Главная страница 1

Аннотация к конспекту  урока по русскому языку.

Уроки по учебнику «К тайнам нашего языка» (авторы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) ведутся Волобуевой И.В. с 2001 г..  Научной основой учебного комплекта стала концепция развивающего обучения, разработанная Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым, отраженная  в учебниках и работах  В.В. Репкина, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман, Л.И. Айдаровой, Г.Г. Граник. В комплекте реализуется  деятельностный подход к обучению, ребенок является субъектом учебной деятельности, а не объектом. Работа по учебнику предполагает внутреннюю готовность учителя к некоторым непривычным методическим решениям, к использованию ряда нетрадиционных приемов обучения.

Данный урок несет коммуникативную направленность. Кроме обучающей имеет общегуманитарную и выраженную воспитательную направленность. Урок не насыщен сложным учебным материалом. Главная задача урока - помочь первоклассникам осознать смысл понятия «родной язык» и познакомить с историей названия языка (русский) с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Тема: Разные языки: родной и иностранный.

Тема урока: Какие бывают языки?

Цель урока: осознание понятий «родной и иностранные языки»

Задачи:

         помочь первоклассникам осознать многозначность слова язык, смысл понятий  «родной и иностранные языки»;

         познакомить с происхождением названия русский язык;

         закреплять написание имен собственных,

         расширять кругозор детей, работать над  орфографической зоркостью;

         воспитывать уважение к языку, бережное отношение к слову.



Оборудование: компьютерная презентация по предмету (см. приложение 4.1,  мультимедийный проектор.

Литература:

           М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. С 60 К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2004 – 128 с.

           Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.И. Наумова. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка»: 1 класс: С 60 Пособие для учителя / Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. – 208 с.

         Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.С. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.



Ход урока.

 

I.              Организационный момент.



II.           Введение в тему.

- Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.

- Прочитайте название новой темы урока: «Разные языки: … и иностранные».

Слайд 1.

- Как вы думаете, может здесь спряталась какая-то тайна? (Да. Какие именно неизвестно.)  Именно эту тайну мы сегодня будем раскрывать, постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают языки?»

                                    (Учитель звонит в колокольчик).

- Ребята, а как издает звук колокол, с помощью чего? Это называется ЯЗЫК. В народе о колоколе даже сложили пословицу «Без языка колокол нем». Почему так говорят?

- А теперь посмотрите на экран.

Слайд 2.

«Ох, устал мой башмачок, высунул свой язычок». О каком язычке идет речь?  Что же вы узнали о слове «язык»? (У него много значений). Как ученые называют такие слова? (Многозначные).

- Решили ученые проверить Антона и спросили его: «А ты знаешь какой у нас язык?»

- Прочитайте, что ответил мальчик.

- Как вы думаете, чего Антон не знал о слове язык, а вы знаете? (Что это слово многозначное).

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться этим словом в одном из его значении: язык, на котором говорят, пишут, читают люди.

III.        Знакомство с происхождением названия «русский язык», с правильным написанием слов «русский», «Россия".

- В какой стране мы живем? Прочитайте, как пишется это слово.



Слайд 3.

- На каком языке мы говорим? Прочитайте, как пишется это слово.

- Давайте запишем эти важные мысли. (Один ученик работает с комментированием на доске, остальные в тетрадях)

Запись на доске: Наша_страна – Россия. Наш_язык – русский.

Физминутка.

- А кому интересно, почему наш язык так называется?



Слайд 4.

Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский. У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.



Народ   ----   русь

            земля ---- русская, Русь



язык ---- русский

 страна ---- Россия

- Чтобы узнать тайну названия, мы обратились к истории нашей страны, нашего народа. Мы поступили как настоящие ученые.

VI.  Работа по учебнику с.32.

1)            - О чем вы сейчас узнали? (Жил народ, который назывался русь. Он говорил на русском языке. Земля называлась русская. Страна называлась Русь. А сейчас страна называется Россия. Мы в ней живем.)

