Главная страница 1

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Мамай Анатолий Стефанович - учитель физической культуры МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»




Тема опыта «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе».

Педагогический стаж – 41 год.

Учебное заведение, которое закончил, дата окончания – Белгородский педагогический институт им. Ольминского, 1980г.

Категория – высшая.

С какого года работает по проблеме: с 2002 г. «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры».

Участие в профессиональных конкурсах – победитель конкурса лучших учителей Белгородской области.


Какими обобщёнными материалами представлен опыт:

2003 г. – «Развитие двигательной активности на уроках физической культуры» (выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры).

2004 г. – открытый урок «Легкая атлетика» (в рамках РМО учителей физической культуры)

2005 г. «Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по физической культуре» (выступление на семинаре директоров общеобразовательный учреждений района «Управление качеством образования в условиях малокомплектной сельской школы»).

2006 г. - открытый урок «Лыжная подготовка» (в рамках РМО учителей физической культуры)

2007 г. - «Использование технических средств на подготовительном этапе обучения лыжников-гонщиков» (выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры).

2008 г. – «Ремонт и подготовка лыжного инвентаря» (выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры).

2008г. – мастер-класс «Игровые приёмы на уроках лыжной подготовки» (в рамках РМО учителей физической культуры).

2005-2008 гг.- организация и проведение на базе МОУ «Большехаланская СОШ» районных соревнований по лыжным гонкам.
Возникновение опыта
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 41 год. С 1985 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- уменьшение наполняемости классов;

- снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта;

- слабая материально-техническая база.

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.
Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и низкой учебной мотивацией учащихся успешно решаются в данном опыте.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Технологический аспект опыта

«Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе».
Личная концепция учителя:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.


Основные методы:

  • Диагностика

  • Фронтальный

  • Поточно-групповой

  • Тестирование

  • Интерактивные


Формы организации и виды уроков:

  • Урок-игра

  • Урок-соревнование

  • Урок-турнир

  • Интегрированный урок


Условия:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении

  • Компетентностный подход


Результат:

  • Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся

  • Активизация внеурочной деятельности школьников

  • Улучшение здоровья учащихся

За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составил подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.

Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.


Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:


Учебный год

Кол-во обучающихся

детей


Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету (в %)

Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2004-2005

85

5-11

100%

89%

2005-2006

71

6-11

100%

91%

2006-2007

60

7-11

100%

93%


Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года



п/п


Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)



1.

Медведев Николай

2006

9

Олимпиада по физической культуре

II

муниципальный

2.

Рожнова Светлана

2007

11

Олимпиада по физической культуре

II

муниципальный

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.

В школе на протяжении пяти лет функционируют спортивные секции и

кружки: «Легкая атлетика – лыжи», «Спортивное ориентирование», «Волейбол», «Футбол», «Теннис», «Шахматно-шашечный клуб», руководителем которых я являюсь. Охват детей этими формами дополнительного образования составляет 96%.

Тренируя лыжников-гонщиков в условиях сельской школы на основе технологий личностно ориентированного обучения, добиваюсь высоких результатов, мои воспитанники на протяжении многих лет являются победителями и призёрами районных и областных соревнований.

Ежегодно провожу районные соревнования по лыжным гонкам, являясь главным судьёй по данному виду соревнований. Три выпускника школы получили звания «кандидат в мастера спорта».

Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы. На основе знания современных технологий подготовки лыжного инвентаря и собственного опыта, разработал технологию подготовки и обработки лыж без особых финансовых затрат.

Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 45% до 67%.

Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что учащиеся практически не болеют простудными заболеваниями.

Разработал программу «За здоровый образ жизни». Результатом деятельности в рамках данной программы являются показатели общефизической подготовки учащихся. Ежегодно провожу комплексное обследование физического развития и двигательной активности детей.

Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта. Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, экспертизы, описания и др.

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ.

2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.

3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.

4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.

6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического соуправления.

7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.
С результатами работы по данной программе систематически выступаю в средствах массовой информации. В районной газете «Ясный ключ» регулярно освещаю проведение спортивных праздников в школе, итоги участия спортсменов школы в районных и областных соревнованиях.

Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов, смотров, соревнований, олимпиад (за последние 3 года)


п/п


Ф.И.О.

Класс

Год

Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.

Уровень конкурса, смотра, соревнования

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)



Занятое место (присвоенное звание)

1.

Медведева Елена

11

2005

Зимнее троеборье

областной

3

2.

Новикова Елена

8

2006

Лыжные гонки

областной

2

3.

Шульга Алена

8

2006

Лыжные гонки

областной

3

4.

Медведев Николай

9

2006

Легкая атлетика

областной

3

5.

Кочерга Наталья

9

2006

Легкая атлетика

областной

3

6.

Командный зачет




2005

Лыжные гонки

областной

4

7.

Командный зачет




2006

Лыжные гонки

областной

5

8.

Командный зачет




2008

Лыжные гонки

областной

4

В рамках экспериментальной работы «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами народных традиций», на основе сотрудничества школы и Белгородского государственного музея народной культуры, мною совместно с членами кружка «Истоки», представлена на областной конкурс научно-исследовательская работа «Престольный праздник села Большая Халань», в которой описаны народные спортивные игры села. Исследовательская работа в 2006 году опубликована в сборнике «Мир традиций» управления культуры администрации Белгородской области. Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы.

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.



4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.




Смотрите также:
«Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе»
136.32kb.
Методическая разработка Организация недели иностранного языка в школе Абакарова В. В. Учитель английского языка мкоу «Краснооктябрьская сош имени Расула Гамзатова»
146.38kb.
Методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов
19.56kb.
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках химии в кадетских классах
80.72kb.
Понятие «интерактивные» методы знакомо каждому работающему педагогу, так же, как и понятие «личностно-ориентированный подход», тесно с ним связанное
140.48kb.
«Использование личностно-ориентированной технологии на уроках физики»
68.63kb.
Программа адаптирована к традиционным видам промыслов, распространённым в нашем регионе
78.98kb.
Чернышенко Константин Юрьевич
375.38kb.
Многолетний опыт работы подтверждает важность рационального планирования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы как продолжение учебно-воспитательного процесса
639.78kb.
Праздника, посвященного Всемирному Дню здоровья и предстоящим Олимпийским Играм в Сочи
337.28kb.
Уроки по учебнику «К тайнам нашего языка»
142.37kb.
В школе, где учился Коля, был очень длинный коридор. При входе в него располагался выключатель света, который включал и выключал 20 лампочек для освещения этого коридора
66.22kb.