Главная |
страница 1страница 2 ... страница 15страница 16
Разаева Л.А. Русский язык для студентов нефилологических специальностей Балашов – 2011 ББК 81.2Рус Р17 Рецензенты: Кандидат филологических наук, доцент Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) Л.В.Сорокина; Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Л.Н.Седова Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Разаева Л.А. Р17 Русский язык для студентов нефилологических специальностей: учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей, испр. и доп. - Балашов: Николаев, 2011. – 110стр. ISBN 5-94305-260-X Учебно-методическое пособие предназначено для школьников, учащихся гимназий, лицеев, абитуриентов, для студентов нефилологических факультетов вузов и содержит краткое изложение курса русского языка. Достоинством данного пособия является простота изложения, удобная форма подачи материала. Теоретическая часть логично дополнена практической, в которой даны образцы разных видов разборов (фонетический, морфологический, синтаксический), тестовые задания, которые могут быть полезны при подготовке к зачетам, курсовым экзаменам, ГИА и ЕГЭ. ББК 81.2Рус ISBN 5-94305-260-X Л.А.Разаева, 2011 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Фонетика и графика. Звуки речи и буквы.Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме.Фонетика («фон» (греч.) - звук) – наука о звуковой системе языка. Она изучает образование звуков, их характеристики, ударение, слоги и т.д. Графика – («графо» (греч.) – пишу) – раздел науки о языке, изучающий соотношение звуков и букв. Звуки речи – это те звуки, из которых состоят слова. Это наименьшие единицы языка. Мы их произносим и слышим. Слова состоят из звуков, но не каждый набор звуков – слово (крпа – сочетание звуков, но это не слово). Звуки выполняют смыслоразличительную функцию: ком, дом, лом – эти слова отличаются только одним звуком и имеют различное значение. Звуки выполняют форморазличительную функцию: роза (ед.ч., ж.р., И.п.), розы (мн.ч., И.п.). Графически звуки выделяются квадратными скобками: буква «эм», звук [м]. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим и пишем. Звуков больше, чем букв, т.к. одна буква может обозначать несколько звуков: [з’]има, ро[з]а, ро[с] (мн.ч., Р.п. от роза), т.е. буква «зэ» обозначает 3 звука: [з’], [з], [с]. Есть еще так называемые «йотированные» буквы, которые могут обозначать 2 звука. Это буквы я – [йа], ю – [йу], е – [йэ], ё – [йо], и – [йи]: [йа]блоко, [йэ]ль, [йо]ж, [йу]ла, соловь[йи]. Но и один звук может обозначаться разными буквами: в словах молод и молот в конце слова произносим звук [т], а пишем буквы д и т. Нужно различать звуковой и буквенный состав слова. Буквы, расположенные в определенном порядке, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная. Буквы ъ и ь не обозначают звуков. Надо знать порядок букв в алфавите, т.к. в соответствии с ним расположены слова в словарях, справочниках, по алфавиту составляются различные списки и т.д. В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. Гласные – это такие звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая преграды. Гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у], [э]. Согласные – это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в ротовой полости преграду. Например, при произношении [б] воздушная струя встречает преграду в виде сомкнутых губ, разрывает ее, и в результате этого образуется согласный [б]. Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – из шума. Так, при произнесении звонкого [в] голосовые связки дрожат (обхватите горло ладонью), а когда произносим [ф], голосовые связки не работают, вибрации нет. Согласные делятся на парные и непарные по звонкости – глухости.
