Главная страница 1

Алтайский

краевой институт

повышения квалификации

работников образования

Кафедра гуманитарного образования

Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения культуры речи учащихся ( из опыта работы).
Выполнила :

учительница русского языка и литературы

Батуровской средней школы

Шелаболихинского района

Епифанцева Людмила Александровна.

Рецензент :

Любимова Ольга Алексеевна,

кандидат филологических наук, доцент.

Многие учителя мечтают о том, чтобы их уроки были долгожданными, интересными, познавательными.

Можно ли сделать каждый урок таким? Некоторые из нас ответят утвердительно, другие засомневаются, третьи отрицательно покачают головой. А если это уроки русского языка, где в каждом слове таится по несколько ошибок?

Как держать интерес к предмету все 45 минут, не теряя внимания, предчувствуя «опасные» мечта в слове, своевременно вспоминая правила и работая с удовольствием?

Безусловно, занимательный материал способствует развитию интереса. Но, по моему убеждению, только серьёзное и целенаправленное отношение к предмету, постоянный поиск, желание докопаться до истины, познавательный интерес дают неплохие результаты в обучении.

Поэтому я убеждена, что вызвать интерес к родному языку помогает систематическая словарная работа, которая от урока к уроку расширяется, углубляется, ведёт к стремлению самостоятельно узнавать необходимую информацию о слове, обращаться за помощью к лингвистическим пособиям и различным словарям.

Каждый за годы своей школьной практики выделяет наиболее эффективные приёмы, видоизменяет их, совершенствует.

Я расскажу о некоторых, которые, как мне кажется, удачнее других помогают обогатить активный словарь учеников.

Словарная работа практически присутствует на каждом уроке русского языка, а в 5 классе только начинается. Соблюдая преемственность между начальным звеном и средними классами, рекомендую проводить словарные разминки, где используются слова, изученные в 4 классе.

По моим наблюдениям, в младших классах ведётся в основном словарно – орфографическая работа, формируются навыки написания и произношения слов. Полученные в начальных классах знания расширяю и углубляю, практикую использование картинных словарных диктантов. Такая работа хорошо сочетается с использованием слов по темам: «Школа», «Огород и поле», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Музыка» и т.д. Подбираю сюжетные и предметные картинки.

В 5 классе во время словарной работы присутствуют игровые моменты, занимательный материал, загадки.

Например:1. В названии какого дня недели присутствует удвоенная согласная? (суббота)

2. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он,

А называется …(перрон).

3. Загадка это нелегка,

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей).

4. Назвать имена девочек, которые состоят из двух букв а и удвоенных согласных. (Анна, Алла)

Словарные слова дети записывают в словарики, подчёркивают орфограммы, дома выполняют грамматические задания и красочно оформляют. Я внушаю детям, что словарики – наши верные помощники и надёжные товарищи, поэтому записи в них должны быть аккуратные и чёткие, по желанию можно что – либо рисовать, а пользоваться ими будем с 5 по 9 классы.

При изучении раздела «Фонетика» приобщаю школьников к «Орфографическому словарику» для начальных классов под редакцией П.А. Грушникова. Так как в кабинете русского языка много сказочных героев, нарисованных учащимися и учителем, то приобщение происходит при помощи Белоснежки, которая загадывает загадки на определённую букву алфавита, просит найти это слово в словарике, произнести его, обратив внимание на ударение, записать, составить словосочетание или предложение с ним, а дома внимательно прочитать все слова на звучавшую в классе букву и записать 8-10 слов, заинтересовавших ученика.

Думаю, что детям нравятся игровые моменты в словарной работе, так как вскоре ученица принесла «шкатулку» ( коробку из-под конфет с изображением Белоснежки), в ней сказочная героиня хранит игры – задания и серебряный колокольчик, возвещавший о начале и завершении словарной работы.

Постепенно от орфографического словарика переходим к знакомству с «Орфографическим словарём» под редакцией Д.Н. Ушакова. Считаю, что наряду с усвоением принципов работы по данному пособию, немного следует рассказать о его создателе.

