Главная |
страница 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ НА МОНОТОННОСТЬ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ Н.В. Худык ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск Руководитель: к.п.н., доцент Чикунова О.И. Монотонность функции – одно из свойств, которым учащиеся должны уметь оперировать не только на наглядном и рабочем уровнях, согласно концепции А.Г. Мордковича, но и на формальном уровне (знать и уметь применять строгое определение возрастающей и убывающей функций) уже к окончанию основной школы. В практике обучения зачастую складывается так, что в 10-11 классах после знакомства с аппаратом дифференциального исчисления - признаками монотонности, они остаются единственным средством исследования функции на монотонность. Тем самым огромный потенциальный ресурс элементарного исследования функций на возрастание и убывание остается не реализованным. Мы считаем важным научить школьников применять для исследования функций на монотонность кроме определения и признаков ряд нижеперечисленных свойств.
Приведем примеры исследования функций на монотонность с использованием перечисленных свойств. 1) Исследуем на монотонность и экстремумы: . Решение Функция является сложной . Пусть . , на R. Найдем промежутки монотонности функции g и воспользуемся свойствами 5 и 6. На промежутке . На промежутке . Ответ: ; ; . 2) Исследуем на монотонность функцию: . Решение
Преобразуем функцию. Введем обозначения и проанализируем монотонность функции на основе свойств на Ответ: функция возрастает на . Приведем примеры, иллюстрирующие применение монотонности для решения уравнений, неравенств. 3) Решить уравнение (*) Решение Очевидно, что не может являться решением уравнения (*), так как тогда . Для функция непрерывна и строго возрастает по свойству 2б). Значит, в области функция принимает каждое свое значение ровно в одной точке. Ясно, что является решением уравнения (*), следовательно, это его единственное решение. Ответ: . 4) Решить неравенство (**) Решение Каждая из функций , , непрерывная и строго возрастающая на всей оси, значит по свойству 2а) исходная функция является такой же. Легко видеть, что при функция принимает значение 3, что не удовлетворяет условию задачи - . В силу непрерывности и строгой монотонности этой функции при имеем , что тоже не удовлетворяет условию. При имеем . Следовательно, решениями неравенства (**) являются все . Ответ: . Для решения уравнений можно применять следующее свойство: если монотонна на , то уравнение равносильно уравнению . 5) Решим уравнение. Решение Имеем уравнение вида . Исследуем функцию на монотонность. Пусть Раскроем модуль, построим график Функция возрастает на всей числовой прямой, следовательно, уравнение вида равносильно уравнению вида. Составим его: . Полученное уравнение равносильно системе ; ; . Ответ: 7. БИБЛИОГРАФИЯ
Смотрите также:
Исследование функций на монотонность при решении уравнений и неравенств
54.62kb.
Характеристики языка программирования С++. Объявление класса и данных членов
110kb.
Нетрудно заставить программу нарисовать график, однако результат нередко окажется содержательно неудовлетворительным: примеры приведены ниже
99.94kb.
Графики функций с модулем
122.53kb.
Решение квадратных уравнений
38.31kb.
Самостоятельная работа по карточкам. Домашнее задание
56.22kb.
Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2007 гг
137.28kb.
Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич). • Алгебра и математический анализ для 10 класса
14.91kb.
Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Проверка д / з : вопросы? 1 проверим решения и ответы
68.75kb.
«Исследование зоны двухфазной насыщенности газовой залежи и динамики ее изменения при разработке по данным гис
46.99kb.
Задача Вычислить предел последовательности с общим членом
243.73kb.
Дипломная работа
289.3kb.
|