Главная страница 1

Ивлева О.В.,

Учитель истории

МОУ СОШ № 16,

г. Серпухов.


Южное Подмосковье. Серпухов Православный.

(К теме 9).


На основе темы учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья» мы углубляем тему 9 и выстраиваем урок как маршрут духовного краеведения по святым местам нашего города Серпухова. В основе урока – базовые понятия учебного пособия (с. 133). Выделяются «благотворители», «благоукрасители».

Цель урока: создать условия для учащихся в усвоении знаний о феноменах христианской православной культуры XIV века на землях Южного Подмосковья, и показать в ее контексте исторические события;

Задачи урока:

1) Образовательная: подвести к пониманию важных терминов данной темы; дать знания о святых, об объектах духовной культуры, связанных с их именами; показать взаимосвязь исторических событий и их отраженность в жизни исторических личностей и объектах духовной культуры;

2) Развивающая: развитие интеллектуального качества анализа, умений учащихся работать с различными источниками; развивать культуру речи, умение правильно выражать свою точку зрения;

3) Воспитательная: раскрытие христианских добродетелей; формирование качеств патриотизма, ответственного, уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию отечественной культуры.



Основные понятия: Боголюбие. Преподобный Афанасий Высоцкий. Послушание. Высоцкий чин. Деисусный чин. Благотворители. Благоукрасители. Иконы Божией Матери: «Знамение», «Неупиваемая Чаша». Синодик. Преподобный Герман Аляскинский. Святитель Варсонофий Тверской. Синодик. Помин.
Ризница.

Тип урока: комбинированный.

Нравственная проблема урока: нравственно-духовный подвиг наших земляков.

Оборудование урока: учебное пособие, иллюстрации №№ 144–148, 151–152, 155, магнитофон, видеоаппаратура, выставка книг, дидактический материал.

План урока:

1. Оргмомент. Проверка знаний.

2. Актуализация знаний учащихся

3. Объяснение нового материала

4. Работа с понятиями

5. Закрепление материала

6. Итоги урока. Домашнее задание.


Ход урока:

I. Проверка знаний. Продолжаем готовить экспозицию выставки. Стенд: «Храмы Подмосковья в честь Архистратига Михаила» (ребята приносят свои работы).

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Начать урок я предлагаю со следующей цитаты, а вы, ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. О каком городе Подмосковья сегодня пойдет речь, что же в нем особенного? «Исторические источники свидетельствуют, что в 1918 году в этом городе жило 30 тысяч человек, были два монастыря, 22 церкви и 6 часовен. Вот так описывали город 1920–30-х годов современники: «Небольшой, но очень красивый город. Красота его такая святая, русская… Расположен он на холмах, и, кажется, нет в нем ровного места. Каждый холм освящен высящейся на нем церковью…».

Действительно, сегодня на уроке мы будем говорить об истории нашего родного города – Серпухова (формулируется тема урока). Давайте вспомним основные события и имена, связанные с основанием Серпухова.



Ученики получают карточки-задания. На доске с другой стороны уже заготовлены правильные ответы для последующей проверки.

Задание 1. Назовите имена московских и серпуховских князей в схеме генеалогического древа московских и серпуховских князей. (Ребята вспоминают основные даты и события)
КРАТКАЯ РОДОСЛОВНАЯ СЕРПУХОВСКИХ КНЯЗЕЙ
Иван I Калита Симеон Гордый Иван II Красный Андрей
Дмитрий Донской Владимир Храбрый
Задание 2. Соотнесите даты и события. С именами каких князей связаны эти события?

1339 г. – первое упоминание г. Серпухова (князь Иван Калита).

1360 г. – основание Владычного монастыря (князь Владимир).

1374 г. – основание Высоцкого монастыря (князь Владимир).

1380 г. – Куликовская битва (князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый).

Учитель: Молодцы, вспомнили основные события, связанные с историей основания города.

Дополнительная информация учителя, если необходим комментарий (в зависимости от уровня подготовки класса)

Действительно, впервые упоминается в исторических документах г. Серпухов в 1339 г. В грамоте Великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты. Он завещал город Серпухов своему младшему сыну Андрею. После его смерти владение перешло его малолетнему сыну – самому знаменитому из князей Серпуховских – Владимиру Андреевичу (см. илл. № 144 учебника «Духовное краеведение Подмосковья»). Дмитрия Московского и Владимира Серпуховского, двоюродных братьев, воспитывал митрополит Алексий. Вместе братья ходили в походы на Литву, Тверь и Ржев. Обоим принадлежит и заслуга в победе в 1380 году на Куликовом поле. Удар засадного полка, которым командовал князь Владимир и воевода Боброк-Волынский решили исход битвы. С того времени князь Дмитрий получил почтительное прозвание Донской, а Владимир –


Храбрый.

III. Объяснение нового материала

План:


а) Исторические духовные центры г. Серпухова XIV века.

б) История становления Высоцкого мужского монастыря.

в) Архитектурные особенности Высоцкого монастыря.