К орфографическому словарю школьники прибегают для уточнения написания слов. На первых уроках поиск нужного слова отнимает у детей немало рабочего времени, но, если провести некоторую рационализацию, можно значительно ускорить эту работу.

Нужно сделать так, чтобы учащиеся могли быстро отыскать две, а в необходимых случаях – три начальные буквы нужного слова. Для этого мы с детьми пользуемся специальной табличкой, изготовить которую очень легко.

Надо взять лист плотной бумаги (по размеру страницы словаря) и разграфить его, как показано на рисунке. В первой колонке проставляются номера букв, во вторую вписываются по порядку буквы алфавита, в третью – страницы, на которых с этих букв начинаются слова.



№ буквы

Буква

Страница

№ буквы

Буква

Страница

1

2

3



4

5

6



7

8

9



10

А

Б

В



Г

Д

Е



Ж

З

И



К


37

45

57



62

68

69



70

75

80



11

12

13



14

15

16



17

18

19



20

Л

М

Н



О

П

Р



С

Т

У



Ф


91

95

101



111

122


148

156


169

174


178

И т.д.


Вычерченная и заполненная таблица вклеивается в словарь перед началом слов. Предлагаемая таблица составлена для десятого издания словаря. На уроке (во время творческих или самостоятельных работ)эта табличка позволяет сохранить немало времени, затрачиваемого обычно на поиск в словаре нужного слова.

Хорошим помощником в словарной работе является учебный комплекс под редакцией Бабайцева В.В. Слова сгруппированы, выделены крупным шрифтом и напечатаны рядом с текстом упражнений. Все слова, изучаемые в 6 классе, распределены по следующим группам: профессия, специальность, одежда человека, пейзаж, идеал человека, лингвистическая терминология.

На этапе контроля можно проводить словарные диктанты с последующей проверкой ( с использованием словаря), взаимопроверкой, хоровым проговариванием слов, выборочными, зрительными, контрольными диктантами.

Возможно, некоторым учителям эта работа покажется громоздкой. практика показала, что если отработать все этапы, то времени используется немного. А результаты хорошие. Я убеждена, что к словарной работе нужно подходить творчески: некоторые элементы внедрять, другие видоизменять и обязательно вносить что-то своё, что больше всего нравится детям и учителю.

Словарная работа присутствует практически на каждом уроке по 5-7 минут. Дело учителя определить в уроке подходящее место для закрепления и расширения знаний. Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание. Однако это запоминание кратковременно, поэтому последующие уроки являются очередной ступенью. На последующих уроках возможны такие виды упражнений:


  1. Орфографический диктант – правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечит хорошее усвоение произносительных норм.

  2. Диктант «Угадай словечко» можно проводить после изучения темы «Лексика». Учитель даёт толкование, а учащиеся записывают само слово.

  3. В лексическом диктанте дети дают толкование диктуемым учителем словам. Эти увлекательные задание не просто обогащают словарный запас школьников, но и вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления.

  4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить; одеть – надеть; экономный – экономичный; подпись – роспись). Она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения.

  5. Зрительный диктант используется как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Для такого диктанта берутся 3-5 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочерёдно демонстрируются по 10-20 секунд. За это время учащиеся должны прочитать предложение про себя, запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается и обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки. Тогда появляется новый зрительный диктант. Такая работа в 5-6 классах повышает технику чтения.

Рекомендую проводить индивидуальную работу по орфографии на основе словарных диктантов с учащимися, не видящими орфограмм и допускающими много ошибок.

Виды словарных диктантов могут быть такими:



  1. Словарный диктант с «подсказкой». Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию – вставляют в слово орфограмму. Например: мячом. Учитель говорит, что орфограмма находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать –о или –ё. Определим, находится слово под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение, если под ударением, то пишем –о, в безударном положении –ё.

  2. Словарный диктант с грамматическим заданием. Задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе диктовки, является путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Например: к гвардии, к аллее, в санатории (определите склонение, падеж, обратитесь к опорной таблице, запишите нужную букву).

