Главная |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Электронный вариант лекционных курсов для слушателей КПК (Литяйкина О.Г.) Раздел I ПСИХОЛОГИЯ Лекция №1. Объект и предмет психологии. Материалистическое понимание психических явлений. 1.Психология как наука о душе В переводе с древнегреческого «психология» – это «учение о душе», «слово о душе», «наука о душе». В наши дни данный термин означает, во-первых, совокупность душевных явлений, свойственных человеку и высшим животным; во-вторых, науку, описывающую душевные явления; в-третьих, науку, объясняющую поведение; в-четвертых, то, что не является материальным, отличает людей, имеющих подобные физические тела или состояния, друг от друга. Под душой с древних времен понимают явления, связанные с феноменом жизни, – то, что отделяет живое от неживого и делает материю одухотворенной. Материя и дух (в современном варианте – материя и энергия) считались и до сих пор рассматриваются как разные сущности, каждая из которых подчиняется своим законам. На определенном этапе эволюции они соединяются, но не сливаются абсолютно, а порождают феномен жизни. Далее их развитие идет параллельно, а на уровне человека достигает своей высшей точки. Живое тело как сложно устроенный и совершенствующийся организм представляет собой линию развития материи, а психика и поведение людей, в частности сознание, интеллект и нравственность, – линию развития духа. Для изучения законов его изменения и функционирования была создана отдельная наука о душе – психология. Так она официально именуется с середины XIX века. Слово «душа» до сих пор не утратило первоначальный смысл, продолжает жить и широко использоваться в литературном и разговорном языках. Древние представления о душе мистифицировали ее. Вплоть до конца XVII века научное исследование души категорически запрещалось, а затем долгое время считалось невозможным. Существенных сдвигов в эту область не внесли и успехи психологии во второй половине XVII – XVIII веке. Однако в середине XIX столетия было сделано выдающееся открытие, благодаря которому возникли перспективы естественно-научного, экспериментального изучения души. Речь идет об основном психофизическом законе, формулирование которого связано с именами таких ученых, как П. Бугер, Э. Вебер, Г. Фехнер. Они на опытах доказали, что между душевными явлениями (ощущениями человека) и материальными (физическими воздействиями, которые эти ощущения вызывают) существует зависимость, выражаемая достаточно строгим математическим законом. Благодаря этому стало возможно не просто измерять явления души, но и управлять ими через мир физических феноменов. Поэтому они частично утратили мистический характер и вошли в научно обоснованную, проверяемую (доказуемую) связь с объектами материальной сферы. Психология – это наука о сознании, одном из наиболее сложных душевных явлений. Термин «сознание» обозначает состояние человека, в котором он постоянно находится, будучи вполне здоровым и бодрствующим. Его также можно определить как состояние, при котором он может описывать словами, представлять делами или образами свои ощущения, чувства и мысли. Иногда человек на время теряет сознание. Это бывает во сне, может произойти в результате травмы, болезни, под влиянием некоторых биохимических веществ. Но и тогда его ощущения, образы, мысли и чувства существуют на так называемом подсознательном уровне. В некоторых случаях люди могут находиться в полусознательном состоянии – при отходе ко сну и пробуждении, в бреду, под влиянием алкоголя и наркотиков. В первую очередь при отключении сознания страдают высшие формы интеллектуального и нравственного поведения. Однако и не утрачивая сознания, люди далеко не полностью понимают то, что с ними происходит, не способны воспринять свою психологию и проконтролировать поведение, поскольку значительная часть психической жизни даже при бодрствовании протекает на бессознательном или полусознательном уровнях. Человек воспринимает только ту «часть» своего бытия и окружающей действительности, которая в данный момент особенно важна для него и находится в центре внимания. Он не всегда может объяснить, почему ведет себя так, а не иначе, по какой причине в голову к нему приходят те или иные мысли и образы. Психолог, пользуясь проективными методами исследования, помогает человеку это осознать. Есть, наконец, и такие вещи, в суть которых люди никогда не проникнут и о которых, вероятно, не догадываются профессиональные психологи. Они относятся к сфере полностью бессознательного, в котором до сих пор множество неразгаданных тайн. Нам