 - Вы теперь сами  можете закончить мысли на с. 33. (Устно)

 Физминутка.

 

2)  Упражнение «Проверь себя!» (Упр.42)



 - Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? (Списать начало предложений и закончить их).

(Самостоятельная работа).

IV.        Работа по учебнику с.29.

1) - Вы теперь сами можете закончить мысли. (Устно)

- О чем вы теперь знаете? (Ответы детей).

2) Упражнение «Проверь себя!» (Упр. 42)

- Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?

(Самостоятельная работа).

V. Знакомство с мальчиком-иностранцем и понятием «иностранный язык».

1) - Посмотрите на следующую страничку. Знакомы ли вы с этим мальчиком? (Нет).

- Сегодня вы с ним познакомитесь. Этот мальчик приехал к нам из другой страны. И будет учиться с вами. Какие страны вы знаете? А сейчас вы сами догадаетесь из какой он страны.

- Какой язык изучают ребята в нашей школе? (Немецкий язык).



Слайд  5.

- Люди из какой страны говорят на немецком языке? (Германия). Для этого мальчика родной язык  - немецкий. Кто понял из какой он страны? (Из Германии). Этот мальчик такой же как вы или чем-то отличается от вас? (Он говорит на другом языке). Так же как люди отличаются друг от друга, так же отличаются языки, на которых  говорят разные народы. Так же  и у каждой страны есть свои особенности. Вот посмотрите.

2) Выполнение упр. 43.

Мальчик иностранец живет…  - Выберем в рамочке имя собственное, как его напишем? Почему? Есть ли слово помощник?

- Зовут этого мальчика … отгадайте сами (Ребус – Питер).

Слайд 6.

- Как напишем его имя? Почему? (Ответы детей).

- Питер говорит на немецком  языке. Давайте послушаем его речь. (Аудио-запись). Вам понятна его речь? Каким будет этот язык для нас? (Иностранным).

              - Каким является для Питера немецкий язык? (Родным).

- Но Питер хочет ещё научиться и нашей речи, русской. А для Питера русская речь будет родной или иностранной?

- Что означает «иностранный язык» как вы думаете?

- А вот как объясняют ученые прочитайте в книге. (с. 34). А  Антон интересуется: «Иностранный язык один или их много?» (Много.) Почему? (Потому что стран много).

VII. Итог урока.

 - Ребята, какую тайну вы сегодня открыли на уроке? Какое слово пропущено в теме урока?

Слайд 7.

 - Как называется язык, на котором мы говорим? Почему он так называется?

- С каким новым языком вы сегодня познакомились? В какой стране говорят на этом языке? Каким  этот язык является для нас?

 - Дома, ребята, посоветуйтесь: какой язык для вас родной? (Упр. 44.)

 

 

Аннотация к методической разработке часа общения.



В системе реализации программы патриотического воспитания проводятся мероприятия, посвященные Дню матери. Целью этого мероприятия является формирование потребности и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к своей матери, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей, цели вытекают из задач программы патриотического воспитания.

Структура часа общения имеет свои особенности и вид деятельности учащихся, включая в себя использование современных технологий. В мероприятии принимают участие также и мамы. Многодетные мамы отвечали на вопросы, дети читали свои сочинения о мамах, демонстрировали проекты о женщинах села, чьи дети достигли успехов. Это является основополагающим принципом реализации программы. Значительную часть часа общения занимает работа по развитию познавательной мотивации, наблюдательность.  



Час общения ко Дню матери

Тема: «О маме с любовью … »

Цель и задачи: формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к матери; заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся  и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей; развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей; способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, внимания к матери; воспитывать гордость, ответственность за свои поступки.