  3. Словарный диктант с самопроверкой. Основное направление – формировать у детей навыки самоконтроля. Такая работа включает следующие этапы: 1) учащиеся пишут диктант; 2) учитель называет параграф, к которому надо обратиться для самоконтроля; 3)с помощью указанного параграфа дети проверяют диктант, обозначают орфограмму.

  4. Словарный диктант с продолжением. Этот вид развивает зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Потом следует самодиктант: к каждому слову диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: станция – революция; шёпот – пчёлы, крыжовник – шорох; подъём – съел.

Удачно проходит словарная работа с элементами игры. Игра – спутник в жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного возраста и подростки испытывают потребность в игре. Она обеспечивает заинтересованность, активизирует деятельность учащихся, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Словарную работу может оживить игра «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Побеждает тот, кто найдёт в тексте самое большое количество орфограмм.

Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – город Орёл;

цветок роза – девочка Роза;

воздушный шарик – собака Шарик.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

В слове вьюга Петя написал твёрдый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной –ю-, с которой начинается корень –юг-, пишется твёрдый знак. Согласны ли вы с Петей?

Игра «По щучьему веленью».

Один ученик, стоя у доски, говорит: «По щучьему велению, по моему хотению назовите мне слова с орфограммой –тся, –ться в глаголах. (Можно называть любую орфограмму, которую нужно повторить)

Игра «Справочное бюро».

Способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходимо тренироваться. Игра оживляет работу, разнообразит её. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдёт «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написано. Например: винегрет, бинокль, внимание.

Словарный диктант можно проводить на основе загадок. Школьники должны разгадать загадку написать ответ, обозначив орфограммы. Например, по теме «Правописание гласных после шипящих и ц» можно предложить следующую загадку:

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мягкой пастой дружит,

Нам усердно служит. (щётка)

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой, а преподаватель может контролировать деятельность всех учеников, помогая им осознать и исправить ошибки.

Используя разнообразные виды словарных диктантов, я пришла к выводу, что такая работа не только способствует перерастанию знаний и умений по орфографии в прочные навыки, но и повышает интерес к работе, вносит элементы новизны.

Хорошим подспорьем в работе являются методические журналы. Так в журналах «РЯШ» с №4,1993г по №1, 1994г в рубрике «Материалы для диагностики знаний, умений и навыков для учащихся 5-9 классов», составитель Костяева Т.А., рекомендованы словарные слова и сочетания слов по четвертям. Я эту работу расширила и разнообразила, так как убедилась, что орфография тесно связана и с морфологией, и со словообразованием, и с фонетикой, и с синтаксисом, вести работу нужно по всем изучаемым разделам русского языка. Поэтому, записав словарные слова, предлагаю грамматические задания: провести морфемный разбор интересного по составу слова, определить падежи имён существительных, выделить приставки в словах, дать лексическое толкование 2-3 словам, произвести фонетический разбор слова и т.д. Грамматические задания определяю согласно диктуемым словосочетаниям. Например, если учитель диктует такие словосочетания: безбилетный пассажир, придорожные растения, подыграть на гитаре и т.д., то и задание напрашивается само: выделить в словах приставки, вспомнить правописание данных морфем или обратиться к параграфу учебника для закрепления изученного. Если же в словарном диктанте есть интересные с точки зрения фонетики слова (количество звуков и букв не совпадает), то прошу детей выполнить данный разбор.

На следующем уроке предложенное грамматическое задание проверяем, заостряем внимание на словах с трудным написанием, наблюдаем за сходством или различием в написании и произношении. При выполнении заданий прошу детей обращаться за помощью к словарям – помощникам.

Развитие умений и навыков у учащихся работы со словарями – следующий этап в моей работе со словом.

В кабинете русского языка имеются в небольшом количестве лингвистические словари, и по мере необходимости мы к ним обращаемся. Знакомство с любым языковым пособием начинаю с пояснений: 1 ) как пользоваться словарём; 2) знакомство с построением словарной статьи; 3) условные сокращения, принятые в словаре; 4) грамматические пометы. Считаю, что знать все пометы и понимать их значение при пользовании словарём необходимо, поэтому основные записываем в словарики.

