Главная страница 1

Урок биологии в 8 классе.

Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна.

Тема: Строение скелета человека.

.

Задачи урока:



Образовательные:

  • познакомить с основными отделами скелета человека, их строением и функциями;

  • сформировать представление о опорно-двигательной системы человека;

  • расширить умения анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

  • продолжить развитие пространственного мышления;

  • развить воображение, память, внимание обучающихся.

Воспитательные:

  • создать условия для реальной самооценки учащихся знаний о строении своего тела;

  • формировать культуру совместной деятельности;

  • воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.

Основные понятия и термины занятия: опорно-двигательная система, скелет, череп, позвоночник, скелет конечностей (верхних, нижних)

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: беседа, фронтальная работа, обучающая презентация, выполнение проверочной работы по карточкам.

Учебно-методическое обеспечение:

Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобр. учрежд /Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2003.



Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс, мультимедийный проектор, таблицы скелета человека, карточки, на которых изображены части скелета.
Ход урока

1. Организационный момент: приветствие.

2. Изучение нового материала:

(Слайд 1) Чтоб черпать полной чашей



труд, счастье, наслажденье,

залогом жизни нашей

является движенье!

В.В. Розенблат (физиолог)

Неслучайно эпиграфом нашего урока являются слова Розенбата. Какое слово является ключевым в данном эпиграфе? ( Движение). Действительно, сегодняшний урок докажет нам, что Розенблат прав. Сегодня на уроке мы познакомимся с ОДС. Тема сегодняшнего урока «Строение скелета человека». (Слайд 2)

Как вы думаете, что нового узнаете на уроке? Какие проблемы мы будем разрешать сегодня на уроке? (Слайд3). Сегодня мы узнаем все об ОДС человека, познакомимся с основными отделами скелета, их строением и функциями. Для того чтобы цель была достигнута, мы будем развивать навыки коммуникативного общения, умения анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, формировать культуру совместной деятельности.

Действительно, человек при­способлен к движению. Благодаря чему же мы перемеща­емся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совер­шаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгиба­ний, поворотов?

(Слайд 4). Обеспечивает всё это опорно-двигательная система, которая состоит из пассивной части скелета (составляет комплекс костей и их соединений скелет) и активной части скелета (мышцы, обладающие способностью сокращаться, и изменять положение костей).

А что же такое скелет! ( Слайд 5). Скелет (skeletos – высохший) – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Подумайте! (Слайд 6). Какую функцию выполняет скелет?

(Слайд 7). 1. Двигательную. Что обеспечивает двигательная функция? (Слайд 8). Обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.

(Слайд 9). 2. Защитная. Что защищает? (Слайд 10). Создаёт полости тела защиты внутренних органов.

(Слайд 11). 3. Формообразующая. (Слайд 12). Определяет форму и размеры тела.

(Слайд 13). 4. Опорная. (Слайд 14). Служит опорой телу и его органам.

Вывод по функции скелета (Слайд 15).

(Слайд 16) Скелет человека подразделяется на два отдела: осевой скелет – скелет головы и туловища, добавочный скелет – скелет верхней и нижней конечности).

(Слайд 17) (учащиеся отмечают у себя на листах) Отделы скелета (череп, грудная клетка, позвоночник, пояс верхней конечности, скелет свободной верхней конечности, пояс нижней конечности, скелет свободной нижней конечности).

А вы знаете, что голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до головы, но и передавать через голову что-либо.

(Слайд 18). Череп состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа – нижняя челюсть. Что защищает череп? Череп от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной системе. Череп выделяет крупный мозговой меньший лицевой отдел. Мозговой отдел черепа образуют следующие кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменная, височная. Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, носовые, слезные, верхнечелюстные, непарные – нижняя челюсть (учащиеся по ходу заполняют рисунок).

Самостоятельная работа учащихся (заполнение таблицы с помощью учебника). Проверка таблицы (Слайд 19).

(Слайд 20). Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный(7), грудной(12), поясничный (5), крестцовый(5), копчиковый(4-5). У человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга, От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в которой находится спинной мозг (учащиеся по ходу заполняют рисунок).

(Слайд 21). Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей (учащиеся по ходу заполняют рисунок).

Самостоятельная работа учащихся (заполнение таблицы с помощью учебника). Проверка таблицы (Слайд 22).

3. Закрепление материала.

(Слайд 23). Проверь себя



  • Какие части скелета относят к осевому скелету?

  • Что такое скелет?

  • Сколько отделов выделяют в скелете головы, какие?

  • Какие отделы выделяют в позвоночнике?

  • Сколько позвонков в грудном, шейном, поясничном, крестцовом, копчиковом отделе?

  • Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

  • Какие функции выполняет скелет?

4. Рефлексия



  • 5. Д/з С. 92, 98-99.

Ответить на вопросы с.104 №1-5.




Смотрите также:
Урок биологии в 8 классе. Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна. Тема: Строение скелета человека.. Задачи урока
46.68kb.
Урок биологии в 9 классе Цель: формирование у учащихся знаний о внеклеточных формах жизни вирусах. Задачи
139.67kb.
Урок биологии 7 класс Тема:
31.94kb.
История биологии
47.73kb.
Урок биологии в 7-м классе
35.72kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Урок «Скелет человека»
20.94kb.
Преподаватель биологии высшей категории Стяжкина Е. Е
75.53kb.
Конкурса «Учитель года Волгоградской области-2004»
89.09kb.
Программа вступительного экзамена по биологии
150.77kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.
Урок по биологии 7 класс
103.41kb.