Главная |
страница 1
УДК 378 Кандидат педагогических наук, доцент Дудулин В.В. Кандидат философских наук, доцент Семизоров Н.И. Серпуховской военный институт ракетных войск Историко-педагогический анализ традиций РВСН и их педагогические возможности в военно-профессиональной подготовке офицерских кадров Современное общественное развитие России остро поставило проблему духовного возрождения, реформирования мышления масс. Особую актуальность этот вопрос приобретает в среде патриотического воспитания военнослужащих, там, где формируется чувство преданности Отечеству, любви к Родине, своему народу и готовности их защищать. Проблема патриотизма не относится к числу надуманных, абстрактных, интересующих лишь узкий круг людей. Значение патриотизма в жизни российского общества и государства можно объяснить, как минимум следующими причинами: во-первых, патриотизм- это вопрос исторической преемственности многих поколений людей, граждан единой исторической родины- России; во-вторых, проблема патриотизма- это проблема консолидации нашего общества, разобщённость которого достигает иногда просто- таки пугающих размеров. Патриотизм мог бы явиться одной из духовных основ, позволяющих объединить (консолидировать) представителей самых разных политических направлений, включая и традиционно непримиримых; в-третьих, патриотизм- это вопрос духа народа, его инициативы и активности, способности к преодолению трудностей, к героизму. Это так - же вопрос преодоления отчуждённости людей от власти, общества, государства, политики в широком смысле слова, способ осмысления ими прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества, его выживания в условиях скрытого и открытого противоборства различных государств в будущем веке и тысячелетии. Военная история России является ярким свидетельством того, как бережно относились наши предки к воинским традициям прошлого. Бесценное наследие старших поколений использовалось ими в условиях упорной борьбы за целостность, самостоятельность и независимость своего Отечества. В современных условиях воинские традиции выступают как средство воспитания будущих офицеров. Свою специфику представляют традиции Ракетных войск стратегического назначения. Созданные в декабре 1959 года Ракетные войска стратегического назначения являются самым мощным родом Вооружённых Сил РФ, главной составной частью Российских стратегических ядерных сил (СЯС), способной самостоятельно решать стратегические задачи по защите Отечества. На протяжении своей 48-летней истории РВСН продолжают лучшие традиции Вооружённых Сил России и имеют свои. Важнейшим условием эффективного воспитания на традициях является систематизация существующих традиций и выявление педагогических возможностей этих традиций в подготовке курсантов как будущих офицеров-ракетчиков. Проведенный анализ позволяет говорить о системе традиций РВСН, проявляющаяся как сложная взаимосвязь подсистем (компонентов) в основных сферах деятельности воинов-ракетчиков. По сферам воинской деятельности различают:
В перечисленных группах традиций нашли свое отражение традиции, выступающие как общие для Вооруженных Сил России, традиции, унаследованные воинами-ракетчиками от воинских частей и подразделений, на базе которых формировались ракетные части и подразделения. Однако специфичность Ракетных войск стратегического назначения придала этим традициям уникальность их звучания, проявления и роли в воспитании воинов-ракетчиков. В силу особого предназначения РВСН в деле обеспечения безопасности Отечества приоритетное значение приобретают традиции служебно-боевой деятельности (боевые традиции). Боевые традиции - это элементы боевого наследия РВСН, передающиеся из поколения в поколение ракетчиков и сохраняющие свою актуальность для нужд боевой практики и образцового выполнения воинского долга в течении длительного времени. Наиболее ярко выраженное проявление в этой группе традиций получили традиции: служба Родине; верность присяге; верность боевому знамени; бдительное несение боевого дежурства; постоянная готовность к безусловному выполнению основной задачи; содержание в постоянной боевой готовности и безаварийная эксплуатация ракетно-ядерного оружия и боевой техники; высочайшая дисциплинированность при выполнении боевых задач; постоянная боеготовность, предельная организованность, четкость и оперативность в действиях; самоотверженность и мужество при выполнении боевых задач; постоянное самосовершенствование в боевой деятельности; коллективизм и товарищеская взаимопомощь; взаимозаменяемость номеров расчетов и смен; ритуал заступления смен на боевое дежурство. Традиции учебно-боевой деятельности обусловлены сферой повседневной служебной деятельности, боевой учебы и воспитания воинов-ракетчиков. Проведенный анализ позволяет говорить о проявлении следующих традиций данной группы: гордость и ответственность за службу в РВСН; постоянный процесс профессионального совершенствования и самосовершенствования, боевого слаживания; высокий профессионализм подготовки, широта культурного и военно-технического кругозора; коллективизм и войсковое товарищество; освоение должности на степень выше занимаемой; высокая требовательность в сочетании с уважительным отношением к подчиненным и заботой о них; ритуал подготовки к боевому дежурству, заступления на боевое дежурство, проводов дежурных смен на боевое дежурство, встреч с боевого дежурства; чествование лучших воинов части (подразделения); девиз «вернулся с боевого дежурства, готовься снова к боевому дежурству»; новой технике своевременный и качественный уровень ее освоения; бдительность, строжайшее соблюдение военной и государственной тайны; празднование дней воинской славы, дня части; отдание почестей воинам, навечно зачисленным в списки части, воинам, героически погибшим при выполнении боевых и служебных задач. Традиции повседневной жизнедеятельности и быта - это устоявшиеся правила и обычаи