Главная страница 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ НА МОНОТОННОСТЬ

ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

Н.В. Худык

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Руководитель: к.п.н., доцент Чикунова О.И.

Монотонность функции – одно из свойств, которым учащиеся должны уметь оперировать не только на наглядном и рабочем уровнях, согласно концепции А.Г. Мордковича, но и на формальном уровне (знать и уметь применять строгое определение возрастающей и убывающей функций) уже к окончанию основной школы. В практике обучения зачастую складывается так, что в 10-11 классах после знакомства с аппаратом дифференциального исчисления - признаками монотонности, они остаются единственным средством исследования функции на монотонность. Тем самым огромный потенциальный ресурс элементарного исследования функций на возрастание и убывание остается не реализованным.

Мы считаем важным научить школьников применять для исследования функций на монотонность кроме определения и признаков ряд нижеперечисленных свойств.


  1. Если f (x) возрастает (убывает) на множестве М и с - константа, то:

  1. функция f (x) + с возрастает (убывает) на М,

  2. функция с · f (x), с>0 возрастает (убывает) на М,

  3. функция с · f (x), с<0 убывает (возрастает) на М.

  1. Если f (x) и g(x) возрастают (убывают) на множестве М, то:

  1. y= f (x)+ g(x) также возрастает (убывает) на М;

  2. y= f (x)g(x) также возрастает (убывает) на М , где f (x) и g(x) неотрицательны.

  1. Если f (x) возрастает (убывает) на множестве М, то f (x) убывает (возрастает) на М.

  2. Если f (x) монотонна на множестве М и сохраняет постоянный знак, то функция имеет противоположный характер монотонности на М.

  3. Если f (x) и g(x) возрастают (убывают) на множестве М одновременно, то - возрастает на М.

  4. Если f (x) и g(x) имеют разный характер монотонности на М, то – убывает.

Приведем примеры исследования функций на монотонность с использованием перечисленных свойств.

1) Исследуем на монотонность и экстремумы: .

Решение

Функция является сложной .



Пусть .

, на R. Найдем промежутки монотонности функции g и воспользуемся свойствами 5 и 6.





























На промежутке .

На промежутке .

по определению.

.

Ответ: ; ; .

2) Исследуем на монотонность функцию: .

Решение



cв-ва







cв-ва





















5





5





3





4














3





2




Преобразуем функцию. Введем обозначения и проанализируем монотонность функции на основе свойств на

Ответ: функция возрастает на .

Приведем примеры, иллюстрирующие применение монотонности для решения уравнений, неравенств.

3) Решить уравнение (*)

Решение


Очевидно, что не может являться решением уравнения (*), так как тогда . Для функция непрерывна и строго возрастает по свойству 2б). Значит, в области функция принимает каждое свое значение ровно в одной точке. Ясно, что является решением уравнения (*), следовательно, это его единственное решение. Ответ: .

4) Решить неравенство (**)

Решение

Каждая из функций , , непрерывная и строго возрастающая на всей оси, значит по свойству 2а) исходная функция является такой же.



Легко видеть, что при функция принимает значение 3, что не удовлетворяет условию задачи - .

В силу непрерывности и строгой монотонности этой функции при имеем , что тоже не удовлетворяет условию.

При имеем .

Следовательно, решениями неравенства (**) являются все .

Ответ: .

Для решения уравнений можно применять следующее свойство: если монотонна на , то уравнение равносильно уравнению .

5) Решим уравнение.

Решение


Имеем уравнение вида . Исследуем функцию на монотонность.

Пусть

Раскроем модуль, построим график

Функция возрастает на всей числовой прямой, следовательно, уравнение вида равносильно уравнению вида.

Составим его: .

Полученное уравнение равносильно системе



; ; . Ответ: 7.

БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Бобровская, А.В., Чикунова, О.И. Практикум. Функции и графики: учеб.–метод. пособие для учащихся 9–11 классов. – Изд. 2-е./ А.В. Бобровская, О.И. Чикунова– Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2012- 60 с.

  2. Бобровская, А.В., Чикунова, О.И. Практикум. Уравнения. Неравенства. Системы: учеб.–метод. пособие для учащихся 8–11 классов. – Изд. 2-е./ А.В. Бобровская, О.И. Чикунова.– Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2012- 76 с.



Смотрите также:
Исследование функций на монотонность при решении уравнений и неравенств
54.62kb.
Характеристики языка программирования С++. Объявление класса и данных членов
110kb.
Нетрудно заставить программу нарисовать график, однако результат нередко окажется содержательно неудовлетворительным: примеры приведены ниже
99.94kb.
Графики функций с модулем
122.53kb.
Решение квадратных уравнений
38.31kb.
Самостоятельная работа по карточкам. Домашнее задание
56.22kb.
Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2007 гг
137.28kb.
Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич). • Алгебра и математический анализ для 10 класса
14.91kb.
Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Проверка д / з : вопросы? 1 проверим решения и ответы
68.75kb.
«Исследование зоны двухфазной насыщенности газовой залежи и динамики ее изменения при разработке по данным гис
46.99kb.
Задача Вычислить предел последовательности с общим членом
243.73kb.
Дипломная работа
289.3kb.