С 6 класса активизируется работа по «Школьному толковому словарю русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина. Так как первое знакомство с толковым словариком учебника произошло в 5 классе, то в 6-ом работа со справочником расширяется, углубляется. На первом уроке предлагаю лично познакомиться со словарём: полистать его, запомнить авторов, обратить внимание на пометы, найти слово, которое заинтересовало ученика, прочитать особенности найденной части речи.

Дети, как правило, через некоторое время убеждаются, что с толковым словарём необходимо подружиться. Дальнейшее приобщение к словарю происходит благодаря подбору занимательного материала.

Например:

Учитель. Как были одеты древние рыцари?

Ученик. Они были одеты в шлемы и ласты.

Учитель. Почему ученик попал в смешное положение? Какие слова он перепутал?

Вызывает у школьников интерес игра «Будьте внимательны».

Задания: продолжите предложения. В случае затруднений посоветуйтесь со словарём. Запишите толкование значения слов диалог, автопортрет.


  1. Автобиография – это описание своей жизни. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя. Авторучка – это…

  2. Если говорит один человек, то это монолог, если два, то это диалог. А если три, то это …

Обратившись к «Школьному толковому словарю», дети дополнительно выясняют, что часть сложных слов с авто- имеют три разных значения, а авторучка – это ручка для письма, в которой чернила автоматически подаются к перу.

Благодаря словарю ученики узнали, что если говорят три (четыре, пять и т.д.) человек, то это тоже диалог.

Вызывает интерес у детей поиск одного и того же слова по двум способам толкования. На доске заготовлена таблица с указанием страницы и способа толкования, нужно найти толкуемое слово.


Страницы

в словаре



Способы толкования

Толкуемое слово

первый

второй

51

131


254

349


388

Считать виноватым, виновным

Снежный слой, образующийся в туманную морозную погоду

Взять в плен

Давать совет

Сбиться в толпу, образовать толпу


Осуждать, упрекать

Род инея


Лишить свободы

Указать, как поступить

Собираясь, скапливаясь в одно место, сбиваясь в кучу.





Отыскав страницы и толкования слов, школьники быстро находят толкуемые слова: винить, изморозь, пленить, советовать, толпиться.

Постепенно подвожу детей к решению лингвистических задач:



  1. Почему в школьный толковый словарь включена лексика не ограниченного употребления, а общенародная?

  2. Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы назвали такой словарь? Кто бы мог им пользоваться?

  3. Как бы вы назвали словарь, в котором представлена только профессиональная лексика? Кому бы вы могли его порекомендовать?

Интересный и содержательный материал содержит статья «Как пользоваться «Школьным толковым словарём русского языка». Можно использовать отрывок для проверки орфографических навыков школьников, а позже попросить детей ответить на вопрос: «В чём значение толкового словаря?».

Помоч(?) тем, кто стремит(?)ся изучить ру…кий язык, глубже вникнуть (в)текст произведений великих ру…ких писателей, повысить культуру речи, обог…тить свой сл…варный запас и призвана книга, которая называет(?)ся «Школьный толковый словарь русского языка».

После знакомства со школьным толковым словарём приношу из библиотеки академический словарь С.И. Ожегова, в котором насчитывается 70000 слов, рассказываю об авторе – составителе, достоинствах словаря, и немного практикуемся в нахождении слов. Конечно, в будущем это лингвистическое пособие понадобится не всем, но каждому нужно знать о существовании такого издания и по необходимости уметь пользоваться.

