Главная |
страница 1
Программа Спецкурса “Основы фитологии” для учащихся 10-11 классов биолого-химического отделения ТОТЛ.
Для успешного поступления выпускников ТОТЛ в институты и университеты медицинского,сельскохозяйственного и биологического профилей необходимы глубокие знания биологии.Без овладения соответствующими основами фитологии это невозможно. Фитология-сложная система научных дисциплин,изучающих растительный мир во всем его богатстве форм и жизненных проявлений.С целью изучения основ фитологии разработан данный спецкурс.Он рассчитан на 68 часов и предназначен для учащихся 10-11 классов биолого-химического отделения.Курс состоит из следующих разделов: 1.Растительная клетка. 2.Ткани. 3.Зародыш и проросток-начальные этапы онтогенеза цветкового растения. 4.Корень и корневые системы. 5.Побег и системы побегов. 6.Цветок и плод. 7.Экологические группы и жизненные формы растений. Материал спецкурса по анатомии и морфологии вегетативных органов высших растений,органов их размножения излагается в онтогенетическом и эволюционном плане.Рассмотрение строения и процессов жизнедеятельности,протекающих в растительной клетке, позволяет логично перейти к изучению строения и функций органов растений.Строение любого органа раскрывается в связи с его функциями,устанавливаются связи этого органа с другими органами,со средой обитания,обосновываются идеи целостности растительного организма.Уровень общей подготовки и развития учащихся позволяет рассматривать данные вопросы на высоком научном уровне. Курс включает теоретическую и практическую часть.Теоретические занятия используются для изучения теоретического материала,усвоения понятий,овладения определённым кругом учебно-практических умений. С вербальными формами обучения чередуются лабораторные работы.Их выполнение способствует конкретизации и более прочному усвоению знаний,позволяет активизировать процесс обучения,усилить в нём поисковые,исследовательские элементы,приобщить учащихся к логике научного решения вопросов. Организация лабораторных работ по фитологии требует серьёзной подготовки.Это относится как к оснащению занятий,так и к их содержанию.Основные требования при отборе материала-это наглядность,доступность и нетрудоемкость проведения работы.Постановка ряда практических занятий требует запасов демонстрационных материалов,которые можно заранее подготовить в рамках снежных спецкурсов,организовать целенаправленные сборы в природе. Практическая часть может быть скорректирована с учётом возможностей конкретного учебного заведения. Курс завершается темой “Экологические группы и жизненные формы растений”,в которой обобщаются знания о строении и жизнедеятельности растения как целостного организма. В конце курса предполагается зачёт. Знания и практические умения, полученные учащимися, могут быть впоследствии использованы ими в сферах своей будущей деятельности. Изучение курса способствует подготовке учащихся к выбору профессии, поступлению на соответствующие факультеты вузов. 1.Растительная клетка. Строение и разнообразие растительных клеток. Химический состав и физические свойства протопласта.Цитоплазма и органоиды клетки.Включения .Клеточная оболочка.Общая характеристика.Химический состав и молекулярная организация оболочки.Строение и рост оболочек.Вторичное утолщение оболочек. Лабораторная работа:Запасные вещества клетки. 2.Ткани. Образовательные ткани.Общие представления о меристемах.Распределение меристем в теле растения (апикальные,латеральные интеркалярные,раневые меристемы).Цитологическая характеристика меристем. Ассимиляционные ткани.Расположение в теле растения.Строение и функции. Покровные ткани.Эпидерма.Пробка.Ритидом. Механические ткани.Типы механических тканей(колленхима и склеренхима),их характеристика. Проводящие ткани.Функции и типы проводящих тканей.Общие черты ксилемы и флоэмы.Ксилема(древесина).Состав ксилемы.Строение и функции трахеальных элементов.Флоэма(луб).Состав и строение элементов флоэмы.Гистогенез ситовидной трубки. Выделительные ткани.Характеристика.Наружные выделительные ткани(трихомы,нектарники,гидатоды).Внутренние выделительные ткани(смоляные каналы,млечники). Всасывающие ткани:ризодерма,веламен,гаустории паразитных растений,гидропоты. Покровные ткани Проводящие ткани 3.Зародыш и проросток- начальные этапы онтогенеза цветкового растения Прорастание семян.Условия прорастания.Надземное и подземное прорастание.Развитие проростка.Типы проростков.Хозяйственное значение семян. Лабораторная работа:Строение семени и проростка 4.Корни и корневые системы. Типы корневых систем (гоморизная,аллоризная;стержневая,мочковатая;универсальная,поверхностная,глубинная). Дифференциация корней в корневых системах. Строение молодого корневого окончания.Поглощение корнем воды и минеральных солей.Первичное и вторичное строение корня. Специализация и метаморфоз корней.