Главная |
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. КРАСНОАРМЕЙСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Открытый урок в 7 классе по повести Н.В. Гоголя Учитель: Ларина Н.Н. 28.11.2009
Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, доска с записью темы: «Бранное, трудное время», репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», рисунки детей к произведениям Н.В. Гоголя, карточки с заданиями, природный материал для изготовления маски, жетоны, репродукция картины Д.Левицкого. Примечание: в игру могут принимать участие 2-3 команды. За каждый правильный ответ вручается 1 жетон, подсчет жетонов по окончании игры определяет команду – победительницу. В ряде конкурсов («Мысль изреченная», «А поворотись –ка, сын!») целесообразно использовать пятибалльную систему оценки. Ход игры.
«Тарас Бульба, эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достоянная Гомера; - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик XIX в. В.Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».
1 конкурс «Разминка». Учитель: «Г-н Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». <�…> Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного <�…>, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», - писал В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Наш конкурс – разминка – как раз и построен на материале произведений, составляющих сборники «Вечера на хуторе близ Диканки» и «Миргород». С этими повестями вы знакомились, готовясь к урокам внеклассного чтения в 5-6 классе. Хорошо ли вы из помните, - выявят вопросы сегодняшней викторины.
(По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством»).
(Это хата Вакулы, героя повести «Ночь перед Рождеством»).
(В повести «Страшная месть» читаем: «Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась… Но старики, которые живут и в Венгрии и Галичской земле, лучше знаю это и говорят: что то хочет подняться выросший в земле великий, великий мертвец и трясёт землю»).
(Потрусь, «Вечер накануне Ивана Купалы»).
(«Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством»).
(Оксана. «Ночь перед Рождеством»).
(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») 2 конкурс «Портретная галерея» Учитель: Белинский писал о Гоголе: «… он верен жизни. Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его…» Давайте всмотримся в лица гоголевских героев. На доске закреплены портреты персонажей различных произведений (без подписей), нарисованные обучающимися. Нужно угадать, кто на них изображен. 3 конкурс «Лик его ужасен» Учитель: «- Приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца. И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле… Длинные веки опущены были до самой земли. <�…> «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул». Каким предстал главарь нечисти перед Хомой, мы не узнаем никогда: безвременно почивши, философ унес сию тайну в могилу. А каким вы представляете себе Вия? Воссоздайте облик персонажа народных преданий. Это конкурс поделок их природных материалов: древесины, коры, шишек, веток и т.д. Учитель: В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы ее усвоили. Словесный марафон (для всей команды) Задача игроков – «узнать» эти реалии и назвать их. Задание команде № 1. Кушания. - сухая лепешка из пшеничной муки. - жидкая каша с салом. - жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом Общее название сладостей. - водка. (корж, куличи, саламата, пундики, горилка) Одежда. - мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади - широкий плащ - шнур, которым стягивался пляс шаровар - пояс с кошелем, в который насыпали червонцы - блуза или кружевной нагрудник (казаки, епанча, очкурок, черенок, шемизетка). Задания для капитанов команд. Дать объяснение словам, записанным на карточках. Карточка для капитана из команды № 1. Яр, свитка, мазунчик, рожны, рада (овраг; род полукафтанья; балованный сынок; вертелы, железные прутья, на которых жарят мясо; сходка, собрание запорожцев). Карточка для капитана из команды № 2. Курень, Крамари, чуприна, сейли, аргамак (помещение, в котором жили казаки в Сечи; торговцы; длинный клок волос на голове; собрание депутатов от польских дворян; верховая лошадь). 5 конкурс «А поворотись-ка, сын!» (конкурс инсценировок) На данном этапе состязаний команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести. 1 команда – встреча Тараса Бульбы с сыновьями (1 гл). 2 команда – диалог Андрия и татарки (5 гл.) 6 конкурс «Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями» В ходе состязаний обучающиеся должны примерить на себя «маски» литературных персонажей и от лица героев повести «Тарас Бульба» ответить на ряд вопросов ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» героями «самих себя»: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» персонажа и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идет речь. Задания для игроков команды № 1 (Тарас Бульба) Узнай себя: «…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. <�…> Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия». Вопросы.
