Главная |
страница 1
Волкова Г.С. учитель истории, обществознания МОУ СОШ п. Мокшино Тема: Крымская война 1853 – 1856 г.г. Оборона Севастополя. Цели: 1. показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполити- ческую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации; 2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами; 3. развивать навыки работы с документами, умение выделять главное. карта «Крымская война 1853 – 1856 г.г.», презентация к уроку. Персоналии: Николай 1, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, В. И. Истомин, матрос Пётр Кошка, Дарья Севастопольская. Основные даты: оборона Севастополя – сентябрь 1854 г. – август 1855 г. Предварительная подготовка: подготовка уч-ся презентации ( сообщения о Нахимове П. С.., В. А. Истомине, матросе Петре Кошке, Дарье Севастопольской ) Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности уч-ся к уроку. II. Проверка домашней работы. ( работа в парах – вопросы раздаются уч-ся для совместного обсуждения или высвечиваются на мониторе компьютера) 1. Назвать причины Крымской войны 1853 – 1856 г.г. - противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке. - борьба европейских государств за влияние на слабеющую и охвачен- ную национально-освободительным движением Османскую империю. 2. Каковы цели стран-участниц войны? Россия – пересмотр режима черноморских проливов; - усиление влияния на Балканах. Османская империя – подавление национально-освободительного движения на Балканах; - возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа; Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; - укрепить свои позиции на Ближнем Востоке; - французский император Луи Бонапарт мечтал об укреплении своей Власти через победоносную войну. 3. Что послужило поводом к войне? Спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. 4. Назовите участников войны. Россия – с одной стороны Османская империя, Англия, Франция – с дугой стороны Австрия, Пруссия – враждебный нейтралитет по отношению к России 5. Выделить этапы войны. I – ноябрь 1853 г. – апрель 1854 г. – русско-турецкие военные действия II – апрель 1854 г. – февраль 1856 г. – англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке. Синопское сражение 18 ноября 1853 г. (вице – адмирал А. С. Нахимов ) разведку, атаковал турецкий флот, после трёхчасового боя все корабли противника были потоплены. Россия по уровню вооружения отставала от своих противников: - пехота – вооружена кремневыми гладкоствольными винтовками; - флот – парусный, за исключением нескольких паровых; - корабельная артиллерия – устаревшая. III Новая тема Цели: План: 1. Героическая оборона Севастополя. 2. Борьба на Кавказе. 3. Парижский мир 1856 г. 4. Итоги войны 1. Героическая оборона Севастополя. Объяснение – панорама «… увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…». Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» ( « Севастополь в декабре месяце») - Что несёт война людям, по мнению Толстого? Рассказ учителя. В сентябре 1854 г. армия союзников (более 60 тыс. человек) высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Меньшиков принял решение «сохранить связь с внутренними губерниями», для чего приказал армии отступать в глубь Крыма. Севастополь оказался обречённым. Оборону города – крепости возглавил начальник штаба Черноморского флота 6 слайд Адмирал В. А. Корнилов Оборонительные сооружения возводились под руководством талантливого Инженера Э. И. Тотлебена. В короткий срок город ощетинился грозными бастионами и батареями. Для предотвращения захода неприятельских судов в Севастопольскую бухту было решено затопить у её входа часть кораблей черноморского флота. С них были сняты орудия, на берег сошло 10 тысяч матросов, пополнившие ряды защитников города. Учебник стр. 100. Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и А. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения? Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. 5 октября 1854г. – первая жестокая бомбардировка. В этот день погиб В.