а) Учитель: Посмотрите на доску: рядом с именами князей можно поставить имена святых русской земли – Сергия Радонежского, Афанасия Высоцкого Старшего, Афанасия Высоцкого Младшего. Учитель вывешивает таблички с именами святых или иконы. Почему же эти имена стоят рядом? Какое вклад эти люди внесли в историю духовной культуры России? Об этом мы и узнаем сегодня на уроке (текст 133-135, илл. 144, 145 и др.). В правление Владимира Храброго на серпуховской земле появляются первые духовные центры – Владычный (1360) и Высоцкий (1374) монастыри, а также деревянный кремль.

Учитель показывает ребятам карту г. Серпухова.

Задание. Посмотрите на карту г. Серпухова. Давайте отметим на ней исторические памятники XIV века.

Ребятам демонстрируется карта Серпухова, на которой специальными условными обозначениями делается отметка важных исторических и духовных центров города, появившихся в XIV веке. Это могут сделать и сами ребята, которые знают город. Отмечаем на карте эти объекты с комментарием:

Соборная гора – где в 1374 г. князь Владимир Храбрый «заложи град Серпухов дубов», Владычный монастырь, связанный с появлением герба города и Высоцкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Все вместе они составляют так называемый «серпуховской замок» – оборонительный форпост на южных границах Московского княжества. Русские люди были боголюбивы, именно поэтому первые постройки – это духовные центры. По просьбе князя Владимира Храброго в Серпухов пешком пришел преподобный Сергий Радонежский со своим учеником Афанасием. Сергий Радонежский и его ученики основали многое количество монастырей по всей Руси. (илл.112 стр. 101.).



(Учитель демонстрирует карту «Школа преподобного Сергия», где отмечает Высоцкий монастырь).

Именно Сергий Радонежский выбрал место на берегу реки Нары, которое называлось высокое «Высокое», откуда и пошло название монастыря. Преподобный Сергий Радонежский обратился с молитвой к Богу и благословил своего ученика Афанасия Высоцкого (Старший) стать первым настоятелем монастыря. Афанасий проявил послушание своему учителю. И став игуменом Высоцкого монастыря, приложил много сил для его созидания. Игумен Афанасий был высокообразованным, культурным человеком, переводил книги с греческого языка на русский, старался привить инокам интерес к образованию и культуре. Последние годы жизни преподобный Афанасий провел в Царьграде. Он прислал для строившегося в то время в Высоцком монастыре семь икон знаменитого деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Дополняет рассказ учителя рубрика учебника «Путешествие по святым местам родной земли». (читаем).

Как же сложилась жизнь монастыря после смерти преподобного Афанасия?

Более подробно останавливаемся на истории и архитектурных особенностях Высоцкого мужского монастыря.

б) Рассказ учителя сопровождается показом илл. Высоцкого монастыря и его святынь (с. 135-138, илл. 146, 147, 148 или видеофильм). Разработка понятий и темы: «О благоукрасителях и благотворителях Высоцкой обители»: русские цари, княжеские, дворянские, купеческие рода и сословия. Почему христиане делали пожертвования на монастыри? О чем говорит эта христианская традиция? На рубеже XIV – XV веков Высоцкий монастырь становится центром православной культуры: в нем работают мастера-переписчики книг, из него Священное Писание распространяется по окрестным землям. Однако периоды его экономического процветания или упадка монастыря были связаны с особенностями отношения государственной власти к Церкви. В то время Серпухов переживал эпоху своего расцвета. Это был крупный центр ремесел и искусств, столица княжества, в которой чеканилась монета. Во все времена русские люди заботились о благолепии монастырей, для чего делали большие пожертвования. В числе благотворителей и благоукрасителей были представители всех знаменитых в России родов и сословий – княжеских, боярских, дворянских и купеческих, таких как Воротынские, Лобановы-Ростовские, Васильчиковы, Воейковы, русские цари династии Романовых. Царь Михаил Федорович жаловал монастырю льготы, делал вклады: государь жаловал значительную сумму на строительство оборонительных стен и башен. При императрице Екатерине II внешне монастырь пришел в упадок. Но в XIX веке – вновь благоустраивается. К началу ХХ века Высоцкий монастырь обладал значительными духовными, художественными, историческими ценностями, был один из самых благоустроенных по всей России. В советский период монастырь подвергся разрушению. В кельях монахов разместили подразделение латышских стрелков, а в 1931 году арестовали последнего настоятеля. Затем монастырь превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы людей. В 1940-е годы строения монастыря начали использовать под склады и жилье. В 1960-80-х годах бывший монастырский корпус, как памятник архитектуры, начали реставрировать и в процессе реставрации был разрушен храм преподобных Афанасия Высоцкого и Сергия Радонежского как «не представляющий архитектурной и исторической ценности». Храм был построен в 1878 году в память 500-летия Высоцкого монастыря по проекту архитектора Ивана Николаевича Дьячкова. В его стены были встроены могильные памятники, которые были бережно сохранены при строительстве храма, так как охранение могил предков являлось благочестивым обычаем христиан. В 1990-е годы с возрождением духовной жизни в России возрождается и Высоцкий монастырь.

