Главная |
страница 1
Исторический опыт развития налогообложения в России и его значение на современном этапе Содержание Введение 3 1.Становление налогообложения в России до революции 5 1.1. Основные налоги в Киевской Руси 5 1.2. Налоговая система Российской Империи после реформы Петра 8 2.Налогообложение в годы советской власти 11 2.1.Основные изменения в налоговой системе после революции 1917 г. 11 2.2. Налогообложение и налоговые органы в послевоенный период 14 3.Современное состояние российской налоговой системы 16 3.1. Функционирование налоговой системы в послеперестроечный период 16 3.2. Налоги России в начале 21 века: проблемы и перспективы развития с учетом исторического опыта 20 Заключение 25 Список литературы 27 ВведениеИстория налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Суть налогов всегда была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право тои или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество. Государство, как получатель налогов, устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, то есть форма, и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве1. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно. Этим и объясняется актуальность темы. Научных работ, посвященных проблеме развития налогообложения в России очень много. Это работы – монографии и учебники, как общего плана, в которых рассматривается вся история становления и развития налоговой системы России от Киевской Руси до современных реформ (Толкушкин А.В. "История налогов в России"; «Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир; Черник Д.Г. «Налоги»), так и работ, посвященных отдельным периодам в истории функционирования налоговых органов (Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси"; Буланже М. "Податная политика Петра Великого"; Бачурин А. В. "Прибыль и налог с оборота в СССР".) Но работ, посвященных истории налоговых органов, тех структур, которые были ответственны за сбор налогов практически нет, и это характеризует научную новизну настоящей курсовой работы. Целью работы является дать по возможности полную характеристику основным этапам становления и развития налоговой системы в России, проследив налоговую политику государства в тот или иной исторический период. Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд задач:
Объект настоящей работы – налоговая система России в различные исторические периоды.
1.1. Основные налоги в Киевской РусиПотребность в налогообложение возникает вместе с государством, так было и с Киевской Русью: уже тогда существовали специальные должности, которые занимались сбором податей. Одним из первых и самых известных налогов стала десятина - после крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества2. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался "осьмеником"3. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Таким образом, налоговая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо, стали зарождаться налоговые органы: раньше налоги собирали сами князья и их подчиненные, то позже для этих целей создавались специальные службы. Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги». Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. «Счетный приказ». Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета. 1.2. Налоговая система Российской Империи после реформы ПетраМногое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706 г. были изданы указы "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах". Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Реформы Петра 1 затронули и налоговые орган: реформы требовали затрат. Т.е. эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли»4, т. е. изобретать новые источники доходов казны. Позднее Петр реорганизовал и сами налоговые органы. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась. В годы царствования Павла I была учреждена должность Государственного казначея, а хлебные сборы были заменены денежными платежами Начало Х1Х века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений. За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений5. В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%)6. С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. В годы царствования императора Александр I было учреждено Министерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии». В царствование императора Николая I в налоговой системе законодательно отразились льготы - в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года. Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу". 15 мая 1883г Александром III был издан "Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам…»7 И, наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов: "О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов», "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога..» и "Указ о введении в России подоходного налога".
2.1.Основные изменения в налоговой системе после революции 1917 г.Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский, С.Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему. Советские ученые утверждали, что социалистическая система хозяйствования обеспечивала государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением существования государства. Государство в условиях социализма опирается на всю постоянно растущую в своем объеме социалистическую собственность и социалистическое производство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалистического хозяйства. Большинство ученых советского периода призывали вести "марксистский анализ налогов". Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта. Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей централизации финансовых ресурсов, подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и задачам центрального аппарата власти, было положено принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. "О республиканских и местных бюджетах". Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность8. В 1917 году закончилась эпоха естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и кулачество. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог. Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссия денег и продразверстка. Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однако их возрождение происходило в специфических условиях. Экономическая политика без денежных налогов - парадокс. Идею натурализации налога развили в работе "О продовольственном налоге". Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В советское время (в начале 20-х годов) налоги взимались различными органами - Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа - централизованно управлением налогами и госдоходами Наркомфина, на местах - финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем основным структурным звеном стали налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов9. 2.2. Налогообложение и налоговые органы в послевоенный периодДальнейшая трансформация налоговых органов была связана с Великой Отечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в1946г.). в том же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов бюджета в1954г10. Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР. Эта концепция была модифицирована в1991 году в налоговую систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства, взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы на начало 90-х годов. Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы в России. Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения. В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1959 года налоговые инспекции стали называться инспекциями государственных доходов, контролировавшими поступление от предприятий платежей в бюджет, проводившими счетные проверки и осуществлявшими другие функции.