А. Корнилов. - Презентация, подготовленная учеником. Руководителем обороны стал вице-адмирал А. С. Нахимов. Редели ряды защитников Севастополя . В марте 1855 г. погиб ближайший помощник Нахимова адмирал В. И, Истомин. - Презентация, подготовленная учеником. - Презентация, подготовленная учеником. Общие потери убитыми и ранеными среди защитников – около 1300 ч. Однако город продолжал упорно обороняться. - Презентация о героях – защитниках Севастополя; подготовленная учеником: - матрос Петр Кошка - Дарья Севастопольская, первая в русской армии сестра милосердия. - Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат в дни Севастопольской обороны? После захвата господствующей высоты – Малахова кургана – дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Южная часть Севастополя была оставлена. Главнокомандующий князь Горчаков М. Д. прибыл на корабельную сторону. Он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Русские войска оставили южную сторону Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона. Севастопольская панорама. Л. Н. Толстой писал: « Казаки проскакали по дороге, офицеры верхами, главнокомандующий в коляске и со свитой проехали мимо. На каждом лице видны были тяжёлое волнение и ожидание чего-то ужасного. - Не может быть, чтобы взяли! – сказал офицер на лошади. - Ей – богу знамя! посмотри! – сказал другой, задыхаясь, отходя от трубы, - французское на Малаховым! Не может быть!» (Л. Н. Толстой «Севастополь в августе 1855 г.) Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился … и грозился врагам. «Надолго оставит в России великий след эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский» («Севастополь в декабре месяце») 2. Борьба на Кавказе. -Рассказ учителя. Одновременно с событиями в Крыму борьба велась и на другом фронте – Кавказском, хотя он был второстепенным. Здесь русским войскам сопутствовал успех. В 1855 г. после двухмесячной осады была взята крепость Карс ( главнокомандующий Н, Н. Муравьёв). Дорога во внутренние земли Турции была практически открыта. Только сдача Севастополя помешала русским войскам развить свой успех. Февраль март 1856 г. Парижский конгресс. - Работа с учебником (работа в парах) Назовите условия Парижского мирного трактата. - России и Турции возвращались все завоёванные в ходе войны области и города. - Независимость и целостность Османской империи гарантировалась всеми державами – участницами конгресса. - Чёрное море объявлялось нейтральным. Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот и прибрежные укрепления. - Южная часть Бессарабии отходила к Молдавии. -Сербия, Молдавия, Валахия переходила под верховную власть султана. -Покровительство турецким христианам передавалось в руки всех великих держав. - Работа с документом (работа в парах) Учебник, стр. 101 - Согласны ли вы с указанными в нём мотивами вступления России в Восточную войну? - Несмотря на серьёзное военное поражение, она вышла с минимальным уроном. -Наиболее болезненным пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепление на Чёрном море. « Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». Речь идёт о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российским. Это оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров. Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы. 5.Закрепление 1. Почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя? 2. Какова роль героической обороны Севастополя? Она ускорила заключение мирного договора, смягчила его и спасла честь страны. 3. Каковы были потери России по решению Парижского конгресса? - России запрещалось иметь военный флот и укрепления на Чёрном море. - Южная часть Бессарабии, острова в дельте Дуная. 4. Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие последствия для России имело это поражение? Поражение России обусловлено её экономической и военной отсталостью, мощью европейской коалиции, отсутствием союзников. Война понесла существенный удар по престижу России и безопасности её южных границ, подорвала позиции России на Балканах, Ближнем Востоке, обнажила слабость Российской империи, привела к расстройству финансов , обострению социальных противоречий, дала толчок к модернизации страны. V. Домашнее задание § 14, п. 4. 6. в стр. 100, № 6, 7 –р. т Смотрите также:
Крымская война 1853 – 1856 г г. Оборона Севастополя
78.72kb.
Крымская война 1853-1856 гг
65.89kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров
197.93kb.
Вид занятия
86.07kb.
Плеханов Георгий Валентинович 1856, д. Гудаловка Тамбовской губ
114.05kb.
Б. Г. Тилак арктическая родина в ведах
6440.07kb.
Короткие истории из жизни известных химиков
151.13kb.
Да, действительно война ужаснейшее явление на Земле. Сколько жизней и сердец уносит она, мужей, сыновей и братьев. Для чего вообще нужна война
58.19kb.
Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
Экскурсионно-развлекательный тур по Крыму «крымская кругосветка-2»
57.98kb.
Урок письма. Цели: познакомить учащихся с традициями эпистолярного жанра
60.32kb.
|