в) Далее учитель приглашает на заочную экскурсию по территории монастыря. На этой экскурсии, показываются иллюстрации соборов и храмов Высоцкого монастыря, рассказывается об архитектурных особенностях каждого из них.

Монастырь является не только духовным центром, но и памятником архитектуры. Тысячи паломников и туристов посещают Высоцкую обитель. На миг представим и мы себя в их числе. Сохранившиеся до наших дней стены и башни Высоцкого монастыря – это мощные кирпичные сооружения на белокаменном цоколе, построенные на вклад царя Алексея Михайловича Романова в 1664 году. Эти стены сохранились частично, хотя они никогда не использовались против неприятелей и вскоре потеряли свое оборонное значение. На территории монастыря расположено несколько храмов: Зачатьевский собор (построен в конце XVI века) – главное сооружение монастыря. Это пятиглавый храм, который с трех сторон окружают двухъярусные сводчатые галереи. На архитектуру Зачатьевского собора повлияла архитектура Успенского собора Московского Кремля. Фрески собора – произведения религиозного искусства и священные изображения, на которых изображены события Священной истории. К собору примыкает Никольская церковь с церковью преподобного Сергия Радонежского (Сергиевская церковь). Покровская церковь была построена в 1381 году. Над входными вратами в монастырь в 1840–43 гг. была возведена надвратная церковь-колокольня во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Небольшой храм Всех Святых построен по проекту архитектора Р.И. Клейна на средства крупного серпуховского благотворителя купца Николая Николаевича Коншина. По принятому на Руси обычаю в соборе монастыря были погребены благочестивые люди. Имена умерших вносились в синодик, а на помин их души завещались материальные ценности. Первые захоронения в монастыре появились в конце XIV века, когда в нем похоронили воинов-серпуховичей, павших на Куликовом поле.

IV. Работа с понятиями (по учебнику).

Особое внимание уделить раскрытию значений понятий «благотворители», «благоукрасители». Это сложносоставные слова, которые начинаются со слова «благо» – добро. Так в христианской культуре назван Бог. Оба эти слова раскрывают смысл христианского делания (во всех сферах жизни) – творить во имя Бога, украшать во славу Божию. Эти же слова звучат в церковных песнопениях православного богослужения (в прошении – ектении в Божественной Литургии: «…о благотворителях и благоукрасителях храма сего помолимся…» (можно включить запись Мирной ектении из Литургии).

Работу с понятиями можно задать на дом или еще раз повторить на следующем уроке.

V. Закрепление.

Выполнение заданий.



Задание 1. Назовите имя князя – Героя Куликовской Битвы, удар полка которого оказал решающее влияние на исход битвы – князь Владимир Храбрый и воевода Боброк Волынский.

Задание 2. Расскажи житие преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего) – по тексту учебника (с. 133).

Задание 3. Рубрика «Представление иконы» (с. 141). Рассказ учителя или сообщение ученика о христианской святыне – чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша». Для понимания богословского содержания иконы требуется повторить с учащимися рассказ о Тайной Вечере и установленном Иисусом Христом Таинстве Причащения (Евхаристии. Евхаристия – Благодарение).

Задание 4. «Из истории христианской духовной культуры». Изучаем житие святого преподобного Германа Аляскинского – нашего земляка. Это может быть заранее подготовленный рассказ учащегося.) Он родился в Серпухове. Прославился как просветитель жителей Алеутских островов. Подчеркиваются его христианские добродетели: был смиренным, скромным, бескорыстным, самоотверженно защищал алеутов. Размышляем о нравственных качествах современного человека: в каких делах можно проявить скромность, бескорыстие и самоотверженность?

Задание 5. Продолжает тему о христианских добродетелях. Ученики самостоятельно подбирают добродетели, противопоставляя их страстям.

VI. Итоги урока:

Помог ли урок вам узнать что-то новое об истории родного города? Назовите, что для вас стало новым?



Домашнее задание: Маршруты духовного краеведения (на выбор):

Задания 7, 11, 13.



Смотрите также:
Южное Подмосковье. Серпухов Православный. (К теме 9). На основе темы учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья»
91.7kb.
«Курс «Родное Подмосковье»
99.79kb.
В основе пособия лежит аутентичный текстовый материал, направленный на изучение функционирования государственных и политических структур США
394.54kb.
Высшее профессиональное образование
3729.82kb.
Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю. Н. Голубчиков. М.: Инфра-м, 2015. 364 с.: 60x90 1/16.
58.76kb.
Кафедра иностранных языков немецко-русский учебный словарь-минимум для студентов I-II курсов
1924.49kb.
Перечни учебного оборудования составлены с учетом необходимости обеспечения процесса обучения по действующей программе по математике общеобразовательных учреждений
350.23kb.
Место учебного предмета в учебном плане
273.24kb.
Общая характеристика учебного предмета
204.58kb.
Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учебное пособие / Под ред проф. П. Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник: инфра-м, 2012. 319 с.: 60x90 1/16. (переплет)
89.25kb.
Литературное краеведение
51.33kb.
«Бонапартизм, как историческое явление»
84.31kb.