно всё можно улучшить. В случае эволюционных инноваций улучшается текущее положение вещей. В случае радикальных инноваций подвергается ревизии устоявшееся положение вещей и создаётся нечто абсолютно новое. Это близко к понятию реинжиниринг.

Инновация  - является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы – всё прочее рационализация или оптимизация, улучшения или совершенствования, т.е. «текучка».

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация, коммуникации и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организа-ции (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

А. Н. Цветков: «Нововведение - это процесс. В основе этого процесса прак-тическая реализация чего-то нового, какого-то новшества».

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях 19го века. Понятие экономической инновации было разработано австрийским экономистом Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934). Й.Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, созданную предпринимательским духом.



В 21м веке инновации – это комбинации знаний и денег.

Соединение знаний и денег приводит к возникновению цепной реакции развития творческих свершений с созданием новизны, оригинальности, полезности и выделению энергии вдохновения, энтузиазма, радости и удовлетворённости. По аналогии с химией – это топливо и окислитель, т.е. необходимое и достаточное условие для горения и выделения энергии с совершением работы.



Неиспользуемых знаний уже избыток, а суть инновационной деятельности во введении знаний в хозяйственный оборот, следовательно, осталась единственная проблема, сдерживающая процветание человечества – нехватка денег, конкретнее инвестиций, т.е. сознательно вложенных средств в развитие бизнеса. Предприниматели рискуют потерять всё, реализуя инновационный проект, ибо они бизнес игроки по природе своей, а инвесторы рисковать не хотят, поэтому и деньги вкладывают в ростовщительство, например, зарабатывая на банковских процентах с перестраховкой от неудач или спикулируют на перепродаже ценных бумаг.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.



Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т.п.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом, динамика сокращения которого по векам приведена в таблице 4.1.1.

В 21м веке в результате прошедшей информационной революции инновационный лаг сократился кардинально до месяцев. Современные технологии поискового автоматизированного проектирования и конструирования позволяют выполнить вариантную разработку изделия за несколько часов с выдачей комплекта рабочей документации для изготовления опытного образца. Проблема рутинной работы больших коллективов конструкторов и проектировщиков снята.

Этап изготовления и всестороннего натурного испытания опытных образцов сведен до одного месяца. Доработка конструкции и изготовление мелкой серии продукции требует 1 месяц.

Наиболее трудоёмким сейчас и в будущем является этап маркетинговых исследований рынка с целью выявления потребностей в новом товаре, формулировании его потребительских свойств и разработке технического задания на проектирование. Необходимый период этой работы до 1 года.

Таблица 4.1.1

Интервал между изобретениями и их введением в хозяйственный оборот (годы)




Открытия, изобретения

Год разработки,

публикации



Год практической реализации

Интервал,

инновационный лаг, лет



Фотоаппарат

1727

1839

112

Телефон

1820

1876

56

Магнитная запись звука

1889

1931

42

Радио

1867

1902

35

Телевидение

1907

1945

38

Синтетический каучук

1910

1938

30

Радар

1925

1938

13

Синтетические волокна

1930

1939

9

Атомная бомба

1939

1945

6

Полупроводники

1941

1951

10

Компьютер с памятью

1945

1949

4

Транзистор

1948

1953

5

Интегральная схема

1958

1961

3

Микропроцессор

1968

1970

2

Персональные ЭВМ

1972

1974

2

Особым видом инноваций являются социальные или системные инновации.



Социальная инновация — результат создания и внедрения нового, оригинального интеллектуального продукта (методики, системы, преобразования какого-либо из процессов организации деятельности сообществ, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений), позволяющий качественно улучшить как сам процесс, так и положение сообщества (общества в целом) и, в конечном итоге, улучшающий качество жизни людей.

В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга, гудвилла) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

В сфере инноваций и инновационной деятельности уже есть почти столетний задел как в теоретических основах, так и в практическом применении. Особо много литературных источников по управлению инновациями или инновационному менеджменту. Среди зарубежных авторов наиболее значимыми являются работы Й.Шумперера, П.Друкера, Е.Менсфилда, П.Лелона, К.Найта, Х Барнета, Б.Санто, Ф.Хаберланда, Б.Твисса, В.Д.Хартмана, Г.Перлаки, Р.Фостера, И.Ансоффа, Г.Менша. Среди отечественных авторов достаточно известными являются работы М.Д. Кондратьева, В.Г. Колосова, Г.С.Гамидова, А.Н.Цветкова, А.Т.Кругликова, Р.А.Фатхутдинова, П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели, С.Д.Ильенковой, Л.М.Гохберга, В.Г.Медынского, Л.Г.Шаршуковой, С.Ю.Глазьева, В.Н.Гунина, В.П.Бараничева, В.А.Устинова, Н.В.Краснокутской и др.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций. Существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф, П. Друкер, Ф.Валента, Ван Дейн. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным, А.В. Васильевым, В. В. Горшковым,  Е.А.Кретовой, Э. А. Уткиным, Ю.В.Яковцем, А. И. Пригожиным, Р.Р.Бездудным и др. О классификации инноваций более подробное представление изложено в разделе 4.9.

Для эффективного управления инновациями в конце прошлого века создана наука «Инновационный менеджмент», а вузы и университеты многих стран стали готовить инновационных менеджеров. Управление инновационной деятельностью становится со временем не только более важным, но и более сложным процессом в силу возрастающей сложности предпринимательской среды и быстротой динамики её изменений, поэтому к инновационным менеджерам при найме на работу предъявляются всё более жесткие требования. В идеале инновационный менеджер должен владеть несколькими смежными специальностями, т.е. быть маркетологом (прежде всего), экономистом, юристом, патентоведом, инженером (изобретателем).

«Новизна» инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Более подробно материал о них изложен в разделе 4.12.



Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс).

Инновации зависят как от вида предприятия, так и от ряда факторов, формирующих инновационный климат в коллективе. Основные из них приведены в таблицах 4.1.2 и 4.1.3.

Таблица 4.1.2


Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, ненарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорга-низационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость организационной структуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирова-ние, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Таблица 4.1.3




следующая страница >>
Смотрите также:
Основы понятий об инновациях
2230.84kb.
Понятие геосистемы Глава I определение некоторых понятий и терминов
616.71kb.
Краткий словарь лингвистических терминов и понятий
741.24kb.
«Основы православной культуры», г. Кострома, 2010 5 класс со 2 уч
145.26kb.
Изложить основы теории множеств и бинарных отношений, изложить основы теории вероятности и математической статистики
67.98kb.
Основы конституционного права
940.03kb.
Программа экзамена «История и теория христианского искусства»
235.19kb.
Основы информационной культуры личности
251.32kb.
Методическое пособие по дисциплине «Основы права»
1294.89kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
Г. И. Касперович Основы современного естествознания Учебное пособие
5157.17kb.
Использование теории множеств в различных отраслях знаний
56.07kb.