Главная |
страница 1
Тема урока: Крымская война 1853-1856 гг. Урок обобщения и систематизации знаний Цели урока: * раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества; * воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли; * развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. * развивать УУД – универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные План урока: 1. Причины войны 2. Периодизация войны 3. Синопское сражение 4. Оборона Севастополя 5. Защитники Севастополя 6. Условия Парижского мирного договора Так вот: О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? На этот вопрос вы должны ответить в конце нашей встречи. Фронтальный опрос: - Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.? - Каковы были причины Крымской войны? - Из названных причин вытекает характер войны. Каков он? - Сумел ли Николай I правильно определить возможных союзников и противников России? ( Не сумел, считал, что Россия быстро разгромит Турцию, а европейские страны не вмешаются. Сделал ставку на личные, династические связи. Не придал значения тому, что капитализм в Англии и Франции, даже в Австрии и Пруссии неуклонно развивается, и они будут искать новые рынки сбыта.) - Мог ли Николай I в вопросах внешней политики опереться на толковых министров? Да, но министром иностранных дел в ту пору был граф Нессельроде —«человек без собственного лица» - как о нем говорили современники. Весь смысл своей жизни он видел в том, чтобы угадывать, куда склоняется воля царя и спешно забегать вперед в требуемом направлении. Конечно, такой министр не мог грамотно направить Николая I. - Каких еще персонажей Крымской войны вы бы отнесли к лагерю Нессельроде? - Свои Нессельроде и Горчаковы есть, наверное, в любые эпохи. Что порождало таких людей в XIX в.? Почему они боялись проявить инициативу? - На какие периоды можно разделить Крымскую войну? - На каких фронтах разворачивались основные события войны? - Почему дела на Кавказе дела шли успешнее, чем в Крыму? (Русские воевали только против турок, война на Кавказе шла уже давно, поэтому офицеры не очень то следовали официальным воинским уставам, а солдаты проявляли ту самую инициативу, действуя по обстановке. - Выполните задания к контурной карте. (отметить 10 объектов: Синоп, Севастополь и т.д.) - Обменяйтесь с соседом контурными картами, сверьте правильность выполнения задания с экранной картой. - Коротко расскажите о Синопском сражении, объясняя то, что мы увидим на экране. - Синоп, как бич подхлестнул союзников. Именно после этой блестящей победы Англия и Франция вступают в войну. Начинает действовать Крымский фронт. - Кто возглавил оборону Севастополя? И как укреплялся город? - Прочтите документы в учебнике. Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе В.Корнилов и П. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных показывающие правильность этого решения? (Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской бухте — памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы — строгая, величественная колонна. - О каком защитнике Севастополя историк Е.В.Тарле сказал такие слова: «за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться» Опустив биографические данные дайте характеристику Нахимову, как человеку и флотоводцу. - Среди защитников Севастополя был знаменитый хирург, бескорыстный человек — гуманист Николай Иванович Пирогов. Сделайте заголовок в тетрадях: «Хирург Пирогов, его открытия и заслуги» Слушая сообщение о нем, запишите несколько фраз: что он открыл и впервые использовал во врачебной практике - Проверка задания. - Вся передовая Россия гордилась тогда Севастополем. Имена героев, солдат и матросов были на устах у всей России. Умирая в далекой Сибири, декабрист Н. Бестужев с надеждой спрашивал: «Держится ли Севастополь?» - Приведите примеры мужества и героизма защитников Севастополя (Петр Кошка, Даша Севастопольская, дети, женщины Севастополя) - Прочтите фрагмент письма Л.Н.Толстого - участника обороны Севастополя. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны? (Мы восхищаемся защитниками Севастополя. Передовые Англия и Франция целый год были прикованы к этому городу, потому что, как сказал Лев Толстой «главным героем здесь был народ русский») - Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой? Особенный... укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле. - На прошлом уроке, выясняя причины поражения России, мы составили таблицу «Состояние российской армии в период Крымской войны» Две графы мы уже заполнили: «Причины отставания российской армии» и «Следствия». Сегодня нужно заполнить третью графу, запишите ее название: «Пути преодоления отсталости России» Состояние российской армии в период Крымской войны
Война обнажила отсталость России, стране нужны были реформы во всех сферах жизни. - Дайте оценку условий Парижского мира. - Известно, что в ходе обороны Севастополя, умирает Николай I. Стала ли Крымская война личной трагедией Николая I? (... на глазах Николая I рушился порядок, поддержание и охранение которого, он считал делом всей своей жизни) - Некоторые историки называют Крымскую войну предмировой. Правомерен ли такой взгляд? (... думается, характер столкновения сразу нескольких стран в одном месте в восточном вопросе позволяет ее квалифицировать как предмировую. (Война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских, английских, русских? ) политике. Четвертый урок — нельзя играть роль великой державы без глубокой, последовательной модернизации общественного строя. - Память о героической обороне Севастополя увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках. Послушайте сообщение об уникальном памятнике —Севастопольской Панораме. (Рассказ ученика о монументальном памятнике батальной живописи, об истории созданиия панорамы, о художнике Рубо) Рассмотреть фрагменты панорамы изображающих возвращающихся из ночной разведки П. Кошки и Ф. Заики. Нахимов у бруствера. Даша Севастопольская с коромыслом на плече, несущая воду защитникам Севастополя. Панорама создает полное ощущение присутствия, как будто зритель является реальным участником событий. Подведение итогов. - Комментирование оценок. - Домашнее задание. Написать мини сочинение-рассуждение на тему: « Истоки и особенности русского патриотизма» Смотрите также:
Крымская война 1853-1856 гг
65.89kb.
Крымская война 1853 – 1856 г г. Оборона Севастополя
78.72kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Плеханов Георгий Валентинович 1856, д. Гудаловка Тамбовской губ
114.05kb.
Б. Г. Тилак арктическая родина в ведах
6440.07kb.
Короткие истории из жизни известных химиков
151.13kb.
Да, действительно война ужаснейшее явление на Земле. Сколько жизней и сердец уносит она, мужей, сыновей и братьев. Для чего вообще нужна война
58.19kb.
Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
Экскурсионно-развлекательный тур по Крыму «крымская кругосветка-2»
57.98kb.
Урок письма. Цели: познакомить учащихся с традициями эпистолярного жанра
60.32kb.
Маленькая война большой политики. Ссср и США в войне в Корее 1950-1953 Маленькая война большой политики
193.52kb.
9 мая 2010г года вся наша страна будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне
240.94kb.
|