Главная страница 1

Урок в 4 классе

Тема: «Село моё, Заветное»

Разработала: Кочергина Татьяна Александровна – учитель начальных классов МОУ СОШ №2 с. Заветного Ростовской области

Цели: расширение и углубление знаний детей об истории родного села, знакомство с поэтическим творчеством земляков, пробуждение интереса ко всему, что связано с историей родного края, села.

Оборудование: видеоаппаратура, аудиоаппаратура, фотографии с видами села, книги о селе Заветном, сборники стихов о родном крае.

Ход мероприятия:



  1. Учитель читает отрывок из стихотворения о родном селе:

На карте мира незаметное,

Живёт с другими наравне

Село по имени Заветное

В степной задонской стороне.





  1. Рассказ учителя о возникновении села Заветного.

- В двадцатые годы 19 века по берегам рек Сал и Карасал, Амта и Загиста появились первые поселения.

Примерно в 1845 году к берегам реки Амта подъехала большая группа крестьян. Остановились они на восточном берегу. Место понравилось приезжим, да и долгий путь утомил путников. Разбили лагерь, разожгли костры… Да и остались здесь навсегда. Так прекрасны были места, как мечты простого человека о свободной жизни, что впоследствии, поселение, носившее вначале имя реки, стало называться Заветным.

А в 1846 году по указу царя Николая I была основана станица Заветная, которая 10 июля 1861 года другим указом переименована в село Заветное.

В те времена на этих калмыцких землях жили и трудились казаки, которые с самого начала стали обустраивать свой быт, строили мельницы, склады, магазины, церкви. Село Заветное издавна славилось своими ярмарками. Приезжали сюда богатые купцы из-под Москвы, Рязани, Курска и даже далёкого Петрограда, чтобы закупить скот. С тех пор минуло 165лет. Многое повидало наше село: и гражданскую войну, и ужасы Великой Отечественной. Но выстояло, не умерло, а выросло и похорошело благодаря добрым и умелым рукам людей, живущих в нашем селе.



  1. Чтение учащимися стихотворения Н.Чуба «С тех пор зовут село Заветным».

Шли казаки походным маршем,

Вели обозы грузовые,

И вдоль по тракту расставляли

Свои посты сторожевые.

Эх, Люба, Любушка моя, прощай,

Прощай до будущей весны.

Идёт казак в поход суровый,

Чтоб охранять покой страны.

Казачке грустно жить в разлуке,

В разлуке скука, маята.

Казак приехал за казачкой.

Встречай красавицу, Амта!

Эх, Люба, Любушка моя!

Казак уж строит домик на Амте.

И сразу жизнь повеселела.

Виват любви и красоте!

Посты так выросли в станицы,

Станицы в сёла превратились.

Вот так навеки наши предки

На этих землях поселились.

С тех пор зовут село Заветным,

Завет у предков был такой:

Беречь, как мать свою Отчизну

И охранять её покой.

Учитель: - Как возникло наше село? Кто был его основателем? Чем занимались казаки, казачки? Какие заветы предков мы должны помнить? Почему?


  1. Учитель: - Широко раскинул свои степные просторы наш район на самом юго-востоке Ростовской области. Скудна и неприхотлива природа нашего края. Летом нещадно палит раскалённое солнце. Ветер «астраханец» несёт пыль, горячим варом обдаёт лицо, забивая дыхание. Но зато как красив наш край весной, когда пробуждается от зимнего сна природа. По зелёному травяному ковру – разноцветье тюльпанов: красных, розовых, жёлтых, белых. Степь да степь на сколько хватит глаз… Колышется под ветром сизый ковыль, льётся, струится над землёй зыбкое марево и чудится, будто волны огромного моря простираются в необозримую даль. Вспорхнёт из-под ног мелкая пташка, замрёт на мгновение в стойке осторожный суслик. Изредка промелькнёт средь ковыля и полыни рыжий хвост лисицы, да промчится ушастый заяц. И снова тишь да безлюдье.