Оформление: выставка «Наши мамы…», плакаты «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от ласки матери» (М.Горький), «На земле хороших людей немало, сердечных людей немало, и всё-таки лучше всех на земле – мама. Моя мама» (Р.Рождественский); электронная презентация «Дети - гордость матери», «О маме с любовью» (см. приложение 4.2); мини-сочинения о мамах; подарки мамам, сделанные на уроках технологии; музыкальные заставки.

Литература: www.1september.ru

                                       Ход мероприятия.



Звучит музыка. (Стихи читают ученики 7-го класса, шефы)

Над колыбелью ночевала,

Своим кормила молоком,

Уроки первые давала…

Так я могу сказать о ком?

С любовью искренне упрямо,

Неси добро, любовь и свет!

Живи, прошу подольше, мама,

Тебя родней на свете нет!

Дорогие ребята! Уважаемые гости! В конце ноября в России с целью повышения общественной значимости материнства отмечается праздник День матери.

Главная суть женщины, ее предначертание – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. Современные ученые пишут, что именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего народа. Мать всегда почиталась людьми, как святыня, ведь она – самый дорогой человек в жизни каждого.

Когда-то на свет появились вы, долгожданные сыночки и дочки. И начались долгожданные мамины будни: мамы мазали зеленкой пухлявые коленки, разбитые в кровь, мамы штопали разорванные штанишки и колготки, мамы  пели колыбельные и рассказывали сказки, прижимая ваши шелковые головки.

Мама!

Став первым словом



В год наш колыбельный,

Оно всегда входило в повседневный круг.

И на устах  детей в час самый трудный

Оно привычным становилось вдруг.

Порой грущу, о чем-нибудь тоскуя,

Или, смахнув слезу при свете дня,

«Не беспокойся, мама!» - говорю я,

«Все хорошо, родная, у меня».

Тревожишься о нас ты постоянно,

Святой любви, великая раба,

Из тысяч слов земли и океанов

У слова мама особая судьба.

Ребята, с каким словом сочетается слово «мама»? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»?

Ученикам 3-го класса предлагаю  написать ласковые слова для своих мам, а затем зачитать их.

Я возьму сейчас сердечко, вырезное из бумаги, которое будет нам помогать сегодня. Я попробую первая продолжить следующую фразу: «Для меня мама – это …»    (Учащиеся 2 – го встают и продолжают).

 А теперь послушаем учеников 3 - го класса.

 Экзамен для детей (вопросы записаны на листочках, ребята вынимают по одному и отвечают на вопросы).

 

               Назови день рождения мамы.



               Любимая песня мамы.

               Любимое воспитательное выражение мамы.

               Назови мамины черты характера.

               Когда встает и ложится твоя мама?

               Если бы ты был волшебником, чтобы ты сделал для своей семьи?

               Что для тебя главное в семье?

               Какая у тебя будет семья?

 С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным, она всегда выслушает, поймет, простит.

 

О, вера наших матерей.

 

О, вера наших матерей,



Вовек не знающая меры.

Святая трепетная вера

В нас,

Подрастающих детей.



Ее, как свет в березняке

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей

Уж матери такой народ –

Вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет».-

И снова верят, верят, верят.

 

Так верят матери одни,



Взыскательно и терпеливо.

И – не крикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года их вере,

Трепетной и нежной;

Вот только мы-то

Не всегда

Оправдываем

Их надежды.

                                                                          (В.Каратаев)

Гордостью любой матери являются ее дети. Я немного вам расскажу о матерях, которые живут и трудятся в нашем селе.

 

Презентация «Дети - гордость матери».

 

 Кузнецова Марина Петровна. Воспитала двух детей: дочь Светлану и сына Александра. Марина Петровна – добрая, заботливая мать. К своим детям она всегда очень требовательна. Дети выросли, получили высшее образование. Сейчас дочь Марины Петровны работает экономистом в администрации города Гая, а сын –инженер технического обслуживания и ремонта Западных Энергосетей. Дети Марины Петровны стараются жить и работать так, чтобы их маме не было за них стыдно.



