Главная страница 1

Волкова Г.С.

учитель истории, обществознания

МОУ СОШ п. Мокшино


Тема: Крымская война 1853 – 1856 г.г. Оборона Севастополя.
Цели:

1. показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных

отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполити-

ческую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,

мужественной обороны родной земли российскими солдатами;

3. развивать навыки работы с документами, умение выделять главное.

Оборудование урока:

карта «Крымская война 1853 – 1856 г.г.», презентация к уроку.



Персоналии:

Николай 1, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, В. И. Истомин, матрос Пётр Кошка, Дарья Севастопольская.



Основные даты:

оборона Севастополя – сентябрь 1854 г. – август 1855 г.



Предварительная подготовка:

подготовка уч-ся презентации ( сообщения о Нахимове П. С.., В. А. Истомине, матросе Петре Кошке, Дарье Севастопольской )


Ход урока
I. Организационный момент.

Проверка готовности уч-ся к уроку.



II. Проверка домашней работы.

( работа в парах – вопросы раздаются уч-ся для совместного обсуждения или высвечиваются на мониторе компьютера)



1. Назвать причины Крымской войны 1853 – 1856 г.г.

- противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.

- борьба европейских государств за влияние на слабеющую и охвачен-

ную национально-освободительным движением Османскую империю.



2. Каковы цели стран-участниц войны?

Россия – пересмотр режима черноморских проливов;

- усиление влияния на Балканах.

Османская

империя – подавление национально-освободительного движения на Балканах;

- возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа;



Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её

позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши,

Крыма, Кавказа, Финляндии;

- укрепить свои позиции на Ближнем Востоке;

- французский император Луи Бонапарт мечтал об укреплении своей

Власти через победоносную войну.



3. Что послужило поводом к войне?

Спор между католическим и православным духовенством в Палестине о

том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и

храма в Вифлееме.



4. Назовите участников войны.

Россия – с одной стороны

Османская империя, Англия, Франция – с дугой стороны

Австрия, Пруссия враждебный нейтралитет по отношению к России

5. Выделить этапы войны.

I – ноябрь 1853 г. – апрель 1854 г. – русско-турецкие военные действия

II – апрель 1854 г. – февраль 1856 г. – англо-французская интервенция в Крым,

появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях

и на Камчатке.

6. Назовите самую яркою страницу I этапа Крымской войны 1853 – 1856 г.г.

Синопское сражение 18 ноября 1853 г.

(вице – адмирал А. С. Нахимов )

Итоги: отряд кораблей Черноморского флота, проведя предварительную

разведку, атаковал турецкий флот, после трёхчасового боя все корабли

противника были потоплены.
7. Каково было состояние русской армии?

Россия по уровню вооружения отставала от своих противников:



- пехота – вооружена кремневыми гладкоствольными винтовками;

- флот – парусный, за исключением нескольких паровых;

- корабельная артиллерия – устаревшая.


III Новая тема
Цели:
План:
1. Героическая оборона Севастополя.

2. Борьба на Кавказе.

3. Парижский мир 1856 г.

4. Итоги войны



1. Героическая оборона Севастополя.

Объяснение – панорама

«… увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и

барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами,

а увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…».

Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

( « Севастополь в декабре месяце»)



- Что несёт война людям, по мнению Толстого?
Рассказ учителя.

В сентябре 1854 г. армия союзников (более 60 тыс. человек) высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Меньшиков принял решение «сохранить связь с внутренними губерниями», для чего приказал армии отступать в глубь Крыма. Севастополь оказался обречённым.

Оборону города – крепости возглавил начальник штаба Черноморского флота 6 слайд

Адмирал В. А. Корнилов

Оборонительные сооружения возводились под руководством талантливого

Инженера Э. И. Тотлебена.

В короткий срок город ощетинился грозными бастионами и батареями.

Для предотвращения захода неприятельских судов в Севастопольскую бухту было решено затопить у её входа часть кораблей черноморского флота. С них были сняты орудия, на берег сошло 10 тысяч матросов, пополнившие ряды защитников города.
- Работа с документами. (работа в парах)

Учебник стр. 100.

Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и А. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения?

Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. 5 октября 1854г. – первая жестокая бомбардировка. В этот день погиб В.А. Корнилов.


- Презентация, подготовленная учеником.
Руководителем обороны стал вице-адмирал А. С. Нахимов. Редели ряды защитников Севастополя . В марте 1855 г. погиб ближайший помощник Нахимова адмирал В. И, Истомин.

- Презентация, подготовленная учеником.

- Презентация, подготовленная учеником.

Общие потери убитыми и ранеными среди защитников – около 1300 ч. Однако город продолжал упорно обороняться.



