Главная страница 1страница 2 ... страница 13страница 14



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ



ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Уфа 2009

УДК


ББК

К
Составитель: И.Ю. Карелин, кандидат экономических наук


Рецензент: Н.З. Солодилова, доктор экономических наук

Эволюция экономической мысли: учеб.-метод. комплекс/ сост. И.Ю. Карелин. – Уфа: БАГСУ, 2009. – 99 с.

Данная учебно-методическая разработка содержит необходимый комплекс материалов, позволяющих направить студента на глубокое изучение эволюции экономической мысли в рамках специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». В ее состав входят: рабочая программа дисциплины, вопросы лекционных и семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы и для подготовки к зачету, а также - словарь основных терминов, понятий, направлений экономической мысли.

Знание истории развития экономической мысли позволяет сформировать научное понимание основ экономической теории, хозяйственной и управленческой практики.

Вопросы для самостоятельных занятий составлены в соответствии с ГОС ВПО и должны способствовать более полному изучению студентами изучаемых вопросов курса.

Рекомендуется для студентов специальностей экономического и управленческого профиля, начинающим преподавателям дисциплин «Экономическая теория», «Экономика», «Эволюция экономической мысли».

УДК

ББК

 Карелин И.Ю. 2009


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Даная дисциплина является неотъемлемым звеном в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономическая теория».



Предметом изучения является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, воззрений, парадигм, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях ученых-экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях (см. приложение 3).

Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, с появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в целостную науку, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики и практики.

Достоверность рекомендуемых экономистами теоретических изысканий предопределяет степень результативности реализуемой в данной стране социально-экономической стратегии развития. Однако для того, чтобы констатировать исчерпывающе полное осмысление закономерностей и особенностей формирования теоретической экономики и признать наличие достаточного научного потенциала, позволяющего ориентироваться в ее проблемах, экономисту требуется сумма специальных знаний, которые возможно приобрести, лишь основательно ознакомившись с историей экономических учений. Изучая данную дисциплину, экономист, кроме всего прочего, повышает уровень своих исследовательских навыков, необходимых для выявления сущности объективных законов развития мировой и отечественной экономики, выработки творческого подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений.

Следовательно, изучение эволюции экономических учений как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки и переподготовки специалистов экономического профиля необходимо, с одной стороны, в целях формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры. С другой – для овладения ими наряду с социологическими и политологическими еще и историко-экономическими познаниями, во избежание столь распространенных для недавнего прошлого нашей страны упрощенных вариантов и схем «подытоживания» достижений мировой экономической науки, представленной в творческом наследии ученых-экономистов различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

Данный курс предназначен для студентов всех экономических специальностей, интересующихся историей мировой и отечественной экономической мысли. Он полезен всем, кто хочет разобраться в особенностях этапов становления современной теоретической экономики. Знания, которые приобретут студенты, усвоив данную дисциплину, помогут избежать легковесных суждений о месте и роли творческого наследия представителей основных теоретических школ, течений и направлений на всем протяжении истории экономических учений, повысить уровень своей экономической культуры.

Цель изучения – получить представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли

Основные задачи курса состоят в том, чтобы определиться с такими понятиями, явлениями и направлениями экономической мысли, как


  • «хрематистика», «политическая экономия», «экономика»,

  • «законы Хаммурапи», «справедливая цена», «стоимость конституированная, трудовая, прибавочная», «крест Маршалла»,

  • «меркантилизм», «кольбертизм», «протекционизм», «физиократия», «экономический человек», «невидимая рука», «laissez faire», «догма Смита», «закон Сэя», «мальтузианство», «третьи лица», «народный банк»,

  • «маржинализм», «законы Госсена», «предельная полезность», «хозяйство Робинзона», «Лозаннская школа», «закон Кларка», «оптимум Парето»,

  • «институционализм», «эффект Веблена», «дифференциация продукта», «монопсония», «кейнсианство», «мультипликатор инвестиций», «монетаризм», «неолиберализм», «коллоквиум Липпмана», «неоклассический синтез» и другие, познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального, социально-исторического и социально-институционального анализа экономической ситуации;

а также - сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В курсе лекций планируется использовать:



  • анализ влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ экономической политики;

  • проведение практических и семинарских занятий;

  • тестовый контроль знаний по тематике изучаемой дисциплины. По завершении курса студенты должны уметь:

  • дать определение сущности основных категорий и понятий;

  • сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;

  • проанализировать достижения меркантилизма, классиков, неоклассиков и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;

  • составить различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.


следующая страница >>
Смотрите также:
Кафедра экономической теории и экономической политики
1756.21kb.
Вопросы для самопроверки 30
402.1kb.
Перспективы экономической политики Республики Корея во втором полугодии 2012 г
37.42kb.
Программа Государственного экзамена по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии природопользования Квалификация
126.15kb.
Г. В. Плеханова Кафедра экономической географии Курсовая
346.36kb.
Публикации, доклады на конференциях и сведения о научной деятельности преподавателей кафедры Экономической теории и эконометрики в 2008 г. Главы (разделы) в монографиях
145.46kb.
Кафедра экономической и политической истории
82.42kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономическая теория»
41.33kb.
С 30. 11 по 05. 12 в спб филиале гу-вшэ
9.08kb.
I. Проблемы экономической политики в СССР
742.99kb.
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР причины новой экономической политики (нэпа)
67.23kb.
Просвирнина Людмила Геннадьевна Экстралингвистическая обусловленность и особенности образования сокращений в английской экономической терминологии
423.87kb.