Главная страница 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Г. КРАСНОАРМЕЙСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок в 7 классе

по повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»

Учитель: Ларина Н.Н.

28.11.2009
Ведущая образовательная технология – игровая
Цели:


  1. Выявить у школьников «знания текста».

  2. Развить зоркость и чуткость читательского восприятия.

  3. Привить им интерес и любовь к классическим произведениям.

  4. Приобщить к сценическому искусству и выявить одаренных детей.


Оборудование:

Портрет Н.В. Гоголя, доска с записью темы: «Бранное, трудное время», репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», рисунки детей к произведениям Н.В. Гоголя, карточки с заданиями, природный материал для изготовления маски, жетоны, репродукция картины Д.Левицкого.


Примечание: в игру могут принимать участие 2-3 команды. За каждый правильный ответ вручается 1 жетон, подсчет жетонов по окончании игры определяет команду – победительницу. В ряде конкурсов («Мысль изреченная», «А поворотись –ка, сын!») целесообразно использовать пятибалльную систему оценки.
Ход игры.


  1. Вступительное слово учителя.

«Тарас Бульба, эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достоянная Гомера; - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик XIX в. В.Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».


  1. Игра.

1 конкурс «Разминка».

Учитель: «Г-н Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». <�…> Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного <�…>, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», - писал В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Наш конкурс – разминка – как раз и построен на материале произведений, составляющих сборники «Вечера на хуторе близ Диканки» и «Миргород». С этими повестями вы знакомились, готовясь к урокам внеклассного чтения в 5-6 классе. Хорошо ли вы из помните, - выявят вопросы сегодняшней викторины.



  1. В какой повести Гоголя сын и отец являются соперниками в любви? («Майская ночь или Утопленница»)

  2. В повести «Вий» Тиберий Горобец говорил о том, как совладать с ведьмой. В чем же состоял его совет? («А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей…»).

  3. Перед вами парадный портрет русской императрицы (репродукция «Императрица Екатерина II»). Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далекого малороссийского чела Диканька. В чём состояла царская милость? Назовите имя российской самодержицы.

(По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством»).

  1. «…Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах. – А чья это такая размалеванная хата – изумился проезжавший через Диканьку архиерей». Ответьте, пожалуйста, на вопрос «преосвященного».

(Это хата Вакулы, героя повести «Ночь перед Рождеством»).

  1. В одной из повестей Гоголя дано очень необычное и жуткое объяснение причин землетрясений. Какое? Назовите это произведение.

(В повести «Страшная месть» читаем: «Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась… Но старики, которые живут и в Венгрии и Галичской земле, лучше знаю это и говорят: что то хочет подняться выросший в земле великий, великий мертвец и трясёт землю»).

  1. Перед вами растение – один из видов папоротника. Приходилось ли вам видеть его цветение? А вот некий гоголевский герой имел счастье (или несчастье) воочию наблюдать это чудо. Назовите героя и произведение.

(Потрусь, «Вечер накануне Ивана Купалы»).

  1. Описания природы играют важную роль в произведениях Гоголя. Две повести «Вечеров» даже начинаются с пейзажа. «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии». Или: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды». Вспомнили? Какие же повести так начинаются?

(«Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством»).

  1. «…И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртами провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет на селе». Кто же эта первая красавица Диканьки?

(Оксана. «Ночь перед Рождеством»).

  1. «Скучно на этом свете, господа». Какую из повестей Гоголя венчает сия сакраментальная фраза?

(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
2 конкурс «Портретная галерея»

Учитель: Белинский писал о Гоголе: «… он верен жизни. Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его…»

Давайте всмотримся в лица гоголевских героев.

На доске закреплены портреты персонажей различных произведений (без подписей), нарисованные обучающимися. Нужно угадать, кто на них изображен.



3 конкурс «Лик его ужасен»

Учитель: «- Приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле… Длинные веки опущены были до самой земли. <�…> «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул». Каким предстал главарь нечисти перед Хомой, мы не узнаем никогда: безвременно почивши, философ унес сию тайну в могилу.

А каким вы представляете себе Вия? Воссоздайте облик персонажа народных преданий.

Это конкурс поделок их природных материалов: древесины, коры, шишек, веток и т.д.
4 конкурс «Во вкусе того бранного трудного времени»

Учитель: В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы ее усвоили.

Словесный марафон (для всей команды)

Задача игроков – «узнать» эти реалии и назвать их.

Задание команде № 1.

Кушания.


- сухая лепешка из пшеничной муки.

- жидкая каша с салом.

- жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом

Общее название сладостей.

- водка. (корж, куличи, саламата, пундики, горилка)
Задание команде № 2.

Одежда.


- мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади

- широкий плащ

- шнур, которым стягивался пляс шаровар

- пояс с кошелем, в который насыпали червонцы

- блуза или кружевной нагрудник

(казаки, епанча, очкурок, черенок, шемизетка).

Задания для капитанов команд.

Дать объяснение словам, записанным на карточках.

Карточка для капитана из команды № 1.

Яр, свитка, мазунчик, рожны, рада (овраг; род полукафтанья; балованный сынок; вертелы, железные прутья, на которых жарят мясо; сходка, собрание запорожцев).


Карточка для капитана из команды № 2.

Курень, Крамари, чуприна, сейли, аргамак (помещение, в котором жили казаки в Сечи; торговцы; длинный клок волос на голове; собрание депутатов от польских дворян; верховая лошадь).


5 конкурс «А поворотись-ка, сын!» (конкурс инсценировок)

На данном этапе состязаний команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести.