И посреди этих степных просторов, как зелёный оазис в пустыне, - наше село. Дома словно утопают в зелени акаций, тополей, фруктовых садов. А как похорошело оно за последние годы!

  1. Учитель: - Много замечательных стихов сочинили наши земляки о родном крае. Среди них и Зинаида Баева – учительница, поэтесса, родом из нашего района, ныне живущая и работающая в г.Азове. Она же является автором гимна нашего села. Послушайте её стихотворение «Встреча».

(Стихотворение читает учитель наизусть.)

«Встреча»

И снова степь…

Знакомый запах мяты,

Полыни горькой

И дурман-травы.

И вдоль над речкой-

Беленькие хаты,

А на курганах-

Сизые орлы.

Здесь хорошо,

И сердцу всё так близко.

Здесь детство, юность,

Молодость прошли.

Здесь ласточки летают

Низко-низко,

Поют раздольно

Песни соловьи.

Ты ,степь моя!

Душа прощенья просит.

Прими меня в простор твоих полей!

И пусть прошло

Немало зим и вёсен,

Ты стала мне дороже и милей.

Судьба моя!

Я чувств своих не прячу.

Мне этот край,

Как мир под солнцем, мил.

Под гомон птиц

Я и молюсь и плачу,

Под шум ветров

Я набираюсь сил.

Учитель: - Ребята, как вы считаете, почему стихотворение носит название «Встреча»? Какие чувства оно у вас вызвало? Какие картины всплывают в памяти поэтессы?


  1. Учитель: - Многие стихи, написанные нашими земляками, превратились в красивые песни.И у нас есть возможность прослушать одну из них.

Сначала это было просто стихотворение В. Шумилина «Село Заветное». Чуть позже Ю.Щёкотов сочинил музыку к этим стихам, и полилась над степными просторами замечательная песня. Она настолько полюбилась заветинцам, что её часто можно услышать в эфире районного радио или со сцены районного дома культуры.

(Дети читают стихотворение.)

«Село Заветное»

Когда цветёт акация,

Вокруг белым-бело.

Невестой в белом платьице

Покажется село.

Весенней песней светлою

Стучится в сердце май.

Село моё Заветное,

Заветный отчий край.

Опять меня дороженька

Далёко завела,

Но в мире нет дороже мне

Родимого села.

Пришлёт в разлуке весточку

За тысячу дорог

Село моё Заветное,

Заветный огонёк.

Звенит под солнцем травушка,

Колышется в лугах,

Спой песню мне, журавушка,

Над речкою Джурак.

Зарница предрассветная

Над степью голубой,

Село моё Заветное-

Заветная любовь.

Красуйся, сердце радуя,

С тобой твои сыны,

Заветам наших прадедов

Заветинцам верны.

Раскинулась под ветрами

Степная красота –

Село моё Заветное,

Заветная мечта!

Учитель: - Как село называет поэт в стихотворении? Какие картины нарисовал поэт словами? Опишите.



  1. Практическая работа.

Учитель: - Какие картины вы представили себе, слушая стихи о нашем селе, родном крае? Я предлагаю воссоздать эти картины, но только на бумаге в виде рисунка.

(Дети рисуют рисунки, учитель организует выставку.)



  1. Итог мероприятия.



Смотрите также:
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Урок географии в 7 классе. Тема урока : Природные зоны Африки
73.39kb.
Урок литературы в 9 классе Тема: «Моя тропа к Пушкину»
61.84kb.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Арыстан-Баба, Айша-Биби, Бабаджи-Хатун, Карахана и древнего города Отрар
32.22kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
Урок в 5 классе Тема: Созвездия
57.42kb.
Урок по музыке во 2 классе 1-е полугодие, 7 урок по программе Сергеевой Г. П., Критской Е. Д
57.29kb.
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание словсЪиЬ разделительным знаком. Закрепление
28.34kb.
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными предложениями»
53.14kb.
Урок биологии в 8 классе. Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна. Тема: Строение скелета человека.. Задачи урока
46.68kb.
Урок по рассказу А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе
185.47kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.