Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
Развитие представлений о предмете психологии (исторический обзор). Современные представления о нем.
Категория деятельности в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.
Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий индивида, личности, субъекта, индивидуальности.
Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Характер, его строение и формирование. Характер и личность. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Механизмы опредмечивания потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.
Развитие мотивационной сферы человека и развитие личности.
Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
Проблема периодизации развития личности. Понятия социализации и социальной ситуации развития.
Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно - исторического опыта.
Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.
Категория познания в психологии. Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
Определение восприятия и его свойства.
Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований. Социальная природа памяти человека.
Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
Мышление и интеллект. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта. Понятия «социальная ситуация развития»и «зона ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и личность. Возможные основания классификации эмоций.
Основные положения теории культурно - исторического развития психики Л.С. Выготского. Закон развития высших психических функций.
Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Кризисы в психическом развитии.
Рекомендуемая литература:
Асмолов А.Г. Психология личности. –М.,1990.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.-М.,1983.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1996.
Изард. К.Е. Эмоции человека-.М.,1999.С.117-338
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1982.