Главная страница 1

Природоведение

Открытый урок в 5 классе

Тема: Созвездия

Цель: Познакомить обучающихся с созвездиями; научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Кассиопеи.

Оборудование: Атласы и карта звездного неба; рисунки с изображением созвездий . Мультемедийное приложение.

Ход урока



  1. Проверка д/з

Фронтальный опрос: 1) Что является спутником Земли? (Луна) Почему ее так называют? (Она ходит вокруг Земли)2) Кто впервые вступил на поверхность Луны? (Нил Армстронг, А.Олдрин, американские космонавты) 3) Как называются ямы на Луне и как они образуются? (Кратеры, от падения метеоритов) 4)Какова температура на Луне днем и ночью? (днем- +120, ночью -170)

  1. Изучение нового материала

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Звезды»

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные,

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно и сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие.

О чем говорится в стихотворении? (о звездах)Какими словами обращаются поэты к звездам как воспевают их? ( ясные, высокие, таящие мысли, душу пленят, сердце ласкают, такие далекие)

Ребята когда вы смотрите на небо вечером,), когда стемнеет на небе, что вы видите? (звезды. Много звезд на небе? (да) Они одинаковые или разные? (разные) Какие они бывают? (большие, маленькие (карлики, гиганты, сверхгиганты) Одинаково ли светятся? какие различают? (голубые, красные, желтые) От чего это зависит? (от температуры- голубовато-белый свет-150000 это самые раскаленные, красноватые-3000,желтоватые-60000) Температура на Солнце? (внутри 15млн градусов Цельсия, на поверхности- 6000). Солнце можно отнести к звезде (да). Солнце какое по размерам? (карлик).

Как много звезд! И какие они разные. Приглядитесь получше. Среди них есть большие и маленькие,,белые и желтоватые, голубые и красные. Все звезды сияют блестят, сверкают разноцветными лучиками, точно в темном потолке прокололи крохотные дырочки, за которыми горит небесный огонь. А может быть это просто серебристые гвоздики с алмазными шляпками вбили в небесный потолок. Но мы- с вами знаем, что никакого потолка нет. Есть черное небо над Землей, которое называется (как?) Космос.

Если вы посмотрите еще внимательно, вы увидите что звезды собрались кучками, звездочка со звездочкой? Про эти кучки говорят: «созвездия»

А можете назвать тему сегодняшнего урока? ( Созвездия ) Открыли тетради записали тему урока «Созвездия»

Цель нашего урока познакомиться с созвездиями звездного неба.

Вот так же, как мы сегодня смотрим на ночное звездное небо, смотрели на него люди и тысячи лет назад. Небо заменяло им тогда и компас, и часы и календарь. По звездам находили направление путники. У звезд спрашивали, скоро ли утро. По звездам определяли, когда прейдет весна. Небо было нужно человеку всегда, во всем. И люди смотрели на него подолгу, смотрели, как зачарованные, любовались, удивлялись и думали, искали ответы на свои вопросы.

Что такое звезды? Что означают созвездия? Давайте с вами прочитаем Учебник стр50 читаем последний абзац (Созвездия –это определенные участки звездного неба). Как раньше называли созвездия? (фигуры из ярких звезд). На сколько созвездий разделено все небо?-88, Сколько можно увидеть на территории нашей страны? -54 запись в тетрадь

Ночью тихо: успокаивается ветер. Спят птицы и звери. И рождаются в этой тишине всякие сказки и легенды. Древние люди оставили нам много сказок про звезды.

Откройте карту звездного неба учебник стр 50-51, атлас звездного неба. Найдите созвездие Кассиопея, его 5 звездочек похожи на букву «М» .

Вокруг Кассиопеи расположились пять других созвездий Каких? (Цефей, Персей, Андромеда, Пегас, Кит) С этими созвездиями у древних греков связана красивая легенда об Андромеде послушайте ее

«В те далекие времена правил страной Эфиопией царь Цефей. Была у него красивая жена, Кассиопея. Но стала она хвастаться своей красотой перед волшебницами Нереидами. Обиделись Нереиды и пожаловались морскому царю Посейдону. Разгневанный Посейдон послал к берегам Эфиопии огромного кита. Как задобрить кита, чтобы оставил он бедную страну в покое?.Посоветовали мудрецы Цефею отдать киту самую прекрасную. Девушку страны, свою любимую дочь Андромеду. Привезли Андромеду на берег моря, приковали цепями к скале, оставили одну. В это время далеко от Эфиопии смелый воин Персей готовился совершить замечательный подвиг. Он пробрался на уединенный остров, где жили горгоны. Это были страшные чудовища, похожие на злых женщин. Вместо волос у них на голове копошились змеи. Каждый, кто видел их, застывал от страха и превращался в камень. Персей подкрался к горгонам, когда они спали, и одной из них отрубил голову, при этом из тела Медузы вылетел крылатый конь Пегас. На волшебных крыльях-сандалиях помчался персей по воздуху к себе на родину, спрятав в сумку отрубленную голову Медузы. Пролетая над Эфиопией, увидел Персей на берегу моря прикованную Андромеду. А кит в это время уже подплывал к берегу и готовился схватить Андромеду. Персей бросился к киту и показал ему страшную голову Медузы. И всемогущее чудовище окаменело от ужаса. Кит стал островом у берегов Эфиопии, а Персей освободил прекрасную Андромеду от цепей и отвез ее к отцу. Царь Цефей несказанно обрадовался и в благодарность отдал Андромеду в жены герою Персею»

