Главная |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «гродненский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ Курс лекций ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии» «Финансы и кредит» Разработчик: О.Н. Сухоцкая Гродно, 2010 г. 1.1. Понятие национальной экономики. 1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ. 1.4. Типы национальных хозяйственных систем. Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом). Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет исследования. Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государства. Предметом — закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее элементов, потенциалов, механизмов. Характерные черты и условия функционирования национальной экономики: 1)суверенитет нации и государства; 2)территориальная целостность; 3)единство экономического пространства и юридической среды; 4)общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; 5)наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; 6)развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; 7)эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. Цели национальной экономики: - обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов; - обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов; - обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя; - создать высокий уровень занятости – достигается в том случае, когда каждый желающий получить работу имеет ее; - справедливое распределение доходов; - защита окружающей среды; - поддержание активного внешнеторгового баланса – достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты других стран. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:
Закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель – социально-ориентированная рыночная экономика. 1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. В последние годы национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который направлен на создание социально-ориентированной рыночной экономики. Для становления и развития данной модели экономики необходим ряд предпосылок:
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года (НСУР-2020), в качестве общесистемных условий стратегического характера определены: - построение и развитие унитарного демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь; - формирование современного гражданского общества - предполагает уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах. - создание социально ориентированной рыночной экономики - социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой - использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы. Общесистемные предпосылки подразделяются также на внешне- и внутриполитические предпосылки. К внешнеполитическим относятся:
К внутриполитическим предпосылкам относятся:
Благоприятными факторами развития экономики страны в целом и ее отдельных институтов являются:
Наряду с этим национальная экономика РБ имеет ряд негативных аспектов:
Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации. 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ. Главная цель экономики РБ —удовлетворение материальных и духовно-культурных потребностей нации в условиях ограниченности ресурсов, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Состояние развития экономики и эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования отражается через систему специальных показателей: 1) Валовой внутренний продукт (ВВП – GDP – gross domestic product) - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Объем ВВП РБ в 2009 году составил 136,8 трлн. рублей и увеличился в сопостовимых ценах к уровню 2008 года лишь на 0,2% (при прогнозе роста ВВП на 10-12%), что было обусловлено замедлением темпов роста внешнего и внутреннего спроса. 2) Валовой национальный продукт (ВНП) - отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными товаропроизводителями не только внутри страны, но и за ее пределами за год. 3) Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). 4) Национальный доход (НД) - определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС), которая возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах. Республиканская Система национальных счетов была разработана в 1993 г., до этого использовались статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства. Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз - как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе. Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции. • общеэкономические • межотраслевые - между отраслями промышленности и др.;
• ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами; Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей. Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них. Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. 1.4. Типы национальных хозяйственных систем. Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами. Система означает сложную и взаимосвязанную совокупность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа. - по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики; - по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества; - по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны; - по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.; - по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.; - по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов; - по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые; - по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную; - по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую). Подобная типологизация систем позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов функционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем. Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона. Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели. Характерные черты белорусской модели развития экономики являются:
Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям:
Каждая страна должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, смешения различных черт. Тема 2: Экономический потенциал Беларуси. 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны. 2.2. Система потенциалов НЭ Беларуси. 2.2.1. Природно-ресурсный потенциал. 2.2.2. Демографический и трудовой потенциалы. 2.2.3. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы. 2.2.4. Производственный потенциал. 2.2.5. Инвестиционный потенциал. 2.2.6. Внешнеэкономический потенциал. 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны. Под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Состав совокупного экономического потенциала Беларуси: • природно-ресурсный потенциал; • демографический и трудовой потенциалы; • научный, научно-технический и инновационный потенциалы; • производственный потенциал; • инвестиционный потенциал национальной экономики; • внешнеэкономический потенциал; • экологический потенциал. Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Земельные ресурсы. Это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека. Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов. Резервы повышения эффективности землепользования:
Водные ресурсы. Они включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн м3 в сутки), а разведанные утвержденные запасы — 2,3 км3; они распространены по всей территории Беларуси на глубинах от 100 до 450 м. Водообеспеченность общими водными ресурсами в средний по водности год в Беларуси составляет 5,8 тыс. м3 на одного жителя, в Европе в целом — 4,6, Польше и Украине — 1,7, в то же время в России — 30 тыс. м3. Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 218 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100—1.50 л/сут.). Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Большая роль отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь (установление стандартов качества питьевой воды и проведение соответствующего мониторинга) и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (планирование, строительство и эксплуатация систем водоснабжения и канализации, установок по очистке сточных вод). Главные резервы повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) являются: 1) сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. 2) ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования. Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда составила 9,2 млн га. Общий прирост лесов - примерно 25 млн м3 в год. Средний возраст белорусских лесов - 45 лет. Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство. Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности; среднегодовые заготовки древесины составляют 12—14 млн м3 в год. При проведении санитарных рубок заготовляются тонкомерная деловая древесина, часть которой поставляется на экспорт, и дрова, реализуемые местным предприятиям и населению. В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларуси. Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. В настоящее время в недрах РБ выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются:
Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. 2. 2.2. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси. Демографический потенциал характеризует возможности воспроизводства населения и развития человека. Демографический потенциал определяется:
В РБ была принята Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы, в которой определены следующие основные задачи демографической политики: - обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства; - создание условий для рождения 3 и более детей; - пропаганда здорового образа жизни в семье; - формирование чувства ответственности уродителей, уменьшение числа социальных сирот. К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике. В Республике Беларусь, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины — от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин — 60 лет; в Италии соответственно 62 и 57; Кыргызстане 63 и 58 лет; Португалии 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США — 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года.
Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласованных действий республиканских органов государственного управления создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь, который является постоянно действующим органом. Для обеспечения стабилизации демографической ситуации предусмотрен комплекс мер социальной политики по повышению уровня жизни населения, развитию социальной сферы и охране окружающей среды, разработке и реализации национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь. 2.2.3. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы. Научный потенциал - совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований. Показатели, характеризующие научный потенциал:
Научные организации делятся:
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «О Национальной академии наук Беларуси», а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере. Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Его уровень харктеризует способность обеспечивать высокие темпы НТП, «выживаемость» в ксловиях конкуренции. Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук и видам затрат:
Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований. Исследователи и разработчики - важнейшая составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 доктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках. Если научная деятельность представляет собой генерацию идей и знаний, а научно-техническая – опытно-конструкторскую разработку этих идей, подготовку новых технологий, то инновационная деятельность – это внедрение результатов научно-технических разработок, развитие иннновационной инфраструктуры.
Инновационность экономики – способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов исследований и разработок, новых концепций, идей и изобретений. В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров. В РБ сфера информационных технологий представлена: СП ЗАО «Международный деловой альянс» (численность сотрудников 1,5 тыс. человек выполняют заказы клиентов более чем из 30 стран), Центр информационных технологий при БГУ. В РБ существует инновационная СЭЗ «Гомель-Ратон». Важнейшим доказательством укрепления и развития научно-технического потенциала является создание технопарка высоких технологий «Силиконовая долина» в 2005 году. В настоящее время заказчиками Парка являются компании из 41 страны мира. В 2008 году только компании-резиденты Парка заработали 102 млн. долларов, что в 8 раз больше, чем в 2005 году. По данным Всемирного банка РБ за последние годы по индексу «электронной готовности» переместилась с 86 на 58 место в мире. В соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы основными приоритетами научно-технической и инновационной деятельности определены:
2.2.4. Производственный потенциал. Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивогот развития. Производственный потенциал определяется возможностью отраслей национальной экономики производить конкурентоспособную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозку грузов, оказывать качественные услуги и т.д. Основными составляющими производственного потенциала являются:
Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52 %. Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 61,4 %), строительстве (42,5 %), сельском хозяйстве (57,5 %), на транспорте (54,8 %). Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг). Один из путей усиления производственных мощностей – обновление основного капитала путем привлечения инвестиций. За 2009 год в отраслях экономики освоено 34,2 трлн. рублей или 79,4% всех капиталовложений (в 2008 году – 82,7%). Таблица 1. Инвестиции в основной капитал предприятий РБ за 2005-2009 годы.
Намечается переоснащение машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий в основном за счет техники нового поколения. С этой целью следует обеспечить ежегодное приобретение хозяйствами страны 3500—5000 тракторов, 1000—1500 зерноуборочных комбайнов, 700—800 кормоуборочных комплексов, 400—600 картофелеуборочных, 100— 140 свеклоуборочных, 200—300 льноуборочных комбайнов.
В 2009 году было продолжено совершенствование поддержки государством реального сектора экономики:
Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры. Основные характеристики развития инвестиционной деятельности страны за 2009 год:
- доля промышленности уменьшилась до 25,9% (в 2008 году 27,7%); - доля сельского хозяйства возросла до 17,6%. - доля жилищного строительства возросла до 20,6%; - доля транспорта, торговли и общественного питания сократилась. Источники инвестиций в 2009 году:
Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны необходимо:
Внешнеэкономический потенциал страны – комплексная характеристика, котроая отражает материальные и интеллектуальные возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами. Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:
Объем внешней торговли РБ в 2009 году составил 49846 млн. дол. США, что на 30% меньше. Снижение динамики экспорно-импортных операций в 2009 году связано как суменьшением долларовых цен на сырье и материалы (прежде всего на энергоносители, удобрения), так и сокращением физических объемов поставок, обусловленным негативным влиянием мирового экономического кризиса. Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются:
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов. Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма. Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
следующая страница >> Смотрите также:
Курс лекций для студентов специальностей: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1380.93kb.
Программа для поступающих в магистратуру по направлению «Экономика» на магистерские программы: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»
634.58kb.
Направление «Экономика» профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Финансы и кредит»
230.98kb.
Направление «Экономика» профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Финансы и кредит»; направление «Менеджмент» профили «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», «Управление проектами», «Корпоративное управление»
138.65kb.
Курс лекций. М., Ооо "Новая правовая культура"
7517.55kb.
Экономики и права имени у. А. Джолдасбекова
5774.9kb.
Разаева Л. А. Русский язык для студентов нефилологических специальностей Балашов – 2011 ббк 81. 2Рус
1112.42kb.
Кафедра иностранных языков немецко-русский учебный словарь-минимум для студентов I-II курсов
1924.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бизнес планирование
868.25kb.
Тематика лекций по дисциплине «Судебная медицина» для студентов лечебного и педиатрического факультета
24.75kb.
Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
309.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основной (английский) язык» Спец курс по языку для специальности
397.98kb.
|
![]() |