3.1. Функционирование налоговой системы в послеперестроечный периодС переходом к рыночным реформам назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года "О Государственной налоговой службе" в системе Минфина СССР была создана Главная государственная налоговая инспекция, в республиках, областях и районах - государственные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 года был принят Закон СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций", постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1990 года было утверждено Положение о Государственной налоговой службе. Общая численность сотрудников была установлена на 1990 год в количестве 65 тыс. человек, основную их часть (40 тыс. человек) составляли работники финансовых органов. Главной задачей Госналогслужбы являлся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей. Аппарат налоговых органов укомплектовался быстро, чему способствовала относительно большая зарплата по сравнению с другими государственными служащими, а в дальнейшем выплата так называемых "пайковых", премий из специального фонда социального развития. С распадом СССР стали формироваться самостоятельные налоговые органы Российской Федерации. Законом РСФСР от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР" были определены задачи, права, обязанности и ответственность налоговых органов. В дальнейшем в этот Закон был внесен ряд изменений, в настоящее время он именуется Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации". Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" Госналогслужба России была выведена с 1 января 1992 года из состава Минфина России и стала центральным органом государственного управления, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству РФ. Согласно данному Указу сотрудники Госналогслужбы России обеспечивались в порядке, установленном для работников органов внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками налоговых органов в результате контрольной работы (в пределах до 10 % этих сумм) создавался централизованный фонд социального развития, для сотрудников, имеющих классные чины, вводилась форменная одежда. Этим же Указом Президента Российской Федерации были утверждены Положение о Госналогслужбе России с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их семей и Положение о классных чинах работников: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники I, II и III ранга; советники налоговой службы I, II и III ранга; инспектора налоговой службы I, I и III ранга. Было также определено, что Госналогслужба России возглавляется руководителем в ранге министра, назначаемым Президентом Российской Федерации. Руководители Госналогслужбы России, а затем МНС России: И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос, А.П. Починок, Г.И. Букаев - внесли значительный вклад в дело мобилизации доходов в бюджет, укрепления материально-технической базы налоговой службы, заботились о социально-бытовом обслуживании сотрудников. В условиях экономического и финансового кризисов деятельность налоговых органов в основном обеспечивала минимальные потребности государства. Законом РФ от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на налоговые органы были возложены обязанности по контролю за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, по наложению на виновных штрафов. С вступлением в действие Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". Налоговая полиция стала самостоятельным правоохранительным органом. Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 года была образована специализированная налоговая инспекция по работе с крупнейшими налогоплательщиками. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 года "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" на Госналогслужбу России было возложено осуществление функций по вопросам государственной политики в области производства и оборота спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензирования и контроля за этой деятельностью. Госналогслужба стала правопреемником упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. Этим же постановлением разрешено создание госналогинспекций межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных налоговых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению госмонополии на алкогольную продукцию, налоговых поступлений в этой сфере. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 года Госналогслужба России с 1 января 1999 года преобразована в МНС России. В постановлении Правительства РФ от 27 февраля 1999 года указано, что МНС России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продукции. Федеральным законом от 8 июля 1999 года "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы была возложена еще одна функция - осуществление валютного контроля. Приказом Министра от 12 ноября 1999 года была создана Межрегиональная государственная инспекция МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, а приказом от 24 декабря 1999 года было утверждено Положение о данной инспекции. В 1999 году утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Налоги и налогообложение". Приказом Минобразования России данная специальность внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. С 1999-2000 учебного года университеты Омска, Нижнего Новгорода, Казани приступили к подготовке студентов по новой специальности. В 2000 году налоговые органы страны продолжают настойчиво трудиться по мобилизации доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также по осуществлению других функций, возложенных Правительством РФ на МНС России. Налогоплательщики и налоговые органы страны связывают разрешение множества проблем по совершенствованию налогообложения с принятием в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, обеспечивающего реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. 3.2. Налоги России в начале 21 века: проблемы и перспективы развития с учетом исторического опытаОсновы налоговой системы определяются и Налоговым Кодексом РФ, а не соответствующим Законом РФ. Надо сказать, что ряд принципиальных положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение. Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации № 685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". В Указе направления налоговой реформы представлены следующим образом: • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей; • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений; • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы; • расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении; • замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центробанком Российской Федерации на дату платежа; • консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета; • развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней; • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; • увеличение роли экологических налогов и штрафов. Чрезвычайно важным является содержащееся в данном Указе коренное изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных нормативов предполагается введение групповых нормативов, при котором имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько категорий. Например, к одной категории будут относиться здания, сооружения и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и иное оборудование, к третьей — автотранспорт, информационные системы, включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой — нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет способствовать развитию производства, ускорению обновления оборудования. Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других развитых странах. К основным проблема существующей системы налогообложения надо отнести следующие: Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать11: 1.Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