Учащиеся 8 класса в своей работе неплохо используют толковый словарь, но на уроке по развитию речи по теме «Описания памятника» пришли к выводу, что необходим словарь, в котором даётся лексическое толкование иностранных слов. Детям был предложен «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и т.д. На уроках мы с учащимися слова обелиск, стела, монумент, мемориальный, статуя, скульптор сравнивали по «Школьному толковому словарю» и «Школьному словарю иностранных слов» и заметили, что в последнем словаре есть новый элемент – ссылка на язык – источник. Например, слово обелиск произошло от греческого obeliskos и имеет следующее толкование: «…памятник, в форме постоянно суживающегося, вытянутого кверху столба, устанавливается, как правило, в апмять погибших воинов». В этом же пособии были найдены, уточнены значения слов, которые были детям не вполне понятны, и записаны в словари: комплекс, монумент, мемориальный, стела, статуя. К слову «мемориальный» в словарной статье даётся уточнение: «…употребление этого прилагательного в сочетании со словами памятник, монумент неправильно, т.к. возникает тавтология – «памятный памятник». Это лексическая ошибка».

«Школьный словарь иностранных слов» регулярно используется в старших классах. Так как в него включены наиболее распространённые заимствованные слова, которые можно услышать по радио и телевидению, встретить в периодической печати, то и работа по названному словарю ведётся на всех уровнях: от фонетики до синтаксиса. Ученикам предлагаю следующие творческие и индивидуально - поисковые задания:


  1. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: детектив, кибернетика, турне, десант, декада.

  2. Определите по словарю род существительных: алиби, кафе, жюри, соло, сабо, импресарио, ранчо.

  3. Запомните имена существительные, которые не употребляются в единственном числе: жалюзи, сабо, джинсы, гастроли, джунгли.

  4. Определите, какие из названных существительных являются несклоняемыми: домино, либретто, эсперанто, хобби, фойе, фиаско.

  5. Знаете ли вы, как пишутся следующие слова: адаптация, акклиматизация, аккорд, комплимент? Напишите эти слова и проверьте вашу орфографию по словарю.

  6. Найдите антонимы к словам: мобилизация, прогресс, оптимизм, филантроп.

  7. Найдите синонимы к данным заимствованиям: агент, фиаско, фикция, физиономия, табу, хобби.

Интереснейший материал можно найти в комментариям к словарным статьям «Школьного словаря иностранных слов», где представлена информация по культуре речи, истории языка, пояснения к словам.

Возьмём, например, слова авторитет. Иногда это слово неправильно используют вместо слова известность, популярность: «Магазин быстро завоевал авторитет у покупателей». В литературном языке слово авторитет употребляется только по отношению к людям.

Комментарий к слову календарь рассказывает о календарях, которые использовались разными народами, даёт разъяснение о том, как возник современный календарь, которым мы пользуемся, объясняет, почему принятый после революции календарь опережает дореволюционный на 13 дней.

Интересны комментарии к словам, пришедшим из античности, рассказывающие об обычаях и верованиях людей этой эпохи, о мифах. Так, в комментарии к слову лабиринт рассказывается о загадочном дворце – лабиринте, который находился на острове Крит, о человеке – быке Минотавре, охранявшем Лабиринт, о том, как слово Лабиринт из имени собственного стало нарицательным.

Благодаря словарю дети запоминают, что слово патриот происходит от латинского patria – родина, поэтому они никогда не скажут «патриот своей родины». А это одна из частых ошибок в речи учащихся.

В нашу повседневную жизнь всё настойчивее входят слова иностранного происхождения, значения которых выпускники должны знать. Слова - заимствования маркетинг, менеджмент, менеджер, ноу-хау теснейшим образом связаны с экономической, хозяйственной и управленческой деятельностью российских предприятий. В «Школьном толковом словаре русского языка» и в «Словаре иностранных слов русского языка» толкований современных терминов нет, поэтому обращаюсь за помощью к методическим журналам «Русский язык в школе в СНГ» (№1 -3, 1992г), «Русский язык в школе», в которых не только поясняют значения слов – заимствований, но и устанавливают структурные отношения. Поэтому я прошу учеников 11 класса самостоятельно познакомиться с предлагаемыми статьями, выделить главное, красочно оформить на плотной бумаге или в тетради толкования слов. Выпускники отозвались на мою просьбу и оформили «Толковый словарь современных терминов». Считаю, если даже несколько минут отводить работе с заимствованными словами, то уровень речевой культуры, несомненно, повысится.