Звонкие согласные переходят в парные глухие (оглушаются): 1) в конце слова: плод – пло[т], снег – сне[к]; 2) перед глухими согласными: всё – [ф]сё, подпись – по[т]пись. Глухие согласные переходят в парные звонкие (озвончаются):
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. При произношении мягкого звука язык приподнят. Сравните: [п] и [п’], [л] и [л’] и т.д. Мягкость обозначается так: [’]. Согласные делятся на парные и непарные по твердости – мягкости: непарные твердые [ж], [ш], [ц]; непарные мягкие [ч], [щ], [й]. Все остальные звуки – парные. Мягкость согласных на письме обозначается: 1) при помощи ь (конь, пять; кольцо, пьеса); 2) буквами я, ю, е, ё, и (мята, ср.: мать; вёл, ср.: вол и т.д.). 2.Слог. Ударение. Безударные гласные, их правописание.Чередование гласных и согласных звуков.Правописание корней слов с чередующимися гласными.Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком, при этом один звук (гласный) выделяется наибольшей звучностью, силой по сравнению с другими, например: ве-снá, зе-лё-ный. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Бывают ударные слоги и безударные. В русском языке звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. деление на слоги подчиняется закону открытого слога. Слог стремится быть открытым, т.е. заканчиваться на гласный звук, например: ве-сна, Мо-сква, по-ло-са. Выделение одного из слогов в слове силой звука называется словесным ударением. Ударный гласный всегда более долгий и звучный. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (гóрод, городá, городскóй). В одних словах ударение фиксированное, т.е. как бы мы не изменяли слово, ударение всегда на одном месте (веснá, весны΄, веснóй - ударение на окончании), в других словах ударение перемещается (стóл, столá). Подвижное ударение используется для различения слов (зáмок – замóк), форм слова (ногú (Р.п., ед.ч.) – нóги (И.п., мн.ч.). Кроме основного ударения некоторые слова имеют добавочное ударение (это сложные слова: кофéмóлка, самолéтостроéние). Обычно лишены ударения служебные слова (под землéй, на окнé). Чтобы проверить безударную гласную надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы этот гласный находился под ударением: измеря’ть – измéрить, единéние – едúный, зеленéть – зéлень, зелёный. Правописание корней слов с чередующимися гласными Чередование е – и 1. В корнях бир – бер, пир – пер, мир – мер, стил – стел, дир – дер и др., где и чередуется с е, пишется и, когда за корнем стоит суффикс - а -:запирать – запереть, постилать – постелить. Чередование а – о 1. В корнях -лаг- – -лож- и -кас- – -кос- а пишется, если за корнем стоит суффикс -а- : прилагательное, приложить, касаться – коснуться. 2. В корне -плав- – -плов- а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны. 3. Корень -мак- пишется, когда имеет значение «погружать в жидкость»: макать хлеб, обмакнуть перо. Корень -мок- пишется, когда имеется значение «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ. 4. В корнях -клан- – -клон-, -твар- – -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения – только о: клáняться, поклóн, наклонить; затвóр, затворúть. Исключение: у΄тварь. 5. В корне -гар- – -гор- – без ударения обычно пишется о, под ударением – а: загорéть, сгорáть, загáр. Исключение: вы΄гарки. 6. В корнях -зар- – -зор- без ударения пишется а, под ударением и о, и а: озарúть, зóри, зáрево. 7. В корне -раст- – -рос- а без ударения пишется перед ст и щ, перед с без последующего т пишется о: растéние, сращéние, но рослú. Исключение: óтрасль, ростóк, Ростóв, Ростислáв, ростовщúк и образованные от них слова. 8. Корень -равн- пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равнозначный, равно, а также в словах равняйсь, равнение, равнина; корень -ровн- пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий»): ровнять (дорогу), заровнять (яму) и т.д. 9. Надо запомнить написание слов с корнем -скак- (-скач-) – -скоч-: скакать, вскочить, скачок, выскочка, подскочить. Чередование согласных в корнях слов г // ж сапог – сапожок м // мл корм – кормление к // ч скакать – скачет х // ш смех – смешной и т.д. следующая страница >> Смотрите также:
Разаева Л. А. Русский язык для студентов нефилологических специальностей Балашов – 2011 ббк 81. 2Рус
1112.42kb.
Кафедра иностранных языков немецко-русский учебный словарь-минимум для студентов I-II курсов
1924.49kb.
Рамзаева Т. Г. Русский язык (Дрофа) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Соловейчик М. С. и др. Русский язык (Ассоциация XXI век) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Ладыженская Т. А. и др
189.56kb.
Практические занятия
1137.87kb.
Дисциплина «Русский язык» Рейтинг и награды зарегистрированных студентов 1-3 курсов Профиль «Гуманитарный и юридический»
1112.25kb.
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала
21.78kb.
Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
309.81kb.
Немецкий язык (2- язык)
30.86kb.
Методические указания к программе обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления 081100. 62
252.21kb.
Экзаменационный тест для студентов медицинских специальностей
205.06kb.
Рабочая программа по практике «Топография» для студентов специальностей 050609-География, дневная форма обучения на базе общего среднего образования
62.63kb.
2 Люди с особыми потребностями, которые в равной степени должны иметь доступ к информации, заключенной в видеоконтенте
14.43kb.
|