Дальнейшая перспектива основ налоговой системы связана с принятием Налогового Кодекса. Он стал всеобъемлющим документом, полностью определяющим отношения государства и налогоплательщиков, функции и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по установлению и взиманию налогов и сборов. Он также по своей идее устраняет недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное, что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым Кодексом создана единая законодательная и нормативная база налогообложения. Налоговому Кодекс создал единую комплексную систему налогов в стране, устранил в какой-то степени накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот. Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики. Но принятый Налоговый Кодекс не может сломать всю систему налоговых отношений. Которая складывалась на протяжении многих сотне лет в России, а также мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны. ЗаключениеНа протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. Средневековый философ Фома Аквинский, определил налог как «дозволенную форму» грабежа, не отрицая, правда, существования «грабежа без греха», когда собранные платежи употребляются на «всеобщее благо». Возможно, такой подход теолога к сугубо финансовым проблемам вытекал из его религиозного постулата, что «всяческое зло может быть возведено к некоторой благой причине. Бесспорно, полностью отрицать возвратность «налога вообще» было бы абсурдно. Так или иначе, казна удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Что бы и кто бы ни финансировался в дальнейшем за счет налоговых платежей, следует считать (если не практически подсчитать, то хотя бы теоретически предположить), что факт их возврата плательщикам обязательно состоялся, даже если принять во внимание все моменты перераспределения доходов. К сожалению, однако, не является предельно ясным представление о «всеобщем благе». И вывод, который позволительно сделать при все еще существующей путанице «адресов», будет таковым: человечество пока еще не изобрело, да и не могло объективно изобрести, системы справедливого налогообложения. На пути к ее созданию уже есть некоторые успехи. И все-таки сама эта справедливость должна опираться на полную возвратность налогов, разве что исключая отдельные издержки обращения, возвратность по отношению к обществу в целом, к тем, кто действительно своим трудом, физическим или умственным, создает общественное богатство, материальное и нематериальное, и, наконец, к тем, чьи услуги являются необходимыми с точки зрения общества, а не к тем, кто их ему предлагает. Отсюда, собственно говоря, сама степень справедливости должна определяться степенью возвратности. Поскольку же налоговый механизм изначально встроен в сферу распределительных отношений, где играет роль одного из важнейших звеньев общественного воспроизводства, постольку он не в состоянии изолировать себя от данного способа производства и прежде всего от системы определенных общественных отношений. В этом смысле любая конкретная практика налогового обложения не может не обнаружить на своем челе следы породившей ее экономической структуры общества. Хорошо осознав, что в справедливости остро нуждается в настоящее время не только наше духовное бытие, но и бытие экономическое, социальное, решая насущные проблемы сегодняшнего дня, не будем забывать о необходимости постоянно обращать свои взоры как научные, так и практические не только в будущее, но и в прошлое. Налоги рассматриваются не только с позиции общественных и государственных (фискальных) интересов, но и с точки зрения их воздействия на рынок. Рынок и налоги—вот интереснейшая проблема сегодняшнего дня. Интереснейшая потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизм налогообложения так или иначе должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он не так уж плохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения. Список литературы
1 Налоги: Уч. пос. /Под ред. Черника Д.Г. – М.:Финансы и статистика, 1997. – 687 с. 2 См.: Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси" Казань, 1958. 3 Там же 4 Соловьев С. М. Соч. "История России с древнейших времен" Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. 5 Пушкарёва В.М. История финансовой. мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 191с. 6 Там же 7 См.: Соловьев С. М. Соч. "История России с древнейших времен" Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. 8 Юткина Г.Ф.. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001. 9 Бачурин А. В. "Прибыль и налог с оборота в СССР". - М.: Госфиниздат, 1955. 10 Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 191с. 11 Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с. Смотрите также:
Исторический опыт развития налогообложения в России и его значение на современном этапе
274.15kb.
Особенности и проблемы развития банковской системы России
59.86kb.
Приоритетные задачи развития государства на современном этапе: социальное государство, стимулирование экономики, обеспечение безопасности, прав и свобод граждан
118.25kb.
«Антимонопольное регулирование в России. Антимонопольная политика на современном этапе» выступит руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев
101.21kb.
Методическая разработка Современные технологии обучения на уроках физической культуры
688.04kb.
Курс «Современный русский литературный язык» содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества А. С. Пушкина. XIX в
661.62kb.
Исторический опыт привлечения иностранного капитала
324.07kb.
Информационный менеджмент Введение
475.22kb.
Налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении
366.8kb.
Реферат по дисциплине «Информатика»
187.78kb.
Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств
377.86kb.
На современном этапе становления экономической науки изучение основных закономерностей экономического поведения с точки зрения психологии завоёвывает всё больший интерес среди экономистов
30.73kb.
|