Главная страница 1

Шошина Людмила Ивановна, учитель математики высшей квалификационной категории школы № 887 ЗАО
Урок-лекция с использованием компьютерных технологий по теме «Производная и дифференциал». 10 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с теоретической основой производной и дифференциала и практической направленностью этой темы.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, экран, авторская презентация (слайды) к уроку, сделанная в программе Power Point. Лекция сопровождается демонстрацией слайдов на экране.

Продолжительность урока: 45 минут.

Эта тема в математике занимает важное место, именно здесь закладываются основы аналитического мышления, формируется соответствующая интуиция, развивается логика и культура использования функциональных обозначений и методов.



I. Историческая справка.
Предметом изучения математического анализа являются количественные соотношения действительного мира. Эти соотношения выражаются с помощью числовых величин, в арифметике это постоянные величины, а в анализе переменные величины. В основу изучения зависимости между переменными величинами кладут понятия функции и предела.

Методы математического анализа получили своё развитие в XVII веке. На рубеже XVII – XVIII веков Ньютон и Лейбниц, в общем и целом, завершили создание дифференциального и интегрального исчисления, а также положили основу учения о рядах и дифференциальных уравнениях. В XVIII веке Эйлер разработал последние два раздела и заложил основу других дисциплин математического анализа. К концу XVIII века накопился огромный фактический материал, но он был недостаточно разработан в логическом отношении. Этот недостаток был устранён усилиями крупнейших учёных XIX века, таких как Коши во Франции, Лобачевского в России, Абеля в Норвегии, Римана в Германии и других.


II. Приращение функции.


Определение:

Разность называется приращением аргумента при переходе от к , а разность – приращением функции при этом переходе.





y
f(x) где
f(x)-f(a)
f(a)



0 ax x



h
Чтобы найти приращение функции f при переходе от a к a+h надо:

  1. найти значение функции f в точке a;

  2. найти значение функции f в точке a+h;

  3. из второго значения вычесть первое.




Пример 1.

Найти приращение функции при переходе от к .

Решение.







Ответ: .
III. Дифференцируемые функции.
Имеем график функции .

Если мы будем рассматривать достаточно малые промежутки, то график этой функции будет почти совпадать с прямой, то есть мы будем говорить об этой функции, что она дифференцируема (то есть линейна в малом).




Определение:

Функция f называется дифференцируемой в точке а, если её приращение при переходе от к можно представить в виде:

где k – число, а функция α бесконечно мала при h→0.




Линейная функция дифференцируема при любых значениях х.




Пример 2.

Докажем, что функция дифференцируема при любых значениях х.


Решение.

В примере 1 приращение функции имеет вид

Если положить то правая часть равенства примет вид причём .

Тем самым доказано, что функция дифференцируема при всех х.

Следующий пример выполняется учащимися самостоятельно в классе.


Пример 3.

Докажем, что функция дифференцируема при любых значениях х.


Решение.







;

;



То есть функция y=x3 дифференцируема при любых значениях х.



IV. Производная.
Если функция дифференцируема, то её приращение можно записать в виде:

Выразим из этого равенства k:



,

Но α→0 при h→0, следовательно, .

Справедливо и обратное утверждение.
Итак, мы доказали теорему:


Теорема:

Функция f дифференцируема в точке х в том и только в том случае, когда существует предел (1)

В этом случае , где .


Значение k, даваемое формулой (1), зависит от выбора х. Поэтому, если функция f дифференцируема во всех точках промежутка Х, то каждому значению х из Х соответствует своё значение k. Этим определяется новая функция на Х, которую называют производной от функции f и обозначают f′.




Определение:

Производной функции f называется функция f, значение которой в точке х выражается формулой .

Значение производной от функции f в точке х равно пределу отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.




Пример 4.

Найти производную функции .


Решение.





;

.

Следующий пример выполняется учащимися самостоятельно в классе.



Пример 5.

Найти производную функции .


Решение.











V. Дифференциал.
(1)

Мы знаем теперь, что ,

поэтому формулу (1) мы можем переписать в виде







(2)

Равенство (2) применяется для приближённого вычисления значений функции f вблизи точки а.




Пример 6.

Найти значение функции при с точностью до


Решение.

Производная этой функции равна и следовательно её значение .

Итак, если то и

Погрешность полученного значения равна , то есть , так как .

Имеем: ; .

Приращение функции состоит из двух слагаемых.

Слагаемое , а слагаемое называют дифференциалом функции и обозначают .

Таким образом,


Домашнее задание: №380 (1, 2); №390 (а); №392 (1, 2, 3); №397 (а, б).






Смотрите также:
«Производная и дифференциал». 10 класс
58.48kb.
Перечень вопросов к зачётному занятию по дисциплине «Физика, математика»
56.73kb.
Господа клиенты, Дамы. Коллеги, Друзья
49.98kb.
При решении задач используем энергетический метод
298.6kb.
7 Производная функции комплексного переменного. Условия Коши-Римана. Аналитическая функция Опр
21.28kb.
Физика 7: учеб для общеобразоват учреждений / А. В. Пёрышкин. М
208.93kb.
География. Входной контроль 7 класс. Проверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс»
179.3kb.
Г 1 класс щепетова ( 3 класс)
171.2kb.
Доклад на гуманитарной конференции 2008 Ашманов Станислав 10 класс Ремизов Павел 10 класс " Предметный мир супергероя"
134.73kb.
Школьная олимпиада по истории. 10 класс
64.63kb.
Предметная область: Биология. Возрастная группа (класс): 6 класс Полное название разработки: Итоговая контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
39.35kb.
«Размножение и развитие млекопитающих» 7 класс
133.62kb.