организации повседневной жизни военнослужащих, связанные с удовлетворением их насущных материальных и культурно-досуговых потребностей в интересах служебной деятельности. Воинский быт охватывает широкий круг проблем: систему снабжения и ведения войскового хозяйства, поддержания в воинских частях установленного внутреннего порядка, информационное, культурно-досуговое и медицинское обеспечение. Он оказывает непосредственное воздействие на все стороны воинской деятельности: боевую подготовку, морально-психологический климат в воинских коллективах, состояние воинской дисциплины. Тем самым определяется важность существующих в данной сфере воинских традиций. К основным из них относятся: поддержание в подразделениях и частях уставного внутреннего порядка; умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; национальная и религиозная терпимость; рыцарское отношение к женщине; благородство и честь во взаимоотношениях офицеров; забота о сохранении здоровья военнослужащих и своевременное обеспечение их необходимыми материально-финансовыми средствами; соблюдение солдатами и офицерами правил ношения военной формы, поддержание ее в чистоте и опрятности; строгое соблюдение правил личной и общественной гигиены. Сущность и содержание традиций РВСН нельзя понять и оценить в полной мере, не выяснив их воспитательных функций. К основным функциям воинских традиций РВСН относятся:
Нормативно-регулятивная функция. Она состоит в том, что традиции могут выступать в качестве ориентиров воинского поведения программы, образца деятельности и отношений, меры этих социальных отношений и действий. Выступая как мера, оценочный критерий поступков, действий и отношений, традиции оказывают сильнейшее воздействие на сознание, чувства и поведение военнослужащих. Это объясняется тем, что традиции поддерживаются общественным мнением, весьма мощным фактором социального влияния. Транзитивная функция. Суть данной функции состоит в том, что происходит аккумуляция, консервация и трансляция опыта традиционного поведения. Каждое последующее поколение воинов-ракетчиков берет не только накопченный опыт боевой и повседневной деятельности, но и сформировавшиеся традиции. Благодаря этой функции становится возможной трансформация накопленного опыта поведения и действия. Мобилизационно-побудительная функция. Она заключается в том, что традиции побуждают и вдохновляют воинов-ракетчиков на определенные действия, поступки, отношения. Тем самым происходит усиление факторов воспитательного, морально- психологического воздействия на военнослужащих. В этом тане традиции создают благоприятную почву для деятельности по воспитанию на положительном примере старших поколений ракетчиков. Познавательно-информационная функция. Суть данной функции состоит в том, что традиции побуждают воинов-ракетчиков к познанию, к выявлению причинно-следственных обусловленностей в действиях и поступках как других людей, так и самих себя. Образно говоря, в традиции информация спрессовывается в компактную матрицу и в таком виде может сохраняться долгое время. Интегративная функция. Проявляется в единении военнослужащих на выполнение стоящих задач. Таким образом, проведенный педагогический анализ сущности, содержания и функций традиций РВСН позволяет говорить о действующей системе традиций РВСН, обусловленной сложной системной взаимосвязью основных видов деятельности воинов-ракетчиков. В процессуальном плане воспитание на традициях рассматривается как целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, институтов Вооруженных Сил, всех должностных лиц ввуза по формированию и развитию личности будущего офицера, прежде всего как гражданина-патриота России, воина-профессионала и побуждение его к самовоспитанию. Такой подход к пониманию сущности процесса воспитания курсантов на традициях РВСН позволяет по-новому подойти к решению этой сложной проблемы. Во-первых, он предполагает расширительное толкование самого субъекта системы воспитания на традициях с включением в него на практике самых высших государственных инстанций. Во-вторых, рассмотрение сущности воспитания на традициях через категорию «деятельности» акцентирует внимание военных теоретиков и практиков на исключительное многообразие этого процесса, поиск новых подходов в работе с людьми, особенно в плане активизации опосредованных факторов формирования и развития личности будущего офицера, на недопущение педагогического насилия со стороны воспитателя над воспитуемым. В-третьих, в предлагаемом понятии процесса воспитания на традициях конкретизированы его реальные цели и ожидаемые результаты в соответствии с современными требованиями руководящих документов и психолого-педагогическими взглядами (ориентированность воспитания на государственно-патриотические идеалы, высокий профессионализм будущих офицеров, в целом на их самосовершенствование). Такой подход отражает и общую стратегию обновления воспитания, разрабатываемую в современной педагогике. Литература:
Смотрите также:
Кандидат педагогических наук, доцент Дудулин В. В. Кандидат философских наук, доцент Семизоров Н. И
79.25kb.
Граданский брак в современной демографической ситуации
131.3kb.
Кандидат философских наук, доцент, зав
59.56kb.
Составители
134.37kb.
Учебно-методическое пособие Минск, 2007 г. Учреждение разработчик гуо «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
339.53kb.
Иванова Лилия Фатыховна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культурологии и архивоведения
128.86kb.
“ Прикладные вопросы комбинаторики и теории чисел ”
91.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
К вопросу отграничения институтов экстрадиции и передачи международным трибуналам военных преступников
114.75kb.
«Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль
768.84kb.
Роль адата и шариата в системе судебных органов Северного Кавказа Сотников Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология»
96.71kb.
|