неизвестно, например, что хранится в глубинах генетической и долговременной памяти человека, почему он ведет себя именно так, чту в психологии и поведении осталось в наследство от его животноподобных предков. В сферу бессознательного, кроме того, входят некоторые слабые звуковые, световые и другие энергетические воздействия, которые воспринимает и на которые реагирует организм человека (инфракрасные, ультрафиолетовые лучи, радиация, диапазон электромагнитных волн и др.). Психология долгое время изучала только связанное с сознанием. С конца XIX века большое внимание уделяется бессознательному. Разница в подходах к их исследованию состоит в том, что сознание мы можем познавать, опираясь на наблюдения человека за самим собой или на то, что о нем говорят окружающие, а бессознательное – лишь косвенно: через его отражение в непроизвольных действиях и реакциях. 3.Современное состояние психологии, ее место среди других наук Современная психология включает множество различных дисциплин, занимающихся рассмотрением психических явлений и объяснением человеческого поведения. Их насчитывается около двадцати. Общая психология раскрывает общие законы, характерные для всех психических явлений, и дает самое общее толкование человеческого поведения. Психофизиология устанавливает зависимость психических актов и поведения от работы организма, центральной нервной системы и мозга. Предметом дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий) становится индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, которые отличают людей друг от друга. Возрастная психология сосредоточена на психологии и поведении лиц разного возраста, а также законах психического и поведенческого возрастного развития людей. Педагогическая психология исследует то, как психология и поведение людей формируются и изменяются под влиянием организованного обучения и воспитания в учреждениях системы образования. Социальная психология изучает зависимость психологии и поведения людей от социальных явлений и процессов, выясняет воздействие психологии и поведения отдельных людей и социальных групп на явления и процессы в обществе. Медицинская психология охватывает психологию и поведение людей больных и имеющих психические или поведенческие отклонения от медицинской нормы. Кроме перечисленных отраслей есть и другие: политическая, экономическая, военная, инженерная психология, психология пропаганды и агитации, рекламы, труда, спорта, управления и т. д. Все они имеют дело с психологическими особенностями и поведением людей в различных сферах их деятельности. Современная научная психология применяется во многих областях. В политике, например, требуются знания социальной психологии. Они касаются специфики психологии и поведения лиц, принадлежащих к разным социальным структурам, организациям и группам. В экономике используются положения об экономических отношениях и управлении людьми в экономических структурах. В юридической практике широко привлекаются данные о психологии дознания, правосознания, противоправных поступков. Без сведений, почерпнутых из дифференциальной психологии, невозможно успешное воспитание и обучение детей. Разработка медицинских проблем психологии необходима для того, чтобы правильно ставить диагноз болезней, назначать и контролировать ход лечения. Кроме того, существуют так называемые нетрадиционные методы, большая часть которых основана на давно известном психотерапевтическом эффекте – косвенном влиянии психологических состояний на организм. Умело организованные воздействия подобного рода способны предупредить возникновение, облегчить течение и ускорить избавление от ряда, в том числе органических, заболеваний. Не меньшее практическое значение психологические знания имеют в спорте, военном и инженерном деле. Проще вообще перечислить те сферы деятельности, где они пока еще не востребованы. Круг их функционирования растет с каждым годом, и эта тенденция усиливается. 4.