(«… кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все – таки поставит на своем) Задания для игроков команды № 2 (Андрий) «Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. <�…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, <�…> понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодочий всех в стае» Вопросы: 1. Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится», из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив: «Кто сказал, что моя Отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то…» - так что же такое родина в вашем представлении? («…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!» Последняя фраза, как известно, обращена к возлюбленной – дочери воеводы) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите, как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли, красивейшей и лучшей из жен. (Один раз… наехала почти на нею колымага какого-то польского пана, <�…> возница… хлыснул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули и Андрий… шлепнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу…») 7 конкурс «Званье вершить ратные дела» Учитель: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в тяжелом XV в., когда «бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух». В Сечи указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов», которые имели благородное убеждение мыслить, что… неприлично благородному человеку быть без битвы». О славных воинах – запорожцах пойдет речь в ходе настоящего конкурса. Задания для капитана команды № 1. Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Задания для капитана команды № 2. Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль) Задание командам. Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Воинские подвиги каких героев здесь изображены? Отрывок № 1. «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман <�…> увидевши, что лучшей половины курения его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней… пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко) Отрывок № 2 «Так есть же такие, которые бьют вас, собак! – сказал он, кинувшись на него. И уже так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела казацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянул лях, а (герой) принялся рубить и крестить оглушенного. (Мосий Шило) (конкурс афоризмов) На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Учитель последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по 1-ому слову, команда получает 5 б. В случае, когда приходится раскрывать второе слово, на командный счет поступит 3 балла. Наконец команда, правильно определившая афоризм лишь с 30ей попытки, получает 1 балл. Афоризм № 1 – «Терпи, казак, - атаман будешь» Афоризм № 2 – «Нет уз святее товарищества» Вопросы: Кому из героев повести принадлежит данное высказывание? Как эти слова помогают понять характер говорящего, его образ мыслей? 9 конкурс «Вечный пир …души» Учитель: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезынтересны. Давайте поговорим о них. Вопросы игрокам команды № 1.
Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)
Вопросы игрокам команды № 2. 1. Обращаясь к сыновьям, Тарас Говорит: «Не слушай, сынку матери: она – баба, она ничего не знает <�…> А видите вот эту (?) Вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого казака? (саблю) 2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв время запорожцам отдавалось (чему?) – признаку широкого размета душевной воли» Так что же считалось в Сечи признаком широты души? («Все прочее время отдавалось гульбе») 3. Литавры грянули, - и скоро на площадь, как имели стали собираться черные тучи запорожцев… кошевой с (?) в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом» Что же служило знаком отличия кошевого атамана? (палица) 4. «Если казак проворовался… его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него (?), которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть» Назовите орудие, с помощью которого проводилась сия экзекуция? (Дубина) III Заключительная слово учителя. Приступая к работе над «Тарасом Бульба», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного, трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!... откуда развивается воля и казачество на всю Украину», Хочется надеяться, что нравственные уроки про-ния не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчеркивал: «После» «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повесть г. Гоголя». IV. Подсчет баллов и награждение команды – победительницы. Смотрите также:
Урок в 7 классе по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Учитель: Ларина Н. Н. 28. 11. 2009 Ведущая образовательная технология
110.04kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
«Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
55.18kb.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
22.27kb.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
101.5kb.
Урок в 9в классе: «Импульс тела» (учитель высшей категории лицей №44 Чернова О. Н.)
137.43kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Урок математики в 6 классе на тему: «свойства действий с рациональными числами
86.1kb.
Урок в 8 классе на тему «Роль времен года в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
33.89kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Открытый урок английского языка в 6 классе Учитель: Луцева Светлана Владимировна
31.27kb.
Урок истории в 7-м классе Пётр I является великим реформатором
54.41kb.
|