Главная страница 1

Тема урока: Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя. Современное звучание произведения.

Цели урока:

Образовательная. Познакомить учащихся с темой « маленького человека» в повести

Н.В. Гоголя «Шинель»



Развивающая. Развивать образно-ассоциативные способности учащихся, подчеркивая близость между словесными и зрительными образами.

Воспитательная. Воспитывать интерес к русской литературе. Убедить детей на примере повести «Шинель» в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что важно уважать достоинство в каждом, даже самом обычном, незаметном человеке.


Оборудование урока: издание повести Н.В.Гоголя «Шинель», экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Домашнее задание

  1. Работа в группах:

Группа 1. История создания цикла «Петербургские повести» (сообщение и слайды).

Группа 2. Абсурдность Акакия Акакиевича.



  1. Вопросы к уроку учащиеся получают заранее

Учитель подготавливает две карточки для работы на уроке:

Карточка 1. Фантастическое в повести «Шинель». Почему Гоголь использует в своей повести элементы фантастики? (Напомнить классу эпизод с элементами фантастики.)

Карточка 2. В чем вы видите современное звучание повести Гоголя? Нравственные проблемы, поднимаемые в повести.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

На экране слайд с эпиграфом: Когда же в бессмертной « Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал великим писателем, которого до сих пор произвела Россия» В. Набоков

Как вы понимаете слова В. Набокова. ( высказывания учащихся)



К эпиграфу на слайде добавляется портрет Н.В.Гоголя.

Сообщение заранее подготовленных учеников – Группа 1.

( Остальные записывают в тетради материал со слайдов.)



Два человека в течение урока будут работать по карточкам.

1 карточка – Фантастическое в повести «Шинель». Почему Гоголь использует в своей повести элементы фантастики? (Напомнить классу эпизод с элементами фантастики.)

2 карточка – В чем вы видите современное звучание повести Гоголя? Нравственные проблемы, поднимаемые в повести.

Слово учителя: « Шинель» гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный - не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое « заставляет задуматься», не поймут, о чём же написана « Шинель». Это слова В. Набокова.

- Как вы думаете, почему они были сказаны?

-Как вы понимаете слова иррациональное, абсурд?

Внезапное смещение рациональной жизненной плоскости может быть осуществлено различными способами, и каждый великий писатель делает это по-своему. Гоголь добивается его комбинацией двух движении: рывка и парения. Представьте себе люк, который открылся у вас под ногами с нелепой внезапностью, и лирический порыв, который вас вознес, а потом уронил в соседнюю дыру. Абсурд был любимой музой Гоголя. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического,- более того, у Гоголя оно граничит с трагическим. Было бы неправильно утверждать, будто Гоголь ставит своих персонажей в абсурдное положение. Вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден.

- В чем же абсурдность Гоголевской « Шинели»?

- В чем абсурдность Акакия Акакиевича?



Группа 2. Учащихся рассказывает об абсурдности Акакия Акакиевича.

Учитель помогает сделать соответствующие выводы.

Акакий Акакиевич абсурден потому, что он трагичен, потому, что он человек, и потому, что он был порождён теми самыми силами, которые находятся в таком контрасте с его человечностью.

Зачитывается эпизод.

Учитель. Итак, ребята, Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Акакия Акакиевича, его ограниченности, скудости интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Писатель как бы отстраняет все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом дает другое: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка. Почему? Свяжите, пожалуйста, ваш ответ с высказыванием Ф.М. Достоевского.

(На слайде появляется второй эпиграф): «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

(Униженный и оскорбленный, задавленный вечной нуждой человек – прежде всего ЧЕ-ЛО-ВЕК.)



  1. Проверка домашнего задания:

Для работы оформляется таблица.

1. Какова главная тема повести?

2. Как подчеркивается типичность героя и ситуация?

3. Какая личность перед нами?

4. Чем стала для него идея приобретения шинели?

5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

6. Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине?

(Правая часть таблицы заполняется самостоятельно)



Давайте заслушаем ответы ребят, которые работали на уроке по карточкам. Итак, какова же роль фантастики в повести? (Карточка 1: Фантастическое в повести “Шинель”. Почему Гоголь использует в своей повести элементы фантастики? (Напомнить классу эпизод с элементами фантастики.)

  1. Зачитывается эпизод.

(Почему Гоголь использует элементы фантастики, мистики? Была цензура. Герой не мог спорить с властями в здравом уме. Бунт героя, его дерзкое поведение автор мог использовать только на грани помешательства, только с элементами фантастики или в бреду. Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя).

  1. (Карточка 2: В чем вы видите современное звучание повести Гоголя? Нравственные проблемы, поднимаемые в повести.)

(Башмачкин мечтал о шинели, по ней определяли статус человека. Без шинели человек – пустое место. Повесть актуальна, злободневна и теперь. Что мы видим сегодня: человек не успешен, не имея атрибутов состоятельности. Чуть раньше – это золотая цепь, малиновый пиджак. Сегодня – это престижная модель машины, ноутбук и т.д. С человеком, не имеющим таких атрибутов состоятельности, никто не станет заключать деловой договор. Такой человек вызывает НЕДОВЕРИЕ. И важно то, что не только общество требует от человека, а и сам человек чувствует себя неуверенно, не имея подобной атрибутики. Т.е. ЛИЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

  1. Обобщение урока.

Итак, мы вышли на второй эпиграф урока – на высказывание Достоевского. В каждом человеке есть униженные. Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. Кто-то вроде «значительного лица» может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – качества, которые не предусмотрены служебными отношениями… Сегодня мы раскрыли не только социальный аспект проблемы, но и философский. Подтверждение этому – слова Достоевского «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Самосознание, самоощущение каждого человека, достоинство каждого человека надо уважать, несмотря ни на что. У человека может быть низкий уровень культуры, образованности, пользу он может приносить не такую, как другие (например, один занимается конструированием самолетов, а другой моет посуду), но ДОСТОИНСТВО нужно уважать в каждом. В этом философский аспект проблемы. Все мы вышли из шинели – в этом гуманизм Гоголя. И воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму…

  1. Подведение итогов. Итак, ребята, мне понравилась ваша подготовка к уроку. Интересными были ваши сообщения. Я довольна вашей работой



Смотрите также:
… Как вы понимаете слова В. Набокова. ( высказывания учащихся) к эпиграфу на слайде добавляется портрет Н. В. Гоголя. Сообщение заранее подготовленных учеников – Группа 1
53.94kb.
Урок в 7 классе по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Учитель: Ларина Н. Н. 28. 11. 2009 Ведущая образовательная технология
110.04kb.
Описание особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности
120.67kb.
II. Сообщение
137.97kb.
Цель: познакомить учащихся с духовными переживаниями, мироощущением, с трудной женской судьбой М. Цветаевой через стихи. Раскрыть ее многоликий образ. Оборудование
156.72kb.
1. Предмет и задачи дисциплины Место лексикологии в ряду других лингвистических дисциплин
54.32kb.
Конкурс состоит из трех туров: Девять учеников нашей школы участвовали в первом туре. Во второй тур прошли трое учащихся
28.89kb.
Классный час. 7 кл. Основная цель: приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры
64.62kb.
«Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
55.18kb.
Урока I. Сообщение темы занятия
241.6kb.
Возникновение философии религии древней греции
4548.95kb.
Тема: «Живое пламя» памяти (по рассказу Е. Носова)
49.62kb.