Главная страница 1



Занятие педагога МОУ СОШ № 2

г. Лыткарино Московской области

Котовой Ларисы Антоновны

на областном семинаре по теме

«Курс «Родное Подмосковье»

как элемент образовательного

пространства Московской области».
Пояснительная записка к классному часу «Лыткарино в зеркале истории»

(7 класс)

Согласно «Концепции модернизации российского образования», утвержденной Правительством Российской Федерации, в число главных приоритетов образовательной политики включены: формирование у школьников целостной системы знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности в виде ключевых компетенций, ориентация деятельности всей системы образования на развитие познавательных и созидательных способностей. Реализации намеченных целей, в том числе, способствует изучение истории малой родины. Дмитрий Сергеевич Лихачев в статье «Краеведение как наука и как деятельность», писал, что оно «в системе наук занимает исключительное место, т.к. учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах. Культура из лежащей втуне становится действенной и "работающей".

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования. Каждый учитель по крупицам собирает материал о родном крае и включает его в содержание учебной и воспитательной программ Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Родине вырастает до понимания своей связи со страной. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей отражается и закрепляется у школьников в чувстве патриотизма. Важно с детских лет воспитывать в ребенке готовность к защите Родины, что определяется основными требованиями, предъявляемыми к Гражданину.

Посвящая классный час истории подмосковного города Лыткарино, я стремилась к тому, чтобы учащиеся больше узнали о том месте, где они живут, а узнав, стали бережнее к нему относиться.

Собранные в результате научного изучения краеведческих объектов материалы, нашли применение в учебно-воспитательном процессе. Широкое использование исследовательского метода при подготовке классного часа «Лыткарино в зеркале истории» способствовало реализации компетентностного подхода, который включает в себя, в том числе, формирование у школьников опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, творческой инициативы, воспитание чувства патриотизма. Я старалась донести детям мысль о том, что их небольшой город Лыткарино – одна из капелек, с которой начинается наша Родина. Когда-то Римма Казакова любовь к ней выразила следующими словами:

Прозрачно Подмосковье, как росинка

На крохотном березовом листе.

В росинке отражается Россия

Во всей своей прозрачной чистоте...

И, словно это я леса растила,

луга косила, ставила дома,

во мне Россия, будто я — Россия,

и я в России — как она сама».

Классный час
Тема: «Лыткарино в зеркале истории»
Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение истории родного края, формирование нравственной позиции, развитие нравственного сознания и самосознания школьников, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.
Задачи: предоставить новые для учащихся сведения об истории города Лыткарино, обсудить полученную информацию и закрепить приобретенные знания, умения, навыки; подвести учащихся к пониманию сопричастности к историческому прошлому родного города.
Вид мероприятия - классный час.
Форма: заочное путешествие с использованием информационных технологий.
Оборудование и материалы к классному часу: компьютер с мультимедийной установкой, презентации, запись песни «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера), выставка книг, рисунков и фотографий, изречения о родине известных людей, сочинения учащихся.
Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать историческое прошлое города Лыткарино.

Учащиеся должны уметь решать познавательные и практические задачи, проводить поиск нужной информации в источниках различного типа, владеть словом и логикой.
Подготовительный этап.


  • Классу заранее объявляется тема предстоящего «путешествия», дается вступительное слово: «Мы попытаемся с вами пройти исторические вехи, связанные с жизнью города Лыткарино. Путешествовать легче небольшими группами, поэтому мы разделимся на «дружины» (команды). Чтобы встречи на исторических дорогах были интересными, каждой команде предлагается на выбор тема для рассказа (см. раздел «Ход классного часа», п.4 - «Содержание классного часа»).

  • Посещение Лыткаринского краеведческого музея (лекции «Историческое прошлое города Лыткарино», «Двести лет русской разведке. А.И.Чернышев»), библиотеки Дома творчества (праздник «Обряды, обычаи наших предков»), изучение литературы о городе и его окрестностях, подготовка презентаций, рисунков, сочинений, изучение литературы о родном крае.

  • Создаются инициативные группы по распределению обязанностей в «дружинах» (координатор, фоторепортер, архивист, докладчик).



Ход классного часа
1. Актуализация опорных знаний.

Во вступительном слове учитель говорит о том, что первое упоминание о г.Лыткарино относится к 1429 году. «Однако, если заглянуть в глубь веков …»




  1. Переход к теме классного часа.

Учитель говорит о том, что понятие «Родина» включает в себя многое. Опыт жизни взрослого человека расширяет понимание отечества до границ всего государства. Наша Родина – Россия. Нас 141 780 тысяч, объединенных единым языком, общей территорией, законами, государственными символами. Но каждый человек множеством нитей связан с тем уголком России, где родился.

Для большинства из нас – это город Лыткарино - один из живописнейших уголков Подмосковья.





  1. Постановка проблемного задания: «Предлагаю провести классный час, на котором мы больше узнаем об истории родного города и его жителях». Ученик исполняет песню «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера).