 

 Красникова Антонина Николаевна. Все вы, ребята, очень хорошо знаете этого человека. Ведь она всегда вас встречает в сельской библиотеке. Антонина Николаевна вырастила двух сыновей – Вячеслава и Василия. Ей было очень трудно, ведь Славик и Вася родились двойняшками. Ребята выросли порядочными людьми, оба получили высшее образование. Сейчас Вячеслав Красников занимает должность заместителя прокурора Грачевского района, а Василий Красников живет в городе Оренбурге и работает инженером-строителем в фирме «Лист».

               

 Бурцева Татьяна Александровна тоже вам многим хорошо известна. В семье у Татьяны Александровны двое детей. Они растут в любви и внимании. Старший сын Саша окончил нашу школу с золотой медалью. В детстве он перенес очень страшную болезнь, справиться с которой ему помогла мама. После излечения Саша решил стать врачом, и сейчас он учится в Оренбургской медицинской Академии. Дочь Татьяны Александровны – ученица 10 класса нашей школы. Она учится на «4» и «5». Татьяна Александровна очень любит своих детей и гордится их успехами.

 

А сейчас некоторые ребята нашего класса расскажут нам о своих мамах.



 

Зачитываются сочинения.

 

В большинстве российских семей один или два ребенка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются трое и более детей. Такие семьи называют многодетными. В нашей школе учатся дети из 9 многодетных семей. А в нашем классе таких семей 5: семья Миханьковых, семья Требунских, семья Ивановых, семья Уваровых, семья Минасян. Ребята познакомят нас со своими мамами.



 

Презентация «От чистого сердца …».

 

 Судьба не всегда ласково с нами обходится. Семью Валентины Ивановны постигло горе. Сейчас она воспитывает трех внучек, младшей всего 5 лет. Сегодня у нас в гостях мамы этих ребят, я хочу с ними  побеседовать.



 

               Много детей – это трудно?

               Что вам больше всего нравится в ваших детях?

               Какими вы хотите видеть своих детей?

 

А теперь я обращаюсь ко всем мамам:



 

- Расскажите нам  веселые и смешные истории о своих детях.

 - Спойте колыбельную, которую вы пели своим детям.

Ребята, вы повзрослеете, покинете отчий дом, но не забывайте ваших мам. Думайте больше о ваших матерях, берегите, их любите. Их любовь  к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы вы были хорошими людьми.

 

Пишите письма матерям.

 Поют гитар  походных струны,

В тайге, в горах, среди морей…

О, сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы вечно юные, в дороге –

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

                                                               (С.Викулов).



Я хочу пожелать всем присутствующим мамам любви, счастья, благополучия. Пусть будут здоровы ваши дети, пусть на глазах у вас выступают только слезы радости. Ваши дети подарят вам маленькие солнышки, чтобы вам всегда было светло и тепло.

Дети дарят подарки мамам.

 

 



Смотрите также:
Уроки по учебнику «К тайнам нашего языка»
142.37kb.
1. cd уроки русского языка Кирилла и Мефодия
54.47kb.
Уроки русского языка по теме «Словообразование»
99.54kb.
Любимова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент. Многие учителя мечтают о том, чтобы их уроки были долгожданными, интересными, познавательными. Можно ли сделать каждый урок
218.58kb.
Билет 27. Значение басенного языка Крылова и языка комедии «Горе от ума» для развития русского литературного языка
549.33kb.
Программа по физике 11м класс по учебнику
682.2kb.
Давид гильберт
233.88kb.
Примерный перечень экзаменационных вопросов история языка 2 курс дневное отделение
34.48kb.
Русский язык и культура речи
132.91kb.
Введение в раздел
106.43kb.
Робин С. Шарма Кто заплачет, когда ты умрешь? Уроки жизни от монаха, который продал свой
297.47kb.
Место учебного предмета в учебном плане
273.24kb.