Главная |
страница 1
Аннотация к конспекту урока по русскому языку. Уроки по учебнику «К тайнам нашего языка» (авторы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) ведутся Волобуевой И.В. с 2001 г.. Научной основой учебного комплекта стала концепция развивающего обучения, разработанная Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым, отраженная в учебниках и работах В.В. Репкина, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман, Л.И. Айдаровой, Г.Г. Граник. В комплекте реализуется деятельностный подход к обучению, ребенок является субъектом учебной деятельности, а не объектом. Работа по учебнику предполагает внутреннюю готовность учителя к некоторым непривычным методическим решениям, к использованию ряда нетрадиционных приемов обучения. Данный урок несет коммуникативную направленность. Кроме обучающей имеет общегуманитарную и выраженную воспитательную направленность. Урок не насыщен сложным учебным материалом. Главная задача урока - помочь первоклассникам осознать смысл понятия «родной язык» и познакомить с историей названия языка (русский) с использованием информационно-коммуникативных технологий. помочь первоклассникам осознать многозначность слова язык, смысл понятий «родной и иностранные языки»; познакомить с происхождением названия русский язык; закреплять написание имен собственных, расширять кругозор детей, работать над орфографической зоркостью; воспитывать уважение к языку, бережное отношение к слову. Оборудование: компьютерная презентация по предмету (см. приложение 4.1, мультимедийный проектор. Литература: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. С 60 К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 – 128 с. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.И. Наумова. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка»: 1 класс: С 60 Пособие для учителя / Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. – 208 с. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.С. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с. Ход урока.
I. Организационный момент. II. Введение в тему. - Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка. - Прочитайте название новой темы урока: «Разные языки: … и иностранные». - Как вы думаете, может здесь спряталась какая-то тайна? (Да. Какие именно неизвестно.) Именно эту тайну мы сегодня будем раскрывать, постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают языки?» (Учитель звонит в колокольчик). - Ребята, а как издает звук колокол, с помощью чего? Это называется ЯЗЫК. В народе о колоколе даже сложили пословицу «Без языка колокол нем». Почему так говорят? - А теперь посмотрите на экран. «Ох, устал мой башмачок, высунул свой язычок». О каком язычке идет речь? Что же вы узнали о слове «язык»? (У него много значений). Как ученые называют такие слова? (Многозначные). - Решили ученые проверить Антона и спросили его: «А ты знаешь какой у нас язык?» - Прочитайте, что ответил мальчик. - Как вы думаете, чего Антон не знал о слове язык, а вы знаете? (Что это слово многозначное). - Сегодня на уроке мы будем пользоваться этим словом в одном из его значении: язык, на котором говорят, пишут, читают люди. III. Знакомство с происхождением названия «русский язык», с правильным написанием слов «русский», «Россия". - В какой стране мы живем? Прочитайте, как пишется это слово. Слайд 3. - На каком языке мы говорим? Прочитайте, как пишется это слово. - Давайте запишем эти важные мысли. (Один ученик работает с комментированием на доске, остальные в тетрадях) - А кому интересно, почему наш язык так называется? Слайд 4. Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский. У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией. Народ ---- русь земля ---- русская, Русь язык ---- русский страна ---- Россия - Чтобы узнать тайну названия, мы обратились к истории нашей страны, нашего народа. Мы поступили как настоящие ученые. VI. Работа по учебнику с.32. 1) - О чем вы сейчас узнали? (Жил народ, который назывался русь. Он говорил на русском языке. Земля называлась русская. Страна называлась Русь. А сейчас страна называется Россия. Мы в ней живем.) - Вы теперь сами можете закончить мысли на с. 33. (Устно) Физминутка.
2) Упражнение «Проверь себя!» (Упр.42) - Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? (Списать начало предложений и закончить их). (Самостоятельная работа). IV. Работа по учебнику с.29. 1) - Вы теперь сами можете закончить мысли. (Устно) - О чем вы теперь знаете? (Ответы детей). 2) Упражнение «Проверь себя!» (Упр. 42) - Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? (Самостоятельная работа). V. Знакомство с мальчиком-иностранцем и понятием «иностранный язык». 1) - Посмотрите на следующую страничку. Знакомы ли вы с этим мальчиком? (Нет). - Сегодня вы с ним познакомитесь. Этот мальчик приехал к нам из другой страны. И будет учиться с вами. Какие страны вы знаете? А сейчас вы сами догадаетесь из какой он страны. - Какой язык изучают ребята в нашей школе? (Немецкий язык). Слайд 5. - Люди из какой страны говорят на немецком языке? (Германия). Для этого мальчика родной язык - немецкий. Кто понял из какой он страны? (Из Германии). Этот мальчик такой же как вы или чем-то отличается от вас? (Он говорит на другом языке). Так же как люди отличаются друг от друга, так же отличаются языки, на которых говорят разные народы. Так же и у каждой страны есть свои особенности. Вот посмотрите. 2) Выполнение упр. 43. Мальчик иностранец живет… - Выберем в рамочке имя собственное, как его напишем? Почему? Есть ли слово помощник? - Зовут этого мальчика … отгадайте сами (Ребус – Питер). - Как напишем его имя? Почему? (Ответы детей). - Питер говорит на немецком языке. Давайте послушаем его речь. (Аудио-запись). Вам понятна его речь? Каким будет этот язык для нас? (Иностранным). - Каким является для Питера немецкий язык? (Родным). - Но Питер хочет ещё научиться и нашей речи, русской. А для Питера русская речь будет родной или иностранной? - Что означает «иностранный язык» как вы думаете? - А вот как объясняют ученые прочитайте в книге. (с. 34). А Антон интересуется: «Иностранный язык один или их много?» (Много.) Почему? (Потому что стран много). VII. Итог урока. - Ребята, какую тайну вы сегодня открыли на уроке? Какое слово пропущено в теме урока? - Как называется язык, на котором мы говорим? Почему он так называется? - С каким новым языком вы сегодня познакомились? В какой стране говорят на этом языке? Каким этот язык является для нас? - Дома, ребята, посоветуйтесь: какой язык для вас родной? (Упр. 44.)
