Главная |
страница 1
Урок 18 (79) М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. Цель урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства. Оборудование урока: портрет М.А. Шолохова, перечисление его реалий, список основных произведений (на доске): М.А. Шолохов (1905 (3?) - 1984), академик АН СССР (1939), дважды ерой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии (1965).
Методические приемы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; доклад подготовленного ученика о биографии писателя. Ход урока Слово учителя Список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя н только в русской, но и в мировой культуре. Однако жизнь - и частная литературная - окутана некой тайной. II. Сообщение-доклад ученика о биографии Шолохова. Дополнительный материал по теме. Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV века) и систематически прослеживается с середины XVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской середине XIX века. О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени тов. Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 году после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым как стеклышко». О реальных фактах биографии известно далеко не все, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, 1903 или 1905. Это и понятное слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно острая на Дону, вынужденное принятие нэпа 1921 году после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 году, голод, объявление усиления классовой борьбы, годы репрессий. Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для ( грамотных. В 1922 году отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и занятье литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учебы вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, н имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками - А. Безыменским, А.Веселым, М.Светловым, А. Фадеевым и другими составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодежи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 году - возвращение на родину, на Дон, где и провел писатель большую часть долгой жизни. Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка. «Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф.Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди». III. Беседа. Слово учителя Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над "Тихим Доном" его настольной книгой была "Война И мир" Л.Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к оби к значимому» к судьбам целых народов. Предмет эпопеи не отдельное - Давайте вспомним атмосферу того времени. Какие еще доводы вы могли бы привести в пользу авторства, например, погибшего белого офицера? Учащиеся говорят о том, что авторская позиция явно не на стороне коммунистов, затеявших террор и расстрелы. Слишком правдиво описаний происходящих на Дону событий, да и сам главный герой - так и не стали как это было принято, коммунистом. В сущности после многолетних, многократно вспыхивавших спором устоялись две точки зрения на авторство «Тихого Дона». А.И. Солженицын приводит доводы в пользу версии, отрицающей авторство М.Шолохова с которыми спорит В. Кожинов. Доводы Солженицына: 1. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования. 2. Невероятно, что не казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.
Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлена черновики и рукописи романа. 5. Но (доводы Кожинова):
1. Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученических годах - не позднее 1903 г. Люди в то время формировались и взрослели рано (Вспомнить «Разгром» Фадеева, написанный им в 24-25 лет). Есть данные о том, что в 1920 г. Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного театра. Вырос в вырос в семье станичного купца, имевшего наемных работником, был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В 1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. В 1923 г. женился на дочери казацкого станичного | атамана. В 1927 г. получил отказ в принятии в комсомол. 3. Пример Л.Н. Толстого - после «Анны Карениной» уровень произведений менее высокий.
5. В любом художественном тексте можно найти несоответствия. Итак, вопрос об авторстве остается открытым. Возможно," он подогре-' вается естественным стремлением человека к загадочному, необъяснимому. Но главное - роман существует, давно стал достоянием мировой культуры, и вряд ли так уж важно, кто его автор. 1. определить жанр романа. Какие семьи находятся в центре повествования? Как описывает Шолохов хутор? 2. Индивидуальное задание: Доклад по истории казачества (или сообщение учителя, в зависимости от уровня класса.) Урок 19 (80) Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». Цель урока: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере поражения Шолоховым казачьих семей. Оборудование урока: репродукции с изображением жизни казаков. Методические приемы: проверка домашнего задания; повторение теории литературы - определение жанра романа; доклад-сообщение об истории казачества; беседа о жизни семей, поставленных Шолоховым в центр повествования; сопоставление с романом Л.Н. Толстого «Война и мир», изображением казачества у Н.В. Гоголя. Ход урока 1. Слово учителя "Тихий Дон" — прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно- исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью что всегда волновало Шолохова больше всего, — внутреннее богатство сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России. Действие "Тихого Дона" продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами "Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь". Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской. Но не сами революции становятся кульминацией произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918г., изображенная в конце второй книги "Тихого Дона". В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняете*] Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. -Советскую власть без коммунистов, против политики "расказачивания", значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги. Наша задача - разобраться в сложном содержании романа, понять а торскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в год страшных исторических катаклизмов, ломки, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны. И. Проверка домашнего задания - подход к определению жанра романа Слово учителя Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг. - Почему изменился первоначальный план? (Сам автор объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса... Начал с этого... Написал листов 5-6 печатных. Когда написал почувствовал, что не то... Для читателя останется непонятным - почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак*! Что за область Войска Донского?») - Сопоставьте историю замысла автора «Тихого Дона» с замыслами Л.