Корнеплоды,и их использование человеком. Лабораторная работа:Морфология и первичное анатомическое строение корня. 5.Побег и система побегов. Лист – боковой орган побега. Морфология листа. Простые и сложные листья. Форма и размеры листьев.Анатомия листа:эпидерма, мезофилл, проводящие и арматурные ткани листа. Фотосинтез. Дыхание. Испарение воды листьями. Старение листьев и листопад. Стебель-ось побега. Общая характеристика стебля. Анатомия стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Стебли однодольных растений. Нарастание и ветвление. Типы ветвления. Образование системы побегов. Соцветия как особый тип побеговых систем. Классификация соцветий.Простые и сложные соцветия. Специализация и метаморфоз побегов. Корневище, клубень, луковица. Понятие о каудексе. Побеги суккулентов. Лабораторные работы:Побег,почки,листорасположение. Морфология и анатомия листа. Темы соцветий. 6.Цветок и плод. Строение и развитие цветка.Расположение частей цветка. Формула и диаграмма цветка.Околоцветник.Происхождение венчика. Андроцей. Общая характеристика. Происхождение и эволюция тычинки. Микроспорогенез и мужской гаметофит. Палинология. Гинецей. Общая характеристика. Апокарпный и ценокапный гинецей. Мегаспорогенез и женский гаметофит. Цветение и опыление растений.Общая характеристика опыления.Автогамия.Аллогамия:энтомофилия,гидрофилия,орнитофилия.Некоторые случаи специализированного опыления. Оплодотворение и развитие семени. Плоды.Общая характеристика плода.Принципы классификации плодов.Апокарпные и синкарпные плоды. Соплодия. Распространение плодов и семян.Значение плодов и семян. Лабораторные работы:Морфология цветка,формула и диаграмма цветка. Строение тычинки и пыльцевого зерна. Плоды и соплодия. 7.Экологические группы и жизненные формы растений. Влияние внешних факторов на жизненную форму растений. Экологические группы растений по отношению к влаге:ксерофиты,мезофиты,гидрофиты,гигрофиты. Экологические группы растений по отношению к свету. Лианы.Эпифиты.Растения-подушки. Классификация жизненных форм растений. Распределение тем по дням: № Тема Форма работы Кол-во часов
зие растительных клеток.Протопласт.Цито- плазма и органоиды клетки. 2. Включения. Л.работа 2 Запасные вещества клетки. 3. Клеточная оболочка. Лекция 2 4. Ткани.Классификация растительных тканей. Лекция 2 Мериспимы. 5. Л.работа 2 6. Ассимиляционные ткани. Лекция 2 7. Покровные ткани.Механические ткани. Лекция 2 8. Покровные ткани. Л.работа 2 9. Проводящие ткани. Лекция 4 10. Л.работа 11. Выделительные и всасывающие ткани. Лекция 2 12. Семя.Строение и состав семян. Лекция 2 13. Прорастание семян.Развитие проростка. Лекция 2 Хозяйственное значение семян. 14. Строение семени и проростка. Л.работа 2 15. Корень.Функции корня.Типы корней.Корне- Лекция 2 вые системы. 16. Морфология и анатомическое строение корня. Лекция 4 17. Л.работа 18. Специализация и метаморфоз корней. Лекция 2 19. Побег,почки,листорасположение. Л.работа 2 20. Лист.Морфология и анатомия листа в связи Лекция 4 с его функциями.Строение листьев и листопад. 21. Л.работа 22. Стебель.Морфология и анатомия стебля. Лекция 2 23. Ветвление.Образование системы побегов. Лекция 2 24. Соцветия. Л.работа 2 25. Специализация и метаморфоз побегов. Лекция 2 26. Строение цветка.Формула и диаграмма цветка. Лекция 4 27. Л.работа 28. Андроцей.Строение тычинки и пыльцевого зер- Лекция на. 4 29. Л.работа 30. Гинецей. Лекция 2 31. Цветение и опыление растений.Оплодотворение. Лекция 2 32. Плоды и соплодия. Л.работа 2 33. Экологические группы и жизненные формы Л.работа 2 растений. 34. Зачёт. 2 68 час. Литература: 1.Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя в 2-х ч., М., Просвещение,1996 г. 2.Васильев А.Е. Ботаника.Анатомия и морфология растений.М.,Просвещение,1988 г. 3.Грин Н. Биология в 3-х тт ., М.,Мир,1990 г. 4.Кемп П. Введение в биологию,М., Мир,1988 г. 5.Рейвн П. Современная ботаника, М.,Мир,1990 г. 6.Робертс К. Молекулярная биология клетки, М.,Мир,1986 г. 7.Фукарек Ф.Растительный мир Земли. М.,Мир,1982 г. Смотрите также:
Преподаватель биологии высшей категории Стяжкина Е. Е
75.53kb.
Должность – преподаватель высшей квалификационной категории
55.97kb.
Урок биологии в 8 классе. Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна. Тема: Строение скелета человека.. Задачи урока
46.68kb.
«Производная и дифференциал». 10 класс
58.48kb.
История биологии
47.73kb.
«Декор в жизни древних обществ. Костюм Древнего Египта»
76.09kb.
В. Г. Распутина «изба» 11 класс куприянова римма ивановна, исош №1,учитель высшей категории этот урок
39.81kb.
Программа вступительного экзамена по биологии
150.77kb.
Урок в 9в классе: «Импульс тела» (учитель высшей категории лицей №44 Чернова О. Н.)
137.43kb.
Паспорт восхождения
79.97kb.
Должностная инструкция оператора вычислительных машин II категории
45.23kb.
Ульяновский региональный сегмент сети для науки и высшей школы
25.7kb.
|