  1. Содержание классного часа.

Выступления команд с подготовленными материалами (доклады, сообщения, презентации) по предложенным темам:

  • «История края в географических названиях» (докладчик рассказывает о топонимических находках краеведов, поясняющих названия рек, озер, деревень, расположенных в черте нашего города: «Волкуша» , «Тураево», «Балятино» - балтские по происхождению, они означают соответственно «волк», «зубр», «болото»; говорит о сметливости предков, которые старались в географических названиях: гора Почерная (современная ул.Набережная – высокий берег Москвы-реки, под которым лежит торфяное болото) и др. запечатлеть особенности данной местности; открывает секрет: «Почему Лыткарино – Лыткарино?» (название нашего города произошло от от слова «лыткарь», т.е. житель берегов речки Лытки (балт., lukti – «ручей», lutenti - «семенить», «бежать»), которая согласно писцовой книги 1628 года, протекала неподалеку от сельца. Рассказ сопровождается демонстрацией презентации по теме).




  • «Москва белокаменная» (в выступлении и презентации «Град Москву стенами чудно огради» представитель «дружины» рассказывает об истории села Мячково, где добывали камень для кремлевских стен времен Дмитрия Донского. Москва в XIV веке принимала на службу всех желающих, невзирая на их этническое происхождение. Прибыл к великому князю Дмитрию Донскому и остался жить в Московии знатный выходец из Армении - Олбуга. Его внук Иван Яковлевич получил прозвище Мячко (от слова «мячить» - мямлить, т.е. говорить неясно) и стал родоначальником Мячковых).




  • «Отражение Куликовской битвы в истории нашего края» (представитель команды говорит о памятниках, сохранившихся в нашем крае, связанных с событиями тех лет. Это и село Беседы, где московский князь Дмитрий Иванович перед походом на татар совещался – «беседовал» со своим двоюродным братом и соратником князем серпуховским Владимиром Андреевичем. Эта встреча дала название селу – «Беседы».

У деревни Островцы установлен памятник русскому воину. По этим местам проходило наше воинство на Куликово поле. С битвой 1380 года связана история Николо-Угрешского монастыря – одной из древнейших московских обителей. Предание об ее основании гласит, что здесь Дмитрию Ивановичу явился пречудный образ Николая Чудотворца, и князь дал обет основать храм в честь великого святого. За местностью, где произошло явление образа святителя Николая, закрепилось название «Угреша». По одной из версий это древнеславянское слово, означающее «угреть», «согреть», отражает чувство уверенности в победе над татарами, вселившееся в сердце князя. Скорее всего, Дмитрий Иванович знал об этих местах еще до Куликовской битвы, ведь неподалеку находилась его родовая вотчина – село Остров. Существует еще одно предание, связанное с основанием монастыря, согласно которому здесь было похоронено тело Михаила Андреевича Бренка, который сражался на Куликовом поле в доспехах великого князя. Рассказ сопровождается показом презентации по теме).


  • «Лыткарино в XV - XVIII веках» (докладчик рассказывает о жизни в XV веке и во времена Смутного времени. Это и первые письменные упоминания о некоторых населенных пунктах: о Косино говорится в завещании серпуховского князя Владимира Андреевича, который в 1410 году выделяет село своей жене. В 1437 году княгиня-инокиня Евпраксия в своей дарственной передала его московскому Чудову монастырю. В 1457 году в завещании княгини Софьи Витовтовны среди сел, выделяемых ее внуку Юрию, упоминается село Мячково на Пахре. С этого времени оно становится дворцовым селом. А вот Лыткарино впервые упоминается в духовной грамоте инокини Марфы в 1429 году. До пострижения была она женой Бориса Владимировича, человека, занимавшего высокое общественное положение, служившего князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Однако об ее мирской жизни известно очень мало.

  • Церковный раскол XVII века также нашел отражение в истории нашего края. Когда-то мятежный Аввакум был узником Николо-Угрешского монастыря, писал обугленной лучиной обличительные письма и передавал их на волю. Возможно, поэтому в соседних с монастырем деревнях - Токареве, Котельниках, Денисьеве и др. - появилось много старообрядцев. Даже в 1848 году насчитывалось 117 дворов раскольников. Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы до сих пор находится в Тураево. (Демонстрация презентации по теме доклада).



  • «Наш край в годы петровских реформ» (команда представляет сообщение, которое сопровождается показом презентации о Петре I, его учителе Никите Зотове. Оказывается, начало русского флота связано с историей окрестностей города Лыткарино. В 1690-е годы царь несколько раз совершал походы на яхтах по Москве-реке до Угреши. Флотилия Петра была перенесена из Измайлово на Белое озеро в Косино. А вот своему первому учителю Никите Зотову царь в 1702 году пожаловал Лыткарино, владельцами которого в последствии являлись потомки графа.)




