Главная |
страница 1
Основы информационной культуры личностиУчебная программа для учащихся 2 класса общеобразовательной школы Составители: д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И., канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А., ст. преподаватель Уленко Ю. В. ВВЕДЕНИЕ Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период формируются не только важные психические качества личности, происходит становление учебной деятельности, основу которой составляют общеучебные умения и навыки, уровень освоения которых в значительной мере обусловливает успешность всего последующего обучения. Особая роль общеучебных умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование). В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера. Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особую роль в такой подготовке призван сыграть учебный курс «Основы информационной культуры личности». Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-й классы. Специфика организации обучения основам информационной культуры во 2-м классе определяется возрастными особенностями учащихся – младших школьников, предполагает адаптацию специальной терминологии курса и активное использование наглядных средств обучения. Особое внимание должно уделяться созданию условий понимания и усвоения второклассником базовых категорий и понятий курса «Информация», «Документ», «Поиск информации» и др., с учетом того, что данная категория учащихся лишь осваивает учебную деятельность, а навыки чтения пока развиты недостаточно. В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нём. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности младших школьников, которая определяет успешность его информационной подготовки. Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, рассказов и т. п.). Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела: Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией. Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Для успешного восприятия курса «Основы информационной культуры» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности: 1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. 2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др. 3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов. Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 30 часов. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием. Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ личности» РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» Цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература. Представление об информации. Виды информации по способу передачи: устная, письменная; по сферам деятельности: бытовая, учебная, производственная, научная и др. Источники информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др., необходимые в быту и учебе. Понятие о компьютерной информации. Роль компьютера в жизни общества и отдельного человека. Информированность школьника. Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося второго класса. Классификация документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Углубление представлений о справочных (словари орфографические, толковые) и научно-познавательных (природоведческих) документах. Виды документов по регулярности выхода в свет: периодические (журналы, газеты) и непериодические (книги, брошюры). Виды документов по формату: малоформатные, карманные, миниатюрные, книжка-малютка, портативные, фолиант. Понятие об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников. Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» – раздел «Детская литература» http://lib.rin.ru/main/2nkbop1.html Содержание сайта: образование от RIN.RU – дошкольное образование – загадки http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 Детский портал http://kids.rin.ru/ Детский портал http://kidsportal.by.ru/ Интернет-ресурсы для детей http://chl.kiev.ua/RUS/Ch_sourr.htm Каталог детских ресурсов Kinder.ru – Искусство и культура – газеты и журналы http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=26 Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информацииПонятие о свертывании информации и его назначении (на примере сказок, небольших рассказов). Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации (на примере тематической картотеки и рекомендательного списка литературы). Составление библиографического описания как вид свертывания информации (на примере сказок, невыдуманных рассказов). Понятие об электронных вторичных документах (на примере локальной информационной компьютерной системы «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийной программы «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации). Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы.Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества Представление о библиотеке и ее роли в жизни школьника. Медиатека. Назначение абонемента и читальных залов, специализированных отделов (комната сказок, игровая комната, и т. д.). Правила пользования абонементом и читальными залами, специализированными отделами. Правила пользования библиотекой. Обслуживание младших школьников в детской и школьной библиотеках. Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей. Интернет-ресурсы для учащихся младшего школьного возраста (игры, сказки, общение) http://school.edu.ru, http://kids.rin.ru/, http://www.solnet.ee/, http://vkids.km.ru/, http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 и др. Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников. Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполненияАдресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, название книги.Алфавитный каталог как источник адресного библиотечного поиска. Выполнение инструкции, строгое соблюдение алфавита как основа успешного адресного поиска и работы с алфавитным каталогом. Алгоритм поиска книги конкретного автора в алфавитном каталоге. Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполненияВопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.Справочные издания как источник фактографической информации (орфографические и толковые словари). Алгоритм фактографического поиска по орфографическим и толковым словарям. Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке викторин, конкурсов. Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию. Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполненияПонятие тематической информации, тематического запроса. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме: о космосе, о животных, о полководцах и т. д. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов. Правила формулировки тематических запросов. Источники тематического поиска в библиотеке: книжные выставки, тематические полки, тематические картотеки. Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» как источники выполнения тематического запроса. РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Тема 3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки Расширение представлений о первичных документах на примере книг, журналов, газет. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные издания. Представление о назначении справочных изданий на примере толковых и орфографических словарей. Первичный документ как объект анализа. Справочный аппарат учебных и справочных изданий: определение, назначение, функции. Структура справочного аппарата издания: отличительные элементы издания, средства дополнения и сопровождения основного текста, поисковые средства. Отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе документа: автор, заглавие, надзаголовочные и подзаголовочные данные, выходные данные. Средства дополнения и сопровождения основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие. Поисковые средства первичных документов: оглавление, рубрикация. Ориентировка в учебнике с помощью справочного аппарата. Роль элементов справочного аппарата при работе с научно-познавательной (природоведческой) литературой. Элементы справочного аппарата электронных учебных и справочных изданий. Использование справочного аппарата книги для организации продуктивной учебной и познавательной деятельности младших школьников. Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработкиРасширение представлений о тексте. Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность. Тематическое единство текста. Понятие об основной мысли текста и способах ее развития. Средства выражения основной мысли в тексте: цепная и параллельная связь предложений в тексте; единый временной план. Представление об основной теме и микротемах текста. Понятие о структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Общая характеристика учебных текстов как объектов смыслового анализа и аналитико-синтетической переработки. Заглавие как средство выражения темы и как отражение содержания учебного текста. Роль абзацев и смысловых связей между абзацами в учебном тексте. Опорные (ключевые) слова как средство выражения основной мысли текста параграфа в учебнике. Объяснение, описание, рассуждение, сравнение, сравнительное описание в научно-познавательных (природоведческих) текстах. Различение научно-познавательных (природоведческих) текстов по общему признаку (объяснение, описание, рассуждение, сравнение, сравнительное описание). Выявление сравнительного описания в научно-познавательном (природоведческом) тексте. Правила составления сравнительного описания. Самостоятельное составление сравнительного описания. Формирование приемов понимания прочитанного на примере научно-познавательных (природоведческих) текстов. Заглавие текста и его смысл, связь с содержанием произведения, главной мыслью. Представление о скрытом смысле заглавия. Составление вариантов заглавий, выбор наиболее подходящего заглавия для текста. Озаглавливание частей текста. Прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов. Выделение опорных (ключевых) слов из текста. Ответы на готовые вопросы к тексту. Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения. Подробный пересказ небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения. Выборочный пересказ текстов. Обнаружение изменений, происходящих с научно-познавательным (природоведческим) текстом при подробном и выборочном пересказе. Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения. учебной и познавательной работы учащихсяТема 4.1. Технология подготовки плановПланы как отражение последовательности состава и частей текста. Сущность и назначение плана. Представление о порядке анализа содержания текста как условия составления плана. Способы составления плана: использование последовательно задаваемых вопросов: «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?»; озаглавливание частей текста; выделение ключевых предложений и ключевых слов. Правила оформления плана. Коллективное составление плана на готовые тексты (сказки, параграфы учебника, научно-познавательные (природоведческие) рассказы) с помощью учителя (библиотекаря). Использование плана при подготовке сочинения, изложения, письма, рассказа, пересказе прочитанного (фрагментов или текста в целом), подготовке ответов на вопросы. Тема 4.2. Технология подготовки сочиненийПонятие «сочинение». Сочинение, как письменный текст на определенную тему, самостоятельно созданный учащимся. Сочинение-описание как сообщение с указанием признаков предметов и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего. Описание животного, растения, пейзажа, портрета и т. п. Представление о типичной композиции сочинения-описания: 1) часть, в которой передается общее впечатление от описываемого предмета, что-то о нем сообщается; 2) часть, в которой раскрываются признаки предмета. Понятие о структурных схемах описания места («Где → что»); описания предметов («Где → какой?»). Выявление и отбор существенных признаков, характеризующих предмет или явление как важнейший этап подготовки сочинения-описания. Порядок работы над сочинением: обдумывание, осмысление темы сочинения, составление плана, отражающего основные признаки предмета или явления, написание текста сочинения. Понятие о редактировании текста как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности сочинения. Правила оформления сочинения. Подготовка сочинения-описания по картине. Тема 4.3. Технология подготовки изложенийПонятие «изложение». Изложение как полное, точное и последовательное воспроизведение (пересказ) содержания текста. Виды изложения: по восприятию исходного текста: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. Порядок работы над изложением: ознакомительное чтение текста, анализ заглавия (о чем говорится в данном тексте); сравнение заглавия и текста, выяснение значения непонятных слов в тексте; повторное (углубленное) чтение текста; определение темы и основной мысли текста; анализ состава текста (композиционных особенностей текста): из каких частей состоит текст, что связывает его в единое целое; выделение в тексте ключевых (опорных) слов; коллективная работа над составлением плана: выделение основных смысловых частей текста и озаглавливание (сжатие, свертывание их) до кратких формулировок; составление устного или письменного текста изложения. Понятие о редактировании изложения как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности подготовленного текста. Правила оформления изложения. Подробное (полное) изложение по зрительно воспринятому тексту. Подготовка изложения на основе рассказа (природоведческого текста). Тема 4.4. Технология подготовки рассказовРассказ как небольшое повествовательное произведение об одном или нескольких событиях с малым количеством действующих лиц. Виды рассказов (веселые рассказы, рассказы природоведческого содержания). Порядок подготовки рассказа. План как основа подготовки рассказа. Структура: тема рассказа, место и время действия, основное событие, его составные части, вывод. Роль хронологической последовательности в рассказе. Особенности создания веселых рассказов. Комическая ситуация или смешное недоразумение как основа веселых рассказов. Особенности рассказов природоведческого содержания. Наблюдение как основа рассказов природоведческого содержания. Комбинация различных приемов изложения (описание, повествования, объяснения, рассуждения) и импровизации при создании рассказов. Тема 4.5. Технология подготовки писемПисьмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Виды писем: дружеские, поздравительные, деловые. Правила написания писем Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Возможные элементы в структуре письма знакомым: обращение, начальная фраза о состоянии переписки, основное содержание письма, сообщение новостей, вопросы адресату, благодарности, просьба писать письма, передача приветов, прощание, концовка и подпись, дата и место написания, если они не указаны в начале письма. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем. Комбинации различных приемов изложения (описание, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке писем. Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых писем в газету и писем знакомым. Объединение писем по общему признаку. Представление об электронной переписке и электронном письме. Особенности электронного адреса. Список литературы Литература общего характера к программе
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задачи алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
Смотрите также:
Основы информационной культуры личности
251.32kb.
«Основы православной культуры», г. Кострома, 2010 5 класс со 2 уч
145.26kb.
Утвержден приказом директора
120.56kb.
О концепции методической системы обучения информационной безопасности в вузе
32.58kb.
Человек Говорящий как субъект языка, культуры и коммуникации
55.86kb.
Дополнительная программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по специальности
111.51kb.
Контрольная работа по дисциплине «Культурология» На тему «Человек в мире культуры»
133.6kb.
Программа По всеобщей истории
1044.11kb.
5 тема теоретико-методологические основы культурологии 7 Лекция 1 Культурология в системе социально-гуманитарного знания 7
3201.62kb.
«Все началось с Малыковки 380 дет назад»
165.4kb.
Занятие №1(2часа) Зачетный модуль: Общие основы фитнеса
388.05kb.
Е. В. Костарева, к ф. н, доцент каф ин
144.97kb.
|