С момента изучения раздела «Морфемика» (5 кл) приобщаю учащихся к «Школьному словарю строения слов русского языка» под редакцией З.А. Потиха. Работу по этому справочному пособию начинаю со вступительной статьи, в которой объяснено предназначение и построение словаря. Статья написана в научном стиле, но доступно и убедительно, используются отрывки из стихов известных поэтов. Авторы справочника советуют школьникам, чтобы «лучше понять и запомнить значение слов, безошибочно их написать, правильно употребить их в речи, необходимо заглянуть «внутрь» слова, выделить словообразующие элементы, при помощи которых оно образовано».

Создатели пособия советуют учащимся вдумчиво относиться к строению слов, которые на первый взгляд имеют одинаковый морфемный состав. Так на странице 6 вступительной статьи предлагаются слова звёздочка, ёлочка, булочка, ласточка, сорочка. Я воспользовалась их рекомендациями и предложила ребятам первого варианта произвести морфемный разбор так, как они считают правильно, а учащимся второго варианта – обратиться за помощью к словарю строения слов. Как и ожидала, все ребята первого варианта допустили в разборе ошибки, выделив суффикс – очк- , а остальные недоумевали разнообразию суффиксов в сходных по строению словах. Пришлось путём подбора однокоренных слов убеждать, что прав словарь, а слово звёздочка имеет только суффикс –очк-; к слову ёлочка однокоренное ель, следовательно, корень здесь ел’-, суффиксы –оч- и –к-; к слову булочка однокоренные булка, булочная, следовательно, корень булоч-, суффикс –к- (в русском языке нет слова булла); слова ласточка и сорочка в современном русском языке не имеют однокоренных (кроме ласточкин), значит, они непроизводные и делятся лишь на корень и окончание –а. Как видим, слова звёздочка, булочка, ласточка, сорочка имеют совершенно разное строение: звёзд/очк/а, ёл/оч/к/а, булоч/к/а, ласточк/а, сорочк/а.

В словаре для морфемного разбора включены заимствованные слова. авторы рекомендуют внимательно к ним относится, так как в русском языке и языке – источнике произойдёт расхождение в расчленении слов на морфемы. Так в словах букинист, артист, доктор, оратор всё слово является корнем, т.к. в русском языке нет корневых слов «букин», «арт», «докт», «орат».

Вместе с детьми мы находим достоинства словаря – справочника:



  1. Составители словаря при создании пособия опирались на слова, помещенные на полях школьных учебников, отметили их жирной точкой для быстроты нахождения.

  2. При заимствованных словах приводятся этимологические справки, помогающие осмыслить значение слов или правописание.

Например: агроном/ическ/ий

Агроном; от греческого agros – поле + nomos – закон = тот, кто знает законы поля.



  1. Пометы истор (исторический) и устар (устаревшее слово) дают возможность в доступной форме кратко ознакомиться с истортей слова.

Например:

Говяд/ин/а – ( от устаревшего говядо – крупный рогатый скот + -ин-/а – суффикс существительных; сравните говяж/ий; чередование д-ж).



  1. Создатели словаря обращают внимание на вертикальную чёрточку на конце слова, которая напоминает, что данное слово не имеет окончания.

Например: лис/ий/, медвеж/ий, в/пере/гон/к/и/.

Если учитель заинтересует детей, а учащиеся поймут принцип работы со словарём строения, то постоянно будут обращаться к нему за помощью. Я рекомендую включать морфемную работу как на уроках, так и во внеурочной деятельности, т.к. это интересно и доступно детям.

Есть в кабинете «Краткий этимологический словарь русского языка» под редакцией Н.М. Шанского. Это нужное пособие, позволяющее подобрать примеры родства языка, особенностей связей и их развитие. Но понять словарные статьи, лингвистические термины ученикам сложно, поэтому работаем с ним частично. Предлагаю задания, которые интересны и доступны детям.

Например:



  1. Как произошли слова гардероб, свитер, парламент, парикмахер?