Методы психологических исследований Психические явления, как мы отметили, нематериальны, и, следовательно, те методы, которые используются в естественных науках, исследующих различные формы существования материи, для их изучения не подходят. Из-за сложности и труднодоступности для изучения психических и поведенческих сторон знания о них не могут быть такими же точными и прочными, какие получают, например, математика и физика. Психология, не располагая достаточным многообразием собственных надежных методов, вынуждена заимствовать их из других наук. Методы, распространенные в настоящее время, в большинстве своем не оригинальны и имеют источниками медицину, биологию, физику и т. д. Охарактеризуем главные методы. Близнецовый связан с изучением психологии и поведения близнецов. Генетический метод позволяет прослеживать явление от его зарождения в ходе последующего развития. Метод наблюдения включает такие виды, как самонаблюдение, наблюдение за кем-либо, включенное наблюдение, скрытое наблюдение. Самонаблюдение заключается в том, что психолог, решая экспериментальную задачу, одновременно становится испытуемым: экспериментируя, он наблюдает за собой и описывает все, что с ним происходит. Второй вид предполагает внешнее наблюдение за поступками, реакциями, действиями человека в экспериментальной ситуации. Метод включенного наблюдения целесообразен в тех случаях, когда требуется проанализировать психологию, поведение и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне (например, религиозных сект, замкнутых преступных групп и др.). При скрытом наблюдении участвующий в опыте не знает и не подозревает о том, что его «контролируют». Оно необходимо, когда течение процесса или явления может существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним следят. Популярен метод эксперимента. Для того, чтобы уточнить данные, полученные в результате наблюдений, прийти к окончательным выводам о природе явлений, а главное – установить их причины и следствия, нужен такой метод, как эксперимент. Есть несколько его разновидностей: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий, формирующий психологический эксперимент. Первый ставит сама жизнь, и ситуация складывается без вмешательства исследователя. Лабораторный эксперимент организует ученый, активно вторгаясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить научную гипотезу. Полевой эксперимент подобен лабораторному, но проводится в реальной жизненной обстановке. Констатирующим называют такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов: констатации того, что происходит в действительности без активных действий со стороны экспериментатора. Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение. Выделяют специальные методы психологического исследования. Тесты – стандартные методы, с помощью которых можно достаточно точно оценивать степень развития определенных качеств у личности, сравнивать ее с уровнем тех же качеств у других людей. Проективные методики исходят из того, что благодаря механизму проекции по действиям и реакциям человека на ситуацию и других людей, по оценкам, которые он дает людям, можно судить о его собственных психологических свойствах. Анализ принадлежащих человеку документов или продуктов его деятельности полезен тем, что в их содержании отражаются его индивидуальные психологические особенности. Опрос – метод исследования в вопросно-ответной форме какой-то определенной проблемы. Интервью – направленный диалог, имеющий целью сбор информации, проведение воздействия. Анкетирование – предъявление испытуемым опросного листа для получения каких-либо сведений о них. Ответы на вопросы служат исходным эмпирическим материалом для социологических исследований. Несмотря на большое количество и разнообразие методов, которыми располагает современная психология, проблема метода в ней по-прежнему остается весьма острой. Дело в том, что почти все способы, которыми пользуются психологи, дают предположительные (хотя часто и весьма достоверные) результаты. По этой причине психологию нельзя отнести к разряду точных наук, но по той же причине ее нельзя считать и чисто гуманитарной, так как она все же располагает надежно установленными экспериментальными данными. В силу специфики применяемых методов данная наука занимает промежуточное положение между естественными и общественными, точными и гуманитарными науками. Основные понятия: психология, психика, сознание, бессознательное (подсознание). 1. Что означал первоначально термин «психология» и как изменялось содержание психологических знаний с течением времени? 2. Что такое душа, как ее понимали древние и какое содержание в это понятие вкладывают современные люди? 3. Какие отрасли психологии существуют, чем они занимаются? 4. Где находят практическое применение психологические знания? 5. В чем состоят особенности методов наблюдения, применяемых в психологии, в отличие от используемых в других науках? 6. Какие науки внесли вклад в создание методов психологии? 7. Что такое тесты и для чего они служат? 8. Как применяется метод наблюдения в психологии? 9. Какие существуют виды психологических экспериментов? Литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 295 с. 2. Байко Е. И. Мозг и психика. М.: Просвещение, 1969. 