- Презентация о героях – защитниках Севастополя; подготовленная учеником:

- матрос Петр Кошка

- Дарья Севастопольская, первая в русской армии сестра милосердия.
Мужество солдат и офицеров потрясло современников, император Николай I приказал считать за год каждый месяц службы в осаждённом Севастополе.

- Работа с документами. (работа в парах)

Учебник, стр. 101

- Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат в дни

Севастопольской обороны?
В конце августа 1855 г. союзники провели последнюю, самую ожесточенную бомбардировку Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город, затем начался общий штурм.

После захвата господствующей высоты – Малахова кургана – дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Южная часть Севастополя была оставлена. Главнокомандующий князь Горчаков М. Д. прибыл на корабельную сторону. Он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Русские войска оставили южную сторону Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона.



Севастопольская панорама.

Л. Н. Толстой писал:

« Казаки проскакали по дороге, офицеры верхами, главнокомандующий

в коляске и со свитой проехали мимо. На каждом лице видны были тяжёлое

волнение и ожидание чего-то ужасного.

- Не может быть, чтобы взяли! – сказал офицер на лошади.

- Ей – богу знамя! посмотри! – сказал другой, задыхаясь, отходя от трубы, - французское на Малаховым!

Не может быть!»

(Л. Н. Толстой «Севастополь в августе 1855 г.)

Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился … и грозился врагам.
Севастополь после обороны.

«Надолго оставит в России великий след эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский» («Севастополь в декабре месяце»)




2. Борьба на Кавказе.

-Рассказ учителя.

Одновременно с событиями в Крыму борьба велась и на другом фронте – Кавказском, хотя он был второстепенным. Здесь русским войскам сопутствовал успех.

В 1855 г. после двухмесячной осады была взята крепость Карс ( главнокомандующий Н, Н. Муравьёв). Дорога во внутренние земли Турции была практически открыта. Только сдача Севастополя помешала русским войскам развить свой успех.
3. Парижский мир 1856 г.

Февраль март 1856 г. Парижский конгресс.



- Работа с учебником (работа в парах)

Назовите условия Парижского мирного трактата.



- России и Турции возвращались все завоёванные в ходе войны области и города.

- Независимость и целостность Османской империи гарантировалась всеми державами – участницами конгресса.

- Чёрное море объявлялось нейтральным. Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот и прибрежные укрепления.

- Южная часть Бессарабии отходила к Молдавии.

-Сербия, Молдавия, Валахия переходила под верховную власть султана.

-Покровительство турецким христианам передавалось в руки всех великих держав.


- Работа с документом (работа в парах)

Учебник, стр. 101

- Согласны ли вы с указанными в нём мотивами вступления России в Восточную войну?
4 Итоги войны
- Россия устала под ударами объединившихся против неё крупнейших держав мира.

- Несмотря на серьёзное военное поражение, она вышла с минимальным уроном.

-Наиболее болезненным пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепление на Чёрном море.
-Как вы понимаете фразу саратовского журналиста И. Горизонтова:

« Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».


Речь идёт о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российским. Это оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров.

Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы.


5.Закрепление 1. Почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя?

2. Какова роль героической обороны Севастополя?

Она ускорила заключение мирного договора, смягчила его и спасла честь страны.



3. Каковы были потери России по решению Парижского конгресса?

- России запрещалось иметь военный флот и укрепления на Чёрном море.

- Южная часть Бессарабии, острова в дельте Дуная.

4. Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие последствия для России имело это поражение?

Поражение России обусловлено её экономической и военной отсталостью, мощью

европейской коалиции, отсутствием союзников.

Война понесла существенный удар по престижу России и безопасности её южных

границ, подорвала позиции России на Балканах, Ближнем Востоке, обнажила слабость

Российской империи, привела к расстройству финансов , обострению социальных

противоречий, дала толчок к модернизации страны.


V. Домашнее задание

§ 14, п. 4. 6. в стр. 100, № 6, 7 –р. т









Смотрите также:
Крымская война 1853 – 1856 г г. Оборона Севастополя
78.72kb.
Крымская война 1853-1856 гг
65.89kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров
197.93kb.
Вид занятия
86.07kb.
Плеханов Георгий Валентинович 1856, д. Гудаловка Тамбовской губ
114.05kb.
Б. Г. Тилак арктическая родина в ведах
6440.07kb.
Короткие истории из жизни известных химиков
151.13kb.
Да, действительно война ужаснейшее явление на Земле. Сколько жизней и сердец уносит она, мужей, сыновей и братьев. Для чего вообще нужна война
58.19kb.
Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
Экскурсионно-развлекательный тур по Крыму «крымская кругосветка-2»
57.98kb.
Урок письма. Цели:  познакомить учащихся с традициями эпистолярного жанра
60.32kb.