Н. Толстого в работе над «Войной и миром». (Л.Н. Толстой начинал работу над «Войной и миром» с замысла романа о декабристах. «Декабристы» вывели автора на историю возникновения этого движения, к началу XIX века.) - Что такое роман? (Роман - эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.) - Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра? (Особенность произведения Шолохова в том, что это роман-эпопея, разновидность романа, с особой полнотой охватывающая историческиII процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. В русской литературе дни таких ярких примера - «Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова,) - Сколько лет отделяет эти романы? Сколько лет отделяет действие этих произведений? (Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого.) Слово учителя Сразу бросается в глаза противопоставление обоими писателями мира войны. Сначала речь пойдет о мире, в том двойном смысле, который заключен в названии романа Толстого: мире как антитезе войны и мире как стихий народной жизни. Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее «сложных» провинций России - на Дону. Кто же составляет население Донской области. Кто такие казаки? III. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение- : оклад ученика (или учителя). Информация для учителя. Казачество определяют как военное сословие в России в XVIII- начале XX века. В XIV-XVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В XV-XVI вв. возникают самоуправляющиеся общины так взываемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти _с полагались за границами России, по ее окраинам - на Днепре, Дону, Волге, Урале. Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний 1 Украине в ХУ1-ХУП вв. и крестьянских войн в России ХУП-ХУШ вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь - «Тараса Бульбу» Гоголя). Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегирован-: военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бун-К началу XX века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). В 1916 году казачье население составляло 4,4 "н. человек, владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало до 300 000 казаков. Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные ка-,. г! северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни бога- л охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские «шли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол :оизошел в гражданскую войну (зажиточные - на стороне белых, беднота - на гоне красных). 1920 г. - казачество как сословие упразднено. 1936 г. - созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне. - Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение? (Спор Штокмана с казаками.)- Кому противопоставляют себя казаки? (Хохлам, русским, мужикам (самое ругательное слово у Митьки Коршунова). Комплекс превосходства - см. книгу первую, ч.2, гл.5 романа.) - Каков образ жизни казаков? (Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу со своим конем, со «справой», периодически отбывать лагеря, сборы.) Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачеств традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска - войсковой атаман; станичные атаманы, походные. - Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования? (В центре повествования - несколько семей хутора Татарский станицы Вёшенской, откуда родом сам автор. Это семьи Мелеховых, Коршуновых] Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых.) Рекомендация для учителя Находим описания эпизодов из жизни семей (вторая часть домашнего задания): «История Прокофия Мелехова» (ч.1, гл.1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (чЛ, гл.2), «На сенокосе» (ч.1, гл.9), сцены сватовства Григория и Натальи (ч.1, гл. 15-22), «Призыв на воинскую службу» (ч.2| гл.21). Так при анализе эпизода «На сенокосе» рекомендуем обсуждение по следующим вопросам:
- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод? Отметить: нет идеализации казаков, народной жизни (Вспомнить «Олесю» Куприна, «Деревню» Бунина, чеховские рассказа «В овраге» «Ванька», «Спать хочется» - дикие нравы, невежество, жестокость). Остановиться на эпизодах, характеризующих нравы: гульба на свадьбе, (книга первая, чЛ, гл. 21, 23); драка с хохлами (книга первая, ч.2, гл.5). Для раскрытия принципов, на которых строится казачья семья, остановимся на анализе эпизода наказания Григория отцом за гульбу с Аксииьей (Т.1, книга 1, глава 10). Обсуждение по следующим вопросам:
- Как поведет себя Григорий, года отец осуществит свое намерение женить его? Выводы (учащиеся делают запись в тетради): Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком диалектом). Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты. Уже с истории деда Григория, Прокофия, входит в роман трагическое, предопределяющее развитие событий. Уличное прозвище Мелеховых Турки. Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди, главные ценности у Мелеховых - доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие («Работящая семья и при достатке», - говорит мать Натальи; «Мелеховы - славные казаки», - дед Гришака; Мирону Григорьевичу «в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе»). Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, путанные сложные отношения обрываются с войной. Домашнее задание .Батальные сцены III части романа. Анализ. Роль эпиграфа к III части романа. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова». Урок 20 (81) Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека. Методические приемы: повторение изученного материала (произведя Л.Н. Толстого, А.И. Куприна), анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей (Первая мировая война). Ход урока Слово учителя Война - сначала Первая мировая, потом гражданская - антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и стани- - Смотрите также:
II. Сообщение
137.97kb.
Сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества
25.65kb.
Функция Удаление сообщений
81.98kb.
Библиотека украинской литературы приглашает 2 февраля, суббота. 12. 00. Большой зал
41.08kb.
Солнечное затмение 22 июля 2009г
25.69kb.
Рекомендаци и
72.24kb.
Сообщения
144.23kb.
Урока I. Сообщение темы занятия
241.6kb.
1 Газетное сообщение: Если защита от паводков не достаточна Мостки как в Венеции
16.76kb.
… Как вы понимаете слова В. Набокова. ( высказывания учащихся) к эпиграфу на слайде добавляется портрет Н. В. Гоголя. Сообщение заранее подготовленных учеников – Группа 1
53.94kb.
Гбоу цпприК «Ясенево» (далее Центр) расположен в здании гбоу детский сад №1052 и занимает его правое крыло. Центр имеет сообщение с детским садом, имеет шесть запасных и один основной выход
16.13kb.
Узнай состояние подписки с помощью sms!
7.76kb.
|