186 с. 3. Гальперин П. Ф. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.: Кн. дом «Университет», 2000. 336 с. 4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Черо, 1996. 336 с. 5. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 366 с. 6. Климов Е. А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити– Дана, 2001. 511 с. 7. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с. 8. Немов Р. С. Психология. М.: Владос, 1995. 576 с. 9. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997. 463 с. 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с. 11. Ярошевский М. Г., Петровский А. В. Психология. М.: Академия, 2000. 512 с. Лекция №2. Познавательные психические процессы. 1.Ощущения и восприятие. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и перерабатывать идущую из него информацию, уметь ее анализировать, выделять наиболее важные для себя сведения. Значимой, или существенной, считается ꗬÁIЙሀ¿ကЀฌ橢橢뎲뎲Й蠥 蔆�¤�¤�¤]ʠʠʠʠʠʠʠµʴʴʴʴʴ͈ŌʴŦҠҠҠҠҠҠҠҠྞྠྠྠྠྠྠ$ᅋǴጿp࿄!ʠҠҠҠҠҠ࿄ационную и др. За миллионы лет живая материя породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные получать информацию, содержащуюся в энергии и передаваемую в форме электромагнитных волн (зрение), механических (кожная чувствительность), химических воздействий (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Они называются органами чувств. С их помощью человек воспринимает и выделяет из огромного воздействующего на него энергетического потока самые нужные данные. Для этого у него развились познавательные процессы – внимание, воображение, память, мышление, речь. Первичные, исходные сведения о мире люди приобретают через ощущения. Они доставляют сведения о многочисленных свойствах окружающей среды: главных параметрах ее физических, химических и биологических воздействий. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности их характеристик. Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувственному познанию мира, а мышление и речь – к рациональному, или умственному. Благодаря мышлению и речи человек узнает о нем нечто такое, что отсутствует в непосредственных ощущениях и восприятии. Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные, равновесия. Для отдельных видов энергии, порождающих ощущения при соприкосновении с организмом, существуют рецепторы-аппараты. Они настроены природой на восприятие одного или нескольких ее видов и преобразование в нервные импульсы, которые затем распространяются по нервам и поступают в центральную нервную систему человека, головной и спинной мозг. Но происходящие в рецепторах процессы – лишь начальное звено сложного пути, который должно пройти внешнее воздействие, прежде чем превратиться в ощущение. Импульсы, порожденные рецепторами, через периферическую нервную систему поступают в мозг и там многократно, на разных уровнях перерабатываются, что сопровождается разнообразными внутренними и внешними микро- и макродвижениями, связанными с работой того или иного органа. И только после того как информация о раздражителе будет освоена мозгом, очищена от второстепенных деталей, выделена на фоне несущественной, усилена и передана в кору головного мозга, у человека возникнет ощущение нужной модальности (качества, вида). Таков принципиальный психофизиологический механизм возникновения всех видов ощущений, независимо от их характера. Несмотря на то что органы чувств могут действовать параллельно и самостоятельно, в жизни они часто взаимозависимы. Состояние зрения, например, может сказываться на слухе, а обоняния – на вкусе. Известно, что любое сильное воздействие изменяет чувствительность не только того органа, которому непосредственно адресовано (сенсибилизация), но и других органов, для которых оно не типично (синестезия). Имеются и особые, уникальные случаи взаимовлияния органов чувств, в частности так называемый цветной слух, зримое представление запахов и вкусовых ощущений. Это объясняется тем, что данные органы анатомически и физиологически не полностью изолированы друг от друга. Если бы мир состоял только из отдельных видов энергии и вещества, то людям для восприятия и ориентации в нем достаточно было бы одних ощущений. На самом же деле разные виды вещества и энергии в «чистой» форме почти никогда не встречаются. Чаще всего они входят в состав явлений, предметов и отражают их свойства. Сами же эти предметы и явления располагаются в пространстве и чередуются во времени, подвергаясь преобразованиям и совершая движения, поэтому человеку кроме вещества и энергии необходимо воспринимать пространство, движение и время. Основные