Главная |
страница 1
Шошина Людмила Ивановна, учитель математики высшей квалификационной категории школы № 887 ЗАО Урок-лекция с использованием компьютерных технологий по теме «Производная и дифференциал». 10 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с теоретической основой производной и дифференциала и практической направленностью этой темы. Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, экран, авторская презентация (слайды) к уроку, сделанная в программе Power Point. Лекция сопровождается демонстрацией слайдов на экране. Продолжительность урока: 45 минут. Эта тема в математике занимает важное место, именно здесь закладываются основы аналитического мышления, формируется соответствующая интуиция, развивается логика и культура использования функциональных обозначений и методов. I. Историческая справка. Предметом изучения математического анализа являются количественные соотношения действительного мира. Эти соотношения выражаются с помощью числовых величин, в арифметике это постоянные величины, а в анализе переменные величины. В основу изучения зависимости между переменными величинами кладут понятия функции и предела. Методы математического анализа получили своё развитие в XVII веке. На рубеже XVII – XVIII веков Ньютон и Лейбниц, в общем и целом, завершили создание дифференциального и интегрального исчисления, а также положили основу учения о рядах и дифференциальных уравнениях. В XVIII веке Эйлер разработал последние два раздела и заложил основу других дисциплин математического анализа. К концу XVIII века накопился огромный фактический материал, но он был недостаточно разработан в логическом отношении. Этот недостаток был устранён усилиями крупнейших учёных XIX века, таких как Коши во Франции, Лобачевского в России, Абеля в Норвегии, Римана в Германии и других. II. Приращение функции.
y f(x) где f(x)-f(a) f(a) 0 ax x h Чтобы найти приращение функции f при переходе от a к a+h надо:
Решение. Ответ: . III. Дифференцируемые функции. Имеем график функции . Если мы будем рассматривать достаточно малые промежутки, то график этой функции будет почти совпадать с прямой, то есть мы будем говорить об этой функции, что она дифференцируема (то есть линейна в малом).
Линейная функция дифференцируема при любых значениях х.
Решение. В примере 1 приращение функции имеет вид Если положить то правая часть равенства примет вид причём . Тем самым доказано, что функция дифференцируема при всех х. Следующий пример выполняется учащимися самостоятельно в классе.
Решение. ; ; То есть функция y=x3 дифференцируема при любых значениях х. IV. Производная. Если функция дифференцируема, то её приращение можно записать в виде: Выразим из этого равенства k: , Но α→0 при h→0, следовательно, . Справедливо и обратное утверждение.
Значение k, даваемое формулой (1), зависит от выбора х. Поэтому, если функция f дифференцируема во всех точках промежутка Х, то каждому значению х из Х соответствует своё значение k. Этим определяется новая функция на Х, которую называют производной от функции f и обозначают f′.
Значение производной от функции f в точке х равно пределу отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
Решение. ; . Следующий пример выполняется учащимися самостоятельно в классе.
Решение. V. Дифференциал. (1) Мы знаем теперь, что , поэтому формулу (1) мы можем переписать в виде Равенство (2) применяется для приближённого вычисления значений функции f вблизи точки а.
Решение. Производная этой функции равна и следовательно её значение . Итак, если то и Погрешность полученного значения равна , то есть , так как . Имеем: ; . Приращение функции состоит из двух слагаемых. Слагаемое , а слагаемое называют дифференциалом функции и обозначают . Таким образом, Домашнее задание: №380 (1, 2); №390 (а); №392 (1, 2, 3); №397 (а, б). Смотрите также:
«Производная и дифференциал». 10 класс
58.48kb.
Перечень вопросов к зачётному занятию по дисциплине «Физика, математика»
56.73kb.
Господа клиенты, Дамы. Коллеги, Друзья
49.98kb.
При решении задач используем энергетический метод
298.6kb.
7 Производная функции комплексного переменного. Условия Коши-Римана. Аналитическая функция Опр
21.28kb.
Физика 7: учеб для общеобразоват учреждений / А. В. Пёрышкин. М
208.93kb.
География. Входной контроль 7 класс. Проверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс»
179.3kb.
Г 1 класс щепетова ( 3 класс)
171.2kb.
Доклад на гуманитарной конференции 2008 Ашманов Станислав 10 класс Ремизов Павел 10 класс " Предметный мир супергероя"
134.73kb.
Школьная олимпиада по истории. 10 класс
64.63kb.
Предметная область: Биология. Возрастная группа (класс): 6 класс Полное название разработки: Итоговая контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
39.35kb.
«Размножение и развитие млекопитающих» 7 класс
133.62kb.
|