  • «Отечественная война 1812 года в судьбе города Лыткарино» (представлен доклад в сопровождении презентации о «секретной экспедиции» - организации русской разведки, связанной с именем А.И.Чернышева; партизанской войне на территории нашего края: жители сел Чулково, Лыткарино, Еганово и др. истребляли неприятельские отряды. За пять недель после Бородинского сражения французы потеряли до 30 тысяч человек. Подмосковные крепостные крестьяне из Коренева, Красково, Лыткарино, Котельников и др. сел ушли в ополчение. Вернулись менее трети. Именно в селениях нашего района – Панках и Жилино – у М.И.Кутузова созрел план Тарутинского маневра.Жилинские старожилы считают, что в доме напротив церкви была главная штаб-квартира. После изгнания армии Наполеона было решено мостить московские улицы тротуарами из «дикого камня» - песчаника, взятого из лыткаринских карьеров).



5. Подведение итогов.

При подведении итогов классного часа учащимся предлагается исторический экскурс «Знаешь ли ты свой город?». «Дружины» по очереди должны ответить на вопросы команд-соперниц:


1. Почему Лыткарино – Лыткарино?

2. В каком году было первое упоминание о Лыткарино?

3. В каком документе записана дата первого упоминания о Лыткарино?

4. Где находится Лычев овраг?

5. Кто был первым хозяином сельца Лыткарино?

6. Чем занимались жители Лыткарино?

7. Назвать фамилию последнего хозяина усадьбы Лыткарино.

8. Где находится усадьба Барятинских?

9. Определить статус Петровского до середины XVII века.

10. Кто владел селом Петровское в XVII, XVIII, XIX, XX вв.?

11. В каком году была построена церковь Петра и Павла?

12. Какие места нашего города являются памятными?

13. Чем знаменит Лыткаринский завод оптического стекла?

14. В каком году поселок Лыткарино получил статус города?

15. Что относится к ресурсам для отдыха в нашем городе?

16. В каком году была открыта первая школа в городе?

17. Назвать кратчайшее расстояние от Лыткарино до Москвы.

18.Сколько школ в городе?

19. Перечислить самые крупные предприятия в городе и его окрестностях.

20. Какова численность населения в нашем городе?

В заключительном слове учитель говорит о том, что сегодня на классном часе «Лыткарино в зеркале истории» учащиеся много рассказали друг другу о жизни своего подмосковного города, а о многом еще предстоит узнать, т.к. собран обширный материал: «Из глубины веков, из палеозоя, дошли до нас первые весточки. Мы не рассказали также об истории города в индустриальные 30-е годы, боевые 40-е, о его главном богатстве и творцах – жителях, о сегодняшем дне Лыткарино. Поэтому предлагаю продолжить путешествие. Завершить нашу встречу я хочу словами из стихотворения поэта Евгения Евтушенко:

аНет чувства родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось,

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину как вашу нареченную,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчетливо.

Любите Родину, и только навсегда».

Литература, источники, Интернет-ресурсы

1. Аджиева Е.М.. Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Педагогиче-

ский поиск, 2007.

2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М.:ВЛАДОС, 2008.

3. ВяземскийЕ.Е., СтреловаО.Ю. Методические рекомендации учителю

истории.- М.:ВЛАДОС, 2006.

4. Евтушенко Е. http://www.er3ed.qrz.ru/evtushenko.htm

5. Казакова Р. http://litera.ru/stixiya/authors/kazakova/prozrachno-podmoskove- kak.html

6. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель,2008.

7. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Русская культура. – М.: ЮНВЕС, 2010.

8. Кузнецова З.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. - М.: Аква-

риум, 2007.

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов–на-Дону:

ТЦ «Учитель», 2006.



10. Лихачев Д.С. http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm.

11. Пахомова Л.М. и др. Лыткарино в зеркале истории. – М.:Истоки, 2008.



Смотрите также:
«Курс «Родное Подмосковье»
99.79kb.
Программа дисциплины «Медиамаркетинг»
418.39kb.
Программа лекционного курса
61.26kb.
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании
102.25kb.
Р. (3 курс). Поэтическая ономастика поэзии Р. Хариса. Науч рук проф. Г. Ф. Саттаров. Шарифзянова А. А
19.15kb.
Учебный курс Учебная практика. 4 курс (преддипломная практика)
92.51kb.
Жизнь в сборной Рита, давай сначала поговорим о твоих успехах. На каких соревнованиях ты уже выступила в этом году?
118.19kb.
Программа Intel® Курс «Обучение для будущего»
66.22kb.
Данный курс входит в программу подготовки администраторов баз данных и администраторов и программистов многоуровневых информационных систем
16.85kb.
Курс лекций. М., Ооо "Новая правовая культура"
7517.55kb.
Памятка туристу №1: Деньги в Хорватии (где обменять, какой курс, в какой валюте расплачиваться)
47.96kb.
Южное Подмосковье. Серпухов Православный. (К теме 9). На основе темы учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья»
91.7kb.