составляющие, образующие пространство, – это место расположения (локализация), длина, ширина, высота, глубина и форма. Место расположения представляет собой ту часть пространства, в которой в данный момент находится воспринимаемый человеком предмет или явление. Оно имеет форму и четыре названных измерения. Выделяют несколько психофизиологических механизмов восприятия человеком пространства. В этом процессе участвуют разные органы чувств: зрение, слух, осязание и др., причем на зрение приходится более 90 % информации о пространственных характеристиках объектов. Место расположения предметов и явлений может определяться по различным исходящим от них воздействиям. Свой вклад в восприятие пространства вносят различия, порождаемые последними в органах чувств. По тому, какое место, площадь или пространство занимает в них или коре головного мозга возбуждение, можно судить о размещении и величине самого источника воздействия. Форма предмета отражается в конфигурации вызванных им нервных возбуждений, а также в том, какие нервные клетки одновременно реагируют на отдельные детали составляющей его формы. В мозге человека есть специализированные клетки (нейроны-детекторы), которые избирательно «откликаются» на короткие линии определенной ориентации и длины, на контрасты, углы и т. п. Образ формы складывается из комплексной реакции всех этих клеток, дополненной информацией, поступающей от мышц, управляющих работой органов чувств. Ширина, высота, длина и расположение воспринимаемых предметов и явлений отражаются в расстояниях между соответствующими точками возбуждений, возникающих при их воздействии на органы чувств в мозге человека. Важную роль в оценке пространственных параметров играют сокращения мышц: чем больше расстояние, тем сильнее должны сокращаться или расслабляться те или иные мышцы, например глаз. Как мы знаем, с удалением объекта от человека его изображение на сетчатке глаза уменьшается, с удалением источника звука он слабеет, и наоборот. Это основа для восприятия расстояния и глубины. Рецепторы в следящих мышцах сигнализируют мозгу о характере и объеме своей работы при восприятии формы объекта, и, переработав полученную информацию, сам мозг делает выводы о его пространственных параметрах. Существует ряд объяснений тому, как человек воспринимает движение. Согласно одному из них движение и его параметры передаются с помощью соответствующих динамических изменений, которые происходят при их восприятии в органах чувств. Например, когда в поле зрения движется объект, то его изображение перемещается на сетчатке, а мышцы глаз и головы определенным образом воспроизводят параметры этого движения, его направление, скорость и динамику. Механизмы восприятия времени исследованы гораздо меньше, чем пространства и движения. Среди имеющихся гипотез самая популярная гласит, что человек оценивает время с помощью так называемых биологических часов – довольно точных ритмических движений, совершаемых органами с определенными интервалами (ритмика сердечных сокращений, дыхания, движений рук, ног при ходьбе, периодичность обменных процессов). Сравнивая с ними, как с эталонами, ход течения реального времени, человек по количеству произведенных за это время ритмических телесных движений может судить о том, сколько времени прошло, начиная с определенного момента. По ним же определяется, идет ли время с ускорением или замедлением по сравнению с ритмикой биофизиологических процессов, служащих эталонами. следующая страница >> Смотрите также:
Лекция №1. Объект и предмет психологии. Материалистическое понимание психических явлений. Психология как наука о душе
1109.58kb.
Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания
26.93kb.
Специальная психология как наука: объект, предмет, субъект. Разделы и задачи специальной психологии, связь со смежными науками
17.9kb.
Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем
258.19kb.
1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики
160.93kb.
Абрахам Маслоу на подступах к психологии бытия
2984.35kb.
Статьям: «Феномен неосознанного негативного выбора» // Вестник СпбГУ, серия 12, вып. 2, 2008 с. 128-134
21.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология: педагогика
4977.41kb.
1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии
236.71kb.
Конспект лекций для переводчиков. Лекция основные особенности фонетического строя английского языка в сопоставлении с русским
117.76kb.
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, получившей название психологии здоровья
229.37kb.
История молекулярной физики и статистической механики
20.42kb.
|