Главная страница 1

Тема: «Живое пламя» памяти (по рассказу Е.Носова)

Цели: познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа; подвести учеников к мысли о том, что жизнь нужно прожить достойно; развивать умение анализировать художественный текст.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, рисунки учащихся, песня Ю.Антонова «Маки».

Ход урока.
I.Подготовка к восприятию.

«Маки, маки, красные маки – горькая память земли»…

Вступительное слово учителя.

Через несколько дней вся страна будет отмечать великий праздник – Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, самой кровопролитной и жестокой войне XX векаЁ унесшей миллионы человеческих жизней. Прошли десятилетия, но память о тех, кто пожертвовал собой, защищая родину, живёт – живёт в песнях и стихах о войне, в рассказах и кинофильмах, в воспоминаниях фронтовиков, в пламени Вечного огня…

Евгений Носов – фронтовик. Он принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое войной.

-Что вы знаете о судьбе писателя?

(Е.Носов в 1943 году пошел на фронт, в 1945 под Кенигсбергом был ранен. Школу заканчивал уже после войны – его часто принимали за нового учителя.)

Евгений Носов - один из тех, кто знает о войне не понаслышке; один из тех, кто ковал Победу собственными руками. В своём рассказе «Шопен, соната №2» он писал:

«Я хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, передали своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»

Евгений Носов умер в 2002 году, но он сумел передать нам священную память о павших в своих рассказах о войне. В них нет описаний жестоких боев и сражений, наступлений и атак…, хотя сам писатель участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток.

В этих маленьких рассказах почти не упоминается о войне, и всё-таки все они посвящены ей и тем, кто сложил головы на её полях. Один из рассказов называется «Живое пламя».
II.Чтение рассказа в классе.

Опережающее задание:

- Подумайте, что символизируют маки в рассказе?
III.Определение уровня читательского восприятия.

-Понравился ли вам рассказ?

-Почему он называется «Живое пламя»?

- От чьего имени ведется рассказ?
IV.Восприятие, осознание, осмысление.

-О чем рассказ?

(Внешне – о ярком цветении мака, но есть здесь и глубинный смысл. Мы определим его в процессе работы над рассказом)



- Давайте выделим смысловые части и составим цитатный план рассказа.
План

  1. «Ну какой из мака цвет…»

  2. «Клумба стала неузнаваемой».

  3. «Зажженные факелы».

  4. «И у людей так бывает».

  5. «Живой огонь».


Задания.

- Найдите часть, в которой дано описание клумбы. Прочитайте его.

Лексическая работа.

Куртина – обложенная дерном гряда, клумба;

группа деревьев и кустарников одной породы.


- Зачем писателю потребовалось такое подробное описание? Какие художественные средства он использовал?

(Чтобы показать, что цветы, посаженные тётей Олей, красивы и разнообразны. Но даже они меркнут и становятся незаметными, когда распускаются маки - даже если их всего три.)

- Как же цветут маки? Почему они затмевают остальные цветы? Найдите в тексте.

- как выражает автор впечатление от цветения маков?

(сразу опалит, стало пусто)



-Какой из ваших рисунков наиболее удачно передает это ощущение?
Разговор с тётей Олей.

- В каких словах, по-вашему, заключается главный смысл рассказа?

(«Да, сгорел…короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»)



- К кому из героев рассказа можно отнести эти слова?

- О сыне тёти Оли Носов сказал всего несколько слов. Что мы узнаем из рассказа о судьбе Алексея?

- Представить себе подвиг военного лётчика, увидеть, как он направил свой горящий самолет на врага, поможет нам стихотворение Людмилы Поповой.
Капитан Гастелло 


Под крыльями бой


на речном берегу.

Фашистские танки.

Пехота.

Взвились «мессершмитты».



 

И он по врагу

Ударил из всех пулеметов.

Не скрыться пиратам в глуши облаков,-

Не зря с эскадрильей летел он.

Пускай они помнят - уйти нелегко

От пуль капитана Гастелло.

Уже загорелся один «мессершмитт».

К другому - крутым разворотом...

Но что это?..

 

Вражьей зениткой пробит



Бензиновый бак самолета...

Слепящего пламени вздыбился вал

И с дымным смешался туманом.

Но крепко рука его держит штурвал

И зорки глаза капитана.

Прыжок?..

 

Это значит, что плен впереди,



Что сдался орде оголтелой...

Нет, враг просчитался,-

есть выход один,

И только один у Гастелло: Вниз!

К вражеским танкам,

К цистернам, винтом  

На черные вражьи колонны...

 

На них самолета



пылающий ком

Он бросил рукой опаленной.

Она еще держит горящий штурвал,

И землю глаза различают.

Сейчас забушует там огненный шквал,

Победу его возвещая.

И если бы несколько жизней имел,

За родину отдал бы смело...

И громом неслыханным

взрыв прогремел.

И вечною славой - Гастелло.

 

1941






- Почему тётя Оля изменила свое отношение к макам?
(Они – память о её сыне. Алексей не вернулся с войны, но он навсегда в сердце матери. Тётя Оля говорит о нем как о живом. Его портрет висит в горнице , сын всегда рядом с мамой. Ведь все, кто пал на войне, - живы. Они живут в нашей памяти.)



(Стихотворение В. Сидорова «Былые годы»)
- Удалось ли Е.Носову предать « священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу»?

(Да, потому что невозможно остаться равнодушным к судьбам тех, кто сгорел в огне войны, как вспыхнувший факел, как маки, ради того, чтобы мы жили сейчас на этой земле.)





(Стихотворение В. Сидорова «Огонь и смерть»)
V.Заключительный вопрос.
- Что же символизируют маки в рассказе «Живое пламя»?

(Жизнь можно прожить короткую, но яркую. Маки – символ такой жизни. Символ памяти о тех, кто погиб на фронтах войны).


(Песня Юрия Антонова «Маки»)





Смотрите также:
Тема: «Живое пламя» памяти (по рассказу Е. Носова)
49.62kb.
Урок литературного чтения во 2классе Тема: Н. Н. Носов
47.68kb.
Цель: изучить способы представления чисел в памяти компьютера
26.66kb.
«В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
44.27kb.
Международные научные чтения памяти Н. Ф. Федорова XII международные научные чтения памяти Н. Ф
21.96kb.
Документ 68. Истоки цивилизации
176.26kb.
«По волнам памяти» устный журнал с использованием икт
111.63kb.
Урок по рассказу А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе
185.47kb.
Прерывание процесс переключения центрального процессора с одной программы на другую по внешнему сигналу с сохранением информации для возобновления работы прерванной программы
90.4kb.
День памяти жертв голодомора и политических репрессий в Украине
71.41kb.
«Множества в литературе»
86.54kb.
Введение в проблему
378.34kb.