1 команда – встреча Тараса Бульбы с сыновьями (1 гл).

2 команда – диалог Андрия и татарки (5 гл.)


6 конкурс «Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями»

В ходе состязаний обучающиеся должны примерить на себя «маски» литературных персонажей и от лица героев повести «Тарас Бульба» ответить на ряд вопросов ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» героями «самих себя»: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» персонажа и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идет речь.

Задания для игроков команды № 1

(Тарас Бульба)

Узнай себя:

«…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.



<�…> Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

Вопросы.


  1. О вас в повести сказано: «…положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю…» перечислите эти случаи. (когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были басурманы и турки, против которых он считал во всяким случае позволительным поднять оружие во славу христианства.»

  2. Вы, конечно, помните, как вскоре после приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв, и вы взялись поучать Андрия: «Неразумная голова!» <�…> Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто…» - продолжите фразу, пожалуйста.

(«… кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все – таки поставит на своем)
Задания для игроков команды № 2

(Андрий)


«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. <�…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, <�…> понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодочий всех в стае»

Вопросы:


1. Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится», из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив: «Кто сказал, что моя Отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то…» - так что же такое родина в вашем представлении?

(«…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!» Последняя фраза, как известно, обращена к возлюбленной – дочери воеводы)

2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите, как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли, красивейшей и лучшей из жен.

(Один раз… наехала почти на нею колымага какого-то польского пана, <�…> возница… хлыснул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули и Андрий… шлепнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу…»)


7 конкурс «Званье вершить ратные дела»

Учитель: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в тяжелом XV в., когда «бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух». В Сечи указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов», которые имели благородное убеждение мыслить, что… неприлично благородному человеку быть без битвы».

О славных воинах – запорожцах пойдет речь в ходе настоящего конкурса.

Задания для капитана команды № 1.

Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (сотник, есаул, кошевой, куренной атаман)

Задания для капитана команды № 2.

Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль)

Задание командам.

Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Воинские подвиги каких героев здесь изображены?

Отрывок № 1.

«Как схватились все! Как вскипел куренной атаман <�…> увидевши, что лучшей половины курения его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней… пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку».

(Кукубенко)


Отрывок № 2

«Так есть же такие, которые бьют вас, собак! – сказал он, кинувшись на него. И уже так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела казацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянул лях, а (герой) принялся рубить и крестить оглушенного.

(Мосий Шило)
8 конкурс «Мысль изреченная»

(конкурс афоризмов)

На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Учитель последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по 1-ому слову, команда получает 5 б. В случае, когда приходится раскрывать второе слово, на командный счет поступит 3 балла. Наконец команда, правильно определившая афоризм лишь с 30ей попытки, получает 1 балл.

Афоризм № 1 – «Терпи, казак, - атаман будешь»

Афоризм № 2 – «Нет уз святее товарищества»

Вопросы:


Кому из героев повести принадлежит данное высказывание? Как эти слова помогают понять характер говорящего, его образ мыслей?
9 конкурс «Вечный пир …души»

Учитель: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезынтересны. Давайте поговорим о них.

Вопросы игрокам команды № 1.


  1. Мечтая, чтобы сыновья стали истинными запорожцами, Тарас поучал их: «Ваша нежба – чистое поле да добрый (?)». Кого имел в виду Бульба? (Коня)

Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)

  1. Во время осады города Дубно Тарас вспомнил поговорку:»Запорожцы как дети: коли мало – съедят, коли много -…» Продолжите фразу (… тоже ничего не оставят)

  2. О запорожской республике Гоголь писал: «Но кого тут не было?» «… приходила на Сечь гибель народа…» Однако автор указывает: «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна (?)» Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи? (женщина)

  3. Автор отмечает: «… слишком старых не было на Сечи, ибо…» Почему же среди запорожцев не было стариков? (никто из запорожцев не умирал своей смертью)

Вопросы игрокам команды № 2.

1. Обращаясь к сыновьям, Тарас Говорит: «Не слушай, сынку матери: она – баба, она ничего не знает <�…> А видите вот эту (?) Вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого казака? (саблю)

2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв время запорожцам отдавалось (чему?) – признаку широкого размета душевной воли» Так что же считалось в Сечи признаком широты души? («Все прочее время отдавалось гульбе»)

3. Литавры грянули, - и скоро на площадь, как имели стали собираться черные тучи запорожцев… кошевой с (?) в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом» Что же служило знаком отличия кошевого атамана? (палица)

4. «Если казак проворовался… его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него (?), которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть» Назовите орудие, с помощью которого проводилась сия экзекуция? (Дубина)


III Заключительная слово учителя.

Приступая к работе над «Тарасом Бульба», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного, трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!... откуда развивается воля и казачество на всю Украину», Хочется надеяться, что нравственные уроки про-ния не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчеркивал: «После» «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повесть г. Гоголя».


IV. Подсчет баллов и награждение команды – победительницы.



Смотрите также:
Урок в 7 классе по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Учитель: Ларина Н. Н. 28. 11. 2009 Ведущая образовательная технология
110.04kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
«Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
55.18kb.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
22.27kb.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
101.5kb.
Урок в 9в классе: «Импульс тела» (учитель высшей категории лицей №44 Чернова О. Н.)
137.43kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Урок математики в 6 классе на тему: «свойства действий с рациональными числами
86.1kb.
Урок в 8 классе на тему «Роль времен года в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
33.89kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Открытый урок английского языка в 6 классе Учитель: Луцева Светлана Владимировна
31.27kb.
Урок истории в 7-м классе Пётр I является великим реформатором
54.41kb.