В системе реализации программы патриотического воспитания проводятся мероприятия, посвященные Дню матери. Целью этого мероприятия является формирование потребности и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к своей матери, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей, цели вытекают из задач программы патриотического воспитания. Структура часа общения имеет свои особенности и вид деятельности учащихся, включая в себя использование современных технологий. В мероприятии принимают участие также и мамы. Многодетные мамы отвечали на вопросы, дети читали свои сочинения о мамах, демонстрировали проекты о женщинах села, чьи дети достигли успехов. Это является основополагающим принципом реализации программы. Значительную часть часа общения занимает работа по развитию познавательной мотивации, наблюдательность. Час общения ко Дню матери Тема: «О маме с любовью … » Цель и задачи: формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к матери; заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей; развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей; способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, внимания к матери; воспитывать гордость, ответственность за свои поступки. Оформление: выставка «Наши мамы…», плакаты «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от ласки матери» (М.Горький), «На земле хороших людей немало, сердечных людей немало, и всё-таки лучше всех на земле – мама. Моя мама» (Р.Рождественский); электронная презентация «Дети - гордость матери», «О маме с любовью» (см. приложение 4.2); мини-сочинения о мамах; подарки мамам, сделанные на уроках технологии; музыкальные заставки. Литература: www.1september.ru Ход мероприятия. Звучит музыка. (Стихи читают ученики 7-го класса, шефы) Над колыбелью ночевала, Своим кормила молоком, Уроки первые давала… Так я могу сказать о ком? С любовью искренне упрямо, Неси добро, любовь и свет! Живи, прошу подольше, мама, Тебя родней на свете нет! Дорогие ребята! Уважаемые гости! В конце ноября в России с целью повышения общественной значимости материнства отмечается праздник День матери. Главная суть женщины, ее предначертание – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. Современные ученые пишут, что именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего народа. Мать всегда почиталась людьми, как святыня, ведь она – самый дорогой человек в жизни каждого. Когда-то на свет появились вы, долгожданные сыночки и дочки. И начались долгожданные мамины будни: мамы мазали зеленкой пухлявые коленки, разбитые в кровь, мамы штопали разорванные штанишки и колготки, мамы пели колыбельные и рассказывали сказки, прижимая ваши шелковые головки. Мама! Став первым словом В год наш колыбельный, Оно всегда входило в повседневный круг. И на устах детей в час самый трудный Оно привычным становилось вдруг. Порой грущу, о чем-нибудь тоскуя, Или, смахнув слезу при свете дня, «Не беспокойся, мама!» - говорю я, «Все хорошо, родная, у меня». Тревожишься о нас ты постоянно, Святой любви, великая раба, Из тысяч слов земли и океанов У слова мама особая судьба. Ребята, с каким словом сочетается слово «мама»? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»? Ученикам 3-го класса предлагаю написать ласковые слова для своих мам, а затем зачитать их. Я возьму сейчас сердечко, вырезное из бумаги, которое будет нам помогать сегодня. Я попробую первая продолжить следующую фразу: «Для меня мама – это …» (Учащиеся 2 – го встают и продолжают). А теперь послушаем учеников 3 - го класса. Экзамен для детей (вопросы записаны на листочках, ребята вынимают по одному и отвечают на вопросы).
Назови день рождения мамы. Любимая песня мамы. Любимое воспитательное выражение мамы. Назови мамины черты характера. Когда встает и ложится твоя мама? Если бы ты был волшебником, чтобы ты сделал для своей семьи? Что для тебя главное в семье? Какая у тебя будет семья? С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным, она всегда выслушает, поймет, простит.