  2. Из каких языков пришли в русский следующие слова киоск, атаман, халва, халат, кумыс, богатырь?

  3. Найти в этимологическом словаре слово земляника, прочитайте словарную статью про это слово. Скажите, по какому принципу образованы в русском языке названия ягод черника, голубика, костяника?

  4. Как возникло слово мамонт?

  5. Какого человека на Руси называли обаятельным?

К словарю синонимов школьники обращаются при выполнении письменных творческих работ, чтобы избежать неоправданных повторов и выбрать нужное.

… Можно ещё долго рассказывать о достоинствах словарей. Безусловно, эта работа интересная, увлекательная, захватывающая, творческая. Словарь – это драгоценный колодец, в который чем глубже погружаешься, тем больше постигаешь тайн и закономерностей в развитии языка. Если ученики поймут принципы работы со всеми лингвистическими пособиями, оценят важность этого умения для современного молодого человека, то в дальнейшем смогут самостоятельно добывать глубокие знания, обучаясь в любом учебном заведении.

Работая над темой, я пришла к некоторым выводам:


  1. Всестороннюю работу со словом удачнее проводить в кружковой работе или на факультативных занятиях с желающими детьми, так как словарей в кабинете минимальное количество, а ученику необходимо самостоятельно делать маленькие открытия.

  2. Словарную работу желательно вести с 5 класса, постепенно расширяя и усложняя её, потому что без определённых умений и навыков самый лучший словарь не поможет ученику во время проведения экзаменов.

  3. В библиотеке оформлять выставки не только лингвистических словарей, но и справочников энциклопедического характера. Это увеличит количество учеников, стремящихся получить глубокие и прочные знания.

  4. Практиковать во внеклассной работе интеллектуальные игры по словарям; развивать творческие способности детей в создании несуществующих словарей. Тематика может быть самая разнообразная: 1)космический словарь; 2)словарь моих любимых слов; 3)словарь самых главных (важных) слов; 4) спортивный словарь; 5) школьный словарь; 6) словарь добрых слов; 7) словарь вежливых слов и т.д.

  5. Тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формируя у ребёнка внимание, уважение и любовь к родному языку.

Литература



  1. Блаженко В.Г. В алфавитном порядке//Русский язык в школе, 1990,№6.

  2. Вознюк Л.В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования //Русский язык в школе, 1994, №2.

  3. Иванова А.М. Урок, посвящённый словарям // Русский язык в школе, 1991, №6.

  4. Картаев М.У. Брифинг или пресс-конференция? // Русский язык в школе, 1992, №3-4.

  5. Костяева Т.А. Материал для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов// Русский язык в школе, 1993, №4.

  6. Климчук Л.А. Собирал человек слова.//Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины, 1991, №11.

  7. Косолапова Л.А. Обобщающий урок . в гостях у словарей// Русский язык в школе, 1992, №2.

  8. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся// Русский язык в школе,1909, №2.

  9. Пахнова Т.Н. Работа со словарём// Русский язык в школе, 1986, №5.

  10. Розенберг И.В. Организация и проведение праздника русского языка в школе// Русский язык в школе, 1988, №3.

  11. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М., 1990.

  12. Уголок для любознательных. Наша игротека//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1989, №8.



Смотрите также:
Любимова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент. Многие учителя мечтают о том, чтобы их уроки были долгожданными, интересными, познавательными. Можно ли сделать каждый урок
218.58kb.
Кандидат педагогических наук, доцент Дудулин В. В. Кандидат философских наук, доцент Семизоров Н. И
79.25kb.
Граданский брак в современной демографической ситуации
131.3kb.
Составители
134.37kb.
Учебно-методическое пособие Минск, 2007 г. Учреждение разработчик гуо «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
339.53kb.
Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке
841.29kb.
Кандидат философских наук, доцент, зав
59.56kb.
“ Прикладные вопросы комбинаторики и теории чисел ”
91.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
«Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль
768.84kb.
К вопросу отграничения институтов экстрадиции и передачи международным трибуналам военных преступников
114.75kb.