О каких созвездиях говорилось? С чем связано имя Цефея? (о Кассиопее) Что за созвездие Персей? (победитель горгоны Медузы) Пегас крылатый конь Персея Откуда он появился? (из головы горгоны Медузы)



Физзарядка

А кто знает отгадку? «Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят».. Какую звезду называют звездой путешественников? И почему? ( Большой Ковш ) Посмотрим на звездную карту Видите семь ярких звезд. На что они похожи? -Да , на кастрюльку, на ковш с ручкой. Как называется это созвездие, что там написано? (Большая Медведица) Конечно, медведь и кастрюля мало похожи друг на друга, но в сказке все можно сделать И древние греки придумали такую легенду

«Правил некогда страной Аркадией царь Ликаон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Гера могла как волшебница, сделать все, что захочет. И задумала она превратить прекрасную Каллисто в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры-всемогущий Зевс, да неуспел. Видит –Каллисто уже нет. Ходит вместо нее, понурив голову, мохнатый зверь. Аркас, сын Зевса и Каллисто, став взрослым, как-то охотился в лесах и чуть не убил свою мать, медведицу. Чтобы такого не случилось Зевс взял Аркаса и Каллисто на небо, превратив их в созвездия: Малой и Большой Медведицы. Люди с тех пор любуются ими каждую ночь и, любуясь, вспоминают , юную Каллисто.
На самом конце ручки у ковша Малой Медведицы есть яркая звезда, которая как называется? (Полярная). Найти на небе ее нетрудно. Представьте себе на небе черную черту, проведенную через две крайние звезды ковша Б.Медведицы, как мы сейчас нарисуем (рисуем). А потом на этой черте отметьте вверх 5 «шагов» , таких, как расстояние между этими двумя звездами Б. Медведицы. Попадаете как раз на Полярную Звезду. Знать ее надо, ведь она показывает направление на Север. А всем, кто путешествует или отправляется в поход, надо уметь ориентироваться на местности. Вот Полярная звезда нам и поможет. Она одна из самых заметных Северного полушария. Если мысленно продолжить ось в космическое пространство, то она будет проходить через Полярную звезду. В результате возникает впечатление, что эта звезда постоянно находится над Северным полюсом.(отсюда и происходит ее название). Эту особенность Полярной звезды используют для определения сторон горизонта. (Просмотр диска « Полярная звезда»)

Созвездия представляют фигуры животных Какие мы видим? (Голубь, Рак, Лев, Скорпион.), героев мифологии, какие-либо предметы человека (Насос, Микроскоп, Телескоп, Весы) (просмотр диска )

«Дракон»- Созвездие, названное в честь мифологического чудовища, сторожившего сад с золотыми яблоками.

«Рысь»-созвездие из тусклых звезд. Создатель атласа звезд Ян Гевелий (18век) выделил новое созвездие, лав ему название «Рысь» ,он говорил: чтобы увидеть это созвездие, нужно обладать зоркостью рыси».



«Жираф» -молодое созвездие. Оно было выделено голландским астрономом Планцисум в 1624г . будущая супруга Исаака-Ревекка – прибыла на свадьбу на спине жирафа.

  1. Закрепление

Что такое созвездия? С какими созвездиями мы познакомились? Сколько созвездий на звездном небе? Открыли рабочую тетрадь заполнили задание №4

  1. Д/З стр50-51 Задание раб. Тетрадь стр 15 №4 5

Дома, Когда стемнеет, найдите на небе эти созвездия которые разобрали на уроке, нарисовать созвездия Б.и М. Медведицы, Полярную звезду



Смотрите также:
Урок в 5 классе Тема: Созвездия
57.42kb.
Урок географии в 7 классе. Тема урока : Природные зоны Африки
73.39kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Урок литературы в 9 классе Тема: «Моя тропа к Пушкину»
61.84kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
Урок по музыке во 2 классе 1-е полугодие, 7 урок по программе Сергеевой Г. П., Критской Е. Д
57.29kb.
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание словсЪиЬ разделительным знаком. Закрепление
28.34kb.
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными предложениями»
53.14kb.
Урок биологии в 8 классе. Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна. Тема: Строение скелета человека.. Задачи урока
46.68kb.
Урок по рассказу А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля из Хунзаха) целесообразно провести в 10 классе
185.47kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.