О, вера наших матерей, Вовек не знающая меры. Святая трепетная вера В нас, Подрастающих детей. Ее, как свет в березняке Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей Уж матери такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: «Пусть перебесятся. Пройдет».- И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни, Взыскательно и терпеливо. И – не крикливые – они Не почитают это дивом. А просто нипочем года их вере, Трепетной и нежной; Вот только мы-то Не всегда Оправдываем Их надежды. (В.Каратаев) Гордостью любой матери являются ее дети. Я немного вам расскажу о матерях, которые живут и трудятся в нашем селе.
Кузнецова Марина Петровна. Воспитала двух детей: дочь Светлану и сына Александра. Марина Петровна – добрая, заботливая мать. К своим детям она всегда очень требовательна. Дети выросли, получили высшее образование. Сейчас дочь Марины Петровны работает экономистом в администрации города Гая, а сын –инженер технического обслуживания и ремонта Западных Энергосетей. Дети Марины Петровны стараются жить и работать так, чтобы их маме не было за них стыдно. Красникова Антонина Николаевна. Все вы, ребята, очень хорошо знаете этого человека. Ведь она всегда вас встречает в сельской библиотеке. Антонина Николаевна вырастила двух сыновей – Вячеслава и Василия. Ей было очень трудно, ведь Славик и Вася родились двойняшками. Ребята выросли порядочными людьми, оба получили высшее образование. Сейчас Вячеслав Красников занимает должность заместителя прокурора Грачевского района, а Василий Красников живет в городе Оренбурге и работает инженером-строителем в фирме «Лист».
Бурцева Татьяна Александровна тоже вам многим хорошо известна. В семье у Татьяны Александровны двое детей. Они растут в любви и внимании. Старший сын Саша окончил нашу школу с золотой медалью. В детстве он перенес очень страшную болезнь, справиться с которой ему помогла мама. После излечения Саша решил стать врачом, и сейчас он учится в Оренбургской медицинской Академии. Дочь Татьяны Александровны – ученица 10 класса нашей школы. Она учится на «4» и «5». Татьяна Александровна очень любит своих детей и гордится их успехами.
А сейчас некоторые ребята нашего класса расскажут нам о своих мамах. Зачитываются сочинения.
В большинстве российских семей один или два ребенка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются трое и более детей. Такие семьи называют многодетными. В нашей школе учатся дети из 9 многодетных семей. А в нашем классе таких семей 5: семья Миханьковых, семья Требунских, семья Ивановых, семья Уваровых, семья Минасян. Ребята познакомят нас со своими мамами. Презентация «От чистого сердца …».
Судьба не всегда ласково с нами обходится. Семью Валентины Ивановны постигло горе. Сейчас она воспитывает трех внучек, младшей всего 5 лет. Сегодня у нас в гостях мамы этих ребят, я хочу с ними побеседовать. Много детей – это трудно? Что вам больше всего нравится в ваших детях? Какими вы хотите видеть своих детей?
А теперь я обращаюсь ко всем мамам: - Расскажите нам веселые и смешные истории о своих детях. - Спойте колыбельную, которую вы пели своим детям. Ребята, вы повзрослеете, покинете отчий дом, но не забывайте ваших мам. Думайте больше о ваших матерях, берегите, их любите. Их любовь к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы вы были хорошими людьми. Поют гитар походных струны, В тайге, в горах, среди морей… О, сколько вас сегодня, юных, Живет вдали от матерей! Вы вечно юные, в дороге – То там объявитесь, то тут… А ваши матери в тревоге Вестей от вас все ждут и ждут. Они считают дни, недели, Слова роняя невпопад… Коль рано матери седеют – Не только возраст виноват. И потому, служа солдатом Или скитаясь по морям, Почаще все-таки, ребята, Пишите письма матерям! (С.Викулов). Я хочу пожелать всем присутствующим мамам любви, счастья, благополучия. Пусть будут здоровы ваши дети, пусть на глазах у вас выступают только слезы радости. Ваши дети подарят вам маленькие солнышки, чтобы вам всегда было светло и тепло. Дети дарят подарки мамам. Смотрите также:
Уроки по учебнику «К тайнам нашего языка»
142.37kb.
1. cd уроки русского языка Кирилла и Мефодия
54.47kb.
Уроки русского языка по теме «Словообразование»
99.54kb.
Любимова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент. Многие учителя мечтают о том, чтобы их уроки были долгожданными, интересными, познавательными. Можно ли сделать каждый урок
218.58kb.
Билет 27. Значение басенного языка Крылова и языка комедии «Горе от ума» для развития русского литературного языка
549.33kb.
Программа по физике 11м класс по учебнику
682.2kb.
Давид гильберт
233.88kb.
Примерный перечень экзаменационных вопросов история языка 2 курс дневное отделение
34.48kb.
Русский язык и культура речи
132.91kb.
Введение в раздел
106.43kb.
Робин С. Шарма Кто заплачет, когда ты умрешь? Уроки жизни от монаха, который продал свой
297.47kb.
Место учебного предмета в учебном плане
273.24kb.
|